РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Философия и история Отечества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ДВ "Культурология"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Специализация

№ 7 Транспортный бизнес и логистика

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.ф.н. Дорогинин Юрий Валерьевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ДВ "Культурология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Философия и история Отечества".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.и.н., проф. Кияшко Алексей Владимирович, профессор, ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВДВ_Культурология_С_23.05.04_во_1_ФИО_п33453_37316.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Культурология".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Культурология" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Транспортный бизнес и логистика".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Философия";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии;структуру современного культурологического знания.

Умеет: анализировать культурные ценности и нормы; опираться на ценности мировой культуры в своем личностном и общекультурном развитии

Имеет навыки: уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям; толерантного восприятия социальных и культурных различий.

ОК-1 - способностью демонстрировать знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии, владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Знает: Структуру и состав современного культурологического знания; историю культуры и культурные ценности; базовые ценности мировой культуры

Умеет: анализировать культурные ценности и нормы; опираться на ценности мировой культуры в своем личностном и общекультурном развитии

Имеет навыки: культурой мышления, способностью к восприятию информации, обобщению и анализу

ОК-8 - способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Знает: Структуру и состав современного культурологического знания; историю культуры и культурные ценности; базовые ценности мировой культуры

Умеет: анализировать культурные ценности и нормы; опираться на ценности мировой культуры в своем личностном и общекультурном развитии

Имеет навыки: культурой мышления, способностью к восприятию информации, обобщению и анализу

ОК-11 - способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач

Знает: проективную функцию культуры в обосновании проектных решений

Умеет: использоватьпроективные функции и методы культурологических исследований

Имеет навыки: анализа проектных решений с позиции культурологического подхода

ПК-4 - способностью организовать эффективную коммерческую работу на объекте железнодорожного транспорта, разрабатывать и внедрять рациональные приемы работы с пользователями транспортных услуг

Место дисциплины 1С.В.ДВ "Культурология" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДЛС, ЗЛС.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 34 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 55   55
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 55   55
Контроль, всего и в т.ч. 19   19
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 19   19
Общая трудоемкость, часы 108 34 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 93   40 53
Контрольная работа (К) 12     12
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 81   40 41
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 11 45 63
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Культурология в системе научного знания. (Компетенция/и ОК-1, ОК-8, ОК-11, ПК-4)

1.1. Культурология как система знаний: 1. Предмет культурологии. Методы культурологических исследований. 2. Основные разделы культурологии. Культурология как интегративная дисциплина. 3. Междисциплинарные связи культурологии: культурология и философия культуры, культурология и философия истории. Теоретическая и прикладная культурология.

2. Культура как объект исследования культурологии. (Компетенция/и ОК-1, ОК-8, ОК-11, ПК-4)

2.1. Понятие культуры, функции культуры, подходы к изучению культуры: 1. Язык и символы культуры, культурные коды. 2. Институты трансляции культуры. 3. Особенности социокультурных трансформаций.

2.2. Морфология и динамика культуры: 1. Динамика культуры. 2. Культурные традиции и инновации. 3. Межкультурная коммуникация и диалог культур. Интеграция, ассимиляция, аккультурация.

2.3. Личность в культуре: 1. Инкультурация и социализация. 2. Культурная самоидентификация. 3. Культурные ценности и нормы.

3. Типология культуры. (Компетенция/и ОК-1, ОК-8, ОК-11, ПК-4)

3.1. Основания типологии культуры: 1. Понятие культурогенеза и основные концепции. 2. Закономерности процесса культурогенеза. 3. Первобытная культура. 4. Типологические характеристики культур. 5. Этнические и региональные культуры. 6. Исторические типы культур.

3.2. Основные исторические типы культуры: 1. «Культура античности». 2.«Культура Средневековья». 3. «Культура Возрождения». 4. «Культура просвещения». 5. «Западноевропейская культура XIX века». 6. «Культура XX века».

3.3. Особенности российского типа культуры в мировом контексте: 1. «Россия как тип культуры». 2. «История российской культуры».

4. Исторические типы культуры. (Компетенция/и ОК-1, ОК-8, ОК-11, ПК-4)

4.1. Основные исторические типы культуры:: 1."Культура античности".2."Культура Средневековья".3."Культура Возрождения".4."Культура просвещения". 5."Западноевропейская культура ХIХ века".6."Культура ХХ века".

4.2. Особенности российского типа культуры:: 1."Россия как тип культуры" 2. "История российской культуры".


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   15
2 4 4   15
3 4 4   15
4 4 4   10
Итого 16 16   55
В т.ч. по интерактивным формам 6 2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Предмет культурологии. Методы культурологических исследований. Основные разделы культурологии. Культурология как интегративная дисциплина. Междисциплинарные связи культурологии: культурология и философия культуры, культурология и философия истории. Теоретическая и прикладная культурология. Понятие культуры. Функции культуры. Подходы к изучению культуры. 4
2 Культура и общество. Институты трансляции культуры. Особенности социокультурных трансформаций. Личность в культуре. Инкультурация и социализация. Культурная самоидентификация. Культурные ценности и нормы. 4
3 Типологические характеристики античной культуры. Культура Древней Греции. Культура Древнего Рима. Восточные и западные типы культуры. Типологические характеристики культуры XX века. Модернизм и постмодернизм как явления культуры. Феномен массовой культуры. 4
4 "Культура античности"."Культура Средневековья"."Культура Возрождения"."Культура просвещения". "Западноевропейская культура ХIХ века"."Культура ХХ века". Особенности российского типа культуры: "Россия как тип культуры" "История российской культуры". 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Культурология в системе научного знания 15
2 Культура как объект исследования культурологии 15
3 Типология культуры 15
4 Исторические типы культуры. 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 81 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Игошева, М.А. Культурология: учебно-методическое пособие / М.А. Игошева, С.В. Агейкина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Дону, 2016 - 47 с.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-1 +
ОК-8 +
ОК-11 +
ПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-1 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-8 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-11 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-4 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

тема 1. «Структура и состав современного культурологического знания» Тема 2. «Основные понятия культурологии» Тема 3. «Морфология и динамика культуры» Тема 4. «Культура как социальное явление» Тема 5. «Культура и личность» Тема 6. «Культурогенез» Тема 7. «Типология культуры» Тема 8. «Культура Востока, ее типологические характеристики» Тема 9. «Культура античности» Тема 10. «Культура Средневековья» Тема 11. «Культура Возрождения» Тема 12. «Культура Просвещения» Тема 13. «Западноевропейская культура XIX века» Тема 14. «Культура XX века» Тема 15. «Россия как тип культуры» Тема 16. «История российской культуры» Тема 17. «Культурная универсализация в современную эпоху» Тема 18. «Тенденции мировой культуры в эпоху глобализма» Тема 19. «Закономерности культуры» Тема 20. «Культура и глобальные проблемы» Тема 21. «Культурная динамика» Тема 22. «Мифы и современная культура» Тема 23. «Религия и культура» Тема 24. «Нравственная культура» Тема 25. «Правовая культура» Тема 26. «Политическая культура» Тема 27. «Наука как форма культуры» Тема 28. «Технологическая культура» Тема 29. «Три типа культуры» Тема 30. «Культура и современность».

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные разделы культурологии. Культурология как интегративная дисциплина.
2) Понятие культуры. Функции культуры. Подходы к изучению культуры.
3) Духовная, материальная, художественная культура.
4) Культура и общество.
5) Институты трансляции культуры.
6) Культурные ценности и нормы.
7) Этнические и региональные культуры.
8) Типологические характеристики культуры европейского Средневековья.
9) Культура итальянского Возрождения.
10) Культура Северного возрождения.
11) Культура европейского Просвещения.
12) Типологические характеристики западноевропейской культуры XIX века.
13) Модернизм и постмодернизм как явления культуры.
14) Основные черты современной мировой культуры.
15) Типологические характеристики античной культуры.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Укажите черты сходства и различия в подходе Н. Данилевского и О.Шпенглера в понимании ими развития культурных организмов
2)Почему понятие «цивилизация» появилось в эпоху Просвещения и как появление этого понятие связано с зарождающимся в это же время европоцентризмом
3)Объясните действие закона «Вызов-и-Ответ» применительно к становлению одной из цивилизаций Древности
4)Примените указанные Шпенглером признаки «смерти культуры» к культуре Запада начала XXI века
5)Каков вклад античной цивилизации в становление и развитие западного цивилизационного пути развития
6)В чем вы видите проявление греческого «агона» в политике, социальной жизни, философии, литературе и искусстве.
7)Каковы черты «карнавальной культуры» по Бахтину, является ли она контркультурой в рамках культуры западноевропейского средневековья?
8)В чем суть слома культурной парадигмы развития России как результата петровских преобразований
9)Какой класс предметов и почему Л. Уайт предложил назвать символатами
10)Используйте знание основных элементов «стиля» субкультуры для характеристики одной из современных субкультур
11)Сопоставьте характеристики тоталитарной и массовой культуры.
12)Прокомментируйте высказывания: постиндустриальное массовое общество воздействует на людей с помощью стратегии «мягкого соблазна» (Ж. Бодрияр) или «машины желания» (Ж. Делез и Ф. Гвартари).
13)Тремя импульсами культурной эволюции, как показал Л. С. Васильев, были миграция, культурная диффузия и конвергенция. Раскройте суть указанных понятий
14)Жюль Мишле писал, что в эпоху Ренессанса произошло открытие мира и человека. Раскройте смысл этого высказывания
15)Сопоставьте восточный и западный пути социокультурного развития, выделив в качестве основания для анализа соотношение природы и культуры, тип хозяйства, отношение между обществом и государством, положение человека в обществе и характер духовной жизни.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Объясните действие закона «Вызов-и-Ответ» применительно к становлению одной из цивилизаций.

2)Раскройте смысл выказывания Бахтина: культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой.

3)Какую роль в становлении и развитии греческой цивилизации сыграло море, Обоснуйте определение греческой цивилизации М. Петровым как «пиратской».

4)Почему с точки зрения Шпенглера Древний Рим – цивилизация, в то время как Древняя Греция – культура.

5)В чем суть «аполлонического» и «дионисийского» начал в греческой культуре ( по Ницше).

6)В чем суть посюсторонней аскезы и ее связь со становлением новоевропейского типа личности.

7)Раскройте содержание понятия аккультурация применительно к культурам Византии и Древней Руси.

8)Прокомментируйте высказывание Ю. М. Лотмана: «всякая система, служащая целям коммуникации может быть определена как язык».

9)Примените в качестве основания для сравнения двух мировых религий: признание или непризнание Бога-творца,.

признание или непризнание перерождений,.

признание или непризнание благодати,.

10)Хейзинга писал: «Человеческая культура возникает и развертывается благодаря игре, как игра».

11)Религии Древнего Египта и Месопотамии М. Вебер именовал магическими. В чем суть «расколдовывания мира».

12)«Вначале были города. Интеллигент средневековья – на западе – родился вместе с ними», - писал Ж. Ле Гофф. Раскройте смысл этого высказывания.

13)В чем суть произошедшего в период Возрождения переакцентирования «с небес на землю»?.

14)Каковы проявления византизма в отечественной культуре.

15)М. Ю. Лотман писал, что русский дворянин в Петровскую и послепетровскую эпоху оказался у себя на родине в положении иностранца. Как вы понимаете это высказывание.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-1 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-8 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-11 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Щеглова Л.В. Культурология. Единство и многообразие форм культуры [Электронный ресурс]/ Л.В.Щеглова - Саратов: Ай Пи Эр Медиа,2015 -194с. (ЭБС "IPRbooks")

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Кузнецова Т.Ф.Культурология. История мировой культуры: учебное пособие для вузов. / Ред. Т.Ф. Кузнецова. М.:Издательский центр "Академия",2003-607 с. (НТБ РГУПС)
2 С.М. Петкова,В.Г. Тахтамышев.История и типология культур («Осевое» время и становление культуры): монография / С.М. Петкова, В.Г. Тахтамышев; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д,2014 - 122 с. (НТБ РГУПС)
3 Драч Г.В. История мировой культуры (мировых цивилизаций) : учеб. пособие / ред. Г.В. Драч. - 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2010 -544 с. (НТБ РГУПС)

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Дорогинин Ю.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Культурология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Цымбал Е.А. Культурология: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения. Ростов-на-Дону, РГУПС 2013-22с

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 37316.