РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Спецкурс №4 "

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

программа академического бакалавриата

Экономика предприятий и организаций

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель Радченко Елена Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Спецкурс №4 " в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, профессор кафедры " Коммерция и логистика", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Спецкурс №_Б_38.03.01_во_8_ЭиМ_п25878_38511.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Спецкурс №4 ".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Спецкурс №4 " является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Планирование на предприятии", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Экономика предприятий и организаций".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин

Умеет: анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

Имеет навыки: применения современного математического инструментария для решения экономических задач

ОПК-4 - способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность

Знает: финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д

Умеет: анализировать, интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

Имеет навыки: принятия управленческих решений после проведения анализа финансово-экономической информации предприятий, организаций, ведомств

ПК-5 - способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Спецкурс №4 " в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Планирование на предприятии", "Экономика транспорта".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат, 4 года заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПЭБ, РЭБ, РЭэ.

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 63 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 60 60 60
Лекции (Лек) 30 30 30
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 30 30 30
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 72   72
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 72   72
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз) 9   9
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 63 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4 года заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 18 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 16
Лекции (Лек) 4 4 4
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 12 12 12
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 117   117
Контрольная работа (К) 12   12
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 105   105
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз) 9   9
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 18 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4    

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 18 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 16
Лекции (Лек) 4 4 4
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 12 12 12
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 117   117
Контрольная работа (К) 6   6
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 111   111
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз) 9   9
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 18 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4    

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 8

1. Экономические основы управления ценообразованием на предприятии с использованием экономического инструментария с целью находить управленческие решения в профессиональной деятельности. (Компетенция/и ОПК-4)

2. Подходы к управлению ценообразованием в фирме. (Компетенция/и ОПК-4)

3. Экономические основы затратного ценообразования. Расчет издержек и рентабельности в условиях затратного ценообразования. (Компетенция/и ПК-5)

4. Управление издержками транспортного предприятия в условиях современной российской экономики. (Компетенция/и ОПК-4)

5. Особенности ценообразования на транспорте. (Компетенция/и ПК-5)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   16
2 8 8   16
3 8 10   14
4 10 8   2
5       24
Итого 30 30   72
В т.ч. по интерактивным формам 30 30    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Типы организационных структур предприятия 4
2 Классификация издержек предприятия и спосбы их распределения 8
3 Финансовые потоки предприятия и способы их оптимизации 10
4 Основные направления и экономические методы оптимизации деятельности транспортного предприятия 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Определение влияния объемных показателей на величину эксплуатационных расходов в сфере пассажирских перевозок 8
Методика определения эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте с целью принятия управленческих решений 8
2 Определение влияния качественных показателей на величину эксплуатационных расходов в сфере пассажирских перевозок на основе анализа экономической и финансовой отчетности 16
3 Определение влияния качественных показателей на величину эксплуатационных расходов и экономические результаты деятельности транспортной компании 14
4 Определение влияния качественных показателей на величину эксплуатационных расходов в сфере грузовых перевозок на основе анализа экономической и финансовой отчетности 2
5 Методы ценообразования, используемые на ж.д. транспорте 24

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4 года заочное бакалавриат составляет 105 час., по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 111 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Калашников И.А., Радченко Е.В. Спецкурс 4 (Ценообразование на ж.д. транспорте): учебно-метод пособие к практическим занятиям. - ФГБОУ ВО РГУПС, - 2016

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ОПК-4 +
ПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-4 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-5 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Определение продукции и работы транспорта, ее измерители.
2) Тарифные и эксплуатационные тонно-километры. Тенденции и изменении их соотношения в условиях рынка.
3) Приведенные тонно-километры. Порядок определения и целевое назначение.
4) Виды планов железных дорог и их содержание. Особенности прогнозирования в условиях рынка.
5) Показатели плана грузовых перевозок.
6) Определение работы железной дороги.
7) Планирование объема перевозок по видам сообщений. Ввоз , вывоз, транзит, местное.
8) Планирование работы подвижного состава. Цель и разделы плана . Количественные показатели работы локомотивов.
9) Связь количественных показателей работы локомотивов с эксплуатационными расходами.
10) Планирование тонно-километров брутто и грузовом движении.
11) Планирование пробега локомотивов в грузовом движении.
12) Планирование эксплуатационного парка локомотивов .
13) Качественные показатели использования локомотивов.
14) Показатели, характеризующие использование мощности (силы тяги) локомотива и их влияние на себестоимость перевозок.
15) Показатели, характеризующие использование локомотива во времени и их связь с себестоимостью перевозок.
16) Техническая и участковая скорость движения поезда, порядок определения и влияния на себестоимость перевозок.
17) Оборот локомотива, порядок определения и использование в расчетах.
18) Производительность локомотива, понятие, порядок определения, пути повышения и связь с себестоимостью перевозок.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассчитать тарифные и эксплуатационные тонно-километры. Тенденции и изменении их соотношения в условиях рынка.
2) Определить приведенные тонно-километры.
3) Рассчитать прогноз основных показателей работы транспортного предприятия в условиях рынка.
4) Рассчитать показатели плана грузовых перевозок.
5) Определить показатели работы железной дороги.
6) Планировать объем перевозок по видам сообщений. Ввоз , вывоз, транзит, местное.
7) Планировать работу подвижного состава и определять количественные показатели работы локомотивов.
8) Рассчитать оптимальный объем работы транспортного предприятия в условиях неопределенности
9) Определить влияние рыночной конъюнктуры на деятельность транспортного предприятия
10) Рассчитать размер потребных инвестиционных ресурсов для достижения плановых объемных показателей

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Планирования тонно-километров брутто и грузовом движении.

2) Планирования пробега локомотивов в грузовом движении.

3) Планирования эксплуатационного парка локомотивов.

4) Расчета качественных показателей использования локомотивов.

5) Расчета показателей, характеризующих использование мощности (силы тяги) локомотива и их влияние на себестоимость перевозок.

6) Расчета показателей, характеризующие использование локомотива во времени и их связь с себестоимостью перевозок.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 8 1, 2, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 8 3, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Издержки и себестоимость железнодорожных перевозок [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.Г. Смехова и др.; под ред. Н.Г. Смеховой и Ю.Н. Кожевникова. - М. : УМЦ ЖДТ, 2015.

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Бюджетирование на железнодорожном транспорте: учеб. пособие / Н.П. Терёшина и др.; под ред. Н.П. Терёшиной и Л.В. Шкуриной. — М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2014. — 292 с. ЭБС РГУПС
2 Талдыкин В.П. Экономика отрасли: учеб. пособие / В.П. Талдыкин В.П. - М.: ФГБОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2016. - 544 с.
3 Милославская С.В. Экономика отрасли. Часть 1 [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.В. Милославская, Е.В. Потапова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московская государственная академия водного транспорта, 2016. — 140 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65695.html
4 Милославская С.В. Экономика отрасли. Часть 2. Приложения [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.В. Милославская, Е.В. Потапова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московская государственная академия водного транспорта, 2016. — 45 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65696.html

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Радченко Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Спецкурс №4 ". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Калашников И.А., Радченко Е.В. Спецкурс 4 (Ценообразование на ж.д. транспорте): учебно-метод пособие к практическим занятиям. - ФГБОУ ВО РГУПС, - 2016

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 не предусмотрено

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 38511.