РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Транспортные машины и триботехника"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Грузоподъемные машины и оборудование (практикум)"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация

№ 2 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование

Квалификация выпускника "Инженер "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель Вялов Сергей Алифтинович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Грузоподъемные машины и оборудование (практикум)" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Транспортные машины и триботехника".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Касьянов Вылерий Евгеньевич, профессор, ФБГОУ ВПО РГСУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Грузоподъемные м и о (_С_23.05.01_во_7_ТМТ_п27665_38824.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Грузоподъемные машины и оборудование (практикум)".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Грузоподъемные машины и оборудование (практикум)" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Механизация процессов технического обслуживания и ремонта подъемно-транспортных и строительных машин", "Ремонт и утилизация подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования", "Техническая диагностика подъемно-транспортных машин";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: классификацию, области применения грузоподъемных машин и оборудования, требования к конструкции грузоподъемных машин и оборудования их узлов, агрегатов, систем. компоновка грузоподъемных машин и оборудования и их особенности назначение и общую идеологию конструкции узлов, агрегатов и систем грузоподъемных машин и оборудования

Умеет: выбирать конструкторские решения, обеспечивающие конструктивную безопасность, комфортабельность грузоподъемных машин и оборудования

Имеет навыки: использования методов проектирования грузоподъемных машин и оборудования, а так же их узлов и агрегатов, в том числе с использованием трехмерных моделей

ПК-15 - способностью организовывать технический контроль при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических средств и их технологического оборудования

Знает: компоновочные схемы грузоподъемных машин и оборудования, их особенности,назначение и общую идеологию

Умеет: выбирать конструкторские решения, обеспечивающие конструктивную безопасность, комфортабельность грузоподъемных машин и оборудования

Имеет навыки: навыками конструирования типовых деталей, их соединений, механических передач, подшипниковых узлов, приводных муфт, рам, станин, корпусных деталей, передаточных механизмов

ПСК-2.12 - способностью организовывать технический контроль при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных, строительных и дорожных работ и их технологического оборудования

Место дисциплины 1С.Б "Грузоподъемные машины и оборудование (практикум)" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Детали машин и основы конструирования", "Начертательная геометрия и инженерная графика", "Теория механизмов и машин".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗДС, ТДВ, ТДС.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 2 2 2
Практические, семинары (Пр) 14 14 14
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 21   21
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП) 21   21
Самоподготовка      
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 51 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 88   33 55
Контрольная работа (К)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП) 35     35
Самоподготовка 53   33 20
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 11 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Пролетные краны. (Компетенция/и ПК-15, ПСК-2.12)

1.1. Мостовые краны.

1.2. Козловые краны.

1.3. Кабельные краны.

2. Стреловые краны. (Компетенция/и ПК-15, ПСК-2.12)

2.1. Автомобильные краны.

2.2. Краны на шасси автомобильного типа.

2.3. Пневмоколесные краны.

2.4. Настенные краны.

2.5. Краны на колонне.

2.6. Башенные краны.

2.7. Портальные краны.

3. Специальные грузозахватные приспособления. (Компетенция/и ПК-15, ПСК-2.12)

3.1. Электромагнитные захваты.

3.2. Вакуумные захваты.

3.3. Грейферы.

4. Подъемники. (Компетенция/и ПК-15, ПСК-2.12)

4.1. Строительные подъемники.

4.2. Лифты.

4.3. Рычажные подъемники.

5. Устройства безопасности кранов. (Компетенция/и ПК-15, ПСК-2.12)

5.1. Ограничители грузоподъемности.

5.2. Ограничители высоты подъема крюка.

5.3. Выносные опоры.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4    
2 10 4 2  
3 6 2    
4 6 2    
5 6 2    
Итого 32 14 2  
В т.ч. по интерактивным формам 32 14 2  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
2 Исследование устойчивости крана 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Расчет механизма подъема 2
Расчет механизма передвижения 2
2 Расчет механизмов поворота 2
Расчет выносных опор 2
3 Расчет вакуумных и электромагнитных захватов 2
4 Определения массы противовеса лифта 2
5 Конструкция ограничителя грузоподъемности 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 53 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Невзоров Л.А. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: Учебник для ВУЗов. – М.: Изд. Академия. 2006

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ПК-15 +
ПСК-2.12 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-15 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПСК-2.12 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

проектирование тележки двухбалочного мостового крана;

проектирование тележки однобалочного мостового крана;

проектирование стрелового крана;

проектирование крана на колонне;

проектирование крана на колонне с переменным вылетом;

проектирование электротельфера с продольным расположением тележки;

проектирование электротельфера с поперечным расположением тележки;

проектирование настенного крана с переменным вылетом.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Однобалочные и двухбалочные мостовые краны.
2) Мостовые краны, расчёт ходовых колёс.
3) Расчёт механизма передвижения.
4) Какие сопротивления учитываются при расчете механизма передвижения?
5) Когда ускорение больше при пуске или торможении?
6) Пуск, торможение, сцепление механизма передвижения.
7) Что определяет сцепление?
8) Чем повышается сцепление?
9) Технические требования на проектирование электрических мостовых кранов.
10) Что понимают под грузоподъемностью?
11) Поворотные краны.
12) Допустимые скорости поворота крана.
13) Увеличение скорости ведет к возрастанию нагрузки?
14) Тормоза машин?
15) Увеличение твердости колес повышает срок службы?
16) Мосты кранов?
17) Какие тормоза используются в конструкции ПТМ?
18) Виды опор кранов?
19) Механизмы изменения вылета кранов?
20) Механизм вращения кранов?
21) Реакции в опорно-поворотных устройствах?
22) Время торможения механизмов поворота?
23) Силы, возникающие при торможении механизмов поворотов?
24) Механизм изменения угла наклона стрелы?
25) Механизм торможения привода поворотов?

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Какие краны считаются поворотными?
2) Расчёт опорно-поворотных устройств кранов.
3) От чего зависят реакции в опрно-поворотном устройстве?
4) Ручной, электропривод механизма поворота.
5) При ручном приводе нужны тормоза в опорно-поворотном устройстве?
6) Всегда нужен механизм при ручном приводе?
7) Торможение механизма поворота.
8) Что нужно учитывать при торможении механизма поворота?
9) От чего зависит необходимость установки тормоза в механизме поворота?
10) Кран на колонне, строительный стреловой кран.
11) Когда принимают кран на колонне?
12) Реакции в опорах крана на колонне.
13) Способы и конструкции механизмов изменения вылета.
14) Функции вылета.
15) Механизм изменения вылета перемещением тележки.
16) Стопорение тележки.
17) Фиксация положения тележки.
18) Механизм изменения вылета наклоном стрелы.
19) Что называется вылетом?
20) Углы наклона стрелы.
21) Механизм изменения вылета наклоном телескопической стрелы.
22) Количество секций телескопической стрелы.
23) Как меняется вылет при телескопической стреле?

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Конструкции опорно-поворотных устройств стреловых кранов.

2) Грузовая и собственная устойчивость.

3) Конструкции и обозначение стреловых кранов.

4) Устойчивость передвижных стреловых кранов.

5) Способы повышения устойчивости стреловых кранов.

6) Максимальная нагрузка на колесо стрелового крана.

7) Запас устойчивости и освидетельствования кранов.

8) Что подлежит освидетельствованию.

9) Предельные запасы устойчивости.

10) Какие нагрузки учитываются при расчете устойчивости.

11) Положения крана для оценки устойчивости.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-15 7 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-2.12 7 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсового проекта.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Парчевский А.В. Грузоподъемные машины. Теория и пример расчета : Учеб. пособие./ Бутов Э.С. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2014. - 36 с. Э.Р. НТБ.
2 Назначение, классификация, основы проектирования и тенденции развития подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и обо¬рудования: учеб. пособие / М.А. Буракова, Э.С. Бутов, С.А. Вялов, Н.А. Глотова, И.А. Майба, А.В. Парчевский, В.В. Шаповалов; под ред. В.В. Шаповалова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 135 с. - Библиогр.: с. 134.

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Невзоров Л.А. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: Учебник для ВУЗов. – М.: Изд. Академия. 2006
2 Хальфин М.Н., Кирнев А.Д., Несветаев Г.В. и др. Грузоподъемные машины для монтажных и погрузоч-но-разгрузочных работ: Учебно-справочное пособие, серия: Высшее образование – М.: Изд. Феникс. 2006.
3 Журнал "Мир транспорта" выходит 6 раз в году
4 Мачульский, И.И. Подъемно-транспортные и погрузочно-разгрузочные машины на ж.д. транспорте : Учебник для ВУЗов/ И.И. Мачульский, В.С. Киреев.-М. : Транспорт, 1989.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Вялов С.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Грузоподъемные машины и оборудование (практикум)". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Хальфин М.Н., Кирнев А.Д., Несветаев Г.В. и др. Грузоподъемные машины для монтажных и погрузоч-но-разгрузочных работ: Учебно-справочное пособие, серия: Высшее образование – М.: Изд. Феникс. 2006.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 38824.