РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Строительная механика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Сопротивление материалов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация

№ 2 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование

Квалификация выпускника "Инженер "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Маклаков Сергей Федорович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Сопротивление материалов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Строительная механика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Литвинов Степан Викторович, заведующий кафедрой "Cопротивление материалов", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Сопротивление м_С_23.05.01_во_34_Строймех_п23049_37320.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Сопротивление материалов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Сопротивление материалов" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Детали машин и основы конструирования", "Строительная механика и металлические конструкции подъемно-транспортных строительных и дорожных машин";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: механические свойства конструкционных материалов

Умеет: рассчитывать элементы конструкций и механизмы подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования на прочность, жесткость, устойчивость и долговечность, в том числе с использованием метода конечных элементов

Имеет навыки: методами расчета несущей способности элементов, узлов и агрегатов подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования с использованием графических, аналитических и численных методов

ПК-13 - способностью организовывать процесс производства узлов и агрегатов наземных транспортно-технологических средств и комплексов

Знает: механические свойства конструкционных материалов

Умеет: рассчитывать элементы конструкций и механизмы подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования на прочность, жесткость, устойчивость и долговечность, в том числе с использованием метода конечных элементов

Имеет навыки: методами расчета несущей способности элементов, узлов и агрегатов подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования с использованием графических, аналитических и численных методов

ПК-15 - способностью организовывать технический контроль при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических средств и их технологического оборудования

Знает: механические свойства конструкционных материалов

Умеет: рассчитывать элементы конструкций и механизмы подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования на прочность, жесткость, устойчивость и долговечность, в том числе с использованием метода конечных элементов

Имеет навыки: методами расчета несущей способности элементов, узлов и агрегатов подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования с использованием графических, аналитических и численных методов

ПСК-2.10 - способностью организовывать процесс производства узлов и агрегатов средств механизации и автоматизации подъемно-транспортных, строительных и дорожных работ

Место дисциплины 1С.Б "Сопротивление материалов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Теоретическая механика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗДС, ТДВ, ТДС.

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц, или 288 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 100 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16   16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16  
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 143   85 58
Контрольная работа (К)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 15   15  
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 128   70 58
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 288 100 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц, или 288 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 22 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 18 18 2 8 8
Лекции (Лек) 6 6 2 2 2
Лабораторные работы (Лаб) 6 6   4 2
Практические, семинары (Пр) 6 6   2 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 1 2 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 253   50 100 103
Контрольная работа (К)          
Расчетно-графическая работа (РГР) 15     15  
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 238   50 85 103
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 288 22 53 114 121
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Введение. (Компетенция/и ПК-13)

1.1. Основные понятия: 1) Основные понятия 2) Расчетная схема 3) Напряжения и деформации.

2. Центральное растяжение и сжатие. (Компетенция/и ПК-13)

2.1. Расчеты стержней при центральном растяжении и сжатии: 1) Анализ напряженного состояния при центральном растяжении (сжатии) 2) Потенциальная энергия деформации при растяжении (сжатии) 3) Расчет статически неопределимых систем при растяжении (сжатии).

2.2. Испытание материалов на растяжение - сжатие: 1) Диаграмма растяжения пластичного материала 2) Основные механические характеристики материала 3) Диаграмма растяжения хрупкого материала 4) Испытание материалов на сжатие 5) Условие прочности при растяжении (сжатии).

2.3. Напряжения идеформации прицентральном растяжении и сжатии: 1) Продольная сила и нормальное напряжение 2) Закон Гука при центральном растяжении и сжатии 3) Поперечная деформация.

3. Чистый сдвиг. Кручение. (Компетенция/и ПК-13)

3.1. Чистый сдвиг: 1) Напряженное состояние при чистом сдвиге 2) Закон Гука при сдвиге 3) Расчет на прочность при сдвиге (срезе).

3.2. Кручение вала с круглым поперечным сечением: 1) Основные понятия 2) Деформации при кручении 3) Напряжения при кручении.

3.3. Расчет вала при кручении: 1) Проверка вала на прочность и жесткость 2) Кручение стержня некруглого поперечного сечения 3) Статически неопределимые системы при кручении.

4. Прямой поперечный изгиб. (Компетенция/и ПК-13)

4.1. Внутренние усилия при изгибе: 1) Основные понятия 2) Дифференциальные зависимости между ВСФ.

4.2. Построение эпюр ВСФ при изгибе: 1) Правила построения эпюр ВСФ 2) Эпюры ВСФ для простейших балок.

4.3. Нормальные напряжения при изгибе: 1) Понятие нейтрального слоя и нейтральной линии 2) Определение нормальных напряжений при изгибе.

4.4. Расчеты на прочность при изгибе: 1) Напряжения при поперечном изгибе 2) Проверка прочности при изгибе 3) Рациональные формы поперечного сечения балок.

4.5. Перемещения при изгибе: 1) Дифференциальное уравнение изогнутой оси балки 2) Определение перемещений при изгибе методом начальных параметров.

5. Расчет статически неопределимых систем методом сил. (Компетенция/и ПК-15)

5.1. Определение перемещений с помощью интегралов Мора: 1) Перемещения в упругих системах, единичное перемещение 2) Теорема взаимности перемещений 3) Интеграл Мора.

5.2. Правило Верещагина: 1) Вычисление интеграла Мора по правилу Верещагина 2) Расчет перемещений по правилу Верещагина.

5.3. Метод сил: 1) Определение степени статической неопределимости 2) Основная система 3) Канонические уравнения метода сил.

5.4. Расчет статически неопределимых систем методом сил: 1) Примеры расчета простейших статически неопределимых балок методом сил.

Семестр № 4

6. Геометрические характеристики сечений. (Компетенция/и ПК-13)

6.1. Центр тяжести сечения: 1) Статические моменты сечения 2) Центральные оси, центр тяжести сечения 3) Определение положения центра тяжести составного сечения.

6.2. Моменты инерции сечения: 1) Осевые, центробежный и полярный моменты инерции сечения 2) Осевые моменты инерции сечения относительно параллельных осей 3) Главные оси и главные моменты инерции сечения 4) Радиусы инерции.

7. Напряженное и деформированное состояние в точке. Теории прочности. (Компетенция/и ПК-13)

7.1. Напряженное состояние в точке: 1) Матрица напряжений 2) Главные площадки и главные напряжения 3) Виды напряженного состояния 4) Определение главных напряжений.

7.2. Деформированное состояние в точке: 1) Связь между деформациями и напряжениями 2) Объемная деформация 3) Потенциальная энергия деформации.

7.3. Теории прочности: 1) Оценка прочности материала при сложном напряженном состоянии 2) Основные теории прочности.

8. Сложное сопротивление. (Компетенция/и ПК-15)

8.1. Понятие сложного сопротивления. Изгиб с кручением: 1) Сложное сопротивление. Принцип независимого действия сил. 2) Напряжения в точках круглого поперечного сечения вала при изгибе с кручением. 3) Условия прочности вала по третьей и энергетической теориям прочности.

8.2. Косой изгиб: 1) Понятие косого изгиба. Напряжения при косом изгибе 2) Нейтральная линия при косом изгибе 3) Расчеты на прочность при косом изгибе.

8.3. Внецентренное растяжение (сжатие): 1) Напряжения при внецентренном растяжении (сжатии). 2) Положение нейтральной линии при внецентренном растяжении (сжатии). 3) Ядро сечения.

8.4. Пространственный изгиб: 1) Внутренние усилия при пространственном изгибе 2) Проверка прочности при пространственном изгибе.

9. Устойчивость сжатых стержней. (Компетенция/и ПСК-2.10)

9.1. Формула Эйлера: 1) Критические сила и напряжение 2) Формула Эйлера 3) Влияние условий закрепления стержня на величину критической силы.

9.2. Устойчивость за пределом пропорциональности: 1) Пределы применимости формулы Эйлера 2) Формула Ясинского, пределы ее применимости 3) Зависимость критических напряжений от гибкости стержня.

9.3. Расчеты на устойчивость: 1) Запас устойчивости 2) Коэффициент снижения допускаемых напряжений 3) Порядок расчета на устойчивость.

10. Сопротивление динамическим и периодически меняющимся во времени нагрузкам. (Компетенция/и ПСК-2.10)

10.1. Расчет на прочность при напряжениях, периодически меняющихся во времени: 1) Виды циклов напряжений и их характеристики 2) Кривая усталости, предел выносливости 3) Диаграмма предельных амплитуд.

10.2. Коэффициент запаса усталостной прочности: 1) Вычисление коэффициента запаса усталостной прочности 2) Факторы выносливости 3) Мероприятия обеспечения выносливости.

10.3. Прочность при динамических нагрузках: 1) Прочность при ударных нагрузках 2) Определение коэффициента динамичности.

10.4. Прочность при динамических нагрузках: 1) Расчеты на прочность с учетом сил инерции 2) Расчеты на прочность при колебаниях.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2      
2 6 6   15
3 6 2   15
4 10 6   40
5 8 2    
6 4      
7 6   6  
8 8   6 29
9 6   2 29
10 8   2  
Итого 64 16 16 128
В т.ч. по интерактивным формам   8 8  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
7 Испытание на растяжение малоуглеродистой стали 2
Испытание на кручение стали, чугуна и древесины 2
Исследование напряжений при кручении трубы 2
8 Исследование напряжений при изгибе двутавровой балки 2
Определение перемещений при косом изгибе 2
Исследование напряжений при внецентренном растяжении стержня 2
9 Определение критической силы при продольном изгибе стержня 2
10 Определение динамического коэффициента 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
2 Расчет ступенчатого стержня при растяжении (сжатии) 2
Расчеты на растяжение (сжатие) с учетом собственного веса конструкции 2
Растяжение (сжатие) статически неопределимой системы 2
3 Расчет вала при кручении 2
4 Расчеты на прочность и жесткость при кручении 2
Построение эпюр внутренних усилий при изгибе 2
Расчеты на прочность при изгибе 2
5 Проверка прочности статически неопределимой балки 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
2 Растяжение и сжатие статически неопределимых систем 15
3 Кручение статически неопределимых стержней 15
4 Пространственный изгиб 40
Семестр № 4
8 Расчет на прочность при внецентренном растяжении (сжатии) 29
9 Продольно-поперечный изгиб 29

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 238 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Нахимович, И.А. Расчет на растяжение и сжатие: учебно-методическое пособие к практическим занятиям и для выполнения РГР по сопротивлению материалов / И.А. Нахимович; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов-н/Д, 2017. – 36 с.: ил. Библиогр.: 4 назв.
2 Кротов, С.В. Расчеты брусьев на изгиб и кручение: учеб.-метод. пособие / С.В. Кротов, Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. – 57 с.: ил. Библиогр. – 5 назв.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ПК-13 + +
ПК-15 + +
ПСК-2.10   +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-13 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-15 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПСК-2.10 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчеты на прочность и жесткость при простых видах нагружения.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятия прочности, жесткости и устойчивости
2) Основные гипотезы относительно свойств материала
3) Модели формы элементов конструкций
4) Виды внутренних усилий
5) Метод сечений
6) Понятия полного, нормального и касательного напряжений
7) Понятие относительной линейной деформации
8) Закон Гука при растяжении (сжатии). Понятие модуля упругости
9) Поперечную деформацию. Коэффициент Пуассона
10) Диаграмму растяжения пластичного материала
11) Диаграмму сжатия пластичного материала
12) Диаграммы растяжения и сжатия хрупкого материала
13) Понятие чистого сдвига
14) Закон Гука при сдвиге. Понятие модуля сдвига
15) Деформации при кручении
16) Полярный момент сопротивления
17) Распределение касательных напряжений в сечении вала
18) Соотношения между внутренними усилиями и внешними нагрузками при изгибе
19) Формулу Журавского
20) Понятие нейтрального слоя и нейтральной линии
21) Распределение нормальных напряжений в сечениях балки
22) Распределение касательных напряжений в сечениях балки
23) Дифференциальное уравнение изогнутой оси балки
24) Деформации при изгибе
25) Метод начальных параметров
26) Единичное перемещение
27) Теорему взаимности перемещений
28) Интеграл Мора
29) Степень статической неопределимости
30) Канонические уравнения метода сил

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Построить эпюру продольной силы
2) Определить нормальные напряжения при растяжении (сжатии)
3) Определить относительную линейную деформацию при растяжении (сжатии)
4) Определить относительную поперечную деформации при растяжении (сжатии)
5) Определить напряжения в наклонных сечениях при растяжении (сжатии)
6) Определить механические характеристики материала по диаграмме растяжения (сжатия)
7) Построить эпюры крутящего момента
8) Определить относительный угол закручивания
9) Определить касательные напряжения в сечениях вала
10) Построить эпюры поперечной силы и изгибающего момента
11) Определить перемещения при изгибе методом начальных параметров
12) Определить нормальные напряжения в сечениях балки
13) Вычислить интеграла Мора по правилу Верещагина
14) Получить основную систему метода сил
15) Вычислить коэффициенты канонического уравнения метода сил

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Проверки стержня на прочность при растяжении (сжатии).
2) Проверки стержня на жесткость при растяжении (сжатии).
3) Подбора сечения стержня по условию прочности при растяжении (сжатии).
4) Подбора сечения стержня по условию жесткости при растяжении (сжатии).
5) Расчета на сдвиг (срез).
6) Проверки вала на прочность.
7) Проверки вала на жесткость.
8) Подбора сечения вала по условию прочности.
9) Подбора сечения вала по условию жесткости.
10) Проверки балки на прочность.
11) Подбора сечения балки по условию прочности.
12) Проверки балки на жесткость.
13) Расчета перемещений по правилу Верещагина.
14) Определения степени статической неопределимости стержневой системы.
15) Расчета простейших статически неопределимых систем методом сил.

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Статический момент сечения
2) Центр тяжести сечения
3) Осевые, центробежный и полярный моменты инерции сечения
4) Главные оси и главные моменты инерции
5) Напряженное состояние при растяжении (сжатии)
6) Матрицу напряжений
7) Главные площадки и главные напряжения
8) Виды напряженного состояния
9) Экстремальные свойства главных напряжений
10) Обобщенный закон Гука
11) Потенциальную энергию деформации
12) Объемную деформацию
13) Назначение теорий прочности
14) Первую теорию прочности
15) Вторую теорию прочности
16) Третью теорию прочности
17) Энергетическую теорию прочности
18) Теорию прочности Мора
19) Критическую силу
20) Формулу Эйлера
21) Условие применимости формулы Эйлера
22) Критическое напряжение
23) Формулу Ясинского, пределы ее применимости
24) Коэффициент снижения допускаемых напряжений
25) Понятие и основные виды сложного сопротивления
26) Принцип независимого действия сил
27) Понятие косого изгиба
28) Понятие внецентренного растяжения (сжатия)
29) Ядро сечения
30) Виды циклов напряжений
31) Диаграмму предельных амплитуд
32) Факторы выносливости

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определить положение центра тяжести составного сечения
2) Вычислить статические моменты сечения
3) Вычислить осевые моменты инерции относительно параллельных осей
4) Вычислить осевые моменты инерции относительно повернутых осей
5) Определить положение главных площадок для плоского напряженного состояния
6) Вычислить главные напряжения для плоского напряженного состояния
7) Вычислить максимальные касательные напряжений по главным напряжениям
8) Определить коэффициент приведения длины по условиям закрепления
9) Определить коэффициент снижения допускаемых напряжений по гибкости
10) Вычислить допускаемое напряжение на устойчивость
11) Определить напряжения в поперечном сечении при косом изгибе
12) Определить напряжения в поперечном сечении при внецентренном растяжении (сжатии)
13) Определить напряжения в поперечном сечении вала при изгибе с кручением
14) Определение характеристик циклов напряжений
15) Определить предел выносливости по кривая усталости
16) Определить запас устойчивости по диаграмме предельных амплитуд

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Определения положения главных центральных осей инерции.

2) Расчета главных центральных моментов инерции.

3) Проверки прочности по первой теории.

4) Проверки прочности по второй теории.

5) Проверки прочности по третьей теории.

6) Проверки прочности по энергетической теории.

7) Проверки прочности по теории прочности Мора.

8) Расчета гибкости стержней.

9) Расчета критического напряжения стержней.

10) Проверки устойчивости по коэффициентам снижения допускаемых напряжений.

11) Расчета на прочность при косом изгибе.

12) Расчета на прочность при внецентренном растяжении (сжатии).

13) Проверки прочности вала при изгибе с кручением.

14) Расчета коэффициента запаса усталостной прочности.

15) Расчета коэффициента динамичности.

16) Расчета основных параметров циклов напряжений.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций // Ресурс ЭИОС РГУПС "Образовательный портал". Личный кабинет обучающегося (режим доступа - персонифицированный). Ресурс ЦМКО РГУПС (режим доступа – открытый)

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-13 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
4 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-15 3 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
4 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-2.10 4 9, 10 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
9, 10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
9, 10 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 1 Агаханов М. К. Сопротивление материалов [Электронный ресурс] : Курс лекций / Агаханов М. К. - Москва : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017. - 178 с.
2 Основы теории напряженного состояния в точке. Теории прочности [Текст] : учеб. пособие / С. Ф. Маклаков, В. А. Мишин, И. А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 59 с. : ил., прил. - Библиогр. : 2 назв. - Заказ № 8861, 500 экз. - ISBN 978-5-88814-480-0 :

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Сопротивление материалов : учеб. для вузов/ А. Г. Схиртладзе, Б. В. Романовский, В. В. Волков [и др.]. -М.: Aкадемия, 2012. -415 с.
2 Муратов, А. С. Сопротивление материалов : тексты лекций / А.С. Муратов, Б.А. Шемшура; Рост. гос. ун-т путей сообщения - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 220 с.
3 Пономарев М.Г. Статико-геометро-физический метод определения напряжений и перемещений в брусе : учеб. пособие/ М. Г. Пономарев, А. С. Личковаха; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2012. -37 с
4 Сопротивление материалов [Текст] : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / А.М. Лукьянов ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Маршрут, 2008. - 559 с. : ил., табл., прил. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: 13 назв. - ISBN 978-5-89035-555-3

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Маклаков С.Ф. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Сопротивление материалов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Нахимович, И.А. Сопротивление материалов: лабораторный практикум: учебно-методическое пособие / И.А. Нахимович, С.Ф. Маклаков, А.С. Личковаха, В.А. Мишин, Б.А. Шемшура; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 64 с. : ил. – Библиогр.: с. 62.
3 Нахимович, И.А. Расчет сжатых стержней на устойчивость: учебно-методическое к практическим занятиям и для выполнения РГР по сопротивлению материалов / И.А. Нахимович; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов-н/Д, 2017. – 36 с.: ил. Библиогр.: 4 назв.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

1) Универсальная гидравлическая машина УРМ-20.

2) Машина для испытания на растяжение ИР-200.

3) Рычажно-маятниковая машина РММ-5.

4) Машина на кручение маятникового типа.

5) Установка для испытаний на изгиб.

6) Установка для испытания на косой изгиб.

7) Установка для испытаний на ударное действие нагрузки.

8) Установка для испытания на устойчивость.

9) Копер маятникового типа.

10) Электронный измеритель деформации.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 37320.