РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Философия и история Отечества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "История"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

программа академического бакалавриата

Экономика предприятий и организаций

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.и.н. Кравченко Галина Валентиновна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "История" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Философия и история Отечества".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.и.н., проф. Кияшко Алексей Владимирович, профессор, ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_История_Б_38.03.01_во_1_ФИО_п38407_38638.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "История".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "История" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Философия";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории

Умеет: ориентироваться в мировом историческом процессе,анализировать процессы и явления, происходящие в обществе

Имеет навыки: навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии

ОК-2 - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

Место дисциплины 1Б.Б "История" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин :

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПЭБ, РЭБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 66 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 42   42
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 42   42
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 66 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 121   68 53
Контрольная работа (К) 6     6
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 115   68 47
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 14 74 70
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Теория и методология исторической науки. (Компетенция/и ОК-2)

1.1. Сущность, формы, функции исторического знания: 1) Методы и источники изучения истории. Выявление основных этапов и закономерностей исторического процесса. 2) Понятия и классификация исторического источника. 3) Принципы и методы изучения истории России. 4) Проблемы отечественной историографии 5)Значение истории для формирования гражданской позиции.

2. Древняя Русь. Социально-политические и экономические изменения в русских землях в XIII-XV вв. (Компетенция/и ОК-2)

2.1. Социально-политическое устройство, экономика и культура Древней Руси: 1) Факторы, особенности становления древнерусской цивилизации и государства. 2) Крещение Руси.

2.2. Княжеская раздробленность XII -XV вв: 1) Историческая альтернатива в развитии русских земель: Киев и Новгород. 2) Причины и последствия княжеской раздробленности. 3) Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

3. Образование и развитие Московского (Российского) государства. (Компетенция/и ОК-2)

3.1. Становление Московского государства (XIV -XVI вв.): 1) Возвышение Москвы. Иван Калита. 2) Специфика формирования единого российского государства. 3) Иван III. Конец ордынского ига. 4) Оформление самодержавия.

3.2. Россия в начале нового времени. XVII в: 1) Кризис общества и государства. «Смутное время». 2) Восстановление единой государственности. Воцарение Романовых.

4. Российская империя в XVIII-первой половине XIX вв. (Компетенция/и ОК-2)

4.1. Реформы Петра I. Начало модернизации: 1) Особенности экономической модернизации. 2) Формирование абсолютной монархии. 3) Социальные преобразования. Реформы госаппарата. «Табель о рангах». Нововведения в области культуры.

4.2. Становление и укрепление дворянской империи: 1) Дворцовые перевороты (1725-1762 гг.). 2) Екатерина II. Просвещенный абсолютизм (1762-1796 гг.). 3) Павел I Укрепление самодержавия (1796-1801 гг.). 4) Культура России XVIII в.

4.3. Россия в первой половине XIX в: 1) Александр I. Самодержавное реформаторство. 2) Николай I. Апогей самодержавия. 3) «Золотой век» культуры.

5. Российская империя во второй половине XIX-XX вв. (Компетенция/и ОК-2)

5.1. Россия во второй половине XIX в: 1) Александр II. Попытка социально-экономической модернизации России: реформы 60-70-х гг. 2) Александр III. Постреформенная стабилизация. 3) Продолжение «золотого века» культуры.

5.2. Россия в начале XX в: 1) Правительственные попытки модернизации. С.Ю. Витте. 2) Революция 1905-1907 гг. Государственная Дума. 3) "Серебряный век" культуры.

5.3. Россия в 1907-1914 гг: 1) Столыпинские реформы, их экономическое и политическое значение. 2) Третьеиюньская политическая система.

6. Россия 1917-1991 гг. (Компетенция/и ОК-2)

6.1. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса: 1) Россия в Первой мировой войне. 2) Свержение самодержавия. 3) Временное правительство и Советы. 4) Установление Советской власти.

6.2. Гражданская война и интервенция: 1) Создание Советского правительства. Первые декреты. Социально-экономическая доктрина большевиков. 2) Причины и последствия гражданской войны. 3) Политика «военного коммунизма» и ее экономические последствия.

6.3. СССР в 20-е – 30-е гг: 1) Образование СССР. 2) Новая экономическая политика. Однопартийный режим. Подавление оппозиций. 3) Складывание плановой экономики. Форсирование темпов развития. Индустриализация. Коллективизация. 4) Усиление режима личной власти И.В. Сталина. 5) Утверждение «социалистической культуры».

6.4. СССР в годы II мировой войны: 1) Причины и особенности II мировой войны. 2) Советское общество в годы Великой Отечественной войны: социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь, культура.

6.5. Кризис Советской модели общества (1945-1991 гг.), плюсы и минусы функционирования плановой экономики: 1) Внутренняя и внешняя политика СССР (1945-1991 гг.). 2) Попытки реформирования системы и их крах (Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев). 3) Распад СССР: причины, последствия.

7. Становление новой российской государственности (1992-начало XXI в.). (Компетенция/и ОК-2)

7.1. Российская Федерация и современный мир: 1) Внешняя политика России на современном этапе. 2) Российская Федерация на путях реформ. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране. 3) Культура современной России.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   6
2 4 4   6
3 4 4   6
4 6 4   6
5 4 4   6
6 10 12   6
7 2 2   6
Итого 32 32   42
В т.ч. по интерактивным формам 32 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника. Принципы и методы изучения истории России. Проблемы отечественной историографии. 2
2 Древняя Русь и социально-политические изменения в русских земляхв ХШ -ХV вв. Княжеская раздробленность XII–XV вв. 4
3 1 Возвышение Москвы. 2 Иван Калита. Специфика формирования единого российского государства. 3 Иван III. Конец ордынского ига. 4 Оформление самодержавия. Россия в начале нового времени. XVII в. 4
4 1 Особенности социально-экономической, культурной модернизации. 2 Социальные преобразования. 3 Реформы госаппарата. «Табель о рангах». Формирование абсолютной монархии. 4 Нововведения в области культуры 2
Дворцовые перевороты (1725–1762 гг.). 2 Просвещенный абсолютизм (1762–1796 гг.). Екатерина II. 3 Павел I. Укрепление самодержавия (1796–1801 гг.). 4 Культура России XVIII в. монархии. 4 Нововведения в области культуры. 2
5 1 Особенности социально-экономической, культурной модернизации. 2 Социальные преобразования. 3 Реформы госаппарата. «Табель о рангах». Формирование абсолютной монархии. 4 Нововведения в области культуры 2
Александр II. Реформы 60–70-х гг. 2 Постреформенная стабилизация. Александр III. 3 Продолжение «золотого века» культуры. 2
6 1.Правительственные попытки модернизации.С.Ю.Витте.2.Революция 1905-1907гг.Государственная Дума.."Серебряный век"культуры.4.Столыпинские реформы.5.Третьеиюньская политическая система. 2
1.Россия в Первой мировой войне.2.Свержение самодержавия.3.Временное правительство и Советы.4.Установление Советской власти. 2
1.Создание Советского правительчтва.Первые декреты.2.Причины и последствия Гражданской войны.3.Политика "военного коммунизма". 2
1.Образование СССР.2.Нэп.Однопартийныйрежим.Подавление оппозиций.3.Форсирование темпов развития.Индустриализация.Коллективизация.4.Усиление режима личной властиИ.В.Сталина.5.Утверждение"социалистической культуры". 2
Причины и особенности Второй мировой войны.2.Советское общество в годы Великой Отечественной войны:социально-кономическое развитие и общественно-политическая жизнь,культура. 2
1.Внутренняя и внешняя политика СССР(1945-1991 гг.)2.Попытки реформирования системы и их крах(Н,С.Хрущёв,Л.И.Брежнев,М.С.Горбачёв).3.Распад СССР:причины,последствия. 2
7 1.Внешняя политика России на современном этапе.2.Российская Федерация на путях реформ.Социально-экономическая и политическая ситуация в стране.3.Культура современной России. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Теория и методология исторической науки 6
2 Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. 6
3 Образование и развитие Московского (Российского) государства. 6
4 Российская империя в XVIII-первой половине XIX вв. 6
5 Российская империя во второй половине Х1Х-ХХ вв. 6
6 Россия 1917-1991 гг. 6
7 Становление новой российской государственности(1992- наст.вр) 6

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 115 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Игошева М. А. История : учеб.-метод. пособие для студентов заоч. формы обучения / М. А. Игошева ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д.2014.-52 с. ЭБС РГУПС
2 Кравченко Г.В.Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине "История":учебно-методическое пособие/Г.В.Кравченко;ФГБОУ ВПО РГУПС.-Ростов н/Д,2016.-67 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-2 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрены.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Тенденция становления цивилизации в русских землях. Киевская Русь IX – XI вв;

2. Княжеская раздробленность на Руси. XII – XIV вв;

3. Татаро-монгольское иго на Руси XIII – XV вв;

4. Складывание Московского государства. XIV – XV вв;

5. Становление и укрепление самодержавия в XVI в;

6. Россия в начале Нового времени. XVII в;

7. Особенности Российской модернизации. Формирование абсолютной монархии. Первая четверть XVIII в;

8. Россия в условиях «просвещенного абсолютизма»;

9. Россия в первой половине XIX в;

10. Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX в;

11. Россия в начале XX в;

12. Революция 1905 – 1907 гг;

13. Россия на пути реформаторской альтернативы (1907 – начало 1917 гг.);

14. Россия в 1917 г;

15. Начало социалистического эксперимента;

16. СССР в 20-е годы;

17. Форсирование темпов социально- экономического развития в 30-е гг. XX в;

18. СССР в годы второй мировой войны;

19. Кризис советской системы общества (1945 – 1991 гг.);

20. Российская федерация и современный мир.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Исторические аспекты возникновения термина «история», формулировку понятия «история», ее основные функции и задачи.
2) Методологию исторической науки, основные принципы и методы изучения истории. Классификация исторических источников.
3) Проблемы отечественной историографии. Складывание и развитие научных школ. Особенности развития исторической науки в новейший период отечественной историографии.
4) Особенности возникновения российской цивилизации и ее место во всемирно-историческом процессе.
5) Особенности и основные этапы становления древнерусского государства. Крещение Руси.
6) Социально-экономическое и политическое устройство Киевской Руси.
7) Причины и последствия княжеской раздробленности.
8) Проблемы взаимовлияния Руси и Орды.
9) Основные события, связанные с отражением католической экспансии Запада. Роль Александра Невского в отечественной истории.
10) Основные события, связанные с процессом объединения земель вокруг Москвы. Роль Ивана Калиты в возвышении Москвы.
11) Специфику формирования единого российского государства и роль Ивана III в этом процессе.
12) Реформы Ивана IV. Сущность и последствия опричнины.
13) Основные направления внешней политики Московского государства при Иване IV.
14) Причины кризиса общества и государства в конце XVI-начале XVII веков, основные этапы смуты.
15) Основные события, связанные с восстановлением единой государственности после смуты, воцарением Михаила Романова.
16) Особенности правления Алексея Михайловича Романова. Соборное Уложение 1649 г.
17) Основное содержание церковный реформы патриарха Никона, раскол Русской православной церкви.
18) Этапы закрепощения крестьян и их взаимосвязь с крестьянскими войнами в России (XVII-XVIII вв.).
19) Особенности социально-экономической и культурной модернизации России в первой четверти XVIII в.
20) Петровские преобразования государственного аппарата. Утверждение абсолютизма.
21) Реформы Петра I в экономике.
22) Основные направления внешней политики, военную реформу Петра I.
23) Причины и характерные черты дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).
24) Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм».
25) Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
26) Внутри- и внешнеполитическое развитие России к началу XIX в. Правление Павла I, укрепление самодержавия.
27) Александр III. Постреформенная стабилизация.
28) Политические партии России в начале XX века.: генезис, классификация, программы, тактика.
29) Русско-японская война (1904-1905 гг.).
30) Временное правительство и Советы (март-октябрь 1917 г.).
31) Установление Советской власти (октябрь 1917 г.). Создание Советского государства и его первые декреты.
32) Новая экономическая политика (20 е гг. XX в.). Формирование однопартийного политического режима.
33) Образование СССР. Внешняя политика в 1920-1930-е гг.
34) Причины и характер Великой Отечественной войны. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Послевоенное переустройство мира.
35) СССР в 1985-1991 гг. Перестройка, распад СССР и образование СНГ.
36) Становление новой российской государственности (1992 г. – начало XXI в.)

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проанализировать предпосылки формирования древнерусской государственности и особенности ее становления.
2) Определить причины принятия христианства Киевской Русью, особенности процесса христианизации и его итоги.
3) Выделить причины княжеской раздробленности Киевской Руси, проанализировать ход процесса раздробленности и сделать выводы об его итогах.
4) Осуществить сопоставительный анализ исторических версий о характере взаимовлияния Руси и Орды, представить различные точки зрения в исторической науке на данный процесс.
5) Выявить причины, побудившие Ивана IV к проведению опричной политики, проанализировать ее основные события и сделать выводы о последствиях.
6) Выявить причинно-следственные связи, обусловившие кризис российского общества и государства в конце XVI – XVII вв. Проанализировать основные этапы Смутного времени и сделать выводы о его последствиях.
7) Установить причинно-следственные связи между процессом закрепощения крестьян, Соборным Уложением 1649 г. и крестьянскими войнами в России в XVII-XVIII в.
8) Выявить причины дворцовых переворотов в России в 1725-1762 гг., определить их характер и существенные черты, сделать выводы об их последствиях для истории страны.
9) Выявить характер и существенные черты эпохи самодержавного реформаторства в правление Александра I, определить причины изменения политического курса государства.
10) Выявить причины формирования идеологии декабризма, осуществить сравнительный анализ программных положений Северного и Южного обществ, сделать выводы об итогах движения.
11) Проанализировать причины и основное содержание реформ Александра II (60-70-х гг. XIX в.), определить их значение.
12) Выявить причины и особенности первой русской революции (1905-1907 гг.), определить ее характер, проанализировать основные события и сделать выводы о ее итогах.
13) Выявить причины Первой мировой войны, определить причинно-следственные связи между участием в ней России, общенациональным кризисом, падением Российской империи, характером и основными событиями февральской революции 1917 г.
14) Проанализировать причины Гражданской войны в России, ее периодизацию, основные события и сформулировать выводы.
15) Определить основные черты и осуществить сравнительную характеристику политики «военного коммунизма» и новой экономической политики.
16) Выявить причины, определить особенности и сформулировать итоги Второй мировой войны.
17) Выявить основные периоды Великой Отечественной войны, установить причинно-следственные связи между мероприятиями советского руководства, военного командования и победой советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.
18) Определить характерные черты политического и социально-экономического развития СССР в 50-60-е гг. XX в., установить причинно-следственные связи между попытками реформаторской деятельности и их провалом.
19) Установить причинно-следственные связи между распадом СССР, образованием СНГ и крушением социалистической системы.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Проанализировать основные тенденции развития всемирной истории в XVIII–XIX вв. и взаимосвязи этих событий с промышленными переворотами и развитием революционных движений.

2) Выявить основные направления внутренней и внешней политики Николая I и сформулировать аргументированную оценку его деятельности.

3) Сопоставить социально-экономическое и политическое развитие России в конце XIX – начале XX в. в связи с реформами С.Ю. Витте. Дать оценку характера этих реформ и их результатов.

4) Поанализировать аграрную реформу П.А. Столыпина, ситуацию в деревне в выявленить особенности развития капитализма в России.

5) Выявить и проаналзрвать причины формирования однопартийного политического режима в СССР.

6) Проанализировать процесс форсирования темпов развития в СССР в 1930-е гг., индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.

7) Проанализировать исторические события, связанные с усилением режима личной власти И.В. Сталина и последствиями этого процесса.

8) Выделить особенности культурного развития СССР в 1920-е гг.

9) Проанализировать основные периоды и события Великой Отечественной войны, ее уроки.

10) Проанализировать расстановку сил на мировой арене после окончания Второй мировой войны, причины, этапы и последствия «холодной войны» (1946–1991 гг.).

11) Выявить особенности политического и социально-экономического развития СССР в середине 1960–80-х гг., нарастания кризисных явлений.

12) Проанализировать причины, основные события и последствия политики перестройки в СССР в 1985–1991 гг.

13) Проанализировать процесс становления новой российской государственности (1992 г. – начало XXI в.).

14) Проанализировать основные направления социальной политики в современной России.

15) Выделить особенности развития культуры современной России.

16) Проанализировать внешнеполитическую деятельность российского правительства в условиях новой геополитической ситуации в начале XXI в.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-2 1 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Кириллов, В. В. История России в 2 ч. Часть 1. До хх века : учебное пособие для академического бакалавриата / В. В. Кириллов. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 352 с. — ISBN 978-5-534-08563-1. ЭБС Юрайт.
2 Кириллов, В. В. История России в 2 ч. Часть 2. Хх век — начало XXI века : учебное пособие для академического бакалавриата / В. В. Кириллов. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 257 с. — ISBN 978-5-534-08562-4. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Форма государственного единства в отечественной истории XX века: (учебное пособие для бакалавров и специалистов) / сост. О.И. Чистяков, сост. Г.А. Кутьина. - М.: ЮРАЙТ. НТБ РГУПС
2 Отечественная история : учеб. для вузов /И.Н. Кузнецов.--6-е изд.,испр.идоп.-М.:Дашков и К.2005.-799 с. НТБ РГУПС
3 История Донского края : учеб.-метод. пособие / Н. В. Поташева ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д. 2008.-143 с. НТБ РГУПС
4 Социально-гуманитарные знания. (Научно-образовательный журнал) НТБ РГУПС
5 Трудовой Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): учебно-методическое пособие / И.Е. Рябый; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д,2014.-24 с. НТБ РГУПС
6 История России IX - нач. XX вв : темат. словарь-справ. / Н.В. Стариков ; Рост. гос. ун-т . - Ростов н/Д,2006.-713. НТБ РГУПС
7 Мунчаев Ш.М. История России :учеб.для вузов/Ш.М. Мунчаев,В.М.Устинов.-4-е изд.,перераб и доп.-М.:Норма.2005.-758 с. НТБ РГУПС

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Кравченко Г.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "История". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Харченко Л.Н.История:Учебно-методическое пособие/Л.Н.Харченко;ФГБОУ ВПО РГУПС,2015.-44с. ЭБС РГУПС
3 Кравченко Г.В.Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине "История":учебно-методическое пособие/Г.В.Кравченко;ФГБОУ ВПО РГУПС.-Ростов н/Д,2016.-67 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 38638.