РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Микроэкономика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

программа академического бакалавриата

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Экономика предприятий и организаций

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Авторы-составители д.э.н., проф. Шагинян Сергей Георгиевич, к.э.н. Колычева Жанна Ярославовна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Микроэкономика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, профессор кафедры " Коммерция и логистика", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Микроэкономика_Б_38.03.01_во_12_ЭиМ_п25121_38226.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Микроэкономика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Микроэкономика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин

Умеет: использовать основы экономических знаний при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально- экономических последствий

Имеет навыки: в использовании основ экономических знаний при применении современных методик расчета и анализе социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне

ОК-3 - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

Место дисциплины 1Б.Б "Микроэкономика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Концепции современного естествознания", "Математический анализ".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПББ, ПЭБ, РББ, РЭБ.

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц, или 288 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 118 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 112 112 48 64
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 48 48 16 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 4 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 125   83 42
Контрольная работа (К)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 125   83 42
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 288 118 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц, или 288 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 22 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 4 8 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2  
Лабораторные работы (Лаб)          
Практические, семинары (Пр) 10 10   6 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 253   69 103 81
Контрольная работа (К) 12     6 6
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 241   69 97 75
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 288 22 75 117 96
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Теория цены: спрос, предложение и рыночное равновесие. (Компетенция/и ОК-3)

1.1. Рыночный спрос и закон спроса.

1.2. Изменение величины спроса изменение спроса.

1.3. Рыночное предложение и закон предложения.

1.4. Изменение величины предложения и изменение предложения.

1.5. Механизм установления рыночного равновесия.

1.6. Эластичность спроса и предложения.

2. Производство экономических благ. (Компетенция/и ОК-3)

2.1. Производство с одним переменным фактором. Закон убывающей предельной производительности.

2.2. Выбор производственной технологии. Техническая и экономическая эффективность.

2.3. Производственная функция. Общий, средний и предельный продукт.

3. Фирмы и рынки: общность принципов и многообразие форм. (Компетенция/и ОК-3)

3.1. Фирма.

3.2. Выручка и прибыль.

3.3. Отраслевой рынок и структура рынка.

4. Типы рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция. (Компетенция/и ОК-3)

4.1. Рынок совершенной конкуренции.

4.2. Абсолютная монополия: рынок единственного продавца.

4.3. Монополистическая конкуренция.

4.4. Олигополия.

Семестр № 2

5. Рынок труда. Распределение доходов. (Компетенция/и ОК-3)

5.1. Спрос и предложение труда. Определение среднего уровня заработной платы.

5.2. Роль профсоюзов на рынке.

5.3. Особенности рынка труда. Дифференциация ставок заработной платы.

5.4. Распределение доходов.

6. Рынки капитала и земли. (Компетенция/и ОК-3)

6.1. Рынок капитала. Ссудный процент.

6.2. Рынок земли. Экономическая рента.

7. Экономика информации, неопределенности и риска. (Компетенция/и ОК-3)

7.1. Выбор в условиях неопределенности.

7.2. Рынки с асимметричной информацией.

7.3. Риск инвестиционных решений.

8. Внешние эффекты и государственное регулирование рыночной экономики. (Компетенция/и ОК-3)

8.1. Внешние эффекты и затраты. Общественные блага. Дифференциация доходов и населения.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 4   25
2 8 4   25
3 12 4   23
4 4 4   10
5 8 8   12
6 8 8   10
7 8 8   10
8 8 8   10
Итого 64 48   125
В т.ч. по интерактивным формам 32 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Этапы развития экономической мысли 2
Общие проблемы экономического развития 2
2 Позиционирование фирмы на рынке 4
3 Спрос и предложение в условиях рыночной экономики. Потребительский выбор 4
4 Рынок совершенной конкуренции. Абсолютная монополия: рынок единственного продавца. 4
Семестр № 2
5 Рынок труда и заработная плата. Рынок капитала и процент. Рынок земли и земельная рента 8
6 Особенности спроса на факторы производства и ресурсное решение фирмы 8
7 Рыночная неопределенность, риск и асимметрия информации 8
8 Внешние эффекты и затраты. Общественные блага. Дифференциация доходов и населения 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Экономические отношения и их основная структура. 25
2 Основы воспроизводства экономики и экономического строя. 25
3 Механизм установления рыночного равновесия. 23
4 Монополистическая конкуренция. Олигополия. 10
Семестр № 2
5 Ценообразование на рынке труда. 12
6 Ценообразование на рынке капитала. Ценообразование на природные ресурсы. 10
7 Рыночная неопределенность и риск. Асимметрия информации и рынок. 10
8 Причины неэффективности участия государства. 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 241 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Микроэкономика: учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе / О.А. Матвеева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017.
2 Учебно-методическое пособие по выполнению контрольной работы по дисциплине «Микроэкономика» для студентов по направлению подготовки «Экономика» (квалификация «бакалавр») заочной формы обучения / С.Г. Шагинян, Е.В. Дьякова; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2015. – 47 с.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОК-3 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-3 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

разработка бизнес-плана фирмы.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет и метод микроэкономики.
2) Экономические категории и закономерности.
3) История развития экономической мысли.
4) Потребности, блага: понятие и классификация. Закон возвышения потребностей.
5) Ресурсы и факторы производства. Сущность производства, производительных сил. Производственные отношения.
6) Эффективность использования ресурсов. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих вмененных издержек.
7) Собственность и хозяйствование. Экономические и юридическое содержание отношений собственности. Классификация экономических и юридических форм собственности.
8) Экономические системы: понятие, классификация подходов.
9) Характеристика основных типов экономических систем: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.
10) Переходная экономика: задачи, этапы, особенности.
11) Рынок: понятие, функции и структура.
12) Спрос и величина спроса. Закон спроса. Факторы спроса.
13) Предложение и величина предложения. Закон предложения. Факторы предложения.
14) Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. Равновесие по А. Маршаллу и Л.Вальрасу.
15) Эластичность: свойства, показатели, значение.
16) Потребительский выбор и его особенности.
17) Потребительские предпочтения: закономерности развития.
18) Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.
19) Производство с одним переменным фактором. Закон убывающей предельной производительности.
20) Выбор производственной технологии. Техническая и экономическая эффективность.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проанализировать правило наименьших издержек и максимизации прибыли. Выбор производственной технологии. Изокванты.
2) Сравнить сущность изокосты и изокванты ( понятие, графическое представление). Равновесие производителя.
3) Рассмотреть оптимальный путь роста фирмы. Эффект масштаба.
4) Проанализировать издержки производства и прибыль. Экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек и прибыли.
5) Раскрыть структуру и динамику издержек в краткосрочном периоде деятельности фирмы: постоянные, переменные, средние, общие, предельные. Закон убывающей отдачи.
6) Рассмотреть равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
7) Рассмотреть равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
8) Охарактеризовать основные типы рыночных структур рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
9) Проанализировать сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства в условиях чистой конкуренции.
10) Охарактеризовать сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства монополии. Показатели монопольной власти.
11) Охарактеризовать виды монополий: естественная монополия, административная монополия, искусственная монополия. Закон Шермана. Регулирование естественных монополий.
12) Раскрыть сущность монополистической конкуренции, ценообразование, определение оптимальных объемов производства.
13) Раскрыть сущность олигополии. Стратегическое поведение фирм: основные модели.
14) Раскрыть сущность олигополии. Ломанная кривая спроса на олигополистическом рынке.
15) Раскрыть сущность олигополии. Тайный сговор. Ценообразование по принципу «издержки плюс».
16) Раскрыть особенности потребительского выбора.
17) Проанализировать потребительские предпочтения: закономерности развития.
18) Проанализировать взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.
19) Проанализировать производство с одним переменным фактором. Закон убывающей предельной производительности.
20) Раскрыть сущность производственных технологий. Техническая и экономическая эффективность.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Обоснования методики расчета альтернативных издержек производства
2) Обоснования методики графической иллюстрации кривой производственных возможностей
3) Обоснования методики расчета дефицита на товарном рынке
4) Обоснования методики расчета избыточного предложения на товарном рынке
5) Обоснования методики расчета эластичности проса
6) Обоснования методики расчета эластиности предложения.
7) Обоснования методики графической иллюстрации кривых спроса, предложения, рыночного равновесия.
8) Обоснования методики расчета равновесной цены на товарном рынке.
9) Обоснования методики расчета потребительского излишка.
10) Обоснования методики расчета величины издержек предприятия.
11) Обоснования методики расчета предельного дохода предприятия.
12) Обоснования методики графической интерпретации эффекта масштаба.
13) Обоснования методики начислений амотртизации линейным методомю.
14) Обоснования методики расчета чистой дисконтированной стоимости капитала.
15) Обоснования методики расчета отраслевого спроса на труд.
16) Обоснования методики расчета издеожек производства краткосрочного периода.
17) Обоснования методики расчета издеожек производства в долгосрочном периоде.
18) Обоснования методики расчета уровня издержек.
19) Обоснования методики графической интерпретации изокосты и изокванты.
20) Обоснования методики расчета траектории развития.

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Фирмы и рынки: общность принципов и многообразие форм.
2) Рынок совершенной конкуренции.
3) Абсолютная монополия: рынок единственного продавца.
4) Монополистическая конкуренция.
5) Характеристика олигополистического рынка.
6) Эффективность использования ресурсов. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих вмененных издержек.
7) Собственность и хозяйствование. Экономические и юридическое содержание отношений собственности. Классификация экономических и юридических форм собственности.
8) Экономические системы: понятие, классификация подходов.
9) Характеристика основных типов экономических систем: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.
10) Переходная экономика: задачи, этапы, особенности.
11) Рынок: понятие, функции и структура.
12) Спрос и величина спроса. Закон спроса. Факторы спроса.
13) Предложение и величина предложения. Закон предложения. Факторы предложения.
14) Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. Равновесие по А. Маршаллу и Л.Вальрасу.
15) Эластичность: свойства, показатели, значение.
16) Излишки производителя и потребителя. Воздействие государства на равновесие: налоги, дотации, фиксированные цены.
17) Предпосылки анализа поведения потребителя. Подходы к анализу полезности. Полезность: общая и предельная.
18) Кривая безразличия: понятие, свойства, виды. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения благ.
19) Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.
20) Реакция потребителя на изменение дохода. Кривая «Доход - Потребление». Кривые Энгеля.
21) Кривая «цена-потребление».
22) Понятие о реальном и номинальном доходах потребителя. Эффект дохода и эффект замещения.
23) Сущность и основные черты предприятия (фирмы). Классификация фирм, их организационно-правовая форма.
24) Производство, факторы производства. Закон убывающей предельной производительности.
25) Общий, средний и предельный продукты: понятие, взаимосвязь. Стадии производства.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проанализировать правило наименьших издержек и максимизации прибыли. Выбор производственной технологии. Изокванты.
2) Раскрыть понятие изокосты ( понятие, графическое представление). Равновесие производителя.
3) Рассмотреть оптимальный путь роста фирмы. Эффект масштаба.
4) Проанализировать издержки производства и прибыль. Экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек и прибыли.
5) Раскрыть структуру и динамику издержек в краткосрочном периоде деятельности фирмы: постоянные, переменные, средние, общие, предельные. Закон убывающей отдачи.
6) Рассмотреть равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
7) Рассмотреть равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
8) Охарактеризовать основные типы рыночных структур рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
9) Проанализировать сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства в условиях чистой конкуренции.
10) Охарактеризовать сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства монополии. Показатели монопольной власти.
11) Охарактеризовать виды монополий: естественная монополия, административная монополия, искусственная монополия. Закон Шермана. Регулирование естественных монополий.
12) Раскрыть сущность монополистической конкуренции, ценообразование, определение оптимальных объемов производства.
13) Раскрыть сущность олигополии. Стратегическое поведение фирм: основные модели.
14) Раскрыть сущность олигополии. Ломанная кривая спроса на олигополистическом рынке.
15) Раскрыть сущность олигополии. Тайный сговор. Ценообразование по принципу «издержки плюс».
16) Рассмотреть виды ценовой дискриминации. Антимонопольное законодательство.
17) Охарактеризовать особенности факторных рынков.
18) Раскрыть характеристики рынка труда (субъекты рынка труда, предложение рабочей силы, спрос на труд). Равновесие на рынке труда. Модели конкуренции и монополии на рынке труда.
19) Раскрыть сущность заработной платы, ее виды. Безработица: причины, виды. Закон Оукена.
20) Рассмотреть распределение доходов: неравенство доходов, кривая Лоренца и коэффициент Джини.
21) Проанализировать рынок капитала: капитал и его виды. Ссудный процент. Факторы, влияющие на величину процента. Спрос и предложение капитала. Равновесие на рынке капитала.
22) Проанализировать рынок земли: особенности спроса и предложения. Рента: понятие и виды. Цена земли.
23) Раскрыть внешние эффекты (экстерналии). Отрицательные и положительные внешние эффекты (экстерналии). Интернализация внешнего эффекта.
24) Рассмотреть общественные блага, их свойства. Спрос на общественные блага, его отличие от спроса на частное благо. Общественный выбор и проблема «безбилетника».
25) Раскрыть сущность асимметрии информации и негативный отбор. Модель «рынка лимонов».

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Обоснования методики расчета альтернативных издержек производства.

2) Обоснования методики графической иллюстрации кривой производственных возможностей.

3) Обоснования методики расчета дефицита на товарном рынке.

4) Обоснования методики расчета избыточного предложения на товарном рынке.

5) Обоснования методики расчета эластичности проса.

6) Обоснования методики расчета эластиности предложения.

7) Обоснования методики графической иллюстрации кривых спроса, предложения, рыночного равновесия.

8) Обоснования методики расчета равновесной цены на товарном рынке.

9) Обоснования методики расчета потребительского излишка.

10) Обоснования методики расчета величины издержек предприятия.

11) Обоснования методики расчета предельного дохода предприятия.

12) Обоснования методики графической интерпретации эффекта масштаба.

13) Обоснования методики начислений амотртизации линейным методом.

14) Обоснования методики расчета чистой дисконтированной стоимости капитала.

15) Обоснования методики расчета отраслевого спроса на труд.

16) Обоснования методики расчета отраслевого предложения на труд.

17) Обоснования методики расчета степени монопольной власти.

18) Обоснования методики расчета показателей прибыли и издержек в условиях монополии.

19) Обоснования методики расчета показателей прибыли и издержек в условиях совершенной конкуренции.

20) Обоснования методики расчета показателей прибыли и издержек в условиях монополистической конкуренции.

21) Обоснования методики графической интерпретации модели олигополиста.

22) Обоснования методики графической интерпретации модели монопсониста.

23) Обоснования методики графической интерпретации модели двусторонней монополии.

24) Обоснования методики графической интерпретации модели совершенной конкуренции в условиях краткосрочного периода.

25) Обоснования методики графической интерпретации модели совершенной конкуренции в условиях долгосрочного периода.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-3 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. - ЭБС Юрайтhttps://www.biblio-online.ru/

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Тарасевич, Л. С. Макроэкономика: учеб. и практикум для акад. бакалавриата / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский ; С.-Петерб. эконом. ун-т . - М. : Юрайт,https://www.biblio-online.ru/ 2015. - 527 с.
2 Залозная Д.В. Экономика : практикум / Д. В. Залозная ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2015. - 104 с. : табл. Заказ № 8303
3 Ситарчук Е.А. Внешние источники трудовых ресурсов: миграционное детерминирование и институциональное регулирование: монография / Е.А. Ситарчук, С.Г. Шагинян. - Ростов н/Д

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Шагинян С.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Микроэкономика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Микроэкономика: учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе / О.А. Матвеева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017.
3 Учебно-методическое пособие по выполнению контрольной работы по дисциплине «Микроэкономика» для студентов по направлению подготовки «Экономика» (квалификация «бакалавр») заочной формы обучения / С.Г. Шагинян, Е.В. Дьякова; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2015. – 47 с.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 38226.