РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Маркетинг"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

программа академического бакалавриата

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Финансы и кредит

Экономика предприятий и организаций

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Прокопенко Евгения Сергеевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Маркетинг" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, зав. кафедрой "Мировая экономика и международные отношения", ФГОУ ВО «Южный федеральный университет».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Маркетинг_Б_38.03.01_во_4_ЭиМ_п32202_37273.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Маркетинг".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Маркетинг" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Антикризисный менеджмент";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методики сбора, анализа и обработки данных используемых в маркетинговой деятельности и необходимых для решения профессиональных задач.

Умеет: осуществлять сбор и анализ данных, необходимых для решения поставленных профессиональных задач с использованием инструментов маркетинговой деятельности.

Имеет навыки: методологией реализации маркетинговых исследований используемых для решения профессиональных задач.

ОПК-2 - способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач

Место дисциплины 1Б.Б "Маркетинг" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Макроэкономика", "Менеджмент".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПББ, ПФБ, ПЭБ, РББ, РФБ, РЭБ.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 66 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 42   42
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 42   42
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 66 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 125   66 59
Контрольная работа (К) 6     6
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 119   66 53
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 10 70 74
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Понятие и сущность маркетинга. (Компетенция/и ОПК-2)

2. Маркетинговые исследования: анализ взаимосвязей между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений. (Компетенция/и ОПК-2)

3. Стратегическое управление в маркетинге: стратегический анализ, разработка и осуществление стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности. (Компетенция/и ОПК-2)

4. Товарный маркетинг: оценка и обеспечение конкурентоспособности. (Компетенция/и ОПК-2)

5. Ценообразование в маркетинге. Разработка и осуществление стратегии ценообразования. (Компетенция/и ОПК-2)

6. Маркетинговые коммуникации. Разработка и осуществление коммуникационной стратегии. (Компетенция/и ОПК-2)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2 2 6
2 4 2 2 6
3 6 2 4 6
4 6 4 2 8
5 6 4 2 8
6 6 2 4 8
Итого 32 16 16 42
В т.ч. по интерактивным формам 10 6    

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Обзор современных маркетинговых концепций предприятий транспорта 2
2 Выбор конкурирующих в перевозке видов транспорта 2
3 Оценка новых рыночных возможностей организации 4
4 Оценка конкурентоспособности организации и ее продукции 2
5 Расчет годовых приведенных затрат на дальние превозки 2
6 Разработка коммуникационной стратегии предприятия транспорта 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Определение маркетинговых возможностей фирмы. 2
2 Методы прогнозирования в маркетинге. Определение прогнозируемого объема продаж с целью планирования товарооборота фирмы. 2
3 Разработка базовой и конкурентной маркетинговой стратегии предприятия. 2
4 Разработка нового товара 4
5 Анализ безубыточности предприятия. 4
6 Этапы разработки форм коммуникаций и формирование рекламного бюджета. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Методика определения рыночного спроса на товары и услуги фирмы 6
2 Выявление взаимосвязи между маркетинговыми стратегиями фирмы 6
3 Методы обработки массивов данных, полученных опытным путем 6
4 Изучения методики позиционирования товара 8
5 Методы установления оптовых и розничных цен на товары, с учетом влияния издержек и окружение предприятия 8
6 Расчет потребности фирмы в торговых агентах, факторы, учитываемые при выборе каналов сбыта 8

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 119 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Прокопенко, Е.С. Маркетинг. Учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы / Е.С. Прокопенко; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

решение основных типовых задач по маркетингу (согласно вариативной выборке).

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Определение маркетинга и его эволюция.
2)Основные цели, задачи и принципы маркетинговой деятельности.
3)Развитие управленческих концепций маркетинга.
4)Структуру функций маркетинговой деятельности.
5)Основные виды маркетинга.
6)Понятие маркетинговой среды.
7)Структуру снутренней и внешняей среда фирмы.
8)Влияние основных элементов маркетинговой среды на стратегию и тактику фирмы.
9)Порядок разработки системы контролируемых факторов.
10)Виды конкуренции.Маркетинговая политика фирмы при разных типах конкуренции.
11)Анализ рыночных возможностей.
12)Разработку комплекса маркетинга.
13)Планирование организации маркетинговой деятельности.
14)Стратегическое планирование. Стратегические уровни в организации: корпоративный и хозяйственных подразделений.
15)Процесс стратегического маркетинга и его стадии.
16)Понятие рынка и его основные элементы. Определение и удовлетворение потребностей покупателя.
17)Состояние спроса и задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.
18)Факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей.
19)Признаки классификации групп потребителей. Типы поведения покупателей на рынке.
20)Процесс принятия решения о покупке и его этапы.
21)Этику и социальную ответственность в маркетинге.
22)Систему маркетинговой информации, методы её сбора.
23)Источники первичной и вторичной информации. Основные объекты маркетинговых исследований и источники сведений о них.
24)Поведение и мотивацию потребителей.
25)Основные объекты исследования внутренней среды фирмы: оценка возможностей, анализ финансово-экономического положения, товарного ассортимента, производственных мощностей, стратегии фирмы на рынке.
26)Оценку конкурентных позиций фирмы.
27)Выбор целевого рынка. Критерии и методы сегментирования рынка.
28)Методы маркетинговых исследований.
29)Роль маркетинговых исследований состояния рынка и его конъюнктуры. Процесс маркетинговых исследований и его этапы.
30)Информацию для маркетинговых решений и её структура.
31)Классификацию товаров. Понятие нового товара и причины их неудач.
32)Процесс создания нового товара.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Принимать управленческие решения в зависимости от динамики внешней и внутренней среды маркетинга.
2)Разработать систему контролируемых факторов маркетинга.
3)Выбрать управленческую концепцию маркетинга в зависимости от состояния фирмы и рынка.
4)Разработать основные функции управления маркетинговой деятельностью.
5)Выявить влияние основных элементов маркетинговой среды на стратегию и тактику фирмы.
6)Оценить влияние основных элементов маркетинговой среды на стратегию и тактику фирмы.
7)Разработать систему контролируемых факторов.
8)Осуществить анализ рыночных возможностей.
9)Разработать комплекс маркетинга.
10)Определить потребности целевых сегментов покупателя.
11)Определить величину и динамику спроса и задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.
12)Проанализировать процесс принятия решения о покупке и его этапы.
13)Применять методы сбора маркетинговой информации.
14)Оценить возможности, проанализировать финансово-экономическое положение, товарный ассортимент.
15)Оценить конкурентные позиции фирмы.
16)Собрать информацию для маркетинговых решений.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Выбора целевого рынка, применения критериев и методов сегментации рынка.

2) Организации и проведения маркетинговых исследований.

3) Проектирования процесса создания нового товара.

4) Разработки маркетинговой стратегии предприятием.

5) Разработки тарифной политики предприятием.

6) Разработки коммуникационной политики предприятием.

7) Разработки сбытовой политики предприятием.

8) Разработки товарной политики предприятием.

9) Расчета тарифов транспортных услуг.

10) Определения перспективных и текущих потребностей рынка.

11) Маркетингового планирования.

12) Маркетингового контроля.

13) Оценки эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

14) Оценки конкуреноспособности продукта и предприятия.

15) Оценки эффективности сбытовой политики предприятия.

16) Оценки эффективности системы продвижения продукции.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 4 1, 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Синяева, И. М. Маркетинг : учебник для академического бакалавриата / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 495 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02621-4. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/43F94F6D-751E-4C5A-83FB-2DC15CD1AAFE/marketing

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. В. Карпова [и др.] ; под общ. ред. С. В. Карповой, С. В. Мхитаряна. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 404 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9070-6. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/2740C8E3-D2DF-4A4C-906E-24484CACD467/marketing-v-otraslyah-i-sferah-deyatelnosti
2 Инновационный маркетинг : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. В. Карпова [и др.] ; под ред. С. В. Карповой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 457 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00354-3. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/72435A31-C11C-42E1-9E50-0CDE3679FB4B/innovacionnyy-marketing
3 Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Голубкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 363 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04357-0. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/97D5E319-C81E-4D96-9A25-3C35D77CC429/integrirovannye-marketingovye-kommunikacii
4 Интернет-маркетинг : учебник для академического бакалавриата / О. Н. Жильцова [и др.] ; под общ. ред. О. Н. Жильцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 301 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04238-2. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/EA68BCAC-C4CC-4B50-8A4E-B4CDF1858FB0/internet-marketing
5 Маркетинг-менеджмент : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. В. Липсиц [и др.] ; под ред. И. В. Липсица, О. К. Ойнер. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 379 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01165-4. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/961C3C1E-79C5-4949-95BC-5577C0F17C94/marketing-menedzhment

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Прокопенко Е.С. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Маркетинг". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Прокопенко, Е.С. Маркетинг. Учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы / Е.С. Прокопенко; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 37273.