РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Эксплуатация и ремонт машин"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Основы компьютерной диагностики средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных строительных и дорожных работ"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация

№ 2 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование

Квалификация выпускника "Инженер "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Мадорский Леонид Вениаминович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Основы компьютерной диагностики средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных строительных и дорожных работ" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Эксплуатация и ремонт машин".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Касьянов Валерий Евгеньевич, профессор кафедры "Автотранспортные, строительные и дорожные средства", АСА ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Основы к д с м и а п с и д р_С_23.05.01_во_7_ЭРМ_п24036_38243.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы компьютерной диагностики средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных строительных и дорожных работ".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы компьютерной диагностики средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных строительных и дорожных работ" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Комплексная механизация и автоматизация подъемно-транспортных строительных и дорожных работ", "Организация технического контроля средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных строительных и дорожных работ", "Системы автоматизированного проектирования подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы эксплуатации и технического обслуживания наземных транспортно-технологических средств

Умеет: пользоваться современной аппаратурой, стендами и научным оборудованием для проведения испытаний и обработки результатов

Имеет навыки: новейшими технологиями поиска и обработки информации

ПК-15 - способностью организовывать технический контроль при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических средств и их технологического оборудования

Знает: компоновочные схемы подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования, их особенности,назначение и общую идеологию

Умеет: планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа

ПСК-2.12 - способностью организовывать технический контроль при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных, строительных и дорожных работ и их технологического оборудования

Место дисциплины 1С.Б "Основы компьютерной диагностики средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных строительных и дорожных работ" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Метрология, стандартизация и сертификация", "Физика", "Электротехника, электроника и электропривод", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗДС, ТДВ, ТДС.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 58   58
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 58   58
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
13 14
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 2 10
Лекции (Лек) 6 6 2 4
Лабораторные работы (Лаб) 6 6   6
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 121   50 71
Контрольная работа (К) 6     6
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 115   50 65
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 14 53 91
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Общие принципы построения микропроцессорных систем автомобилей. (Компетенция/и ПК-15)

1.1. Микропроцессорныe системы автомобиля: 1) Классификация микропроцессорных систем автомобиля; 2) Принципры работы электронной системы управления; 3) Память компьютера; 4) Управляющие программы.

1.2. Двигатель как объект микропроцессорного управления: 1) Необходимость электронного управления двигателем; 2) Общие характеристики двигателя как объекта управления; 3) Состав и структура микропроцессорной системы управления двигателем; 4) Алгоритм системы управления двигателем.

1.3. Диагностические функции системы управления двигателем: 1) Самодиагностика системы управления двигателем; 2) Структура программного обеспечения систем стандарта диагностирования ОВД-II; 3) Стандартизация диагностических функций системы управления двигателем.

1.4. Основные направления развития микропроцессорных систем: 1) Тенденции развития автомобильного бортового оборудования; 2) Автомобильные мультиплексные системы передачи информации; 3) Электронная система управления подвеской авутомобиля; 4) Электронная система управления тормозами.

2. Комплексная система управления двигателем. (Компетенция/и ПК-15, ПСК-2.12)

2.1. Основные направления развития топливных систем современных двигателей: 1)Классификация систем систем впрыска топлива; 2) Электронные системы впрыска бензиновых двигателей; 3) Система "Common rail.

2.2. Основные направления развития систем зижигания современных двигателей: 1) Классификация систем зажигания; 2) Способы распределения высоковольной энергии в электронных системах зажигания; 3) Микропроцессорные системы зажигания.

2.3. Комплексная система управления двигателем: 1) Система управления "Мотроник"; 2) Приборы комплексной системы управления.

3. Диагностирование комплексных систем управления двигателем. (Компетенция/и ПК-15, ПСК-2.12)

3.1. Технологический процесс диагностирования комплексной системы управления двигателем: 1) Методы организации диагностирования системы управления двигателем; 2) Общие рекомендации поиска отказов; 3) Алгоритм поиска отказов.

3.2. Основы компьютерной диагностики систем управления двигателем: 1) Диагностические периборы; 2) Диагностирование комплексных систем с использования сканера; 3) Использование информационно-справочных систем.

3.3. Диагностические протоколы систем управления двигателем: 1) Протоколы обмена данных; 2) Анализ потока данных диагностического обмена; 3) Протокол CAN.

4. Электронные системы управления трансмиссией. (Компетенция/и ПК-15, ПСК-2.12)

4.1. Основные направления развития автоматических коробок передач: 1) Виды автоматических коробок передач; 2) Состав АКПП; 3) Принцип действия АКПП; 4) Основные направления развития АКПП.

4.2. Общие принципы построения систем управления автоматической коробкой передач (АКПП): 1) Электронно-управляемые автоматические трансмиссии автомобилей; 2) Электорнная система управления АКПП; 3) Стратегии работы Систем управления АКПП; 4) Типовые электронные системы управления АКПП.

4.3. Компьютерная диагностика АКПП: 1) Основы компьютерной диагностики АКПП; 2) Контроль технического состояния АКПП по кодам неисправностей.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8     28
2 12   10 22
3 6   6 2
4 6     6
Итого 32   16 58
В т.ч. по интерактивным формам 12   8  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
2 Исследование влияния температуры охлаждающей жидкости на работу системы впрыска 2
Исследование влияния кислородного датчика на работу системы впрыска 2
Исследование влияния массового расхода воздуха на работу системы впрыска 2
Исследование влияния положения дроссельной заслонки на работу системы впрыска 2
Исследование влияния скорости автомобиля на работу системы впрыска 2
3 Технологический процесс диагностирования комплексной системы управления двигателем 2
Технологический процесс диагностирования системы электроснабжения современного двигателя 2
Технологический процесс системы COMMON RAIL 2

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Устройство автомобилей 2
Конструкция автомобильных двигателей 6
Рабочие процессы двигателй внутреннего сгорания 2
Режимы работв двигателя внутреннего сгорания 2
Электрооборудования автомобиля 4
Источники тока электрооборудования автомобиля 4
Электрическме нагрузки автомобиля 4
Электронные компоненты и схемы 4
2 Процесс сгорания в двигателе с воспламенением от сжатия 2
Электрические и электронные цепи 4
Управляемая компьютером электроника 6
Преобразование неэлектрических воздействий в электрическме сигналы 2
Потенциаметрические и контактные датчики 4
Схемы автомобильного бортового оборудования 4
3 Диагностические инструменты и испытательное оборудование 2
4 Трансмиссия автомобилей 4
Электромагнитные клапаны (соленоиды) 2

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 115 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Мадорский Л.В. Основы компьютерной диагностики средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных, строительно-дорожных работ. [Электронный ресурс]: УМП для самостоятельной работы. ФГБОУ ВО РГУПС. Ростов н/Д. 2017. - 10 с.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ПК-15 +
ПСК-2.12 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-15 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПСК-2.12 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Классификация микропроцессорных систем автомобиля;
2) Принципы работы электронной системы управления;
3) Память компьютера;
4) Необходимость электронного управления двигателем;
5) Общие характеристики двигателя как объекта управления;
6) Состав и структура микропроцессорной системы управления двигателем;
7) Алгоритм системы управления двигателем
8) Управляющие программы СУД;
9) Самодиагностика системы управления двигателем;
10 Структура программного обеспечения систем стандарта диагностирования ОВД-II;
11) Стандартизация диагностических функций системы управления двигателем
12) Тенденции развития автомобильного бортового оборудования;
13) Автомобильные мультиплексные системы передачи информации;
14) Электронная система управления подвеской авутомобиля;
15) Электронная система упраления тормозами;
16)Классификация систем систем впрыска топлива;
17) Электронные системы впрыска бензиновых двигателей;
18) Система "Common rail"
19) Классификация систем зажигания;
20) Способы распределения высоковольной энергии в электронных системах зажигания;
21) Микропроцессорные системы зажигания
22) Система управления "Мотроник";
23) Приборы комплексной системы управления
24) Методы организации диагностирования системы управления двигателем;
25) Протоколы обмена данных;
26) Анализ потока данных диагностического обмена;
27) Протокол данных CAN
28) Виды автоматических коробок передач;
29) Состав и принцип действия АКПП;
30) Этапы диагностирования АКПП;

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Общие рекомендации поиска отказов;
2) Алгоритм поиска отказов
3) Диагностические приборы;
4) Диагностирование комплексных систем с использования сканера;
5) Использование информационно-справочных систем
6) Проверка кодов блока управления двигателя и АКПП

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Исследование влияния температуры охлаждающей жидкости на работу системы впрыска.

2) Исследование влияния кислородного датчика на работу системы впрыска.

3) Исследование влияния массового расхода воздуха на работу системы впрыска.

4) Исследование влияния положения дроссельной заслонки на работу системы впрыска.

5) Исследование влияния скорости автомобиля на работу системы впрыска.

6) Построение технологического процесса диагностирования комплексной системы управления двигателем.

7) Построение технологического процесса диагностирования системы электроснабжения современного двигателя.

8)Технологический процесс системы COMMON RAIL.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-15 7 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет ПСК-2.12 7 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Соснин Д.А. Электрическое, электронное и автотронное оборудование легковых автомобилей. [Электронный ресурс]: Учебник для вузов.- М.: СОЛОН ПРЕСС, 2015- 384 с. ЭБС IPRbooks
2 Яковлев В.Ф. Диагностика электронных систем автомобиля [Электронный ресурс]. - М.: СОЛОН ПРЕСС, 2010 - 272 с. ЭБС IPRbooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Булавицкий Д.В. Диагностика автомобиля с использованием программного обеспечения ESI[tronic]a.0 и тестера KTS 540 [Электронный ресурс]: пособие / Д.В. Булавицкий, В.H. Голубовский. - Минск: РИПО, 2015: - 88 с. ЭБС IPRbooks

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Мадорский Л.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы компьютерной диагностики средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных строительных и дорожных работ". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Электрооборудование и ЭСУД бюджетных легковых автомобилей [Электрон. текстовые данные].- М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2015.- 112 с.- ЭБС "IPRbooks"
3 Мадорский Л.В. Компьютерное диагностирование автомобилей [Электронный ресурс]: Учебное пособие. ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, - 2016. -48 с.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 38243.