РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика, учет и анализ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Аудит"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

программа академического бакалавриата

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Экономика предприятий и организаций

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель д.э.н., доц. Графова Татьяна Олеговна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Аудит" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Буряков Геннадий Александрович, Профессор кафедры "Экономика и менеджмент", ИСОиП (филиал) ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Аудит_Б_38.03.01_во_7_ЭУА_п31280_38160.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Аудит".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Аудит" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилями подготовки "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Экономика предприятий и организаций".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Междисциплинарный курс", "Спецкурс №1";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: подходы осуществления сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения профессиональных задач при аудите

Умеет: пользоваться подходами осуществления сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения профессиональных задач при аудите

Имеет навыки: использования подходов осуществления сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения профессиональных задач при аудите

ОПК-2 - способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач

Знает: подходы анализа и интерпретции финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений при осуществлении аудита

Умеет: использовать подходы анализа и интерпретции финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. при осуществлении аудита

Имеет навыки: анализа и интерпретции финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений при осуществлении аудита

ПК-5 - способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Аудит" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Бухгалтерский учет и анализ", "Микроэкономика", "Мировая экономика и международные экономические отношения".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПББ, ПЭБ, РББ, РЭБ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 92   32 60
Контрольная работа (К) 6     6
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 86   32 54
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 12 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Основы аудита и аудиторской деятельности: понятие аудита и его регулирование. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-5)

1.1. Сущность аудита: 1) Сущность, цели и задачи аудита 2) Роль аудита в развити функций контроля в условиях рыночной экономики 3) направление аудиторских проверок. 4)пользователи материалов аудиторских заключений 5) отличия аудита от других форм экономического контроля (ревизии, финансового контроля, судебно-медицинской экспертизы) 6)виды аудита и аудиторских услуг.

1.2. Регулирование аудиторской деятелльности: 1) Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности 2)Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности 3)Контроль качества аудита. 4)Профессиональная этика аудитора.

2. Основы аудита и аудиторской деятельности: планирование и проведение аудита. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-5)

2.1. Технологические основы проведения аудита: 1) Планирование и программа аудита 2) Основные этапы аудита 3) Сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок 4)Аудиторская выборка.

2.2. Оценка существенности и риска в аудите: 1) Оценка системы внутреннего контроля 2) Понятие существенности и риска в аудите.

2.3. Формирование аудиторского заключения: 1) Аудиторские доказательства и документы. Сбор, анализ и обработка данных, необходимых для решения профессиональных задач 2)Виды и порядок подготовки аудиторского заключения.

3. Практический аудит: комплексный аудит системы бухгалтерского учета. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-5)

3.1. Методика организации аудиторских проверок: 1) Технология и методика проведения аудиторских проверок в организациях разного профиля 2) Выбор основных направлений аудиторской деятельности 3) Аудит системы управления организацией.

3.2. Аудит системы бухгалтерского учета: 1) Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики 2)Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала 3)Аудит расчетов 4)Аудит кредитных операций, финансовых вложений и операций с ценными бумагами5) Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами6) Аудит издержек производства7) Аудит финансовых результатов.

4. Практический аудит: внутренний аудит и финансовый анализ в аудиторской деятельности. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-5)

4.1. Финансовый анализ в аудите: 1)Роль финансового анализа в аудиторской деятельности 2) Оценка финансового состояния, платеже- и кредитоспособности организации 3)Прогноз финансовой отчетности и ее оценка, анализ и интерпретация финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащеся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использование полученных сведений для принятия управленческих решений.

4.2. Организация внутреннего аудита: 1) Особенности организации и аналитических процедур внутреннего аудита 2) Внутренний аудит как способ контроля за деятельностью менеджера со сторонцы собственников (акционеров) 3)Структура взаимоотношений внутренних аудиторов с аудиторскими фирмами.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 4   12
2 8 4   12
3 8 4   12
4 8 4   13
Итого 32 16   49
В т.ч. по интерактивным формам 6 4    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Сущность аудита и аудиторской деятельности, нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности 4
2 Этапы проведение аудиторской проверки; планирование аудита 4
3 Аудит системы бухгалтерского учета 4
4 Внутренний аудит и финансовый анализ в аудиторской деятельности 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Нормативное регулирование аудиторской деятельности: ФЗ РФ "Об аудиторской деятельности", Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности 12
2 Порядок составления общего плана и программы аудита, тестирование средств контроля экономического субъекта 12
3 Цель, задачи, источники информации, типичные ошибки аудита системы управления 12
4 Использование в аудите результатов проверки внутренних аудиторов 13

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 86 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Тищенко И.А. Аудит: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы. - Ростов н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2017. - 32 с. (ЭБС РГУПС)

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОПК-2 +
ПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-5 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

аудит основных средств;

аудит нематериальных активов;

аудит материально-производственных запасов;

аудит денежных средств;

аудит затрат на производство и выпуска готовой продукции;

аудит продажи готовой продукции;

аудит расчетных операций;

аудит доходов и расходов;

аудит учетной политики предприятия;

аудит финансовых вложений.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Сущность, цели и задачи аудита
2)Роль аудита в развитии функций контроля в условиях рыночной экономики
3)Направления аудиторских проверок
4)Пользователей материалов аудиторских заключений
5)Отличия аудита от других форм экономического контроля (ревизии, финансового контроля, судебно-медицинской экспертизы)
6)Виды аудита и аудиторских услуг
7)Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности
8)Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности
9)Контроль качества аудита
10)Профессиональную этику аудитора
11)Планирование и программу аудита
12)Основные этапы аудита
13)Сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок
14)Аудиторскую выборку
15)Оценку системы внутреннего контроля
16)Понятие существенности и риска в аудите
17)Аудиторские доказательства и документы
18)Виды и порядок подготовки аудиторского заключения
19)Технологию и методику проведения аудиторских проверок в организациях разного профиля
20)Основные направления аудиторской деятельности
21)Аудит системы управления организацией
22)Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики
23)Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала
24)Аудит расчетов
25)Аудит кредитных операций,
26)Аудит финансовых вложений и операций с ценными бумагами
27)Аудит операций с основными средствами
28)Аудит операций с нематериальными активами
29)Аудит издержек производства
30)Аудит финансовых результатов
31)Роль финансового анализа в аудиторской деятельности
32)Оценку финансового состояния, платеже- и кредитоспособности организации
33)Прогноз финансовой отчетности и ее оценку
34)Особенности организации и аналитических процедур внутреннего аудита
35)Особенности внутреннего аудита как способа контроля за деятельностью менеджера со стороны собственников (акционеров)
36)Структуру взаимоотношений внутренних аудиторов с аудиторскими фирмами

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Выделять и анализировать несоответствия в системе бухгалтерского учета и отчетности
2)Составлять альтернативные балансовые отчеты по результатам проверки
3)Использовать аналитический инструментарий финансового анализа

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Осуществления аудиторской проверки и контроля.

2)Организации и проведения аудиторских проверок.

3)Организации оценки внутренней контрольной среды предприятия.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 7 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 7 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Савин, А. А. Аудит : учебник для академического бакалавриата / А. А. Савин, В. И. Подольский. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 455 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03313-7. (ЭБС ЮРАЙТ)
2 Подольский В. И. Аудит [Текст] : Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Подольский В. И. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 687 с. (ЭБС "IPRBooks")

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Аудит в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. А. Штефан, О. А. Замотаева, Н. В. Максимова, А. В. Шурыгин ; под ред. М. А. Штефан. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9097-3. (ЭБС ЮРАЙТ)
2 Савин, А. А. Практический аудит : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Савин, И. А. Савин, А. А. Савин. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 446 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03819-4.(ЭБС ЮРАЙТ)

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Графова Т.О. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Аудит". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Графова Т.О. Аудит: учебно-методическое пособие для выполнения контрольной работы. - Ростов н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2017. - 12 с. (ЭБС РГУПС)
3 Тищенко И.А. Аудит: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы. - Ростов н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2017. - 32 с. (ЭБС РГУПС)

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 38160.