РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Спецкурс №2"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

программа академического бакалавриата

Экономика предприятий и организаций

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Калашников Игорь Анатольевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Спецкурс №2" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, профессор кафедры " Коммерция и логистика", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Спецкурс №_Б_38.03.01_во_8_ЭиМ_п33361_36905.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Спецкурс №2".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Спецкурс №2" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Управление издержками", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Экономика предприятий и организаций".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне

Умеет: анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне

Имеет навыки: методами анализа и содержательно интерпретировать полученные результаты

ОПК-3 - способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

Знает: варианты финансово-экономического анализа при решении вопросов профессиональной деятельности

Умеет: анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; принимать адекватные решения при построении эконометрических моделей

Имеет навыки: сведениями для принятия управленческих решений

ОПК-4 - способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность

Знает: закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории

Умеет: анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

Имеет навыки: современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных

ПК-7 - способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Спецкурс №2" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Управление издержками", "Экономика транспорта".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПЭБ, РЭБ.

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 63 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 60 60 60
Лекции (Лек) 30 30 30
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 30 30 30
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 45   45
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 45   45
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 63 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 18 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 16
Лекции (Лек) 4 4 4
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 12 12 12
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 117   117
Контрольная работа (К) 6   6
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 111   111
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз) 9   9
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 18 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4    

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 8

1. Теория финансов предприятий. (Компетенция/и ОПК-3, ПК-7)

2. Сущность и формы проявления финансов предприятий. (Компетенция/и ОПК-3)

3. Функции финансов предприятий и финансовые категории. (Компетенция/и ОПК-3)

4. Роль и место финансов предприятий в общей системе финансов и в экономике страны. (Компетенция/и ОПК-4)

5. Основы организации финансов предприятий транспортной отрасли. (Компетенция/и ОПК-4)

6. Финансовое состояние предприятия и пути его оздоровления. (Компетенция/и ОПК-4)

7. Корпоративные финансы. (Компетенция/и ОПК-3)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   3
2 4 4   4
3 4 4   4
4 4 4   4
5 6 6   10
6 4 4   10
7 4 4   10
Итого 30 30   45
В т.ч. по интерактивным формам 30 30    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Составить схему бюджета предприятия, определив доходную и расходную части его 4
2 Расчет доходов ж.д. предприятия от основной деятельности 4
3 Расчет расходов, себестоимости по перевозкам структурнызх подразделений ОАО "РЖД" 4
4 Расчет расчетных цен, доходов и прибыли от перевозок. 4
5 Составление финансового плана структурного подразделения ОАО "РЖД" 6
6 Определение коэффициентов финансовой устойчивости 4
7 Определение влияние различных факторов на финансовую устойчивость корпорации 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Финансовый менеджмент и его особенности 3
2 Финансы предприятий на современном этапе развития рыночной экономики 4
3 Функциональный аспект теории финансового менеджмента 4
4 Финансы предприятий как база инновыционного развития 4
5 Особенности финансов транспортных предприятий 10
6 Система показателей оценки финансового состояния предприятий транспорта 10
7 Бюджетирование как метод управления корпоративными финансами 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 111 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Приволжский научный журнал, изд-во ННГАСУ, раздел "Экономика и менеджмент":http:// www.e.lanbook.com

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ОПК-3 +
ОПК-4 +
ПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-4 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-7 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1) Особенности транспорта как отрасли материального производства. 2) Продукция и работа транспорта и ее измерители. 3) Особенности продукции транспорта. 4) Тарифные и эксплутационные тонно-километры. Тенденции и изменении их соотношения в условиях рынка. 5) Приведенные тонно-километры. Порядок определения и целевое назначение. 6) Виды планов железных дорог и их содержание. Особенности прогнозирования в условиях рынка. 7) Показатели плана грузовых перевозок. 8) Определение работы железной дороги. 9) Планирование объема перевозок по видам сообщений. Ввоз, вывоз, транзит, местное. 10) Планирование работы подвижного состава. Цель и разделы плана. Количественные показатели работы локомотивов. 11) Связь количественных показателей работы локомотивов с эксплутационными расходами. 12) Планирование тонно-километров брутто и грузовом движении. 13) Планирование пробега локомотивов в грузовом движении. 14) Планирование эксплутационного парка локомотивов . 15) Качественные показатели использования локомотивов.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Финансовый механизм как систему денежных отношений.
2) Финансовые методы как часть финансового механизма.
3) Финансовые рычаги как денежные фонды и отношения.
4) Бюджет как финансовый документ.
5) Кредит как производственные отношения сотрудничества и возвратной формы взаимопомощи.
6) Финансы как денежные отношения, возникающие у предприятия в результате хозяйственной деятельности.
7) Национальный доход как часть годового общественного продукта.
8) Формирование расходов по перевозкам грузов.
9) Себестоимость грузовых перевозок.
10) Формирование расходов по перевозкам пассажиров.
11) Себестоимость пассажирских перевозок.
12) Формирование доходов от перевозок грузов.
13) Расчетную цену грузовых перевозок.
14) Формирование доходов от перевозок пассажиров.
15) Расчетную цену пассажирских перевозок.
16) Роль финансов на железнодорожном транспорте.
17) Какие признаки положены в основу классификации доходов.
18) Классификацию средств хозяйства.
19) Формирование оборотных средств железных дорог.
20) Использование оборотных средств железных дорог.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Использовать метод определения суммы балансовой прибыли железных дорог.
2) Использовать метод определения прибыли от перевозок грузов и пассажиров.
3) Различать особенности распределения и использования прибыли отделения железных дорог.
4) Рассчитать возвратный финансовый план оструктурных подразделения железной дороги.
5) Решать задачи финансового планирования железной дороги.
6) Рассчитать финансовый план подразделения железной дороги.
7) Определить прибыль от подсобно-вспомогательной деятельности железных дорог.
8) Рассчитать взыскание денежных средств за перевозки.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Принципами организации системы корпоративного управления финансами (бюджетирования) железных дорог.

2) Особенностями механизма корпоративного финансирования (бюджетирования) линейных предприятий.

3) Системой трансфертного ценообразования на предприятиях железнодорожного транспорта.

4) Современными методами анализа финансового состояния железных дорог и его структурных подразделений.

5) Внешними источниками привлечения финансовых ресурсов на железнодорожном транспорте.

6) Внутренними источниками формирования инвестиционных ресурсов на железнодорожном транспорте.

7) Прогнозированием финансовых потоков на железнодорожном транспорте.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 8 1, 2, 3, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 8 4, 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-7 8 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Экономика железнодорожного транспорта. Учебник для вузов / под ред. Н.П. Терешиной и др. М: УМЦ ЖДТ, 2012
2 Экономика железнодорожного транспорта: учебник / под ред. Н.П.Терешиной, Л.П. Левицкой, Л.В. Шкуриной - УМЦ ЖДТ (Маршрут), Москва, 2012. ЭБС АйПиБрукс

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Журнал "Экономика железных дорог" 2013-2017

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Калашников И.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Спецкурс №2". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Бюджетирование на железнодорожном транспорте: учеб. пособие / Н.П. Терешина, Л.В. Шкурина, Е.Н. Евдокимова и др., ред. Н.П. Терешина, Л.В. Шкурина; УМЦ по образованию на ж.-д.трансп. - М., 2014 ЭБС ЭйПиБрукс

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 36905.