РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Информационные технологии в грузовой и коммерческой работе"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Специализация

№ 3 Грузовая и коммерческая работа

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Москат Наталья Александровна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Информационные технологии в грузовой и коммерческой работе" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н. Рыбалко И. П., доцент каф. "ПОВТ и АС", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Информационные т в г и к р_С_23.05.04_во_7_ВТиАСУ_п23626_36966.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информационные технологии в грузовой и коммерческой работе".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информационные технологии в грузовой и коммерческой работе" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Информационное обеспечение грузовых перевозок", "Математическое моделирование систем и процессов (часть II)";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Этапы развития информационных технологий на транспорте, виды информационных технологий, информационные системы обработки данных, функции вычислительных сетей, рациональные сферы их использования на железнодорожном транспорте

Умеет: Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации в информационных системах хозяйства грузовой и коммерческой работы и прикладных задачах на транспорте

Имеет навыки: Применения основных методов, способов и средств получения, хранения и переработки информации в процессе организации, планирования и управления грузовой и коммерческой работой. Работы с компьютером как средством управления информацией и автоматизированными системами управления базами данных

ОПК-5 - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией и автоматизированными системами управления базами данных

Знает: Основные прикладные программные средства,современные средства телекоммуникации функционирования транспортных систем (распределенные сети , on-line технологии, навигационные системы), современные технологи в хозяйстве грузовой и коммерческой работы, управлении отраслью

Умеет: Использовать корпоративную сеть ОАО «РЖД», информационные технологии в рамках электронного документооборота, в информационных системах грузовой и коммерческой работы. Применять элементы сетевых технологий: сеть Интернет, электронную почту, сеть Интранет

Имеет навыки: Использования информационных технологий, аппаратных, математических и программных средств их обеспечения при обеспечении функционирования транспортных систем

ОПК-8 - готовностью к использованию основных прикладных программных средств, пользованию глобальными информационными ресурсами, современными средствами телекоммуникации при обеспечении функционирования транспортных систем

Знает: Основные понятия в сфере грузовой и коммерческой работы железнодорожного транспорта. Стратегию информационного развития, концепцию информатизации ОАО «РЖД», основополагающие документы. Основные понятия информационных технологий, функции информационно-управляющих систем. Базовые автоматизированные системы железнодорожного транспорта в хозяйстве грузовой и коммерческой работы, информационные системы по управлению перевозочным процессом на ж.д.т. Информационное обслуживание пользователей ж.д.т

Умеет: Использовать компьютерные базы данных транспортных систем, сеть Интернет, корпоративную сеть ОАО «РЖД», технические средства производства переработки информации – аппаратное, математическое, программное обеспечение. Применять информационные технологии на всех уровнях управления грузовой и коммерческой работой железнодорожного транспорта

Имеет навыки: Использования технических средств производства переработки информации - аппаратного, математического и программного обеспечения при организации, планировании и управлении грузовой и коммерческой работой железнодорожного транспорта

ПСК-3.2 - готовностью к применению информационных технологий на всех уровнях управления грузовой и коммерческой работой железнодорожного транспорта, пользованию компьютерными базами данных, сетью "Интернет", средствами автоматизации управленческого труда и защиты информации, использованию технических средств производства и переработки информации - аппаратного, математического и программного обеспечения

Место дисциплины 1С.Б "Информационные технологии в грузовой и коммерческой работе" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте", "Информатика", "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДГС, ЗГС.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 57   57
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 57   57
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 51 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 19 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 3 6
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 116   60 56
Контрольная работа (К) 4     4
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 112   60 52
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 19 67 77
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Ключевые понятия курса «Информационные технологии в грузовой и коммерческой работе». Инновационное развитие ОАО «РЖД». (Компетенция/и ОПК-5, ОПК-8, ПСК-3.2)

1.1. Основные понятия в сфере грузовой и коммерческой работы железнодорожного транспорта: 1)Операции грузовой работы 2)Операции коммерческой работы 3)Видысообщений при перевозках грузов 4)Виды отправок 5)Перевозочные документы 6) Скорости доставки грузов.

1.2. Ключевые понятия информационных технологий: 1)Определения информационных технологий (ИТ), информационных систем (ИС). 2) Классификация ИТ. 3)Системные и инструментальные средства. 4)Инфраструктура информации. 5)Средства реализации информационных технологий.

1.3. Инновационное развитие ОАО «РЖД». Основные уставные документы: 1)Стратегия развития ж.д. транспорта в Российской Федерации до 2030 года, другие уставные документы 2)Концепция информатизации ж.д. транспорта: понятие информатизации ж.д. транспорта, главная цель информатизации ж.д. транспорта, уровни информатизации. 3)Понятие информационной среды 4)Инновационное развитие ОАО «РЖД» в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

2. Базовые автоматизированные системы железнодорожного транспорта в хозяйстве грузовой и коммерческой работы. (Компетенция/и ОПК-5, ОПК-8, ПСК-3.2)

2.1. Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ): 1)Базовый вариант АСКОПВ 2)Технология работы в АСКОПВ 3) Автоматизированное рабочее место оператора пункта коммерческого осмотра поездов и вагонов (АРМ О ПКО) и приемосдатчика пункта коммерческого осмотра поездов и вагонов (АРМ ПКО) 4)АСКО ПВ 3D. Технические характеристики АСКО ПВ 3D 5)АСКОПВ М. Технические характеристики АСКОПВ и АСКОПВ М 6)Тепловизионный комплекс (ТПВ). Технические характеристики 7)Интеграция систем: Автоматизированной системы контроля инвентарных номеров вагонов (АСКИН) и АСКОПВ.

2.2. Единая автоматизированная система актово-претензионной работы хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок (ЕАСАПР М): 1) Пользователями системы ЕАСАПР М. Подсистема актово-розыскной работы на линейном уровне (АРЛ) 2) Подсистема линейного уровня - комплекса автоматизированных рабочих мест пунктов коммерческого осмотра поездов и вагонов (АРМ ПКО) 3) Подсистема претензионной работы на дорожном уровне (АПО) 4) Подсистема актово-розыскной работы на уровне отделения дороги (АРНОД) 5) Подсистема учета и анализа условий перевозок скоропортящихся грузов (СПГ) 6) Подсистема сбора и анализа оперативной информации о грузах, задержанных на пограничных переходах (ПП).

2.3. Автоматизированная система управления терминально-складской деятельностью (АС ТЕСКАД): 1)Пользователи АС ТЕСКАД 2)Технологический процесс терминально-складской обработки грузов 3)Взаимодействие АС ТЕСКАД с корпоративными автоматизированными системами 4)Оперативный контроль и учет производственной деятельности 5)Учет объектов инфраструктуры 6)Анализ производственной деятельности.

2.4. Автоматизированная система оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (АСКМ): 1)Структура, подсистемы АСКМ. 2)Задачи АСКМ. 3)Взаимодействие АСКМ с другими системами.

2.5. Автоматизированная система «Централизованной подготовки и оформления перевозочных документов» - ЭТРАН (Электронная Транспортная Накладная): 1)Структура системы ЭТРАН, ее архитектура 2)Понятие электронной цифровой подписи (ЭЦП) 3)Электронный документооборот с ЭЦП в режиме реального времени 4)Оформление документов на международные перевозки 5)Взаимодействие с информационными системами перевозчика в едином информационном пространстве 6)Перспективы развития системы.

3. Информационные системы по управлению перевозочным процессом на железнодорожном транспорте. (Компетенция/и ОПК-5, ОПК-8, ПСК-3.2)

3.1. Автоматизированная система ведения и анализа графика исполненного движения (ГИД УРАЛ ВНИИЖТ): 1)Назначение и особенности системы 2)Основные компоненты системы 3)Базовая версия программного комплекса системы 4)Центральный комплекс системы 5)Автоматизированная система построения суточного энергосберегающего графика движения поездов АПК «Эльбрус».

3.2. Сетевая интегрированная российская информационно-управляющая система «СИРИУС»: 1) Основные задачи системы 2)Планирующие и прогнозные модели «СИРИУС» 3)Архитектура построения системы и её реализаци.

3.3. Автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП), комплекс АСОУП-2: 1)Назначение, история создания и основные недостатки АСОУП 2)БД АСОУП на DB/2, АСОУП-2 3)Первоочередные задачи создания БД АСОУП-2 4)Процессы регистрации событий в системе 5)Информационные связи АСОУП-2. Варианты развития системы.

4. Информационное обслуживание пользователей ж.д.т. (Компетенция/и ОПК-5, ОПК-8, ПСК-3.2)

4.1. Единая служба поддержки пользователей (ЕСПП): 1)Информационное обслуживание пользователей ж.д.т. 2)ИТ-инфраструктура ОАО «РЖД» 3)Цели проекта ЕСПП 4)Процесс управления обращениями, классификация обращений, регистрация обращений, правила обработки обращений 5)Процесс управления проблемами 6)Процесс управления идеями 7)Портал АСУ ЕСПП 8)Статистическая информация по использованию системы.

4.2. Центр фирменного транспортного обслуживания – филиал ОАО «РЖД» (ЦФТО): 1)Деятельность ЦФТО 2)Структура ЦФТО 3)Электронная торговая площадка транспортных услуг (ЭТП ТУ) 4)Перечень услуг и примеры справок ЭТП ТУ 5)Порядок расчетов.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2 4 10
2 6 4 4 20
3 4 4 4 15
4 2 6 4 12
Итого 16 16 16 57
В т.ч. по интерактивным формам 16 16 16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Лабораторная работа№1.Технологии проведения инженерных расчетов посредством электронных таблиц MSExcel. 2
Лабораторная работа№2.Расчет характеристик информационных потоков и необходимого количества устройств для приема и передачи информации 2
2 Лабораторная работа№3.Нахождение аналитической зависимости времени расформирования составов с сортировочной горки от числа вагонов в составе посредством ЭВМ 2
Лабораторная работа№4.Решение транспортной задачи в среде MSExcel. 2
3 Лабораторная работа№5.Создание Web-страницы транспортного предприятия в Microsoft Word 2
Лабораторная работа№6.Составление прогноза перевозки груза в среде Microsoft Excel 2
4 Лабораторная работа№7.Создание презентации по тематике курса. 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Решение оптимизационных задач планирования и управления транспортными процессами. 2
2 Виды сообщений. Технология составления, передачи и приема сообщений. Автоматизированная система подготовки натурного листа поезда. 4
3 Решение задачи по нахождению предельных вероятностей состояний информационной системы управления пассажирскими перевозками (Система уравнений А. Н. Колмогорова). 2
Циклические процессы в прикладных задачах на транспорте 2
4 Использование процесса гибели и размножения при расчете производительности АСУ продажи проездных документов 2
Семинарское занятие. Защита презентаций по тематике курса 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Перспективы развития ОАО «РЖД». Основополагающие документы информационного развития компании. Корпоративные информационные системы (КИС)в транспортной системе России. Понятие и роли КИС в современных корпорациях. Роль КИС в структуре ОАО «РЖД». Необходимость создания новых и обновления существующих КИС на транспорте. Инновации ОАО «РЖД». 10
2 Рассмотреть основные КИС в сфере грузовой и коммерческой работы, выполняемые ими функции, основные подсистемы. Входную, выходную информацию, возможности построения прогнозов, организацию хранения данных, архитектуру систем. Самостоятельно ознакомиться с :  Системой пономерного учёта, контроля дислокации и регулирования вагонного парка (ДИСПАРК).  Диалоговой системой контроля за оперативной работой дороги (ДИСКОР), Автоматизированной системой построения суточного энергосберегающего графика движения поездов АПК «Эльбрус».  Аппаратно-программным комплексом автоматизированного управления движением поездов в условиях высокой интенсивности движения в режиме "АВТОДИСПЕТЧЕР" – "АВТОМАШИНИСТ"  Системой автоматической идентификации данных (САИД ПАЛЬМА)  Автоматизированной системой управления контейнерными перевозками (ДИСКОН)  Автоматизированной системой управления сортировочной станцией (АСУСС)  Автоматизированной системой управления внешнеторговыми перевозками (АСУ «ГРУЗОВОЙ ЭКСПРЕСС»)  Автоматизированной системой управления местной работой железных дорого и отделений (АСУ ЦУМР) 20
3 Рассмотреть основные КИС по управлению перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, выполняемые ими функции, основные подсистемы. Входную, выходную информацию, возможности построения прогнозов, организацию хранения данных, архитектуру систем. Самостоятельно ознакомиться с : Аппаратно-программным комплексом организации, контроля и анализа выполнения технологических процессов и обеспечения безопасности работы на станциях на базе цифровых моделей пути и спутниковой навигации (МАЛС). Единой корпоративной автоматизированной системой управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР) ОАО «РЖД» Автоматизированной системой управление ресурсами, рисками и надёжностью на этапах жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта (УРРАН) Автоматизированной информационной системой «Энергоэффективность» Информационно - аналитической системой корпоративного управления и прогнозирования (ИАС КУП) 15
4 Региональные и линейные агентства фирменного транспортного обслуживания.Услуги по организации грузовых железнодорожных перевозок.Электронная торговая площадка транспортных услуг (ЭТП ТУ). 12

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 112 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Москат Н.А. Корпоративные информационные системы на транспорте. Информационные технологии на магистральном транспорте: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы / Н.А. Москат; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 53 с.+ ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОПК-5 +
ОПК-8 +
ПСК-3.2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-5 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-8 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПСК-3.2 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

ОАО «РЖД» - IT компания;

современное состояние информатизации на транспорте в системах грузовой и коммерческой работы;

влияние информатизации транспорта на должностные обязанности сотрудников ОАО «РЖД»;

структура ОАО «РЖД» сегодня, основные задачи отрасли;

электронная цифровая подпись в транспортных системах. Перспективы развития;

IT – процессы ОАО «РЖД», извлечение прибыли;

ГВЦ дороги, его роль в современных информационных процессах на транспорте;

региональные ИВЦ, роль в современных информационных процессах на транспорте;

система передачи данных на транспорте, перспективы развития;

оценка и развитие персонала ИТ-компании;

информационная система (по выбору учащегося) железнодорожного транспорта. Основные функции системы, ее структура. Перспективы развития.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Стратегия информационного развития ОАО «РЖД», основополагающие документы.
2) Концепция информатизации железнодорожного транспорта.
3) Основные концептуальные принципы информатизации железнодорожного транспорта на современном этапе.
4) Инфраструктура информации ОАО «РЖД».
5) Инновационное развитие ОАО «РЖД» подвижной состав.
6) Инновационное развитие ОАО «РЖД» «Умный вокзал».
7) Главная цель информатизации ОАО «РЖД», уровни информатизации.
8) Комплексы информационных технологий ОАО «РЖД».
9) Понятие информационной среды. Информационная среда ОАО «РЖД».
10) Управление перевозочным процессом. Информационные системы, функции комплекса.
11) Управление маркетингом, экономикой и финансами. Информационные системы, функции комплекса.
12) Управление инфраструктурой ж.д.транспорта. Информационные системы, функции комплекса.
13) Управление персоналом и социальной сферой. Информационные системы, функции комплекса.
14) Основные понятия информационных технологий.
15) Классификация информационных систем.
16) Функции информационно-управляющих систем.
17) Основы проектирования информационных технологий. Этапы проектирования.
18) Основы проектирования информационных технологий. Техническое задание.
19) Основы проектирования информационных технологий. Технорабочий проект.
20) Средства реализации информационных технологий.
21) Основные направления развития грузовой и коммерческой работы. Электронная информационная площадка грузоотправителей и операторов.
22) Основные направления развития грузовой и коммерческой работы. Центр фирменного транспортного обслуживания, центральная дирекция управления движением.
23) Структура действующих ИС в сфере грузовой и коммерческой работы. Особенности работы данных систем.
24) Основные направления развития грузовой и коммерческой работы. Грузовая и коммерческая работа на станции. Автоматизированная система управления сортировочной станцией (АСУ СС).
25) Сети связи на железнодорожном транспорте. Единая сеть передачи данных железнодорожного транспорта ЕСПД.
26) Безбумажная технология в управлении перевозками.
27) Понятие электронной цифровой подписи (ЭЦП). Применение ЭЦП в информационных системах ж.д.т.
28) Управление ИТ-услугами. ИТ-инфраструктура ОАО «РЖД».
29) Единая служба поддержки пользователей (ЕСПП). Цели проекта. Решение.
30) Перспективы развития информационных систем в сфере грузовой и коммерческой работы.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Использовать компьютерные базы данных транспортных систем.
2)Использовать сеть Интернет, корпоративную сеть ОАО «РЖД».
3)Использовать технические средства производства переработки информации – аппаратное обеспечение.
4)Использовать технические средства производства переработки информации – математическое обеспечение.
5)Использовать технические средства производства переработки информации – программное обеспечение.
6)Применять информационные технологии в Автоматизированной системе коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ)
7)Применять информационные технологии в Единой автоматизированной системе актово-претензионной работы хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок (ЕАСАПР М).
8)Применять информационные технологии в Автоматизированной системе управления терминально-складской деятельностью (АС ТЕСКАД)
9)Применять информационные технологии в Автоматизированной системе оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (АСКМ). Отображать структуру, подсистемы АСКМ.
10) Применять Автоматизированную систему оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (АСКМ). Использовать взаимодействие АСКМ с другими системами.
11)Применять информационные технологии в автоматизированной системе ведения и анализа графика исполненного движения (ГИД УРАЛ ВНИИЖТ).
12)Применять информационные технологии в сетевой интегрированной российской информационно-управляющей системе «СИРИУС».
13)Применять информационные технологии системы сбыта услуг при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом. Отображать структуру системы ЭТРАН, ее архитектуру.
14)Использовать информационные технологии в рамках электронного документооборота с ЭЦП в режиме реального времени.
15)Использовать информационные технологии в процессе оформления документов на международные перевозки в системе ЭТРАН.
16)Использовать информационные технологии в процессе взаимодействие с информационными системами перевозчика в едином информационном пространстве.
17)Использовать корпоративную сеть ОАО «РЖД», информационные технологии в информационных системах грузовой и коммерческой работы, выделять особенности работы данных систем.
18)Идентифицировать задачи информационных систем в сфере грузовых перевозок.
19)Использовать информационные технологии автоматизированной системы оперативного управления перевозками АСОУП, АСОУП-2.
20)Пользоваться услугами Единой службы поддержки пользователей (ЕСПП). Процесс управления обращениями. Классифицировать обращений.
21)Пользоваться услугами Единой службы поддержки пользователей (ЕСПП). Регистрация обращений. Использовать правила обработки обращений.
22)Пользоваться услугами Единой службы поддержки пользователей (ЕСПП). Порталом АСУ ЕСПП.
23)Пользоваться услугами Единой службы поддержки пользователей (ЕСПП). Процессом управления проблемами.
24)Пользоваться услугами Единой службы поддержки пользователей (ЕСПП). Процессом управления идеями.
25)Пользоваться услугами Электронной торговой площадки транспортных услуг (ЭТП ТУ)

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Проведения инженерных расчетов посредством электронных таблиц MS Excel.

2)Обработки информационных потоков на станции.

3)Составления, приема и передачи информационных сообщений.

4)Определения параметров эмпирической формулы.

5)Применения метода решения задачи линейного программирования (ЗЛП).

6)Применения методов решения ЗЛП с использованием прикладного программного обеспечения.

7)Применения методов решения транспортной задачи. Составление опорного (базисного) плана, нахождение оптимального решения аналитическими методами и с помощью MSExcel.

8)Работы с электронной базой данных.

9)Создания web-страниц с использованием MS Word.

10)Работы с перевозочными электронными документами.

11)Использования методологии Марковских случайных процессы при анализе работы сортировочной станции.

12)Использования методологии процесса гибели и размножения при расчете производительности АСУ.

13)Использования аппарата систем массового обслуживания применительно к работе транспортных систем. (В частности сортировочной станции).

14)Применения методологии циклических процессов в прикладных задачах на транспорте.

15)Применения методологии составления уравнений Колмогорова А.Н. применительно к транспортным процессам.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Методические рекомендации по составлению и апробации фондов оценочных средств по дисциплинам направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования в рамках проведения компьютерного тестирования [Текст] : методические рекомендации / М. С. Тимофеева, В. Н. Семенов, Л. М. Кирсанова [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 78 с.
3 Исаева, Т. Е. Активные и интерактивные методы и технологии обучения в университете [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. Е. Исаева, Е. Р. Горюнова, Г. Е. Филатова ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 51 с.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 7 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 7 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-3.2 7 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Информационные технологии на железнодорожном транспорте [Текст] : учеб. для вузов ж.-д. трансп. / Ред. Э.К. Лецкий, Ред. Э.С. Поддавашкин, Ред. В.В. Яковлев. - М. : УМК МПС России, 2000. - 680 с. : ил., табл. - Библиогр. -Предм. указ. - ISBN 5-89035-030

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Филоненков А.И. Корпоративные информационные системы. Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте. Информационные технологии на транспорте : учеб. пособие, Ч. 1/ А. И. Филоненков, Б. Б. Самсонов, В. Н. Семенов; ФГБОУ ВПО РГУПС. -2-е изд., перераб. и доп.. -Ростов н/Д, 2012. -101 с.:a-ил. Заказ № 6887, 67 экз. + ЭБС РГУПС
2 Филоненков А.И. Корпоративные информационные системы. Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте. Информационные технологии на транспорте : учеб. пособие, Ч. 2/ А. И. Филоненков, Б. Б. Самсонов, В. Н. Семенов; ФГБОУ ВПО РГУПС. -2-е изд., перераб. и доп.. -Ростов н/Д, 2012. -65 с.:a-ил. Заказ № 6888, 67 экз.+ ЭБС РГУПС
3 Грицык, В. И. Словарь аббревиатур. Транспорт, строительство, экономика, менеджмент, маркетинг, системотехника, информатика, геоинформатика [Текст] : словарь / В.И. Грицык, В.В. Космин; ред. В.И. Грицык ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Маршрут, 2009. - 277 с.
4 Корпоративные информационные системы на железнодорожном транспорте : учеб. для вузов/ М. Г. Борчанинов, Э. К. Лецкий , И. В. Маркова [и др.] ; ред.: Э. К. Лецкий, В. В. Яковлев; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп.. -М., 2013. -255 с.
5 Москат, Н. А. Информационные системы железнодорожного транспорта: учеб. пособие / Н.А. Москат ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2009. - 55 с. + ЭБС РГУПС

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс
3 http://www.rzd.ru.ОАО"РЖД"

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Москат Н.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информационные технологии в грузовой и коммерческой работе". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Москат Н.А. Информационные технологии на магистральном транспорте. Корпоративные информационные системы на транспорте: учебно-методическое пособие / Н.А. Москат; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 48 с.+ ЭБС РГУПС
3 Электронный документооборот и электронный обмен данными на транспорте [Текст] : учеб.-метод. пособие / ФГБОУ ВПО РГУПС ; сост.: Е. А. Хошафян, О. С. Хошафян. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 39 с.+ ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 Microsoft Office

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 36966.