РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Эксплуатация и ремонт машин"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Физико-химия топливосмазочных материалов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация

№ 2 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование

Квалификация выпускника "Инженер "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Зиновьев Владимир Евгеньевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Физико-химия топливосмазочных материалов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Эксплуатация и ремонт машин".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Касьянов Валерий Евгеньевич, профессор кафедры "Автотранспортные, строительные и дорожные средства", АСА ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Физико-химия т м_С_23.05.01_во_9_ЭРМ_п23621_37489.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Физико-химия топливосмазочных материалов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Физико-химия топливосмазочных материалов" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Междисциплинарный курс";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Основные понятия, методики и методы обеспечения безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных средства и оборудования; Существующую систему нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности, основные методы и системы обеспечения техносферной безопасности.

Умеет: планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа

Имеет навыки: техникой подготовки и проведения испытаний и экспериментальных исследований наземных транспортно- технологических средств приемами технического обслуживания, ремонта и утилизации наземных транспортно- технологических средств

ОК-1 - способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

Знает: классификацию, типовые конструкции, критерии работоспособности и надежности деталей и узлов машин

Умеет: выбирать параметры агрегатов и систем наземных транспортно-технологических средств с целью получения оптимальных эксплуатационных характеристик

Имеет навыки: методами работы с нормативными правовыми актами

ПК-17 - способностью разрабатывать меры по повышению эффективности использования оборудования

Место дисциплины 1С.Б "Физико-химия топливосмазочных материалов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Химия", "Экология", "Эксплуатационные материалы", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗДС, ТДВ, ТДС.

Дисциплина реализуется в 9 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 34 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 65   65
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 65   65
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 34 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 93   31 62
Контрольная работа (К) 12     12
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 81   31 50
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 11 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 9

1. Развитие нефтехимической промышленности. (Компетенция/и ПК-17)

1.1. Краткие сведения о нефти: 1) Происхождение нефти. 2) Групповой химический состав нефти. 3) Классификация и условное обозначение нефтей. ГОСТ Р 51858-2002. 4) Современные способы добычи нефти (фронтальный, компрессорный, глубинно-насосный), их преимущества и недостатки. 5) Новейшие способы добычи нефти с использованием ядерной энергии. 6) Требования безопасности и охраны окружающей среды при добыче, транспортировке и хранении нефти.

1.2. Химический состав нефти: 1) Парафиновые углеводороды (алканы) – Сn Н2n2 2) Нафтеновые углеводороды (цикланы) Сn Н2n 3) Ароматические углеводороды (арены) Сn Н2n-6 4) Сернистые соединения нефтей. 5) Азотистые соединения нефтей. 6) Минеральные примеси нефтей. 7) Вода в нефтях.

1.3. Переработка нефти и производство нефтепродуктов: 1) Принципиальная схема переработки нефти. 2) Атмосферная (прямая) перегонка с однократным испарением – получение топливных дистиллятов. Промышленные процессы получения бензинов (термический и католический крекинг, католический риформинг). 3) Вакуумная перегонка, получение минеральных базовых масел. 4) Технология изготовления гидрокрекинговых базовых масел.

1.4. Методы очистки нефтепродуктов: 1) Очистка серной кислотой. 2) Очистка щелочью. 3) Очистка отбеливающими землями (адсорбентами). 4) Гидроочистка. 5) Селективная очистка.

2. Жидкое нефтяное топливо. (Компетенция/и ОК-1)

2.1. Бензины: 1) Основные требования, предъявляемые к бензинам (карбюрационные свойства, детонационная стойкость, стабильность, антикоррозионные свойства, теплота сгорания). Марка бензина. 2) Авиационные бензины. 3) Присадки к авиационным бензинам.

2.2. Дизельные топлива: 1) Оценка качества дизтоплива по цетановому числу, температуре помутнения и застывания, содержанию серы, механических примесей и воды. Марки дизельного топлива.

2.3. Альтернативные виды моторного топлива: 1) Газовое топливо. 2) Водородное топливо. 3) Растительное горючее. 4) Водо-топливные эмульсии и газоконденсаты.

3. Смазочные материалы. (Компетенция/и ОК-1)

3.1. Минеральные масла (нефтяные): 1) Основные физико-химические свойства моторных масел. 2) Присадки к маслам. 3) Современные отечественные и зарубежные классификации моторных масел. 4) Трансмиссионные масла. 5) Индустриальные масла.

3.2. Пластичные (консистентные) смазки: 1) Назначение, состав и классификация пластичных смазок. 2) Физико-химические свойства пластичных смазок.

4. Рациональное применение ГСМ. (Компетенция/и ПК-17)

4.1. ГСМ и окружающая среда: 1) Регенерация смазочных материалов. 2) Пути экономии ГСМ. 3) Влияние нефтепродуктов на экологию окружающей среды. 4) Мероприятия по снижению токсичности выхлопных газов ДВС.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 3   14
2 3 4   14
3 3 7   14
4 2 2   23
Итого 16 16   65
В т.ч. по интерактивным формам 8 8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Методика отбора проб нефтепродуктов для контрольных, полных и арбитражных анализов 3
2 Расчет плотности жидких и пластичных нефтепродуктов 2
Расчет наличия механических примесей с помощью хроматограмм и по формулам 2
3 Расчет рабочей фракции и лака в нефтепродукте и графические определения термоокислительной способности 2
Расчет кислотного и щелочного числа. Прогнозирование срока замены масел 2
Расчет вязкостных свойств по формулам и по номограмме 3
4 Способы восстановления нефтепродуктов при засорении механическими примесями, обводнении, окислении и смолообразовании 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 История развития нефтедобычи: -добыча нефти из колодцев; -из вырытых вручную шурфов; -ручной способ бурения скважин; -механический ударный способ 2
Первые нефтепроводы в России и зарубежом. Пробы местонахождений нефти в России и в других странах мира 2
Первые нефтеперегонные установки. Обзор различных методов переработки нефти в настоящее время 2
Транспортирование нефти и нефтепродуктов. Анализ причин загрязнений морской среды нефтепродуктами 2
Методы удаления нефти с поверхности моря или берега: -механические способы; -эмульгаторы и диспергирующие агенты; -биологические агенты 2
Методы очистки НСВ 2
Отечественные и зарубежные методы обработки нефтяных остатков на свалках 2
2 Альтернативные виды моторного топлива: -водородное горючее; -растительное горючее; -газовое топливо; -метаноловое горючее; -водо-топливная эмульсия; -газоконденсаты 14
3 Твердые смазки. Влияние качества смазочных материалов на работоспособность техники. Виды смазки. Методы смазывания. Паспорта и карты смазки смазки 14
4 Экологически чистые энергетические установки: -электромобили; -паромобили; -ветросиловые установки; -многотопливные двигатели; -роторные двигатели; -двигатели внешнего сгорания 23

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 81 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Алексаньян И.М, Зиновьев В.Е. Горюче смазочные материалы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: РГУПС, 2001. – 68 с

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
9
ОК-1 +
ПК-17 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-1 9 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-17 9 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчёт основных параметров качества топлив, смазочных материалов и расшифровка классификационных обозначений моторных масел, товарных смазок по ГОСТ РФ и AIP SAE.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) cредне элементарный химический состав нефти
2) cовременные и перспективные способы добычи нефти
3) cуть метода прямой перегонки нефти
4) cуть метода вакуумной переработки нефти
5) cуть термического крекинга
6) cуть каталитического крекинга
7) cуть информинга
8) cуть гидрокрекинга
9) физические и химические свойства топлив
10) физические и химические свойства жидких масел
11) физические и химические свойства пластичных смазок
12) классификацию топлив и их маркировку
13) классификацию и маркировку смазочных масел по ГОСТ 17479.1-85
14) классификацию и маркировку смазочных масел по SAE
15) классификацию и маркировку смазочных масел по API
16) правила отбора проб
17) правила транспортирования и хранения нефтепродуктов
18) мероприятия по экономии ГСМ
19) состав выхлопных газов и их влияние на окружающую атмосферу
20) мероприятия по снижению вредности выхлопных газов
20) браковочные показатели работавших нефтепродуктов
21) общее устройство поршневых и беспоршневых двигателей
23) основные параметры ДВС
24) процесс сгорания в карбюраторных двигателях
25) процесс сгорания в дизелях

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) использовать простейшие способы определения показателей нефтепродуктов, подлежащие обязательному контролю: плотность (нефтеденсиметром)
2) использовать простейшие способы определения показателей нефтепродуктов, подлежащие обязательному контролю: фракционный состав
3) использовать простейшие способы определения показателей нефтепродуктов, подлежащие обязательному контролю: содержание тетраэтилсвинца и этиловой жидкости в бензине (качественно)
4) ипользовать простейшие способы определения показателей нефтепродуктов, подлежащие обязательному контролю: содержание водо-растворимых кислот и щелочей (качественно)
5) использовать простейшие способы определения показателей нефтепродуктов, подлежащие обязательному контролю: испытание на медную пластинку (качественно)
6) использовать простейшие способы определения показателей нефтепродуктов, подлежащие обязательному контролю: содержание фактических смол (по часовому стеклу)
7) использовать простейшие способы определения показателей нефтепродуктов, подлежащие обязательному контролю6 кислотность, кислотное число
8) использовать простейшие способы определения показателей нефтепродуктов, подлежащие обязательному контролю: температура застывания и помутнения
9) использовать простейшие способы определения показателей нефтепродуктов, подлежащие обязательному контролю: кинематическая вязкость (капиллярный вискозиметр)
10) использовать простейшие способы определения показателей нефтепродуктов, подлежащие обязательному контролю: температура вспышки в открытом тигле
11) использовать простейшие способы определения показателей нефтепродуктов, подлежащие обязательному контролю: содержание воды (количественно)
12) использовать простейшие способы определения показателей нефтепродуктов, подлежащие обязательному контролю: содержание механических примесей (качественно)
13) использовать простейшие способы определения показателей нефтепродуктов, подлежащие обязательному контролю: температура каплепадения
14) прводить мероприятия по исправлению качества ГСМ, специальных жидкостей
15) использовать нормативную документацию, регламентирующую выбор сортов смазочных материалов, периодичность смазки отдельных узлов и сортировку с учетом времени года и фактического режима работы машины
16) проводить мероприятия по сбережению и экономии ГСМ
17) классифицировать сбор отработанных нефтепродуктов по группам

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) основными причинами загрязнения окружающей среды нефтепродуктами.

2) способами снижения вредного влияния транспорта на окружающую среду.

3) методами очистки НСВ.

4) методами удаления нефти с поверхности моря или берега.

5) приборами для исследования продуктов сгорания (газоанализаторы, дымомеры).

6) перспективными энергетическими установками: двигатели Стирлинга; двигатели внешнего сгорания.

7) перспективными энергетическими установками: роторные ДВС типа Wankel.

8) перспективными энергетическими установками: паросиловые установки, работающие по циклу Ренкина.

9) перспективными энергетическими установками: электродвигатели и их перспектива.

10) перспективными энергетическими установками: ветросиловые энергетические установки.

11) альтернативными видами моторного топлива: газовое топливо.

12) альтернативными видами моторного топлива: природный газ сжатый до 200 атм.

13) альтернативными видами моторного топлива: сжиженный нефтяной газ.

14) альтернативными видами моторного топлива: сжиженный природный газ.

15) альтернативными видами моторного топлива: метаноловое горючее.

16) альтернативными видами моторного топлива: водородное горючее.

17) альтернативными видами моторного топлива: угольное горючее.

18) аальтернативными видами моторного топлива: растительное горючее.

19) альтернативными видами моторного топлива: водо-топливные эмульсии.

20) альтернативными видами моторного топлива: метил-трет-бутиловый эфир.

21) альтернативными видами моторного топлива: газоконденсаты.

22) методами утилизации отработанных нефтепродуктов.

23) нормами расхода ГСМ.

24) способами сокращение потерь ГСМ при выдаче, транспортировке и хранении.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-1 9 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-17 9 1, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Алексаньян И.М. Физико-химия горючесмазочных материалов : учеб. пособие/ И.М. Алексаньян, .Н. Чукарин - ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 72 с.[Электронный ресурс]http://rgups.ru:8087/jirbis2/

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 А.В. Челохьян. Задачи по химмотологии и физикохимии горюче-смазочных материалов. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2008
2 Алексаньян И.М. Основные показатели качества смазочных материалов: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: РГУПС, 2009. – 61 с. ЭБС РГУПС
3 "Трение и износ" - международный научный журнал. ИММС НАН Беларусь
4 Алексаньян И.М. Физико-химия горючесмазочных материалов : учеб. пособие/ И.М. Алексаньян, К.С. Фисенко. - РГУПС. - Ростов н/Д, 2012. - 65 с.ЭБС РГУПС

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Зиновьев В.Е. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Физико-химия топливосмазочных материалов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Алексаньян И.М. Основные показатели качества смазочных материалов: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: РГУПС, 2009. – 61 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 37489.