РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Транспортные машины и триботехника"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Основы теории строительных, подъемных, дорожных машин и технологического оборудования"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация

№ 2 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование

Квалификация выпускника "Инженер "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Шаповалов Владимир Владимирович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Основы теории строительных, подъемных, дорожных машин и технологического оборудования" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Транспортные машины и триботехника".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., проф. Семко Игорь Александрович, профессор кафедры АПП, ДГТУ .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Основы т с п д м и т о_С_23.05.01_во_4_ТМТ_п27982_38831.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы теории строительных, подъемных, дорожных машин и технологического оборудования".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы теории строительных, подъемных, дорожных машин и технологического оборудования" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Организация технического контроля средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных строительных и дорожных работ", "Подъемно-транспортные машины", "Строительные и дорожные машины";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: классификацию, области применения подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования, требования к конструкции их узлов, агрегатов, систем; классификацию, области применения наземных транспортно-технологических средств и комплексов, требования к конструкции наземных транспортно-технологических средствих узлов, агрегатов, систем

Умеет: анализировать и оценивать влияние конструкции на эксплуатационные свойства агрегатов и подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования в целом; анализировать и оценивать влияние конструкции на эксплуатационные свойства агрегатов наземных транспортно-технологических средств в целом; анализировать влияние конструкции на эксплуатационные свойства наземных транспортно-технологических средств

Имеет навыки: инженерной терминологией в области производства подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования; методами расчета основных эксплуатационных характеристик подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования, их типовых узлов и деталей (в том числе расчета электрических, гидравлических и пневматических приводов); методами планирования эксперимента; методами расчета несущей способности элементов, узлов и агрегатов подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования с использованием графических, аналитических и численных методов

ОПК-5 - способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Знает: классификацию, области применения подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования, требования к конструкции их узлов, агрегатов, систем; классификацию, области применения наземных транспортно-технологических средств и комплексов, требования к конструкции наземных транспортно-технологических средствих узлов, агрегатов, систем

Умеет: выбирать рациональные схемы автоматических систем и агрегатов; выбирать параметры агрегатов и систем подъемно-транспортных,строительных, дорожных средств и оборудования с целью получения оптимальных эксплуатационных характеристик; выбирать параметры агрегатов и систем наземных транспортно-технологических средств с целью получения оптимальных эксплуатационных характеристик

Имеет навыки: инженерной терминологией в области производства подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования; методами расчета основных эксплуатационных характеристик подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования, их типовых узлов и деталей (в том числе расчета электрических, гидравлических и пневматических приводов); методами расчета основных эксплуатационных характеристик наземных транспортно-технологических средств, их типовых узлов и деталей (в том числе расчета электрических, гидравлических и пневматических приводов)

ПК-15 - способностью организовывать технический контроль при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических средств и их технологического оборудования

Знает: классификацию, функциональные возможности и области применения основных видов механизмов; классификацию, области применения наземных транспортно-технологических средств и комплексов, требования к конструкции наземных транспортно-технологических средствих узлов, агрегатов, систем; классификацию, типовые конструкции, критерии работоспособности и надежности деталей и узлов машин; методики расчета и экспериментального определения основных показателей надежности, определения и оценки нагрузочных режимов, анализа и расчета структурных схем надежности

Умеет: анализировать и оценивать влияние конструкции на эксплуатационные свойства агрегатов и подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования в целом; анализировать влияние конструкции на эксплуатационные свойства наземных транспортно-технологических средств; выбирать параметры агрегатов и систем подъемно-транспортных,строительных, дорожных средств и оборудования с целью получения оптимальных эксплуатационных характеристик; выбирать конструкторские решения, обеспечивающие конструктивную безопасность, комфортабельность подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования

Имеет навыки: методами планирования эксперимента; методами расчета основных эксплуатационных характеристик наземных транспортно-технологических средств, их типовых узлов и деталей (в том числе расчета электрических, гидравлических и пневматических приводов); Методами обеспечения безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных средства и оборудования; методами планирования эксперимента

ПСК-2.12 - способностью организовывать технический контроль при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных, строительных и дорожных работ и их технологического оборудования

Место дисциплины 1С.Б "Основы теории строительных, подъемных, дорожных машин и технологического оборудования" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретическая механика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗДС, ТДВ, ТДС.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 58   58
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 58   58
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 2 10
Лекции (Лек) 6 6 2 4
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 121   50 71
Контрольная работа (К) 6     6
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 115   50 65
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 14 53 91
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Теоретические и экспериментальные исследования. (Компетенция/и ОПК-5, ПК-15, ПСК-2.12)

1.1. Основы динамики наземных транспортно-технологических: 1) Определение значений масс и жесткостей кинематической схемы. 2) Приведение масс, жесткостей и сил к эквивалентной расчётной схеме. 3) Упрощение эквивалентных схем. 4) Правила суммирования (присоединения) масс при упрощении эквивалентного вала.

1.2. Дифференциальные уравнения крутильных колебаний: 1) Определение значений основной частоты и форм крутильных колебаний. 2) Определение значений высших частот и форм крутильных колебаний. 3) Преобразование форм колебаний при стопорении механической системы. 4) Описание алгоритма программы. 5) Расчёт частот и форм собственных колебаний без использования ЭВМ.

1.3. Примеры составления эквивалентных расчетных схем: 1) Исследование процесса запуска механической системы. 2) Исследование процесса стопорения механической системы. 3) Исследование грузоподъемного механизма. 4) Методы физико-математического моделирования нелинейных (фрикционных) систем НТТС.

1.4. Математическое планирование эксперимента: 1) Классический эксперимент. 2) Полный факторный эксперимент. 3) Развитие многофакторных планов и методика их реализации. 4) Анализ результатов исследований и дальнейшая стратегия оптимизации НТТК. 5) Планирование промышленных эксперимент.

2. Основные характеристики САРУ. (Компетенция/и ОПК-5, ПК-15, ПСК-2.12)

2.1. Классификация элементов автоматики: 1) Принципы управления (регулирования). 2) Типы САРУ по задачам управления (по типу задающего устройства). 3) Системы автоматического регулирования прямого и непрямого действия. 4) Непрерывные и прерывистые системы автоматического регулирования. 5) Статические и астатические системы автоматического регулирования.

2.2. Уравнения динамики и динамические характеристики САР: 1) Общий метод составления исходных уравнений динамики САРУ. Типовые звенья. 2) Передаточные функции систем автоматического регулирования. 3) Динамические характеристики систем автоматического регулирования.

2.3. Динамические звенья и структурные схемы: 1) Элементы и звенья систем автоматического регулирования. Характеристики типовых звеньев САР. 2) Статические характеристики звеньев. 3) Типы звеньев и их динамические характеристики. 4) Передаточные функции звеньев и структурные схемы систем автоматического регулирования. 5) Частотные передаточные функции и частотные характеристики.

2.4. Анализ динамической устойчивости и качества САРУ: 1) Основные понятия об устойчивости. 2) Математические условия устойчивости. 3) Критерии устойчивости. 4) Уравнение динамики и динамические характеристики нелинейных САУ. Составление уравнений нелинейных систем автоматического регулирования. 5) Фазовое пространство. 6) Формулировка понятия устойчивости по Ляпунову. 7) Устойчивость механических систем по первому приближению. 8) Фазовые траектории для обыкновенных линейных систем. 9) Уравнение систем с нелинейностью релейного типа. 10) Уравнения систем с нелинейностью в виде сухого трения и зазора.

2.5. Анализ САРУ в установившемся режиме: 1) Качество процесса регулирования. 2) Средства улучшения качества процесса регулирования.

2.6. Элементы и устройства систем автоматического регулирования: 1) Датчики систем автоматики. 2) Усилительные элементы систем автоматики. 3) Исполнительные элементы систем автоматики.

2.7. Автоматизация управления транспортно-технологическими: 1) Автоматизированный электропривод. 2) Автоматизированное управление и блокировка транспортёров. 3) Автоматизация грузоподъемных машин. 4) Автоматизация дробилок. 5) Последовательность и примеры расчета параметров двухпозиционных систем автоматического регулирования. 6) Управление процессом загрузки дробилок. 7) Автоматизация процесса дозирования. 8) Определение устойчивости системы при переходных процессах (качественная оценка системы регулирования). 9) Дозирование сыпучих материалов. 10) Автоматизация работы землеройных машин. 11) Автоматизация работы одноковшовых экскаваторов. 12) Приборы для учета производительности экскаваторов. 13) Автоматизация процессов управления землеройно-транспортных машин. 14) Автоматизация шпалоподбивочных машин.

3. Динамический мониторинг транспортных фрикциооных систем. (Компетенция/и ОПК-5, ПК-15, ПСК-2.12)

3.1. Лабораторные комплексы контроля и прогнозирования: 1) Лабораторные комплексы контроля и прогнозирования состояния фрикционной механической системы «путь – подвижной состав». 2) Контроль текущего состояния мобильного транспорта для обеспечения безопасности движения. 3) Вибродиагностика механических систем подвижного состава. 4) Комплекс контроля и прогнозирования сцепления колеса с рельсом в режимах тяги и торможения. 5) Испытательные стенды для проведения модельных исследований фрикционного контакта.

3.2. Исследование и оптимизация параметров: Исследование и оптимизация параметров колебаний модели базового подвижного состава (БПС) на катковом стенде.

3.3. Методологические основы динамического мониторинга: 1) Методологические основы динамического мониторинга аномальных термодинамических процессов в контакте «колесо – рельс». 2) Трибоспектральная идентификация фрикционного контакта «колесо – рельс». 3) Исследование зависимости объемной температуры в контакте «колесо – рельс».

3.4. Динамический мониторинг системы: 1) Динамический мониторинг системы «путь – подвижной состав». 2) Трибоспектральная идентификация диссипативных связей фрикционной механической системы «подвижной состав – верхнее строение пути» («ПС–ВСП»). 3) Динамический мониторинг фрикционного контакта «гребень колеса – боковая поверхность рельса».

3.5. Динамический мониторинг фрикционного контакта: 1) Динамический мониторинг фрикционного контакта «колесо автомобиля – тормозные колодки». 2) Динамическая модель автомобильного транспортного средства. 3) Динамическая модель блокировки одиночного колеса автомобиля. 4) Динамическое подобие автомобильного транспортного средства. 5) Физическое подобие фрикционных контактов «тормозной диск – тормозные колодки» и «колесо – дорожное покрытие» автомобильного транспорта.

3.6. Динамический мониторинг грузоподъемных механизмов: 1) Защита кранов мостового типа от перегрузок. 2) Работа накопительного счетчика нагрузки. 3) Анализ работы подъемного механизма и характеристики безопасности. 4) Автоматические системы ограничения грузоподъемности. 5) Повышение надежности и эффективности мостовых кранов фирмы «ДЕМАГ».

3.7. Динамический мониторинг контакта: 1) Динамический мониторинг контакта «гребень колеса – боковая поверхность головки рельса» при наличии смазочного материала (СМ). 2) Автоматизация процесса лубрикации контакта «колесо – рельс».

4. Моделирование транспортных систем. (Компетенция/и ОПК-5, ПК-15, ПСК-2.12)

4.1. Математическая модель транспортной трибосистемы: Математическая модель транспортной трибосистемы «путь – подвижной состав».

4.2. Экспериментальная база разномасштабного моделирования.

4.3. Расчет критериальных соотношений.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 10   6 15
2 12   4 15
3 10   4 14
4     2 14
Итого 32   16 58
В т.ч. по интерактивным формам 32   16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Определение динамических характеристик механических систем 6
2 Анализ динамической устойчивости и качества САРУ. 4
3 Лабораторные комплексы контроля и прогнозирования состояния фрикционной механической системы. 4
4 Составление таблиц масштабных коэффициентов 2

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Определение значений масс и жесткостей кинематической схемы. Приведение масс, жесткостей и сил к эквивалентной расчётной схеме. Правила суммирования (присоединения) масс при упрощении эквивалентного вала. Определение значений основной частоты и форм крутильных колебаний. Определение значений высших частот и форм крутильных колебаний. Описание алгоритма программы. Математическое планирование эксперимента и оптимизация НТТК. Планирование промышленных экспериментов. 15
2 Классификация элементов автоматики. Принципы управления (регулирования). Уравнения динамики и динамические характеристики САР. Общий метод составления исходных уравнений динамики САРУ. Типовые звенья. Анализ САРУ в установившихся режимах. Анализ динамической устойчивости и качества САРУ. 15
3 Математическая модель транспортной трибосистемы «путь – подвижной состав». Исследование и оптимизация параметров колебаний модели базового подвижного состава (БПС) на катковом стенде. Исследование зависимости объемной температуры в контакте «колесо – рельс». Автоматизация процесса лубрикации контакта «колесо – рельс». 14
4 Математическая модель транспортной трибосистемы. Экспериментальная база разномасштабного моделирования. Расчет критериальных соотношений 14

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 115 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Евдокимов, Ю. А. Основы теории инженерного эксперимента [Текст] : учеб. пособие. Ч. 1. Методы математического планирования эксперимента / Ю.А. Евдокимов, В.В. Гудима, А.В. Щербаков ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 1994. - 83 с. - 01.00 р.
2 Евдокимов, Ю.А. Основы теории инженерного эксперимента. Теория физического подобия и моделирования сложных объектов и процессов. Ч. 2 : учеб. пособие / Ю.А. Евдокимов, В.М. Приходько, З.Ю. Корниенко, В.В. Гудима; Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 1997. - 82 с.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-5 +
ПК-15 +
ПСК-2.12 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-5 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-15 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПСК-2.12 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

приведение математических моделей механических систем к эквивалентной расчётной схеме минимальной сложности (30 вариантов);

определение динамических характеристик механических систем (30 вариантов);

определение динамических характеристик механических систем и оптимизация параметров управления ею (30 вариантов);

оценка качества динамических систем (30 вариантов);

идентификация частотных характеристик механических систем по экспериментальным характеристикам (30 вариантов).

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Основы динамики наземных транспортно-технологических машин (НТТМ)
2)Правила суммирования (присоединения) масс при упрощении эквивалентного вала
3)Дифференциальные уравнения крутильных колебаний системы связанных дисков
4)Определение значений основной частоты и форм крутильных колебаний
5)Определение значений высших частот и форм крутильных колебаний
6)Преобразование форм колебаний при стопорении механической системы
7)Методы физико-математического моделирования нелинейных (фрикционных) систем НТТС
8)Классификация элементов автоматики
9)Принципы управления (регулирования)
10)Системы автоматического регулирования прямого и непрямого действия
11)Непрерывные и прерывистые системы автоматического регулирования
12)Статические и астатические системы автоматического регулирования
13)Уравнения динамики и динамические характеристики САР
14)Передаточные функции систем автоматического регулирования
15)Динамические характеристики систем автоматического регулирования
16)Элементы и звенья систем автоматического регулирования. Статические характеристики звеньев.
17)Основные понятия об устойчивости. Математические условия устойчивости. Критерии устойчивости
18)Фазовое пространство. Формулировка понятия устойчивости по Ляпунову.
19)Элементы и устройства систем автоматического регулирования.
20)Законы превращения энергии в различных термодинамических процессах.
21)Классификацию, типовые конструкции, критерии работоспособности и надежности деталей и узлов машин.
22)Методики расчета и экспериментального определения основных показателей надежности.
23)Методики определения и оценки нагрузочных режимов, анализа и расчета структурных схем надежности.
24)Методы испытаний.
25)Методы обработки результатов испытаний.
26)Методы расчета динамических параметров движения механизмов.
27)Механические свойства конструкционных материалов.
28)Основные методы механических испытаний материалов.
29)Основы теории автоматического управления техническими системами.
30)Основы теории статистических измерений.
31)Понятия надежности, долговечности, ремонтопригодности, ресурса, срока службы, наработки на отказ постепенных и внезапных отказов, нагрузочных режимов, критериев предельного состояния.
32)Роль и место испытаний в процессе проектирования и доводки наземных транспортно-технологических средств и комплексов.
33)Тенденции развития конструкции наземных транспортно-технологических средств, подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования.
34)условия эксплуатации, режимы работы наземных транспортно-технологических средств, подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Определять значения масс и жесткостей кинематической схемы.
2)Приводить массы, жесткости и силы к эквивалентной расчётной схеме.
3)Упрощать эквивалентные схемы.
4)Рассчитывать частоты и формы собственных колебаний без использования ЭВМ.
5)Анализировать влияние конструкции на эксплуатационные свойства наземных транспортно-технологических средств.
6)Анализировать и оценивать влияние конструкции на эксплуатационные свойства агрегатов наземных транспортно-технологических средств, подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования в целом.
7)Выбирать параметры агрегатов и систем наземных транспортно-технологических средств, подъемно-транспортных,строительных, дорожных средств и оборудования с целью получения оптимальных эксплуатационных характеристик.
8)Выбирать рациональные схемы автоматических систем и агрегатов.
9)Выполнять операции по диагностике и техническому обслуживанию наземных транспортно-технологических средств и комплексов, подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования.
10)Готовить наземные транспортно-технологические средства и комплексы, подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование к проведению испытаний.
11)Планировать проведение экспериментальных работ.
12)Пользоваться современной аппаратурой, стендами и научным оборудованием для проведения испытаний и обработки результатов.
13)Пользоваться современными измерительными и технологическими инструментами.
14)Пользоваться современными средствами информационных технологий.
15)Пользоваться справочной литературой по направлению своей профессиональной деятельности.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методами обеспечения безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования.

2)Методами планирования эксперимента.

3)Методами расчета основных эксплуатационных характеристик наземных транспортно-технологических средств, их типовых узлов и деталей.

4)Методами обеспечения безопасной эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования.

5)Техникой подготовки и проведения испытаний и экспериментальных исследований наземных транспортно- технологических средств приемами технического обслуживания, ремонта наземных транспортно-технологических средств, подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования.

6) Построение эквивалентных моделей.

7) Принцип Реле для упрощение эквивалентных моделей.

8) Определение частот и форм собственных колебаний.

9) Расчет критериальных соотношений.

10) Расчет масштабных факторов.

11) Методы разномасштабного моделирования.

12) Методы трибоспектральной идентификации фрикционных систем.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Комплект билетов

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 4 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-15 4 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-2.12 4 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Теория подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования [Текст] : учеб. пособие для вузов : в 2 ч. Ч. I / В. В. Шаповалов, И. В. Колесников ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2012. - 368 с.
2 Теория подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования [Текст] : учеб. пособие : В 2 ч. Ч. II / В. В. Шаповалов, И. В. Колесников ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2012. - 203 с.
3 Шаповалов, В. В. Управление наземными транспортно-технологическими средствами : учебник / В. В. Шаповалов и др. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. – 263 с. http://umczdt.ru/books/uchebniki-i-uchebnye-posobiya-2018-goda/upravlenie-nazemnymi-transportno-tekhnologicheskimi-sredstvami/
4 Шаповалов, В. В. Мониторинг наземных транспортно-технологических средств : учебник / В. В. Шаповалов и др. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. – 221 с.
5 Шарапов Р.Р. Теория наземных транспортно-технологических машин [Электронный ресурс] : учебное пособие / Р.Р. Шарапов, В.А. Уваров, Т.Н. Орехова. — Электрон. текстовые данные. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2014. — 160 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57294.html

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Амплитудо-фазочастотный анализ критических состояний фрикционных систем [Текст] : монография / В.В. Шаповалов, А.В. Челохьян, И.В. Колесников и др. ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : [б. и.], 2010. - 382 с. : ил. - Библиогр.: 66 назв. - ISBN 978-5-9994-0021-5 : 1809.98 р.
2 Журнал "Вестник машиностроения", выходит 12 раз в год

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Шаповалов В.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы теории строительных, подъемных, дорожных машин и технологического оборудования". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Инженерные расчеты на ЭВМ математических моделей на транспорте [Текст] : учеб. пособие / В.В. Шаповалов, А.Л. Озябкин, П.Н. Щербак, И.А. Майба ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 1998. - 104 с.
3 Евдокимов, Ю. А. Программное сопровождение научно-исследовательских работ по триботехнике : учеб. пособие. Ч. 1. Обработка экспериментальных данных методом планирования эксперимента / Ю. А. Евдокимов, В. В. Шаповалов, А. Л. Озябкин ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2003. - 122 с.
4 Назначение, классификация, основы проектирования и тенденции развития подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования [Текст] : учеб. пособие / М. А. Буракова, Э. С. Бутов, С. А. Вялов [и др.] ; ред. В. В. Шаповалов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 134 с. : ил. - Библиогр.: 5 назв. - Заказ № 8936 экз. - ISBN 978-5-88814-479-4 : 151.88 р. - Путь доступа: http://webinar.rgups.ru:8000/resource/index/index/resource_id/10035
5 Шаповалов, В. В. Расчет частот и форм собственных колебаний механических транспортных систем [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для выполнения практических занятий, контрольных и курсовых работ / В. В. Шаповалов, А. Л. Озябкин ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 103 с.
6 Шаповалов, В. В. Триботехника [Текст] : учебник / В. В. Шаповалов, В. А. Кохановский, А. Ч. Эркенов ; ред. В. В. Шаповалов. - Ростов н/Д : Феникс, 2017. - 351 с. : ил., табл. - (Высшее образование). - Библиогр. : 141 назв. - ISBN 978-5-222-25809-5 : 890.40 р. Рек. Федер. гос. бюджетным образоват. учреждением высш. проф. образования. - Путь доступа: http://webinar.rgups.ru:8000/resource/index/index/resource_id/4421
7 Управление наземными транспортно – технологическими средствами: учебно-методическое пособие / В.В. Шаповалов, И.А. Майба, Э.С. Бутов, А.В. Парчевский, Н.А. Глотова, П.В. Харламов, С.А. Вялов, Д.В. Глазунов; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2015. - 226 с. - Путь доступа: http://webinar.rgups.ru:8000/resource/index/index/resource_id/6507

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 Математическое программное обеспечение для выполнения инженерных расчётов Mathcad, лиц. № 2458499
3 Программное обеспечение с открытым исходным кодом для численного расчета Scilab 6.0.0 (бесплатный аналог Matlab). Выпущен в соответствии с условиями GNU General Public License (GPL) версии 2.0. До этой версии Scilab лицензировался в соответствии с лицензией CeCILL v2.1 и по-прежнему доступен в таких условиях. Бесплатный режим доступа для скачивания и установки программного обеспечения: http://www.scilab.org/en/download/latest
4 Программный комплекс “Моделирование в технических устройствах” (“МВТУ”) - современная среда интеллектуального САПР, предназначенная для детального исследования и анализа нестационарных процессов в системах автоматического управления, в ядерных и тепловых энергоустановках, в следящих приводах и роботах, в любых технических системах, описание динамики которых может быть реализовано методами структурного моделирования. Является альтернативой программным продуктам SIMULINK, VisSim, MATRIXx и др. Бесплатный режим доступа и скачивания программного обеспечения: http://mvtu.power.bmstu.ru/
5 Исследовательские стенды: «Катковый стенд», «Установка возвратно-поступательного движения», СМТ-1, ИИ-5018 и программно-исследовательский комплекс ZetLAB
6 1) Озябкин, А.Л. Метод анализа размерностей физических величин при выполнении физико-математического моделирования фрикционных систем / А.Л. Озябкин ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2003. 2) Озябкин, А.Л. Математическое планирование эксперимента : ортогональный центральный композиционный план второго порядка / А.Л. Озябкин ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2003. 3) Озябкин, А.Л. Расчёт частот и форм собственных колебаний масс машин и механизмов / А.Л. Озябкин ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2003. 4) Озябкин А.Л. Программа "трибоспектральная идентификация", реализующая алгоритмы корреляционного, спектрального, долеоктавного, кепстрального анализа и трибоспектральной идентификации динамических систем (анализа, прогнозирования системы и автоматизированного управления или регулирования параметрами системы) / А.Л. Озябкин ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2015.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование.

Универсальный стенд "Подвижной состав - путь".

Универсальный стенд "Лоток" для моделирования рабочих органов строительных машин.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 38831.