РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ДВ "Менеджмент"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация

№ 2 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование

Квалификация выпускника "Инженер "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Колычева Жанна Ярославовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ДВ "Менеджмент" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, профессор кафедры " Коммерция и логистика", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВДВ_Менеджмент_С_23.05.01_во_5_ЭиМ_п32145_38978.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Менеджмент".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Менеджмент" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Маркетинг", "Междисциплинарный курс";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Основы экономики предприятия

Умеет: анализировать и оценивать социальную и экономическую информацию

Имеет навыки: методами расчета основных эксплуатационных характеристик подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования, их типовых узлов и деталей (в том числе расчета электрических, гидравлических и пневматических приводов)

ОК-4 - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

Знает: методы расчета основных характеристик эксплуатационных свойств подъемно-транспортных,строительных, дорожных средств и оборудования

Умеет: Составлять математические модели, расчетные схемы, использовать нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности для выполнения профессиональных функций при работе в коллективе

Имеет навыки: методами расчета основных эксплуатационных характеристик подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования, их типовых узлов и деталей (в том числе расчета электрических, гидравлических и пневматических приводов)

ОК-5 - способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности

Знает: методики расчета и экспериментального определения основных показателей надежности, определения и оценки нагрузочных режимов, анализа и расчета структурных схем надежности

Умеет: составлять и оформлять планы, тезисы, конспекты, аннотации, рецензии, рефераты, отчеты, квалификационные работы

Имеет навыки: методами расчета несущей способности элементов, узлов и агрегатов подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования с использованием графических, аналитических и численных методов

ПК-16 - способностью составлять планы, программы, графики работ, сметы, заказы, заявки, инструкции и другую техническую документацию

Место дисциплины 1С.В.ДВ "Менеджмент" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Информатика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗДС, ТДВ, ТДС.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 7 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
1 1 1  
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 97   33 64
Контрольная работа (К) 12     12
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 85   33 52
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 7 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Сущность понятия менеджер. Отличие менеджмента от управления. (Компетенция/и ОК-4, ОК-5)

2. Классификация работ по видам вклада в конечный результат деятельности. (Компетенция/и ПК-16)

3. Деятельность менеджера в условиях кризиса в организации. (Компетенция/и ОК-4, ОК-5)

4. Целевые установки при решении проблем. (Компетенция/и ОК-4, ПК-16)

5. Стратегия эффективного менеджмента. (Компетенция/и ПК-16)

6. Концепция управления персоналом организации. (Компетенция/и ОК-4, ПК-16)

7. Кадровая стратегия кризисной организации. (Компетенция/и ОК-4, ПК-16)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 4   8
2 6 2   8
3 4 2   8
4 4 2   7
5 4 2   6
6 4 2   6
7 4 2   6
Итого 32 16   49
В т.ч. по интерактивным формам 10 6    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Инструменты управленческой деятельности 4
2 Методологические основы менеджмента 2
3 Методика разработки целей 2
4 Модель принятия решения 2
5 Структура проблем, их взаимодействие, приоритеты 2
6 Управление персоналом в современных условиях. 2
7 Разработка кадровой стратегии кризисной организации. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Система менеджмента организации (организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности). 8
2 Анализ эффективности управленческой деятельности 8
3 Компетентносная модель управленческой деятельности (организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности). 8
4 Управление с точки зрения системного подхода 7
5 Менеджмент в рамках развития интеграционных процессов 6
6 Расчет эффективности управленческой деятельности 6
7 Производственные и хозяйственные ситуации в менеджменте (организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности). 6

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 85 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Прокопенко Е.С. Менеджмента. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям / Е.С.Прокопенко ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. – 22 с

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОК-4 +
ОК-5 +
ПК-16 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-4 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-5 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-16 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

вариант:1. Менеджмент как наука, практика и искусство.2. Содержание, достоинства и недостатки дивизиональной структуры управления; вариант 2:1. Рассмотрите классические подходы к менеджменту.2. Содержание линейно-штабной организационной структуры управления; вариант 3. 1.Раскройте суть современных подходов к менеджменту. 2.Современные структуры управления. Структура предпринимательского типа; вариант 4: 1.Менеджмент и управление: общее и особенности. 2.Особенности структур, ориентированных на рынок; вариант 5: 1.Содержание управленческой деятельности менеджера. 2.Сущность и особенности партисипативных структур; вариант 6: 1.Менеджер на ж/д транспорте: характерные черты, требования и функции.2Сущность эдхократической структуры управления; вариант 7: 1.Этика менеджмента. 2.Особенности формирования и управления международными компаниями.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Принципы обновления организации: управление «по-другому»; стремление к информированности; делегирование полномочий.
2) Принципы обновления организации: контроль; взгляд со стороны; групповая работа.
3) Принципы обновления организации: стабильность в движении; установки и внимание; мотивы и приверженность.
4) Основы личной эффективности деятельности менеджера. Требования к руководителю в современных условиях.
5) Характеристика основных ограничений, влияющих на деятельность менеджера. Примеры пяти основных ограничений.
6) Определение основных ограничений, влияющих на деятельность менеджера. Примеры шести ограничений.
7) Мотивация проведения. Понятие «потребности». Типы вознаграждений.
8) Мотивация поведения. Использование теории Маслоу в управлении.
9) Содержательные теории мотивации: власти, успеха, сопричастности.
10) Процессуальная теория мотивации - ожидание мотивации.
11) Процессуальная теория мотивации – справедливость мотивации.
12) Иерархия уровней, определяющих формирование научно-технической политики для инновационного менеджмента.
13) Тенденции развития науки и техники и методы их выявления и инновационном менеджменте.
14) Понятие “харизма”. Характеристика харизматической личности; её влияние на управление персоналом.
15) Понятие “профессиональное развитие”. Влияние профессионального развития на выполнение целей организации.
16) Понятие “профессиональная карьера”. Планирование карьеры.
17) Преимущества организации; сотрудника в развитии карьеры.
18) Понятие “модель партнерства” по планированию и развитию карьеры.
19) Понятие “команда”. Принципы создания “команды”.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проводить анализ условий улучшения организации труда.
2) Разработать программу одного из ограничений, мешающих эффективному менеджменту.
3) Проводить ротацию рабочих мест; расширение фронта работ.
4) Осуществлять разделение работы; автономные рабочие группы.
5) Анализировать процесс обогащения содержания работы.
6) Построить квалификационно-должностную модель менеджера.
7) Оценивать факторы, влияющие на определение потребностей организации в развитии персонала.
8) Анализировать источники информации и потребности персонала в профессиональном обучении.
9) Организовывать процесс профессионального обучения.
10) Определение целей профессионального обучения.
11) Применять методы по оценке эффективности профессионального обучения.
12) Выделять основные элементы мотивации сотрудника на активное обучение.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Инструментами управления развитием организации в современных условиях.

2) Методиками выявления "узких мест", проблемных факторов в управленческой деятельности конкретного предприятия.

3) Разработкой системы контролируемых факторов.

4) Анализом рыночных возможностей.

5) Разработкой комплекса маркетинга.

6) Приемами стратегического планирования.

7) Процессом стратегического маркетинга и его стадиями.

8) Приемами определения и удовлетворения потребностямим покупателей.

9) Способами определения состояния спроса.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-4 5 1, 3, 4, 6, 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3, 4, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-5 5 1, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-16 5 2, 4, 5, 6, 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4, 5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Петров, А. Н. Менеджмент : учебник для бакалавров / А. Н. Петров ; отв. ред. А. Н. Петров. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 645 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-1853-3. - ЭБС "Юрайт"
2 Юкаева В.С. Менеджмент. Краткий курс [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.С. Юкаева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2014. — 104 c. — 978-5-394-00632-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4448.html

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Пустынникова Е.В. Основы менеджмента: учеб. пособие / Е.В. Пустынникова. - 2011
2 Жигун, Л. А. Менеджмент: современные основы организации контроля на предприятии : учеб. пособие / Л.А. Жигун. - Ростов н/Д : Феникс, 2007

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Колычева Ж.Я. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Менеджмент". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям / Е.С.Прокопенко ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. – 22 с.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 не предусмотрено

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 38978.