РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Охрана труда"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация

№ 2 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование

Квалификация выпускника "Инженер "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Хвостиков Андрей Георгиевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Охрана труда" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, профессор каф. "Безопасность технологических процессов и производств", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Охрана т_С_23.05.01_во_7_БЖД _п24794_37033.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Охрана труда".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Охрана труда" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Безопасность жизнедеятельности", "Генплан и транспорт предприятий", "Технологические процессы погрузочно-разгрузочных, строительных и путевых работ";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Основные положения Трудового кодекса по охране труда

Умеет: Использовать основы правовых знаний в области охраны труда

Имеет навыки: Работ и формления документов с использовать основы правовых знаний в области охраны труда

ОК-5 - способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности

Знает: Требования социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для работников

Умеет: Действовать в нестандартных ситуациях

Имеет навыки: Действовия в нестандартных ситуациях, принятия социальной и этической ответственности за принятые решения по охране труда

ОК-6 - готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения

Знает: Приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

Умеет: Использовать приемы оказания первой помощи и методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

Имеет навыки: Оказания помощи пострадавшим и использования методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

ОК-9 - способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

Знает: Методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

Умеет: Осваивать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

Имеет навыки: Использования методов защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

ОПК-8 - способностью освоить основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

Знает: Мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций

Умеет: Организовывать мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций

Имеет навыки: Организации ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций

ПК-18 - способностью организовывать мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций

Место дисциплины 1С.Б "Охрана труда" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в специальность", "Основы трудового права", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗДС, ТДВ, ТДС.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 94   32 62
Контрольная работа (К) 12     12
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 82   32 50
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 10 35 73
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Основы охраны труда. (Компетенция/и ОК-5)

1.1. Основные принципы обеспечения безопасности и охраны труда: 1) Общие сведения об охране труда. 2) Человек живой организм. Особенности строения организма человека. 3) Организм человека и окружающая среда. 4) Условия труда. 5) Понятие безопасность труда. 6) Идентификация опасностей и оценка рисков. 7) Основные принципы обеспечения безопасности.

1.2. Основные положения трудового права: 1) Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда. 2) Экономическое обеспечение охраны труда. 3) Основные понятия трудового права. 4) Трудовой договор. 5) Дисциплина труда. 6) Внутренний трудовой распорядок дня. 7) Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. 8) Оплата труда и заработная плата.

1.3. Правовые основы охраны труда: 1) Государственное регулирование в сфере охраны труда 2) Государственные нормативные требования по охране труда. 3) Обязанность и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка. 3) Обязанности и ответственность должностных лиц по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда.

2. Основы управления охраной труда в организации. (Компетенция/и ОК-5, ОК-6)

2.1. Основы управления охраной труда в организации: 1) Организация системы управления охраной труда. 2) Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. 3) Общие правовые принципы возмещения причиненного вреда. 4) Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.2. Специальная оценка условий труда: 1) Основные положения ФЗ «О специальной оценке условий труда». 2) Последовательность проведения специальной оценки условий труда. 3) Взносы на страхование и специальная оценка условий труд. 4) Последствия непроведения специальной оценки условий труда.

3. Обеспечение требований охраны труда при производственной деятельности. (Компетенция/и ОК-9, ОПК-8)

3.1. Производственный травматизм, его профилактика и порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве: 1) Основы предупреждения производственного травматизма 2) Производственные травмы и их классификация. 3) Квалификация несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 4) Обязанности работников и работодателя при несчастном случае на производстве. 5) Порядок расследования несчастных случаев на производстве. 6) Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет. 9) Порядок расследования профессиональных заболеваний. 10) Обязательно социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3.2. Пожарная безопасность: 1) Обеспечение пожарной безопасности. 2) Потенциальные источники зажигания. 3) Опасные факторы пожара и взрыва. 4) Основы пожарной профилактики. 5) Система оповещения людей о пожаре. 6) Установки пожаротушения.

3.3. Радиационная безопасность: 1) Вредное воздействие ионизирующих излучений. 2) Нормы радиационной безопасности населения. 3) Защита от вредного воздействия ионизирующих излучений.

3.4. Средства защиты: 1) Средства коллективной защиты. 2) Средства индивидуальной защиты (СИЗ).

4. Охрана труда при ликвидации чрезвычайных ситуаций. (Компетенция/и ОК-9, ОПК-8, ПК-18)

4.1. Оказание первой помощи пострадавшим: 1) Порядок действий при оказании первой помощи пострадавшему на месте происшествия. 2) Оценка состояния пострадавшего. 3) Правила снятия одежды и обуви с пострадавшего при оказании первой помощи. 4) Транспортировка пострадавших. 5) Повязки при травмах различной локализации. 6) Минимально необходимые средства для оказания первой помощи при травмах и других неотложных состояниях. 7) Признаки клинической смерти. 8) Остановка дыхания. 9) Состояние шока. 10) Виды кровотечений. 11) Степени ожогов. 12) Степени отморожения и признаки. 13) Переохлаждение организма. 14) Острые отравления организма. 15) Виды электротравм. Признаки электротравмы. 16) Основы сердечно легочной реанимации.17) Способы временной остановки кровотечения. 18) Первая медицинская помощь при ранениях. 19) Первая помощь при ожогах или термических травмах. 20) Эпилепсия первая помощь. 21) Первая помощь при острых отравлениях.

4.2. Обеспечение устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях: 1) Основные направления повышения устойчивости функционирования объектов экономики (ОЭ). 2) Мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования ОЭ.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6     8
2 4 2   12
3 12 6   17
4 10 8   12
Итого 32 16   49
В т.ч. по интерактивным формам 10 8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
2 Расчет искусственного освещения 2
3 Порядок расследования и оформления несчастных случаев на производстве 2
Расчет эффективности звукопоглощения в помещении 2
Выбор аппаратов защиты электропотребителей 2
4 Оказание первой помощи пострадавшему 4
Прогнозирование последствий химической аварии на химически опасном объекте и транспорте 2
Прогнозирование состояния объекта экономики при аварии со взрывом. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 1.1. Основные принципы обеспечения безопасности и охраны труда: 1) Общие сведения об охране труда. 2) Человек живой организм. Особенности строения организма человека. 3) Организм человека и окружающая среда. 4) Условия труда. 5) Понятие безопасность труда. 6) Идентификация опасностей и оценка рисков. 7) Основные принципы обеспечения безопасности. 1.2. Основные положения трудового права: 1) Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда. 2) Экономическое обеспечение охраны труда. 3) Основные понятия трудового права. 4) Трудовой договор. 5) Дисциплина труда. 6) Внутренний трудовой распорядок дня. 7) Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. 8) Оплата труда и заработная плата. 1.3. Правовые основы охраны труда: 1) Государственное регулирование в сфере охраны труда 2) Государственные нормативные требования по охране труда. 3) Обязанность и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка. 3) Обязанности и ответственность должностных лиц по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда. 8
2 2.1. Основы управления охраной труда в организации: 1) Организация системы управления охраной труда. 2) Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. 3) Общие правовые принципы возмещения причиненного вреда. 4) Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 2.2. Специальная оценка условий труда: 1) Основные положения ФЗ «О специальной оценке условий труда». 2) Последовательность проведения специальной оценки условий труда. 3) Взносы на страхование и специальная оценка условий труд. 4) Последствия непроведения специальной оценки условий труда. 12
3 3.1. Производственный травматизм, его профилактика и порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве: 1) Основы предупреждения производственного травматизма 2) Производственные травмы и их классификация. 3) Квалификация несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 4) Обязанности работников и работодателя при несчастном случае на производстве. 5) Порядок расследования несчастных случаев на производстве. 6) Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет. 9) Порядок расследования профессиональных заболеваний. 10) Обязательно социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 3.2. Пожарная безопасность: 1) Обеспечение пожарной безопасности. 2) Потенциальные источники зажигания. 3) Опасные факторы пожара и взрыва. 4) Основы пожарной профилактики. 5) Система оповещения людей о пожаре. 6) Установки пожаротушения. 3.3. Радиационная безопасность: 1) Вредное воздействие ионизирующих излучений. 2) Нормы радиационной безопасности населения. 3) Защита от вредного воздействия ионизирующих излучений. 3.4. Средства защиты: 1) Средства коллективной защиты. 2) Средства индивидуальной защиты (СИЗ). 17
4 4.1. Оказание первой помощи пострадавшим: 1) Порядок действий при оказании первой помощи пострадавшему на месте происшествия. 2) Оценка состояния пострадавшего. 3) Правила снятия одежды и обуви с пострадавшего при оказании первой помощи. 4) Транспортировка пострадавших. 5) Повязки при травмах различной локализации. 6) Минимально необходимые средства для оказания первой помощи при травмах и других неотложных состояниях. 7) Признаки клинической смерти. 8) Остановка дыхания. 9) Состояние шока. 10) Виды кровотечений. 11) Степени ожогов. 12) Степени отморожения и признаки. 13) Переохлаждение организма. 14) Острые отравления организма. 15) Виды электротравм. Признаки электротравмы. 16) Основы сердечно легочной реанимации.17) Способы временной остановки кровотечения. 18) Первая медицинская помощь при ранениях. 19) Первая помощь при ожогах или термических травмах. 20) Эпилепсия первая помощь. 21) Первая помощь при острых отравлениях. 4.2. Обеспечение устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях: 1) Основные направления повышения устойчивости функционирования объектов экономики (ОЭ). 2) Мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования ОЭ. 12

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 82 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Катин, В. Д. Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве [Текст] : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / В.Д. Катин, И.М. Тесленко ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Маршрут : Транспортная книга, 2009. - 119 с.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОК-5 +
ОК-6 +
ОК-9 +
ОПК-8 +
ПК-18 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-5 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-6 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-9 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-8 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-18 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1) Методы и средства тушения пожаров;

2) Производственная санитария;

3) Производственное освещение;

4) Виды травм. Приемы оказания первой помощи при переломах;

5) Виды травм. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях;

6) Способы молниезащиты зданий и сооружений;

7) Действие электрического тока на организм. Критерии электробезопасности;

8) Методы и средства снижения травмобезопасности оборудования;

9) Классификация вентиляции по принципу действия,назначению, способам организации воздухообмена;

10) Вредное действие пыли, паров и газов на организм. Методы и средства защиты;

11) Вредное действие шума и вибрации на организм. Методы и средства защиты;

12) Категории помещений по взрыво- пожарной опасности;

13) Критерии огнестойкости зданий и сооружений. Способы повышения огнестойкости.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Общие сведения об охране труда.
2) Особенности строения организма человека.
3) Классификацию условий труда.
4) Понятие безопасность труда.
5) Основные принципы обеспечения безопасности.
6) Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.
7) Экономическое обеспечение охраны труда.
8) Основные понятия трудового права.
9) Содержание внутреннего трудового распорядка дня.
10) Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
11) Оплата труда и заработная плата.
12) Государственное регулирование в сфере охраны труда.
13) Государственные нормативные требования по охране труда.
14) Обязанность и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка.
15) Обязанности и ответственность должностных лиц по соблюдению требований законодательства об охране труда.
16) Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
17) Общие правовые принципы возмещения причиненного вреда.
18) Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
19) Основные положения ФЗ «О специальной оценке условий труда».
20) Последовательность проведения специальной оценки условий труда.
21) Последствия непроведения специальной оценки условий труда.
22) Производственные травмы и их классификация.
23) Обязанности работников и работодателя при несчастном случае на производстве.
24) Порядок расследования несчастных случаев на производстве.
25) Порядок расследования профессиональных заболеваний.
26) Потенциальные источники зажигания.
27) Опасные факторы пожара и взрыва.
28) Основы пожарной профилактики.
29) Система оповещения людей о пожаре.
30) Установки пожаротушения.
31) Вредное воздействие ионизирующих излучений.
32) Нормы радиационной безопасности населения.
33) Средства коллективной защиты.
34) Средства индивидуальной защиты (СИЗ).
35) Порядок действий при оказании первой помощи пострадавшему на месте происшествия.
36) Признаки клинической смерти.
37) Виды кровотечений.
38) Степени ожогов.
39) Степени отморожения и их признаки.
40) Причины отравления организма.
41) Виды электротравм. Признаки электротравмы.
42) Основные направления повышения устойчивости функционирования объектов экономики (ОЭ).
43) Мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования ОЭ.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Квалифицировать несчастные случаи на производстве и профессиональных заболеваний.
2) Обеспечивать пожарную безопасность.
3) Оценивать состояние пострадавшего.
4) Оказание первая помощи при острых отравлениях.
5) Идентифицировать опасности и оценивать профессиональный риск.
6) Организовать систему управления охраной труда.
7) Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
8) Проводить транспортировку пострадавших.
9) Проводить сердечно-легочную реанимацию.
10) Временно остановливать кровотечения.
11) Оказывать первую помощь при ранениях.
12) Оказывать первую помощь при ожогах или термических травмах.
13) Использовать средства коллективной защиты.
14) Использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ).

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет.

2) Защиты от вредного воздействия ионизирующих излучений.

3) Наложение повязки при травмах различной локализации.

4) Снятия одежды и обуви с пострадавшего при оказании первой помощи.

5) Действий при оказании первой помощи пострадавшему на месте происшествия.

6) Первой помощи при ожогах или термических травмах.

7) Способы временной остановки кровотечения.

8) Приемы первой помощи при ранениях.

9) Приемы первой помощи при ожогах или термических травмах.

10)Расследования причин несчастного случая на производстве.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-5 7 1, 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-6 7 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-9 7 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 7 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-18 7 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Беляков, Г. И. Охрана труда и техника безопасности : учебник для прикладного бакалавриата / Г. И. Беляков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 404 с. ЭБС ЮРАЙТ

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Защита в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учеб. пособие / А. В. Коновалов, М. К. Лобанова, В. Н. Наконечный [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 226 с. ЭБС РГУПС
2 Павлов А. Ф. Управление безопасностью труда [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Павлов А. Ф. - Кемерово : Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2010. - 291 с. ЭБС IPRbooks
3 Пожарная безопасность [Текст] : учеб. пособие / А. А. Феденко, С. В. Ситник, В. Н. Наконечный [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 219 с. ЭБС РГУПС

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Хвостиков А.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Охрана труда". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Первая помощь при несчастных случаях [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А. Г. Хвостиков, Т.А. Финоченко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 46 с
3 Безопасность жизнедеятельности в условиях производства. Расчеты [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. А. Финоченко, В. А. Фирсов, И. Г. Переверзев [и др.] ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 209 с. ЭБС РГУПС.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 37033.