РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Начертательная геометрия и графика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Инженерная и компьютерная графика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Специализация

№ 1 Магистральный транспорт

№ 7 Транспортный бизнес и логистика

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Малоземов Владимир Николаевич, к.т.н. Филина Светлана Валерьевна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Инженерная и компьютерная графика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Начертательная геометрия и графика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Замятин Александр Витальевич, заведующий кафедрой "Инженерная геометрия и компьютерная графика", факультет «Школа архитектуры, дизайна и искусств» ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Инженерная и к г_С_23.05.04_во_12_НГГ_п27899_38085.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Инженерная и компьютерная графика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Инженерная и компьютерная графика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Железнодорожные станции и узлы (часть III)", "Технические средства обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте", "Управление эксплуатационной работой (часть II)";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки графической информации

Умеет: использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения для создания конструкторской документации

Имеет навыки: работы с компьютерными программами проектирования и разработки чертежей элементов

ОПК-5 - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией и автоматизированными системами управления базами данных

Знает: правила составления технической документации, в том числе оформления конструкторской документации

Умеет: составлять и оформлять конструкторскую и другую техническую документацию

Имеет навыки: составлять и выполнять техническую документацию, в том числе конструкторскую документацию

ОПК-13 - способностью составлять графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, технологические карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам, осуществлять контроль соблюдения на транспорте установленных требований, действующих технических регламентов, стандартов, норм и правил

Комментарии кафедры:

указанные компетенции формируются совместно с изучением других дисциплин.


Место дисциплины 1С.Б "Инженерная и компьютерная графика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин :

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДЛС, ДМВ, ДМС, ДМэ, Дэ, ЗДэ, ЗЛС, ЗМС.

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц, или 216 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 101 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16  
Лабораторные работы (Лаб) 48 48 16 32
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 60   39 21
Контрольная работа (К)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 30   15 15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 30   24 6
Контроль, всего и в т.ч. 55   19 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 19   19  
Общая трудоемкость, часы 216 101 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц, или 216 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 21 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 14 14 4 6 4
Лекции (Лек) 4 4 4    
Лабораторные работы (Лаб) 6 6   2 4
Практические, семинары (Пр) 4 4   4  
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
7 7 1 2 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 182   50 60 72
Контрольная работа (К)          
Расчетно-графическая работа (РГР) 30     15 15
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 152   50 45 57
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 216 21 55 72 89
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Основной метод начертательной геометрии, его свойства и задачи. (Компетенция/и ОПК-5)

1.1. Метод проекций и его свойства: 1) Виды проецирования. 2) Свойства проецирования.

1.2. Задание точки, прямой и плоскости на комплексном чертеже: 1) Комплексный чертеж точки. 2) Прямые общего и частного положения. 3) Плоскости общего и частного положения.

2. Позиционные и метрические задачи. (Компетенция/и ОПК-13)

2.1. Позиционные задачи: 1) Взаимная принадлежность точки, прямой, плоскости. 2) Параллельность прямых и плоскостей. 3) Пересечение прямой и плоскости. 4) Пересечение двух плоскостей.

2.2. Метрические задачи: 1) Проецирование прямого угла. 2) Перпендикулярность прямых и плоскостей. 3) Расстояние от точки до плоскости.

3. Способы преобразования чертежа. (Компетенция/и ОПК-13)

3.1. Способ замены плоскостей проекций: 1) Нахождение натуральной величины прямой. 2) Нахождение натуральной величины плоскости.

3.2. Способ плоскопараллельного перемещения: 1) Нахождение натуральной величины прямой. 2) Нахождение натуральной величины плоскости.

4. Построение поверхностей на комплексном чертеже и их разверток. (Компетенция/и ОПК-13)

4.1. Поверхности:: 1) Способы задания и классификация поверхностей. 2) Пересечение плоскости и поверхности. 3) Пересечение прямой и поверхности.

4.2. Развертки поверхностей: 1) Понятие развертки поверхности. 2) Построение приближенных разверток поверхностей. способом треугольников (триангуляции).

Семестр № 2

5. Правила оформления чертежей. (Компетенция/и ОПК-13)

5.1. Виды изделий и конструкторской документации: 1) Виды изделий. 2) Виды конструкторских документов.

5.2. Форматы. Масштабы. Типы линий. Шрифты чертежные: 1) Основные форматы. 2) Масштабы увеличения и уменьшения. 3) Наименование, начертание, толщина и применение типов линий. 4) Типы и параметры чертежных шрифтов.

5.3. Сопряжения. Простановка размеров: 1) Виды сопряжений и правила их построения. 2) Простановка размеров на чертежах.

6. Проекционное черчение. (Компетенция/и ОПК-13)

6.1. Изображения - виды, разрезы, сечения: 1) Определение, изображение и построение видов. 2) Определение, изображение и построение разрезов и сечений. 3) Обозначение материалов в разрезах и сечениях.

6.2. Аксонометрические проекции: 1) Виды аксонометрических проекций. 2) Изображение деталей в аксонометрических проекциях.

7. Машиностроительное черчение. (Компетенция/и ОПК-13)

7.1. Изображение и обозначения элементов деталей: 1) Изображение конструктивных элементов деталей. 2) Обозначения конструктивных элементов деталей.

7.2. Изображение резьбы на чертеже: 1) Изображение и обозначение резьбы на чертежах. 2) Крепежные изделия.

7.3. Рабочие чертежи и эскизы деталей: 1) Требования, предъявляемые к рабочему чертежу. 2) Этапы эскизирования.

7.4. Сборочный чертеж изделий: 1) Виды соединений. 2) Разъемные и неразъемные соединения. 3) Содержание сборочного чертежа. 4) Последовательность выполнения деталирования.

8. Компьютерная графика. (Компетенция/и ОПК-5)

8.1. Основные принципы работы в системе AutoCAD: 1) Рабочий стол AutoCAD. 2) Ввод команд и координат.

8.2. Команды рисования и редактирования: 1) Выполнение основных команд рисования и редактирования в AutoCAD. 2) Использование возможностей AutoCAD для создания технической документации.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 6 6 6
2 6 4 4 6
3 2 2 2 6
4 4 4 4 6
5   4 4 1
6   4 4 2
7   8 8 2
8     16 1
Итого 16 32 48 30
В т.ч. по интерактивным формам     4  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Комплексный чертеж точки 2
Прямые общего и частного положения 2
Плоскости общего и частного положения 2
2 Взаимное положение точки, прямой, плоскости 2
Проецирование прямого угла. Расстояние от точки до плоскости 2
3 Определение натуральной величины геометрических объектов с помощью способов преобразования чертежа 2
4 Поверхности вращения и многогранники 2
Понятие развертки. Развертывающиеся поверхности 2
Семестр № 2
5 Виды изделий. Виды конструкторской документации 2
Сопряжения. Простановка размеров 2
6 Изображения - виды, разрезы, сечения 2
Аксонометрические проекции 2
7 Изображение и обозначения конструктивных элементов деталей 2
Изображение и обозначение резьбы на чертежах. Крепежные изделия 2
Требования, предъявляемые к рабочему чертежу и эскизу детали. Эскизирование 2
Виды соединений. Разъемные и неразъемные соединения. Содержание сборочного чертежа 2
8 Основные возможности AutoCAD. Рабочий стол AutoCAD 2
Создание нового чертежа. Ввод команд: запросы и опции. Текст. Редактирование текста 2
Ввод координат. Типы линий 2
Команды рисования графических примитивов 2
Команды редактирования графических примитивов 2
Основные геометрические построения. Нанесение размеров в AutoCAD 2
Построение видов в AutoCAD 2
Выполнение чертежа детали в AutoCAD 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Построение проекций точек на комплексном чертеже 2
Построение прямых общего и частного положения на комплексном чертеже 2
Построение плоскостей общего и частного положения на комплексном чертеже 2
2 Пересечение прямой и плоскости, пересечение двух плоскостей 2
Определение расстояния от точки до прямой и плоскости 2
3 Решение задач на преобразование прямых и плоскостей 2
4 Пересечение плоскости и поверхности 2
Построение разверток поверхностей 2
Семестр № 2
5 Форматы, масштабы, типы линий, шрифты чертежные 2
Построение сопряжений. Простановка размеров 2
6 Построение трех видов детали 2
Построение разрезов и сечений 2
7 Выполнение чертежа резьбового соединения 2
Эскизирование детали 2
Изображение неразъемных соединений на чертеже 2
Выполнение рабочего чертежа детали по сборочному чертежу 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Задание точки на комплексном чертеже 2
Задание прямой на комплексном чертеже 2
Задание плоскости на комплексном чертеже 2
2 Взаимная принадлежность точки, прямой и плоскости 1
Параллельность прямых и плоскостей 1
Пересечение прямой и плоскости 2
Построение линии пересечения двух плоскостей 2
3 Способы преобразования комплексного чертежа 2
Решение задач способом замены плоскостей проекций 2
Решение задач способом плоскопаралельного перемещения 2
4 Построение линии пересечения поверхности плоскостью 3
Развертки поверхностей. Построение разверток поверхностей 3
Семестр № 2
5 Шрифт чертежный. Построение сопряжений 1
6 Построение вынесенного сечения. Изометрия детали 2
7 Чтение сборочного чертежа. Спецификация 2
8 Подготовка к выполнению чертежа детали в AutoCAD 1

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 152 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по начертательной геометрии : учеб.-метод. комплекс / Ю. М. Бельченко, В. М. Приходько, О. Н. Суханова, Н.М. Шумун; ред. В. М. Приходько ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д , 2014. - 185 с. : ил., прил. – ЭБС РГУПС.
2 Филина, С. В. Инженерная и компьютерная графика : учеб.-метод. пособие по расчет.-граф. работа и самостоят. работе по специальности «Эксплуатация железных дорог» / С. В. Филина, В. Н. Малоземов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 33 с. : ил. - ЭБС РГУПС.
3 Приходько, В. М. Инженерная и компьютерная графика : учеб. пособие : в 2 ч. Ч. 1 / В. М. Приходько, С. В. Филина ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2012. - 90 с. : ил., прил. - ЭБС РГУПС.
4 Шумун, Н. М. Инженерная компьютерная графика : учеб.-метод. пособие к лаб. работам с использованием AutoCAD / Н. М. Шумун, В. М. Приходько ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 39 с. – ЭБС РГУПС.
5 Приходько, В. М. Выполнение графических работ по дисциплине "Инженерная графика" : учеб. пособие / В. М. Приходько, С. В. Филина ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2011. - 71 с. : ил., прил, табл. – ЭБС РГУПС.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОПК-5 + +
ОПК-13 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-5 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ОПК-13 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчетно-графическая работа № 1 (1 семестр):;

задание 1. Титульный лист;

задание 2. Пересечение двух плоскостей. Построить проекции линии пересечения двух плоскостей;

задание 3. Преобразование комплексного чертежа. Построить натуральную величину треугольника способом замены плоскостей проекций;

задание 4. Сечение поверхности плоскостью. Построить проекции линии пересечения поверхности плоскостью частного положения. Определить натуральную величину полученного сечения;

задание 5. Развертка поверхности. Построить развертку усеченной части поверхности;

расчетно-графическая работа № 2 (2 семестр):;

задание 1. Титульный лист;

задание 2. Проекционное черчение. Построить третий вид детали по двум заданным, выполнить необходимые разрезы и вынесенное сечение;

задание 3. Аксонометрические проекции. Построить прямоугольную изометрию детали;

задание 4. Соединения деталей. Построить изображение шпилечного соединения;

задание 5. Рабочий чертеж детали. Выполнить рабочий чертеж детали по сборочному чертежу.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Виды проецирования;
2) Основной метод начертательной геометрии;
3) Определение точки пересечения прямой и плоскости;
4) Основные понятия преобразования чертежа;
5) Кинематический способ образования и основные классы поверхностей;
6) Определение параллельности прямых и плоскостей;
7) Чертежи и свойства прямых уровня;
8) Основные понятия и способы построения разверток многогранников;
9) Определение натуральной величины отрезка прямой общего положения способом замены плоскостей проекций;
10) Задание точки на комплексном чертеже;
11) Определение линии пересечения призмы и плоскости частного положения;
12) Назначение и способы преобразования чертежа;
13) Виды и свойства проецирования;
14) Способ плоскопараллельного перемещения;
15) Определение линии пересечения двух плоскостей;
16) Определение линии пересечения пирамиды и плоскости частного положения;
17) Свойства параллельного проецирования;
18) Определение параллельности прямых и плоскостей;
19) Определение линии пересечения цилиндра и плоскости частного положения;
20) Определение линии пересечения конуса и плоскости частного положения;
21) Основные понятия и способы построения разверток поверхностей вращения;
22) Чертежи и свойства прямых уровня;
23) Способы задания плоскости на чертеже;
24) Чертежи и свойства плоскостей уровня;
25) Чертежи и свойства проецирующих прямых;
26) Определение натуральной величины плоскости общего положения методом замены плоскостей проекций;
27) Задание прямой на комплексном чертеже;
28) Чертежи и свойства проецирующих плоскостей;
29) Теорема о проецировании прямого угла;
30) Определение натуральной величины отрезка прямой общего положения методом замены плоскостей проекций.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определить натуральную величину отрезка прямой общего положения;
2) Сформулировать назначение и способы преобразования чертежа;
3) Построить комплексный чертеж прямой общего положения;
4) Определить натуральную величину отрезка прямой общего положения и углов его наклона к плоскостям проекций способом прямоугольного треугольника;
5) Способ замены плоскостей проекций;
6) Построить линию пересечения призмы и плоскости частного положения;
7 Построить плоскость, параллельную заданной;
8) Основные понятия преобразования чертежа;
9) Построить прямую, принадлежащую плоскости на комплексном чертеже;
10) Определить точку пересечения прямой и плоскости;
11) Определить натуральную величину отрезка прямой общего положения методом плоскопараллельного перемещения;
12) Построить чертежи прямых уровня;
13) Определить линию пересечения цилиндра и плоскости частного положения;
14) Построить развертку пирамиды;
15) Построить развертку конуса;
16) Построить прямую, параллельную плоскости на комплексном чертеже;
17) Определить линию пересечения двух плоскостей;
18) Способ плоскопараллельного перемещения;
19) Способы задания плоскости общего положения;
20) Определить натуральную величину отрезка прямой общего положения методом плоскопараллельного перемещения;
21) Построить чертежи проецирующих прямых;
22) Определить точку пересечения прямой и поверхности;
23) Построить развертку призмы;
24) Определить линию пересечения пирамиды и плоскости частного положения;
25) Построить плоскость, перпендикулярную заданной;
26) Построить чертежи плоскостей уровня;
27) Определить расстояние от точки до плоскости;
28) Определить натуральную величину отрезка прямой общего положения методом прямоугольного треугольника;
29) Определить натуральную величину отрезка прямой общего положения методом плоскопараллельного перемещения;
30) Построить чертежи проецирующих плоскостей.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Построить развертку конуса;
2) Определить натуральную величину отрезка методом прямоугольного треугольника;
3) Построить сечение конуса плоскостью частного положения;
4) Построить сечение цилиндра плоскостью частного положения;
5) Построить особые линии, принадлежащие плоскости;
6) Построить перпендикуляр к плоскости;
7) Построить сечение пирамиды плоскостью частного положения;
8) Найти точку пересечения прямой общего положения с плоскостью, заданной треугольником;
9) Построить развертку пирамиды;
10) Построить развертку призмы;
11) Построить плоскость, параллельную заданной;
12) Определить расстояние от точки до плоскости;
13) Найти натуральную величину расстояния между двумя фронтальными прямыми уровня;
14) Найти проекции точки пересечения прямой общего положения с плоскостью, заданной двумя параллельными прямыми. Определить видимость прямой l относительно плоскости;
15) Определить натуральную величину плоской фигуры способом замены плоскостей проекций;
16) Определить длины отрезка прямой способом прямоугольного треугольника;
17) Определить натуральную величину плоской фигуры способом замены плоскостей проекций;
18) Найти натуральную величину сечения цилиндра плоскостью частного положения;
19) Определить фронтальную проекцию прямой l, проходящей через точку А и параллельной плоскости, заданной двумя пересекающимися прямыми;
20) Найти натуральную величину расстояния между двумя прямыми уровня;
21) Определить недостающую проекцию точки, принадлежащей плоскости;
22) Построить сечение поверхности плоскостью. Определить натуральную величину сечения. Построить усеченную часть поверхности;
23) Определение натуральной величины отрезка методом замены плоскостей проекции;
24) Определить натуральную величину расстояния от точки до фронтальной прямой уровня;
25) Определить натуральную величину плоской фигуры способом плоскопараллельного перемещения;
26) Построить развертку цилиндра;
27) Построить сечение поверхности плоскостью. Определить натуральную величину сечения. Построить усеченную часть поверхности;
28) Построить сечение призмы плоскостью. Определить натуральную величину сечения. Построить усеченную часть поверхности;
29) Построить сечение призмы плоскостью. Определить натуральную величину сечения. Построить усеченную часть поверхности;
30) Построить сечение цилиндра плоскостью. Определить натуральную величину сечения. Построить усеченную часть поверхности.

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Виды неспецифицированных и специфицированных изделий.
2) Размеры основных форматов и масштабы.
3) Виды конструкторской документации.
4) Типы и параметры чертежных шрифтов.
5) Виды графических документов.
6) Определение простых разрезов.
7) Команды редактирования графических примитивов.
8) Назначение, толщина и применение типов линий.
9) Понятие сборочной единицы, содержание сборочного чертежа изделия.
10) Требования, предъявляемые к рабочему чертежу детали.
11) Команды рисования графических примитивов.
12) Определение и обозначение основных видов.
13) Виды компьютерной графики.
14) Определение местного разреза.
15) Виды текстовых документов.
16) Определение и изображение сложных разрезов.
17) Правила простановки размеров.
18) Виды специфицированных изделий.
19) Размеры основных форматов.
20) Определение и применение элементов деталей.
21) Аксонометрические проекции.
22) Правила построения внешних сопряжений.
23) Виды соединений деталей.
24) Понятие эскиза детали.
25) Правила построения внутренних сопряжений.
26) Неразъемные соединения.
27) Изображение резьбы на стержне и в отверстии.
28) Крепежные изделия.
29) Понятие рабочего чертежа детали.
30) Изображение резьбы в резьбовом соединении.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определение, изображение и применение элементов деталей
2) Основные принципы работы в системе AutoCAD.
3) Изображение резьбы на стержне и в отверстии.
4) Определение и изображение основных видов.
5) Изображение окружностей в аксонометрических проекциях.
6) Команды рисования графических примитивов.
7) Определение и изображение сечений.
8) Неразъемные соединения деталей.
9) Применение графических систем для построения чертежа.
10) Изображение деталей в изометрических проекциях.
11) Разъемные соединения деталей.
12) Рабочий стол AutoCAD.
13) Изображение резьбы в резьбовом соединении.
14) Наименование, профиль и назначение резьб.
15) Требования, предъявляемые к эскизу детали.
16) Команды редактирования графических примитивов.
17) Изображение окружностей в диметрических проекциях.
18) Изображение и обозначение простых разрезов.
19) Изображение и обозначение сложных разрезов.
20) Изображение крепежных деталей.
21) Последовательность выполнения деталирования.
22) Наименование, профиль и назначение резьб.
23) Изображение и обозначение местных разрезов.
24) Чтение сборочного чертежа изделия.
25) Сходство и отличие эскиза от рабочего чертежа детали.
26) Применение типов линий для оформления графической конструкторской документации. 27) Требования, предъявляемые к рабочему чертежу детали.
28) Определение, обозначение и изображение дополнительных и местных видов.
29) Понятие сборочной единицы, содержание сборочного чертежа изделия.
30) Последовательность выполнения эскиза.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Построить три вида детали по наглядному изображению.

2) Выполнить рабочий чертеж детали.

3) Построить третий вид по двум заданным. Выполнить необходимые разрезы.

4) Построить изображение резьбового соединения деталей.

5) Выполнить чертеж вала. Построить необходимые разрезы и сечения.

6) Выполнить рабочий чертеж детали.

7) Построить изображение резьбового соединения деталей.

8) Выполнить разрез детали.

9) Построить изометрию детали.

10) Выполнить контур технической детали, используя правила построения сопряжений. Проставить размеры.

11) Построить третий вид по двум заданным. Выполнить необходимые разрезы 12) Выполнить рабочий чертеж детали.

13) Построить три вида детали по наглядному изображению.

14) Выполнить контур технической детали, используя правила построения сопряжений. Проставить размеры.

15) Построить три вида детали по наглядному изображению.

16) Построить изображение резьбового соединения деталей.

17) Выполнить рабочий чертеж детали.

18) Выполнить чертеж вала. Построить вынесенные сечения.

19) Выполнить рабочий чертеж детали.

20) Построить третий вид по двум заданным. Выполнить необходимые разрезы.

21) Построить третий вид по двум заданным. Выполнить необходимые разрезы.

22) Выполнить рабочий чертеж детали.

23) Построить три вида детали по наглядному изображению.

24) Построить третий вид по двум заданным. Выполнить необходимые разрезы.

25) Построить изометрию детали.

26) Построить третий вид по двум заданным. Выполнить необходимые разрезы.

27) Построить третий вид по двум заданным. Выполнить необходимые разрезы.

28) Выполнить рабочий чертеж детали.

29) Построить третий вид по двум заданным. Выполнить необходимые разрезы.

30) Выполнить контур технической детали, используя правила построения сопряжений. Проставить размеры.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Талалай, П. Г. Начертательная геометрия. Инженерная графика. Интернет-тестирование базовых знаний : учеб. пособие / П. Г. Талалай. - М. ; СПб. ; Краснодар : Лань, 2010. - 254 с. : ил. – НТБ РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 1 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
2 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-13 1 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Тельной В.И. Начертательная геометрия [Электронный ресурс] : графические конспекты лекций. Учебное наглядное пособие / В.И. Тельной. – Электрон. текстовые данные. – М. : Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. – 71 c. – ЭБC "IPRBooks".
2 Жуков Ю.Н. Инженерная компьютерная графика [Электронный ресурс] : учебник / Ю.Н. Жуков. – Электрон. текстовые данные. – Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2010. – 178 c. – ЭБC "IPRBooks".

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Королев, Ю. И. Начертательная геометрия : учеб. для вузов / Ю.И. Королев. - М. ; СПб. : Питер, 2007. - 251 с. : ил. – НТБ РГУПС.
2 Кокошко А. Ф. Инженерная графика [Электронный ресурс] : Учебное пособие / А. Ф. Кокошко - Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. - 268 с. – ЭБC "IPRBooks".

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс
3 http://docs.cntd.ru.Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации "ТехЭксперт"

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Малоземов В.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Инженерная и компьютерная графика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Малоземов, В. Н. Инженерная и компьютерная графика : учеб.-метод. пособие для практ. занятий / В. Н. Малоземов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 21 с. : ил., табл. - ЭБС РГУПС.
3 Филина, С. В. Инженерная и компьютерная графика : учеб.-метод. пособие к лаб. работам по специальности «Эксплуатация железных дорог» / С. В. Филина, М. Н. Малоземов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 23 с. : ил. - ЭБС РГУПС.
4 Бельченко, Ю. М. Начертательная геометрия : учеб. пособие / Ю. М. Бельченко, В. М. Приходько ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2014. - 135 с. : ил. – ЭБС РГУПС.
5 Филина, С. В. Рабочая тетрадь по начертательной геометрии : метод. пособие / С. В. Филина, Н. М. Панфилова, В. Н. Малоземов ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 46 с. : ил., табл. – ЭБС РГУПС.
6 Приходько, В. М. Изображение и обозначение сварных соединений : учеб.-метод. пособие / В. М. Приходько, Ю. М. Бельченко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 20 с. : ил. – ЭБС РГУПС.
7 Филина, С. В. Лабораторные работы в системе AutoCAD 2015 : учеб. пособие / С. В. Филина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2015. - 100 с. : ил., прил., табл. – ЭБС РГУПС.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 AutoCAD

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

1. Специализированные столы для выполнения чертежных работ.

2. Компьютерные классы для работы с системой AutoCAD.

3. Учебные наглядные пособия - плакаты.

4. Пространственные модели графо-геометрических построений.

5. Наборы технических деталей для выполнения эскизов и рабочих чертежей.

6. Комплект сборочных единиц для деталирования.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 38085.