РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Оценка бизнеса"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

программа академического бакалавриата

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Финансы и кредит

Экономика предприятий и организаций

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Колычева Жанна Ярославовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Оценка бизнеса" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, заведующий кафедрой "Мировая экономика и международный бизнс", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Оценка б_Б_38.03.01_во_7_ЭиМ_п25168_38241.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Оценка бизнеса".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Оценка бизнеса" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилями подготовки "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит", "Экономика предприятий и организаций".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Спецкурс №1";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: показатели производственно-хозяйственной деятельности, финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д

Умеет: анализировать показатели производственно-хозяйственной деятельности, финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

Имеет навыки: применения методики построения и анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности, финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности

ПК-5 - способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Оценка бизнеса" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Бухгалтерский учет и анализ", "Микроэкономика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПББ, ПФБ, ПЭБ, РББ, РФБ, РЭБ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 66 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 42   42
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 42   42
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 66 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123   32 91
Контрольная работа (К) 6     6
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 117   32 85
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 12 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Введение в теорию оценки бизнеса: анализ и интерпритация финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств. (Компетенция/и ПК-5)

2. Подготовка информации, необходимой для оценки: анализ и интерпритация финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств. (Компетенция/и ПК-5)

2.1. Анализ, восприятие информации, постановка цели и выбор путей ее достижения.

2.2. Основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации.

3. Доходный подход к оценке предприятия (бизнеса): анализ и интерпритация финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств. (Компетенция/и ПК-5)

4. Сравнительный подход к оценке (бизнеса): анализ и интерпритация финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств. (Компетенция/и ПК-5)

5. Затратный подход в оценке (бизнеса): анализ и интерпритация финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств. (Компетенция/и ПК-5)

6. Отчет об оценке бизнеса предприятия: анализ и интерпритация финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств. (Компетенция/и ПК-5)

7. Реструктуризация предприятия на основе оценки рыночной стоимости: анализ и интерпритация финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств. (Компетенция/и ПК-5)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   6
2 4 4   6
3 4 4   6
4 4 4   6
5 4 4   6
6 6 6   6
7 6 6   6
Итого 32 32   42
В т.ч. по интерактивным формам 32 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Основные понятия оценки бизнеса. Цели и принципы оценки бизнеса. 4
2 Система информации. Внутренняя и внешняя информация. 4
3 Обоснование доходного подхода к оценке предприятия (бизнеса). 4
4 Обоснование сравнительного подхода. Критерии отбора. 4
5 Обоснование затратного подхода к оценке предприятия (бизнеса). 4
6 Требования предъявляемые к отчету об оценке бизнеса. 6
7 Реструктуризация предприятия. 6

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Виды стоимости, определяемые при оценке. Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса. 6
2 Подготовка документации в процессе оценки. 6
3 Метод дисконтированных денежных потоков (ДДП). Метод капитализации прибыли. 6
4 Важнейшие ценовые мультипликаторы. 6
5 Оценка рыночной стоимости финансовых вложений. Оценка ликвидационной стоимости. 6
6 Задачи, структура и содержание отчета. 6
7 Оценка предпологаемого проекта реорганизации предприятия. 6

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 117 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Оценка бизнеса: учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе / Ж.Я. Колычева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017.
2 Оценка бизнеса: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов-заочников экономических специальностей / Ж.Я. Колычева – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2017.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-5 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

осуществляется в ЦМКО.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Особенности бизнеса как объекта оценки.
2) Цели оценки бизнеса, виды стоимости, определяемые при оценке.
3) Факторы, влияющие на величину оценочной стоимости. Принципы оценки бизнеса.
4) Временную оценку денежных потоков: шесть функций сложного процента.
5) Систему информации, необходимой для оценки.
6) Структуру внутренней информации о деятельности оцениваемого предприятия.
7) Подготовку финансовой документации в процессе оценки.
8) Относительные показатели в процессе оценки.
9) Метод дисконтированных денежных потоков.
10) Прогнозирование денежного потока.
11) Определение ставки дисконта.
12) Метод капитализации прибыли.
13) Обоснование сравнительного подхода к оценке бизнеса.
14) Основные принципы отбора предприятий-аналогов.
15) Характеристика ценовых мультипликаторов.
16) Формирование итоговой величины стоимости в сравнительном подходе.
17) Метод чистых активов.
18) Доходный подход при оценке объектов недвижимости.
19) Метод кумулятивного построения.
20) Метод определения коэффициента капитализации с учетом возмещения капитальных затрат.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Метод связанных инвестиций, или техника инвестиционной группы.
2) Метод прямой капитализации.
3) Применение сравнительного подхода для оценки недвижимости.
4) Способы расчета и внесения поправок. Метод валового рентного мультипликатора.
5) Применение затратного подхода при оценке объектов недвижимости.
6) Метод техники остатка для земли.
7) Определение износа зданий и сооружений.
8) Затратный подход в оценке машин и оборудования.
9) Сравнительный и доходный подход к оценке стоимости машин и оборудования.
10) Оценка стоимости нематериальных активов.
11) Применение доходного подхода в оценке нематериальных активов.
12) Применение затратного подхода в оценке нематериальных активов.
13) Определение рыночной стоимости облигаций.
14) Определение рыночной стоимости акции.
15) Метод ликвидационной стоимости.
16) Оценка стоимости неконтрольных пакетов.
17) Применение методов доходного, сравнительного, затратного подходов при нахождении стоимости владения контрольным пакетом акций.
18) Премия за контроль, скидки за неконтрольный характер пакета и за недостаточную ликвидность.
19) Вывод итоговой величины стоимости в процессе оценки предприятия в зависимости от размера приобретаемого пакета акций и его ликвидности.
20) Отчет об оценке бизнеса предприятия: задачи, структура, содержание.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Обоснования методики связанных инвестиций, или техника инвестиционной группы.

2) Обоснования методики прямой капитализации.

3) Применения сравнительного подхода для оценки недвижимости.

4) Расчета и внесения поправок методом валового рентного мультипликатора.

5) Применения затратного подхода при оценке объектов недвижимости.

6) Обоснования методики техники остатка для земли.

7) Определения износа зданий и сооружений.

8) Применения доходного подхода при оценке бизнеса.

9) Применения сравнительного подхода при оценке бизнеса.

10) Обоснования метода ликвидационной стоимости.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 7 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Спиридонова, Е. А. Оценка стоимости бизнеса : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Спиридонова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 299 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00368-0. https://www.biblio-online.ru/book/A50975B0-1122-45E1-BCD6-788E326489F5

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Касьяненко, Т. Г. Оценка стоимости бизнеса + приложение в эбс : учебник для академического бакалавриата / Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 373 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01446-4. https://www.biblio-online.ru/book/A50975B0-1122-45E1-BCD6-788E326489F5

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Колычева Ж.Я. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Оценка бизнеса". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Колычева Ж.Я. Курс лекций по дисциплине «Оценка бизнеса» для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» (Электронный ресурс)
3 Оценка бизнеса: учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе / Ж.Я. Колычева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017.
4 Оценка бизнеса: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов-заочников экономических специальностей / Ж.Я. Колычева – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2017.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 не предусмотрено

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 38241.