РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Управление издержками"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

программа академического бакалавриата

Экономика предприятий и организаций

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель Радченко Елена Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Управление издержками" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, профессор кафедры " Коммерция и логистика", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Управление и_Б_38.03.01_во_7_ЭиМ_п34304_38627.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Управление издержками".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Управление издержками" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Экономика предприятия", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Экономика предприятий и организаций".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Междисциплинарный курс", "Спецкурс №1";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин

Умеет: анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

Имеет навыки: принятия управленческих решений

ОПК-4 - способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность

Знает: финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств

Умеет: анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы

Имеет навыки: принятия управленческих решений

ПК-5 - способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Управление издержками" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Экономика предприятия", "Экономика транспорта", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат, 4 года заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПЭБ, РЭБ, РЭэ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 58   58
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 58   58
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 2 8
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 8 8   8
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 121   32 89
Контрольная работа (К) 6     6
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 115   32 83
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 14 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Вид обучения: 4 года заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 2 8
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 8 8   8
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 121   32 89
Контрольная работа (К) 12     12
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 109   32 77
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 14 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Издержки производства и себестоимость продукции. (Компетенция/и ОПК-4)

2. Основные принципы расчета себестоимости продукции. (Компетенция/и ОПК-4)

3. Калькуляции себестоимости продукции: особенности на железнодорожном транспорте с целью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность. (Компетенция/и ПК-5)

4. Влияние объема перевозок на себестоимость продукции.Основные критерии орпеделения влияния объемных показателей на уровень себестоимости перевозокс целью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность. (Компетенция/и ПК-5)

5. Методы определения себестоимости продукции и использование припринятии управленческих решений. (Компетенция/и ОПК-4)

6. Механизм ценообразования на железнодорожном транспорте. (Компетенция/и ПК-5)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   10
2 4 4   12
3 6 4   10
4 6 2   12
5 6 4   4
6 6     10
Итого 32 16   58
В т.ч. по интерактивным формам 32 16    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Распределение расходов перевозок по видам тяги 2
2 Расчет себестоимости методом расходных ставок 4
3 Определение себестоимости методом непосредственного расчета 4
4 Определение себестоимости основными методами 2
5 Особенности определения себестоимости продукции в структурных подразделениях 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Категории затрат для принятия решений, планирования, контроля и регулирования 10
2 Понятие о себестоимости продукции. Издержки производства. 12
3 Методы определения себестоимости перевозок на железных дорогах 10
4 Особенности планирования эксплуатационных расходов 12
5 Расчет изменения себестоимости перевозок при одновременном изменении нескольких показателей использования подвижного состава 4
6 Специфика структуры и динамики экономических издержек фирмы в долгосрочном. периоде. 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4 года заочное бакалавриат составляет 109 час., по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 115 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Радченко Е.В., Тимченко О.В. Управление издержками /Радченко Е.В., Тимченко О.В.: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студента. - ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов-н/Д - 2017. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОПК-4 +
ПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-4 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-5 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие себестоимости продукции. Издержки производства.
2) Специфику структуры и динамики экономических издержек фирмы в долгосрочном. периоде. Положительный и отрицательный эффект масштаба.
3) Основные принципы расчета себестоимости.
4) Основы калькуляции себестоимости продукции на предприятиях промышленного типа.
5) Особенности калькуляции себестоимости продукции на промышленных предприятиях железнодорожного транспорта.
6) Номенклатуру расходов по основной деятельности железных дорог. Принципы ее построения.
7) Основы планирования эксплуатационных расходов железных дорог по элементам затрат.
8) Основы планирование расходов по элементам "Заработная плата" и "отчисления в страховые фонды" .
9) Способы определения расходов железных дорог по элементу "Материалы".
10) Эталонный метод планирования эксплуатационных расходов железных дорог.
11) Основы планирования расходов по электроэнергии на тягу поездов и прочие нужды железных дорог.
12) Основы планирования расходов железных дорог по топливу.
13) Способы определения амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов.
14) Основы планирования расходов по капитальному ремонту основных фондов железных дорог.
15) Правила отчислений в резерв на капитальный ремонт основных фондов хозяйства пути.
16) Особенности формирования ремонтного фонда на железных дорогах.
17) Группировку расходов железных дорог по элементам затрат и статьям расходов.
18) Особенности определения себестоимости перевозок на железных дорогах.
19) Методы определения себестоимости перевозок на железных дорогах.
20) Сущность метода непосредственного расчета себестоимости перевозок грузов и пассажиров.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Использовать метод единичных расходных ставок для определения себестоимости грузовых перевозок.
2) Определить себестоимость перевозок пассажиров методом расходных ставок.
3) Оценить влияние качественных показателей использования локомотивов на себестоимость перевозок.
4) Оценить влияние качественных показателей использования вагонов на себестоимость перевозок.
5) Определить зависимость себестоимости перевозок от процента порожнего пробега вагонов.
6) Определить зависимость себестоимости от показателей использования подвижного состава.
7) Определить зависимость себестоимости перевозок от динамической нагрузки на груженый вагон.
8) Определить влияние участковой скорости на себестоимость перевозок.
9) Определить влияние величины среднесуточного пробега локомотивов на себестоимость перевозок.
10) Определить зависимость себестоимости перевозок от величины среднесуточного пробега вагонов.
11) Определить зависимость себестоимости перевозок от величины массы поезда брутто.
12) Определить влияние населенности вагона себестоимость пассажирских перевозок.
13) Определить влияние типа вагона на себестоимость перевозок.
14) Определить зависимость себестоимости от рода перевозимого груза.
15) Определить себестоимость перевозок грузов в отдельных категориях поездов.
16) Определить себестоимость перевозок пассажиров в разных категориях поездов и типах вагонов.
17) Рассчитать изменения себестоимости перевозок при одновременном изменении нескольких показателей использования подвижного состава.
18) Применить методику расчета расходов, связанных с порожним пробегом грузовых вагонов.
19) Определить расходы, связанные с одиночным пробегом локомотивов.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расчета расходов, связанных с простоем поездов.

2) Расчета расходов, связанных с остановкой поезда.

3) Определения влияния объема перевозок (грузооборота) на уровень себестоимости перевозок грузов.

4) Определения влияния объема пассажирооборота на уровень себестоимости перевозок пассажиров.

5) Определения влияния зависящих от объема перевозок и условно-постоянные расходы железных дорог.

6) Определения влияние производительности труда на себестоимость перевозок.

7) Определения зависимости себестоимости от дальности перевозок грузов.

8) Определения влияния мероприятий по реконструкции железных дорог на эксплуатационные расходы.

9) Определения основных факторов, влияющих на уровень себестоимости перевозок по отдельным структурным подразделениям транспортной компании.

10) Определения основные факторов, влияющих на уровень себестоимости транспортной корпорации.

11) Определения путей снижения себестоимости перевозок.

12) Определения основных направлений оптимизации затрат производственных структур.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 7 1, 2, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 7 3, 4, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Издержки и себестоимость железнодорожных перевозок [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.Г. Смехова и др.; под ред. Н.Г. Смеховой и Ю.Н. Кожевникова. - М. : УМЦ ЖДТ, 2015.
2 Керимов В. Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы [Текст] : Учебник для бакалавров / Керимов В. Э. - Москва : Дашков и К, 2015. - 384 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52295.html

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Талдыкин В.П. Экономика отрасли: учеб. пособие / В.П. Талдыкин В.П. - М.: ФГБОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2016. - 544 с.
2 Бюджетирование на железнодорожном транспорте: учеб. пособие / Н.П. Терёшина и др.; под ред. Н.П. Терёшиной и Л.В. Шкуриной. - М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2014. - 292с. ЭБС РГУПС

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Радченко Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Управление издержками". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Радченко Е.В., Тимченко О.В. Управление издержками /Радченко Е.В., Тимченко О.В.: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студента. - ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов-н/Д - 2017. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 не предусмотрено

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 38627.