РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Макроэкономика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

программа академического бакалавриата

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Экономика предприятий и организаций

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Авторы-составители д.э.н., проф. Шагинян Сергей Георгиевич, к.э.н. Колычева Жанна Ярославовна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Макроэкономика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, зав. кафедрой "Мировая экономика и международные отношения", ФГОУ ВО «Южный федеральный университет».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Макроэкономика_Б_38.03.01_во_34_ЭиМ_п25114_38190.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Макроэкономика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Макроэкономика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Деньги, банки, кредит", "Междисциплинарный курс", "Оценка бизнеса";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин

Умеет: использовать основы макроэкономических знаний в различных сферах деятельности

Имеет навыки: использования знаний в области макроэкономики для решения стандартных профессиональных задач

ОК-3 - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

Знает: методы построения стандартных теоретических и эконометрических моделей

Умеет: строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

Имеет навыки: применения методик построения стандартных теоретических и эконометрических моделей

ПК-4 - способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

Знает: данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях

Умеет: анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономических показателей

Имеет навыки: использования методов анализа и интерпритации данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявления тенденций изменения социально-экономических показателей

ПК-6 - способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

Место дисциплины 1Б.Б "Макроэкономика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию экономиста", "Микроэкономика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПББ, ПЭБ, РББ, РЭБ.

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц, или 288 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 96 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 90 90 42 48
Лекции (Лек) 60 60 28 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 30 30 14 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 4 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 147   89 58
Контрольная работа (К)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 35     35
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 112   89 23
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 288 96 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц, или 288 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 18 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 14 14 2 8 4
Лекции (Лек) 4 4 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)          
Практические, семинары (Пр) 10 10   6 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2  
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 257   67 87 103
Контрольная работа (К) 6     6  
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР) 10       10
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 241   67 81 93
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 288 18 71 101 116
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Основы экономических знаний в различных сферах деятельности: макроэкономическое равновесие и механизм его обеспечения. (Компетенция/и ОК-3)

2. Государство в рыночной экономике: построение стандартных теоретических и эконометрических моделей. (Компетенция/и ПК-4)

3. Денежная и банковская системы: построение стандартных теоретических и эконометрических моделей. (Компетенция/и ПК-4)

4. Финансовая система государства. Финансовая и фискальная политика: анализ и интерпритация данных отечественной и зарубежной статистики. (Компетенция/и ПК-6)

5. Социальная политика государства: анализ и интерпритация данных отечественной и зарубежной статистики. (Компетенция/и ПК-6)

Семестр № 4

6. Экономический рост и его проблемы: описание экономических процессов и явлений создание стандартных теоретических и эконометрических моделей, анализ и содержательная интерпретация полученных результатов. (Компетенция/и ПК-4)

7. Теоретические проблемы мирового хозяйства: анализ и интерпретация данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявление тенденции изменения социально-экономических показателей. (Компетенция/и ПК-6)

8. Национальная экономика: анализ и интерпритация данных отечественной и зарубежной статистики. (Компетенция/и ПК-6)

9. Макроэкономическая нестабильность: инфляция, безработица и цикличность: анализ и интерпритация данных отечественной и зарубежной статистики. (Компетенция/и ПК-6)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 2   18
2 6 2   18
3 6 4   18
4 4 4   18
5 6 2   17
6 8 4   8
7 8 4   8
8 8 4   4
9 8 4   3
Итого 60 30   112
В т.ч. по интерактивным формам 8 8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Частичное и общее равновесие – модель Л. Вальраса. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели АD-AS. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика. 2
2 Модели взаимоотношений экономики и государства. Методы государственного экономического регулирования. Макромаркетинг. 2
3 Современные денежные теории спроса на деньги: портфельные теории, модель управления денежной наличностью Баумоля – Тобина, теория трансакционного спроса. 4
4 Взаимодействие товарного и денежного рынков. Модель IS-LM. Сравнительный анализ инструментов макроэкономической политики госдураства. 4
5 Социальная политика государства. Проблема дифференциации доходов. Методы анализа дифференциации доходов. 2
Семестр № 4
6 Теории экономического роста. Связь экономического роста и социальной политики. 4
7 Теория международной торговли М. Портера. Теория факторов Хекшера – Олина. 4
8 Эволюции теории экономического равновесия: Ф.Кенэ, К.Маркс, О.Курно, Л.Вальрас, В.Парето. 4
9 Макроэкономическая нестабильность. Цикличность экономического развития. Теории экономического цикла. Технологические уклады и «длинные волны». 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Виды и модели равновесия. Совокупный спрос и факторы его определяющие. Эффект Пигу, эффект Р. Манделла – Д. Флеминга, эффект Дж. Кейнса.Макроэкономическое равновесие: инструменты его обеспечения. 18
2 Методы государственного регулирования экономики. 18
3 Денежный рынок. Спрос на деньги. Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги. Сеньораж. Классическая дихотомия, принципы нейтральности и супернейтральности. 18
4 Финансовая и фискальная система государcтвенного управления 18
5 Справедливое распределение и формирование национальной модели экономики. 17
Семестр № 4
6 Экономический рост 8
7 Экономическое регулирование на международном уровне 8
8 Система макроэкономических пропорций: общеэкономические, межотраслевые и внутриотраслевые, территориальные, межгосударственные. Проблемы сбалансированности экономики. 4
9 Теория ускорения инфляции. Альтернативные теории преодоления инфляции. Адаптационная и антиинфляционная политика. Компромиссная теория инфляции. 3

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 241 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Макроэкономика : учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы / С.Г. Шагинян, Е.В. Дьякова; Рост.гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017
2 Макроэкономика: учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе / С.Г. Шагинян; О.А. Матвеева, Ж.Я. Колычева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ОК-3 +  
ПК-4 + +
ПК-6 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-3 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-4 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-6 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

1. Макроэкономика — особый раздел экономической теории. Методы макроэкономического анализа. 2. Понятие системы национальных счетов (СНС). Принципы, лежащие в основе СНС. 3. Основные макроэкономические показатели: ВНП, ВВП, ЧНП, НД. 4. Валовый внутренний продукт (ВВП). Методы расчета валового продукта: по расходам и по доходам. 5. Национальное богатство и чистое экономическое благосостояние.. 6. Потребление и сбережения в масштабе национальной экономики. 7. Макроэкономическое равновесие: основные модели совокупного спроса и совокупного предложения – модель AD-AS, модель IS-LM. 8. Доходы, потребление, сбережение и факторы, их определяющие; функции потребления и сбережения в национальной экономике. 9. Инвестиции и их роль в обеспечении макроэкономического равновесия. Функциональное назначение инвестиций. 10. Классическая и кейнсианская теории макроэкономического равновесия. Понятие акселератора и мультипликатора в макроэкономике. 11. Макроэкономическое равновесие в модели "доходы—расходы" и мультипликативный эффект в экономике. Парадокс бережливости. 12. Теория рыночного фиаско и государство. Внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция. 13. Экономические функции государства в рыночной экономике. Субъекты и объекты государственного регулирования. Государственное регулирование экономики. 14. Структура денежной массы и ее измерение. 15. Деньги: сущность, виды, функции. Ликвидность. 16. Уравнение обмена. Денежная система и ее элементы. 17. Спрос и предложение денег. Равновесие на рынке денег. 18. Инфляция. Формы и виды инфляции. Причины инфляции. 19. Кривая Филипса. Социально-экономические последствия инфляции. Влияние инфляции на перераспределение и объем национального кредита. 20. Инструменты регулирования инфляции. Антиинфляционная политика государства и важнейшие современные концепции инфляции. 21. Кредитная система. Функции центрального и коммерческих банков. 22. Механизм создания денег банками. Банковский муль.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

особенности циклического экономического развития в России;

сущность, эволюция и применение на практике теории предельной полезности;

сущность, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика правительства России;

сущность и особенности государственного сектора в российской модели эко-номики;

проблемы трансформации собственности в современной экономике России;

особенности функционирования и перспективы развития малого бизнеса в России;

нестандартная занятость и российский рынок труда;

модели экономических систем. Пути устранения несовершенств рыночного механизма в российской модели экономики;

развитие теории мультипликатора и ее практическое значение для экономики России;

экономическое содержание уровня жизни и проблемы его измерения в РФ;

характерные черты и влияние макроэкономической стабилизации на развитие российского общества;

российская экономика в условиях мирового финансового кризиса;

модели экономического роста. Прогнозные методы развития экономики РФ;

проблемы антимонопольного регулирования в отечественной экономической модели;

монетарная политика России: цели, механизм и особенности реализации;

особенности кризиса рынка труда России;

перспективы российской экономики в условиях глобализации конкуренции;

современные тенденции развития российского банковского сектора;

сущность рынка труда и его особенности в России;

экономическая эффективность использования земельных ресурсов в условиях рыночных отношений;

социальные проблемы России и альтернативные пути их решения;

государственное налоговое регулирование национальной экономики;

антиинфляционная политика в условиях «голландской болезни»;

приватизация: концепции, реализация, эффективность и особенности в России;

влияние неравномерности распределения доходов на экономическое развитие. Отношение к неравенству доходов: количественная оценка;

инновационная трансформация экономической системы России;

мировой финансовый кризис и способность экономики России к развитию.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Сущность национальной экономики как экономической категории. Соотношение ее с категорией «экономическая система».
2) Структура национальной экономики. Теория трех секторов. Виды структур: воспроизводственная, социальная, территориальная, инфраструктура.
3) Система макроэкономических пропорций: общеэкономические, межотраслевые и внутриотраслевые, территориальные, межгосударственные. Проблемы сбалансированности экономики.
4) Понятие и принципы системы национальных счетов (СНС). Операции, резидентные и нерезидентные институциональные единицы.
5) Основные макроэкономические показатели: ВНП, ВВП, ЧНП, НД.
6) Валовый внутренний продукт (ВВП). Методы расчета валового продукта: по расходам и по доходам.
7) Национальное богатство и чистое экономическое благосостояние.
8) Рынок товаров и услуг в системе национальных рынков.
9) Эволюции теории экономического равновесия: Ф.Кенэ, К.Маркс, О.Курно, Л.Вальрас, В.Парето.
10) Межотраслевой баланс («затраты-выпуск» В.Леонтьева). Модель расширяющейся экономики (Дж. Нейман).
11) Виды и модели равновесия.
12) Совокупный спрос и факторы его определяющие. Эффект Пигу, эффект Р. Манделла – Д. Флеминга, эффект Дж. Кейнса.
13) Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели.
14) Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели АD-AS. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика.
15) Общее макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская теории.
16) Компоненты совокупного спроса. Потребление и сбережения. Инвестиции.
17) Фактические и планируемые расходы. Равновесие в кресте Кейнса. Колебания равновесного уровня выпуска и мультипликатор автономных расходов.
18) Рецессионный и инфляционный разрывы. Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели AD-ASи Кейнсианского креста.
19) Теория рыночного фиаско и государство. Внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция.
20) Экономические функции государства в рыночной экономике. Субъекты и объекты государственного регулирования. Государственное регулирование экономики.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Представить проблемы сбалансированности экономики.
2) Сравнить теории Ф.Кенэ, К.Маркса, О.Курно, Л.Вальраса, В.Парето.
3) Раскрыть классическую и кейнсианскую теории спроса на деньги.
4) Раскрыть теорию длинных волн Н. Кондратьева.
5) Раскрыть проблемы конвертируемости валют.
6) Оценить безработицу с позиции экономического роста.
7) Дать графический анализ в теории мультипликатора.
8) Представить теорию мультипликатора-акселератора.
9) Раскрыть особенности действия мультипликатора-акселератора в России.
10) Раскрыть связь инвестиций и национального дохода.
11) Представить содержание национальных счетов.
12) Представить процесс стабилизации рынка труда.
13) Сравнить классическую интерпретацию макроэкономического равновесия в модели AD-AS с кейнсианской моделью.
14) Представить графическое изображение денежного рынка в классической интерпретации.
15) Представить графическое изображение денежного рынка в кейнсианской интерпретации.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расчета макроэкономических показателей: ВНП, ВВП, ЧНП,НД.
2) Определения вариантов антиинфляционной политики.
3) Расчета методики эффекта мультипликатора.
4) Классификации различных активов с точки зрения их ликвидности.
5) Определения способов измерения денежной массы.
6) Обоснования методики расчета уровня инфляции.
7) Обоснования методики расчета уровня безработицы.
8) Обоснования методики оценки дифференциации доходов населения.

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Общее макроэкономическое равновесие. Модель совокупного спроса и совокупного предложения.
2)Особенности макроэкономического анализа.Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия.
3)Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт: понятие и способы измерения.
4)Соотношение показателей в СНС: показатели валового и чистого национального дохода, валового и чистого внутреннего продукта, личного дохода, располагаемого личного дохода.
5)Совокупный спрос и его компоненты. Величина совокупного спроса. Кривая совокупного спроса и эффекты, объясняющие ее отрицательный наклон.
6)Факторы, воздействующие на совокупный спрос.
7)Совокупное предложение. Факторы, влияющие на совокупное предложение.
8)Особенности вида кривой совокупного предложения. Классический и кейнсианский подходы к анализу совокупного предложения. Кривая совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периоде.
9)Равновесие в модели “совокупный спрос – совокупный предложение”.
10)Последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения в модели в AD-AS в краткосрочном и долгосрочном периоде. Равновесный и потенциальный ВВП.
11)Понятие и виды макроэкономического равновесия.
12)Понятие экономического роста. Показатели экономического роста.
13)Факторы и типы экономического роста. Производительность труда и ее факторы.
14)Преимущества и издержки экономического роста.
15)Государственная политика стимулирования экономического роста.
16)Экономический цикл и его фазы.
17)Причины и показатели экономического цикла.
18)Виды циклов. Циклические и нециклические колебания экономики.
19)Сбережения и инвестиции. Функциональная роль инвестиций в обеспечении макроэкономического равновесия.
20)Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена. Регулирование уровня безработицы.
21)Инфляция и ее измерение. Инфляция спроса и инфляция предложения. Ожидаемая и непредвиденная инфляция.
22)Взаимосвязь инфляции и безработицы: общая постановка проблемы.
23)Антиинфляционная политика.
24)Деньги: их происхождение и сущность. Функции денег.Виды денег.
25)Денежные агрегаты. Уравнение количественной теории денег. Эмиссия денег и ее последствия.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Проанализировать банковскую систему и ее структуру. Центральный банк и его функции.
2)Рассмотреть пассивные операции. Активные операции. Прибыль банка. Банковский мультипликатор.
3)Охарактеризовать кредитно-денежную политику: ее сущность, цели и инструменты.
4)Рассмотреть виды кредитно-денежной политики.
5)Рассмотреть сущность коммерческих банков и их операции.
6)Рассмотреть понятие государственного бюджета. Основные виды расходов и доходов бюджета.
7)Охарактеризовать состояние (сальдо) государственного бюджета и его виды.
8)Охарактеризовать концепции государственного бюджета.
9)Проанализировать дефицит государственного бюджета и методы его финансирования.
10)Раскрыть сущность государственного долга и его виды.
11)Охарактеризовать понятие фискальной политики, ее цели и инструменты.
12)Рассмотреть виды фискальной политики.
13)Раскрыть понятие налога, налоговой системы, принципы налогообложения.
14)Охарактеризовать виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный налоги.
15)Рассмотреть воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение. Кривая Лаффера.
16)Проанализировать государство как субъект экономики.
17)Охарактеризовать государственное регулирование экономики.
18)Охарактеризовать средства государственного регулирования экономики.
19)Рассмотреть доходы населения и их виды.
20)Охарактеризовать государственное регулирование доходов.
21)Охарактеризовать понятие "уровень жизни населения".
22)Рассмотреть мировое хозяйство: сущность и основные черты.
23)Проанализировать мировой рынок и мировая рыночная инфраструктура.
24)Охарактеризовать валютные проблемы мирового хозяйства. Проблемы конвертируемости валют.
25)Охарактеризовать валютные рынки. Валютные курсы.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Обоснования методики графической иллюстрации модели кругового потока.

2)Обоснования методики расчета добавленной стоимости.

3)Обоснования методики расчета потребительских расходов в СНС.

4)Обоснования методики расчета инвестиций в СНС.

5)Обоснования методики расчета сбережений в СНС.

6)Обоснования методики расчета ВВП по расходам.

7)Обоснования методики расчета ВВП по доходам.

8)Обоснования методики расчета ЧВП.

9)Обоснования методики расчета номинальных и реальных показателей дохода и продукта.

10)Обоснования методики расчета ценовых индексов.

11)Обоснования методики расчета величины экспорта в СНС.

12)Обоснования методики графической интерпретации совокупного спроса.

13)Обоснования методики графической интерпретации совокупного предложения.

14)Обоснования методики графической интерпретации экономического роста и экономического цикла.

15)Обоснования методики расчета уровня безработицы.

16)Обоснования методики расчета чиленности занятых.

17)Обоснования методики расчета темпов инфляции.

18)Обоснования методики расчета величины дохода коммерческих банков при определенных темпах инфляции.

19)Обоснования методики расчета предложения денег.

20)Обоснования методики расчета средней налоговой ставки на доход.

21)Обоснования методики расчета амортизационного фонда в СНС.

22)Обоснования методики расчета состояния государственного бюджета в СНС.

23)Обоснования методики расчета уровня цен.

24)Обоснования методики расчета избыточныз резервов коммерческого банка.

25)Обоснования методики расчета фактических резервов коммерческого банка.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-3 3 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 3 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-6 3 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 7, 8, 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7, 8, 9 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7, 8, 9 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7, 8, 9 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 294 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01728-1. https://www.biblio-online.ru/book/EC8C9A18-E9F4-460E-9989-DC6FE557D2B8
2 Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 198 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01844-8. https://www.biblio-online.ru/book/EC8C9A18-E9F4-460E-9989-DC6FE557D2B8

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Журнал "Вопросы экономики"
2 Вестник МГУ. Серия 6. Экономика
3 Тарасевич, Л. С. Макроэкономика: учеб. и практикум для акад. бакалавриата / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский ; С.-Петерб. эконом. ун-т . - https://www.biblio-online.ru/М. : Юрайт, 2015. - 527 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Шагинян С.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Макроэкономика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Макроэкономика: учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе / С.Г. Шагинян; О.А. Матвеева, Ж.Я. Колычева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017.
3 Макроэкономика : учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы / С.Г. Шагинян, Е.В. Дьякова; Рост.гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 38190.