РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика, учет и анализ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Введение в профессию бухгалтера"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

программа академического бакалавриата

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Экономика предприятий и организаций

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Фейгель Марина Леонидовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Введение в профессию бухгалтера" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Буряков Геннадий Александрович, Профессор кафедры "Экономика и менеджмент", ИСОиП (филиал) ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Введение в п б_Б_38.03.01_во_1_ЭУА_п37627_38184.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Введение в профессию бухгалтера".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Введение в профессию бухгалтера" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилями подготовки "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Экономика предприятий и организаций".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Автоматизированное рабочее место бухгалтера", "Бухгалтерский учет", "Бухгалтерский учет и анализ";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Историю становления профессии, современное состояние рынка труда, принципы профессионального образования и подготовки кадров, структуру основной образовательной программы подготовки "бухгалтера"

Умеет: использовать знания в целях самоорганизации, самообразования и личностно-профессионального роста

Имеет навыки: самоорганизации и самообразования в сфере профессиональной деятельности

ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию

Знает: источники поиска информаиции по разделам дисциплины

Умеет: использовать отечественные источники информации, собрать необходимые данные по разделам дисциплины

Имеет навыки: подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет по заданному вопросу на основе использования источников информации

ПК-7 - способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

Комментарии кафедры:

ПК-7 реализуется в части: способностью, используя отечественные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.


Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Введение в профессию бухгалтера" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Микроэкономика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПББ, ПЭБ, РББ, РЭБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 35 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 64   64
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 64   64
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 35 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 4 4 2 2
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   35 61
Контрольная работа (К) 6     6
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 90   35 55
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 8 39 69
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. История становления профессии. (Компетенция/и ОК-7, ПК-7)

1.1. Образование профессии и историческая справка: 1) Историческая справка о профессии 2) Выдающиеся ученые и практики 3) Предмет изучения дисциплины.

1.2. Развитие профессии в современных условиях: 1) Характеристика объекта труда 2) Виды деятельности 3) Профессиональные задачи.

2. Современная характеристика профессиональной деятельности бухгалтера. (Компетенция/и ОК-7, ПК-7)

2.1. Профессиональная деятельность экономиста-бухгалтера: 1) Образовательная программа подготовки экономиста-бухгалтера и проектируемые результаты ее освоения 2) Область, место и виды профессиональной деятельности экономиста-бухгалтера. 3) Профессиональные задачи экономиста-бухгалтера 4) Личностные, деловые и профессиональные качества бухгалтера 5) Требования к главному бухгалтеру.

2.2. Компетенции для успешной карьеры: 1) Необходимые знания, умения и навыки 2) Общекультурные компетенции 3) Профессиональные компетенции 4) Современное состояние рынка труда экономистов-бухгалтеров в России 5) Организация учебного процесса в РГУПС. Внеучебная работа 6) Послевузовское образование и повышение квалификации 7) способность бухгалтера находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности 8) профессиональная ответственность бухгалтера.

3. Государственное регулирование профессиональной деятельности экономистов-бухгалтеров. (Компетенция/и ОК-7, ПК-7)

3.1. Счета бухгалтерского учета: 1) Понятие и назначение счетов 2) Виды счетов 3) Содержание и структура плана счетов.

3.2. Принципы и допущения в профессиональной деятельности: 1) Основные учетные принципы, на которых базируется работа бухгалтера 2) Профессиональная этика бухгалтера.

4. Специфические инструменты профессиональной деятельности бухгалтера. (Компетенция/и ОК-7, ПК-7)

4.1. Структура программы и требования к результатам ее освоения: 1) Виды профессиональной деятельности и профессиональные задачи 2) Проектируемые результаты освоения программы 3) Структура программы подготовки бакалавра 4) Ресурсное обеспечение программы подготовки 5) Требования к системе качества подготовки, управление качеством.

4.2. Документирование и инвентаризация: 1) Понятие первичного документа 2) Виды форм первичной учетной документации 3) Назначение и содержание инвентаризации.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   16
2 4 4   16
3 4 4   16
4 4 4   16
Итого 16 16   64
В т.ч. по интерактивным формам 8      

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 История становления профессии 4
2 Современная характеристика профессиональной деятельности бухгалтера 4
3 Государственное регулирование профессиональной деятельности экономистов-бухгалтеров 4
4 Специфические инструменты профессиональной деятельности бухгалтера 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 История становления профессии 16
2 Современная характеристика профессиональной деятельности бухгалтера 16
3 Государственное регулирование профессиональной деятельности экономистов-бухгалтеров 16
4 Специфические инструменты профессиональной деятельности бухгалтера 16

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 90 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Зиновьева, Ю.С. Введение в профессию бухгалтера: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы / Ю.С. Зиновьева ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. – 25 с. Ресурс ЭИОС РГУПС http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/components/com_irbis/ajax_provider.php?unit=ed_static&task=ed_download&bl_id=3&rec_id=-1458961020&occ=1
2 Зиновьева, Ю.С. Введение в профессию бухгалтера: учебно-методическое пособие по выполнению контрольных работ / Ю.С. Зиновьева ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. – 20 с. Ресурс ЭИОС РГУПС http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/components/com_irbis/ajax_provider.php?unit=ed_static&task=ed_download&bl_id=3&rec_id=1971206161&occ=1

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-7 +
ПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-7 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-7 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1) контроль по разделу История становления профессии 2) контроль по разделу Современная характеристика профессиональной деятельности бухгалтера 3) контроль по разделу Государственное регулирование профессиональной деятельности экономистов-бухгалтеров 4)контроль по разделу Специфические инструменты профессиональной деятельности бухгалтера.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Историческая справка о профессии
2) Выдающиеся ученые и практики
3) Предмет изучения дисциплины.
4) Характеристика объекта труда бухгалтера
5) Трудовые функции бухгалтера
6) Области и характеристика смежных сфер профессиональной деятельности бухгалтера.
7) Образовательная программа подготовки экономиста-бухгалтера и проектируемые результаты ее освоения
8) Область, место и виды профессиональной деятельности экономиста-бухгалтера.
8) Профессиональные задачи экономиста-бухгалтера
10) Личностные, деловые и профессиональные качества бухгалтера
11) Требования к главному бухгалтеру.
12) Компетенции для успешной карьеры
13) профессиональная ответственность бухгалтера
14) Законодательное регулирование бухгалтерской профессии
15) Уполномоченные органы, регулирующие учет
16) Основные учетные принципы, на которых базируется работа бухгалтера

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельност
2)Профессиональная этика бухгалтера.
3) применять Счета бухгалтерского учета
4) определить назначение счетов
5) определить Виды счетов
6) использовать план счетов
7) понимать первичные документы
8) выбрать форму первичной учетной документации
9) использовать метод инвентаризации

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) решения конкретной задачи.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-7 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Керимов В.Э. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров/ Керимов В.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 583 c. (АйПиЭрБукс)Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52277.html
2 Герасимова, Л. Н. Профессиональные ценности и этика бухгалтеров и аудиторов : учебник для бакалавриата и магистратуры / Л. Н. Герасимова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 318 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Модуль.) https://biblio-online.ru/viewer/DB34CE83-816A-4221-A634-AC56FCDC6340/professionalnye-cennosti-i-etika-buhgalterov-i-auditorov#page/2

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Чувикова В.В. Бухгалтерский учет и анализ [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / В.В. Чувикова, Т.Б. Иззука. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2016. — 248 c. — 978-5-394-02406-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60391.html
2 Периодический журнал "Бухгалтерский учет", подписка на первое полугодие 2018 г. НТБ РГУПС

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Фейгель М.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Введение в профессию бухгалтера". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Зиновьева, Ю.С. Введение в профессию бухгалтера: учебно-методическое пособие по выполнению контрольных работ / Ю.С. Зиновьева ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. – 20 с. Ресурс ЭИОС РГУПС http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/components/com_irbis/ajax_provider.php?unit=ed_static&task=ed_download&bl_id=3&rec_id=1971206161&occ=1
3 Зиновьева, Ю.С. Введение в профессию бухгалтера: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы / Ю.С. Зиновьева ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. – 25 с. Ресурс ЭИОС РГУПС http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/components/com_irbis/ajax_provider.php?unit=ed_static&task=ed_download&bl_id=3&rec_id=-1458961020&occ=1

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 СПС Консультатнт плюс

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 38184.