РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и финансы"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Финансы транснациональных корпораций"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

программа академического бакалавриата

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Финансы и кредит

Экономика предприятий и организаций

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Андреева Ольга Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Финансы транснациональных корпораций" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и финансы".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Вовченко Наталья Геннадьевна, профессор кафедры "Финансы", ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ).





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Финансы т к_Б_38.03.01_во_6_ЭиФ_п26722_36648.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Финансы транснациональных корпораций".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Финансы транснациональных корпораций" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилями подготовки "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит", "Экономика предприятий и организаций".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Оценка финансовой устойчивости компаний и банков";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы и методы построения теоретических и эконометрических моделей на базе описания экономических явлений и процессов в рамках финансовой деятельности транснациональных корпораций

Умеет: применять методы построения стандартных теоретических и эконометрических моделей экономических явлений и процессов в рамках финансовой деятельности транснациональных корпораций

Имеет навыки: Построения теоретических и эконометрических моделей экономических явлений и процессов в рамках финансовой деятельности транснациональных корпораций и дальнейшего анализа и интерпретации полученных на их основе результатов

ПК-4 - способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

Знает: способы сбора, обработки, структурирования и анализа отечественных и зарубежных источников профессиональной информации в сфере финансов транснациональных корпораций

Умеет: производить сбор, обработку, структурирование и анализ отечественных и зарубежных источников профессиональной информации в сфере финансов транснациональных корпораций

Имеет навыки: комплексного сбора, обработки, структурирования и анализа отечественных и зарубежных источников профессиональной информации в сфере финансов транснациональных корпораций

ПК-7 - способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Финансы транснациональных корпораций" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Корпоративные финансы", "Мировая экономика и международные экономические отношения".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПББ, ПФБ, ПЭБ, РББ, РФБ, РЭБ.

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 24 24 24
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 24 24 24
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР) 35   35
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 14   14
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 92   35 57
Контрольная работа (К)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 10     10
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 82   35 47
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 12 41 67
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Корпоративная форма организации бизнеса: компаративный анализ. (Компетенция/и ПК-7)

1.1. Исторические предпосылки интеграционных процессов в предпринимательской деятельности.

1.2. Институционально-правовые признаки корпоративной формы организации.

1.3. Этапы организационного моделирования корпоративной структуры.

1.4. Компаративный анализ организационных форм корпоративных объединений.

2. Этапы и модели формирования транснациональных корпораций. (Компетенция/и ПК-4, ПК-7)

2.1. Субмодель формирования ТНК первого поколения (колониально-сырьевые, в виде картелей, синдикатов и первых трестов).

2.2. Субмодель формирования ТНК второго поколения (военно-технические, трестового типа).

2.3. Субмодель формирования ТНК третьего поколения (технико-потребительские, в форме концернов и конгломератов).

2.4. Субмодель формирования ТНК четвертого поколения (глобальные ТНК, производственно-сбытовые, сервисно-функциональные, финансовые).

2.5. Аутсорсинг как продуцент потенциального инкорпорирования.

3. Теоретико-методологические основы формирования субмоделей ТНК. (Компетенция/и ПК-7)

3.1. Марксистская концепция.

3.2. Школа стадийного развития.

3.3. Концепция эволюции управленческих структур.

3.4. Бихевиористская теория (концепция глобальных менеджеров).

3.5. Концепция транснационализации.

3.6. Глобалистская концепция.

3.7. Современная концепция агломерации.

3.8. Концепции советской и российской экономической мысли.

4. Модели организационно-финансового поведения современных ТНК в их влиянии на глобальную экономику. (Компетенция/и ПК-4, ПК-7)

4.1. Динамика модификации внешней среды и влияние ТНК на глобальную экономику.

4.2. Характерные черты организационно-финансовых моделей современных ТНК.

4.3. Тренды и тенденции развития современных ТНК.

5. Финансовые стратегии ТНК в современной глобальной экономике. (Компетенция/и ПК-4, ПК-7)

5.1. Организационно-финансовая структура ТНК.

5.2. Ресурсный подход в финансовых стратегиях ТНК.

5.3. Топологические стратегии ТНК в современном геоэкономическом пространстве.

5.4. ТНК как продуценты и проводники глобальных финансовых рисков.

6. Мировая практика налогового регулирования деятельности ТНК. (Компетенция/и ПК-4, ПК-7)

6.1. Понятие контролируемой и сопоставимой сделки в налоговом регулировании.

6.2. Типологизация и группировка стран по налоговому регулированию трансфертного ценообразования.

6.3. Принцип «вытянутой руки» и нормы регулирования трансфертного образования ОЭСЭР.

6.4. Национальные особенности налогового регулирования трансфертного ценообразования.

6.5. Приоритетные направления совершенствования законодательного регулирования трансфертного ценообразования.

6.6. Деофшоризация российской экономики и финансовая политика ТНК.

7. Глобальный проект противодействия BEPS в системе налогообложения ТНК. (Компетенция/и ПК-7)

7.1. BEPS как набор стратегий налогового планирования.

7.2. Генезис глобального проекта противодействия BEPS.

7.3. Основные положения BEPS.

7.4. Основные меры и мероприятия BEPS.

7.5. Результаты и перспективны проекта BEPS.

8. Российские ТНК в геоэкономической системе. (Компетенция/и ПК-7)

8.1. Концепции однополярного и многополярного мироустройства.

8.2. Типологизация российских ТНК.

8.3. Институциональный механизм взаимодействия российских ТНК с государственными институтами.

8.4. Механизм и этапы интернационализации российских ТНК.

8.5. Формирование ТНК в рамках ЕАЭС.

9. Финансовый механизм формирования распределенных цепочек добавленной стоимости в ТНК. (Компетенция/и ПК-4, ПК-7)

9.1. Особенности капитализации ТНК и их отличия от национальных корпораций.

9.2. Теоретико-методологические основы корпоративной интеграции: институциональное направление («Transaction Cost Economics», «Property Right Theory»), концепция неоиндустриализации С.С. Губанова.

9.3. Дифференциация организационно-финансовых механизмов вертикальной интеграции ТНК («интеграция вперед» и «интеграция назад»), компаративный анализ преимуществ и недостатков.

9.4. Мультипликатор добавленной стоимости в ТНК как базис динамики капитализации.

9.5. Анализ актуальной динамики финансовых показателей крупнейших ТНК.

10. Инвестиционно-финансовые стратегии современных ТНК, в т.ч. транспортных корпораций. (Компетенция/и ПК-4, ПК-7)

10.1. Статистическая база для оценки топологии (географии) ТНК.

10.2. Концептуальные основы оценки топологии инвестиционно-финансовых стратегий ТНК.

10.3. Финансовая диагностика крупнейших ТНК: компаративный анализ.

11. Консолидация управленческой отчетности в ТНК. (Компетенция/и ПК-4, ПК-7)

11.1. Методы построения системы управленческого учета в ТНК.

11.2. Принципы составления управленческого учета в ТНК.

11.3. Интеграция управленческой отчетности средствами Excel.

12. Концепция VBM в управлении рыночной стоимостью ТНК. (Компетенция/и ПК-4, ПК-7)

12.1. Классическая концепция VBM (Value Based Management).

12.2. Сбалансированная система финансовых и нефинансовых факторов рыночной стоимости ТНК.

12.3. Финансовые индикаторы и индексы в управлении стоимостью ТНК.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2    
2 2 2    
3 2 2    
4 2 2    
5 2 2    
6 2 2    
7 2 2    
8 2 2   6
9 2 2   2
10 2 2   2
11 2 2   2
12 2 2   2
Итого 24 24   14
В т.ч. по интерактивным формам   12    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 1. Принципы построения системы внутренней отчетности для стейкхолдеров: Отчетность по коммерческой деятельности, продажам и сбыту Отчетность по производству и контролю качества продукции Отчетность по финансам, бюджету и инвестициям Отчетность по закупкам, снабжению, складам и логистике Отчеты по экономической безопасности Отчеты по кадрам 2
2 2. Принципы построения системы управленческой отчетности и модель инверсной верификации: Принципы формирования управленческой отчетности Разработка требований к управленческой отчетности Выбор модели прогнозирования на базе управленческой отчетности Ретроспективное прогнозирование Модель инверсной верификации 2
3 3. Базисный алгоритм построения системы управленческого учета и финансовой отчетности в ТНК Изучение бизнес-процессов Состав контролируемых показателей по ЦФО Инвентаризация существующих отчетов Моделирование состава классификаторов и разрезов аналитики Разработка экономически обоснованной методологии распределения затрат Разработка шаблонов управленческой отчетности Выбор и импликация методологии управленческого учета Разработка графика документооборота Методология интеграции данных финансового учета Методы и инструменты визуализации данных финансового учет 2
4 4. Моделирование консолидированного отчета о движении денежных средств в разных валютах Работа со справочниками Ввод данных Формирование отчета 2
5 5. Консолидация отчетности и диаграмма Ганта Разработка модуля консолидации Разработка учетной политики для консолидированной отчетности Техническая реализация процедуры консолидации Итоговая тестирование 2
6 6. Формирование отчетности иностранных дочерних компаний Формирование адаптированной структуры баланса Формирование отчета о финансовых результатах 2
7 7. Анализ контролируемых сделок автоматизация процесса Проверка сделок с взаимозависимыми лицами Разработка отчета для расчета рентабельности Разработка расширенного справочника Формирование проверочного отчета 2
8 8. Отчетность, которая нужна для контроля дебиторской задолженности Формирование отчета о контрагентах Ведение реестра и контроль дебиторской задолженности Формирование отчетности по управлению дебиторской задолженностью 2
9 9. Соблюдение ковенантов по кредитным договорам Понятие ковенантов в кредитном договоре Технология систематизации ковенантов в кредитном договоре Моделирование и прогнозирование финансовых показателей заемщика Формирование отчета о текущем исполнении кредитных договоров 2
10 10 Автоматизация процесса анализа контролируемых сделок Формы отчетности по контролируемым сделкам Разработка отчета для расчета рентабельности Формирование справочника «Виды сделок» 2
11 11. Критерии и алгоритм постановки компании на учет в Росфинмониторинг Сделки, требующие постановки компании на учет в Росфинмониторинг (ст. 6 Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ) Сделки, требующие постановки компании на учет в Росфинмониторинг (Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (с изменениями и дополнениями)) Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28.06.2013 N 134-ФЗ (последняя редакция) Алгоритм постановки компании на учет и обеспечения внутреннего финансового контроля 2
12 12. Составление консолидированной финансовой отчетности в ТНК Формирование консолидированной финансовой отчетности в ТНК Диаграмма Ганта в аналитике консолидированной финансовой отчетности ТНК Интерактивные панели данных финансовой отчетности 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
8 Институциональный механизм взаимодействия российских ТНК с государственными институтами Механизм и этапы интернационализации российских ТНК 6
9 Дифференциация организационно-финансовых механизмов вертикальной интеграции ТНК («интеграция вперед» и «интеграция назад»), компаративный анализ преимуществ и недостатков 2
10 Финансовая диагностика крупнейших ТНК: компаративный анализ 2
11 Интеграция управленческой отчетности средствами Excel 2
12 Финансовые индикаторы и индексы в управлении стоимостью ТНК 2

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 82 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Андреева, О. В. Учебно-методические указания для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Финансы транснациональных корпораций» [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / О. В. Андреева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 35 с. : ил. - Библиогр. - Б. ц. Режим доступа: http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/components/com_irbis/ajax_provider.php?unit=ed_static&task=ed_download&bl_id=3&rec_id=39579489&occ=1

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ПК-4 +
ПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-4 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-7 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

1. Актуальные проблемы инвестиционно-финансовых стратегий транснациональных корпораций;

2. Влияние транснациональных корпораций на развитие инновационной деятельности региона;

3. Геоэкономические проблемы России, стратегические вызовы и перспективы развития российских транснациональных корпораций;

4. Глобальные экономические риски и финансовые стратегии ТНК;

5. Деофшоризация российской экономики и ее влияние деятельность транснациональных корпораций;

6. Деятельность транснациональных корпораций в современном мире: геополитический и финансовый аспекты;

7. Инвестиционно-финансовые стратегии японских транснациональных корпораций в автомобильной промышленности России;

8. Мировая практика налогового регулирования трансфертного ценообразования и направления ее развития;

9. Мировые процессы интеграции и инкорпорирования в банковской системе;

10. Основные финансовые стратегии зарубежной деятельности японских корпораций;

11. Особенности анализа географии зарубежных инвестиций транснациональных корпораций;

12. Особенности финансовых стратегий транснациональных корпораций в условиях глобализации;

13. Создание на территории ЕАЭС крупных финансово-промышленных групп и ТНК;

14. Сравнительный анализ финансовой динамики развития транснациональных корпораций США и Китая;

15. Транснациональные корпорации и их роль в развитии мировой экономике;

16. Транснациональные корпорации и развитие финансовой глобализации;

17. Участие ТНК КНР в реализации стратегии «морского шелкового пути XXI века»;

18. Финансовое состояние российских транснациональных корпораций в современных условиях;

19. Финансовые инструменты обеспечения устойчивого развития транснациональных корпораций;

20. Финансовые стратегии транснациональных корпораций в обрабатывающей промышленности;

21. Финансовые технологии в маркетинговой деятельности современных ТНК;

22. Финансовый механизм взаимодействия транснациональных корпораций с региональными бюджетами;

23. Формы финансового взаимодействия государства и ТНК в нефтегазовом комплексе России;

24. Этапы развития транснациональных корпораций и критерии отнесения компаний к ТНК;

25. Финансовая политика и диагностика финансового состояния ТНК (на конкретном примере).


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Исторические предпосылки интеграционных процессов в предпринимательской деятельности.
2) Институционально-правовые признаки корпоративной формы организации.
3) Субмодель формирования ТНК первого поколения (колониально-сырьевые, в виде картелей, синдикатов и первых трестов).
4) Субмодель формирования ТНК второго поколения (военно-технические, трестового типа).
5) Субмодель формирования ТНК третьего поколения (технико-потребительские, в форме концернов и конгломератов).
6) Субмодель формирования ТНК четвертого поколения (глобальные ТНК, производственно-сбытовые, сервисно-функциональные, финансовые).
7) Аутсорсинг как продуцент потенциального инкорпорирования.
8) Марксистскую концепцию формирования субмоделей ТНК.
9) Школу стадийного развития формирования субмоделей ТНК.
10) Концепцию эволюции управленческих структур в формировании субмоделей ТНК.
11) Бихевиористскую теорию (концепция глобальных менеджеров) в формировании субмоделей ТНК.
12) Концепцию транснационализации в формировании субмоделей ТНК.
13) Глобалистскую концепцию в формировании субмоделей ТНК.
14) Современную концепцию агломерации в формировании субмоделей ТНК.
15) Концепцию советской и российской экономической мысли в формировании субмоделей ТНК.
16) Направления модификации внешней среды и влияние ТНК на глобальную экономику.
17) Ресурсный подход в финансовых стратегиях ТНК.
18) Топологические стратегии ТНК в современном геоэкономическом пространстве.
19) ТНК как продуценты и проводники глобальных финансовых рисков.
20) Принцип «вытянутой руки» и нормы регулирования трансфертного образования ОЭСЭР.
21) Национальные особенности налогового регулирования трансфертного ценообразования .
22) BEPS как набор стратегий налогового планирования.
23) Генезис глобального проекта противодействия BEPS.
24) Основные положения BEPS.
25) Основные меры и мероприятия BEPS.
26) Результаты и перспективны проекта BEPS.
27) Концепции однополярного и многополярного мироустройства.
28) Принципы формирования ТНК в рамках ЕАЭС.
29) Концептуальные основы оценки топологии инвестиционно-финансовых стратегий ТНК.
30) Принципы составления управленческого учета в ТНК.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Осуществлять этапизацию организационного моделирования корпоративной структуры.
2) Анализировать организационные формы корпоративных объединений.
3) Выявлять и систематизировать характерные черты организационно-финансовых моделей современных ТНК.
4) Выявить и систематизировать тренды и тенденции развития современных ТНК.
5) Представить укрупненную модель организационно-финансовой структуры ТНК.
6) Перечислить признаки контролируемых сделок.
7) Провести типологизацию и группировку стран по налоговому регулированию трансфертного ценообразования.
8) Выявить направления совершенствования законодательного регулирования трансфертного ценообразования.
9) Раскрыть взаимовлияние деофшоризации российской экономики и финансовой политики ТНК.
10) Провести типологизацию российских ТНК.
11) Раскрыть институциональный механизм взаимодействия российских ТНК с государственными институтами.
12) Раскрыть институциональный механизм взаимодействия российских ТНК с транснациональными институтами развития.
13) Раскрыть механизм интернационализации российских ТНК.
14) Перечислить и охарактеризовать этапы интернационализации российских ТНК.
15) Раскрыть особенности капитализации ТНК.
16) Раскрыть особенности капитализации национальных корпораций.
17) Раскрыть метод инкорпорирования в рамках «Transaction Cost Economics».
18) Раскрыть метод инкорпорирования в рамках «Property Right Theory».
19) Раскрыть метод инкорпорирования, представленный в концепции неоиндустриализации С.С. Губанова.
20) Раскрыть организационно-финансовый механизм вертикальной интеграции ТНК «интеграция вперед».
21) Раскрыть организационно-финансовый механизм вертикальной интеграции ТНК «интеграция назад».
22) Провести компаративный анализ преимуществ и недостатков моделей вертикальной интеграции ТНК («интеграция вперед» и «интеграция назад»).
23) Раскрыть модель мультипликатора добавленной стоимости в ТНК в контексте динамики капитализации.
24) Техника консолидации отчетности в ТНК.
25) Описать диаграмму Ганта в анализе финансовой отчетности ТНК: техника и процедуры применения.
26) Раскрыть принципы формирования отчетности по управлению дебиторской задолженностью.
27) Раскрыть принципы формирования аналитической отчетности в ТНК.
28) Перечислить особенности формирования финансовой отчетности по МСФО.
29) Применять основные принципы и положения BEPS.
30) Применять классическую концепцию VBM (Value Based Management).

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Проведения анализа актуальной динамики финансовых показателей ТНК (на конкретном примере).

2) Поиска источников статистической информации для оценки топологии (географии) ТНК.

3) Проведения анализа результатов финансовой диагностики крупнейших ТНК.

4) Владения методами построения системы управленческого учета в ТНК.

5) Описания механизма интеграции управленческой отчетности средствами Excel.

6) Составления сбалансированной системы финансовых и нефинансовых факторов рыночной стоимости ТНК.

7) Формирования системы финансовых индикаторов и индексов для целей управления стоимостью ТНК.

8) Перечисления компонентов отчетности по коммерческой деятельности, продажам и сбыту.

9) Перечисления компонентов отчетности по производству и контролю качества продукции.

10) Перечисления компонентов отчетности по финансам, бюджету и инвестициям.

11) Перечисления компонентов отчетности по закупкам, снабжению, складам и логистике.

12) Перечисления компонентов отчетности по экономической безопасности.

13) Перечисления компонентов отчетности по кадрам.

14) Описания механизма разработки требований к управленческой отчетности с учетом принципов ее формирования.

15) Описания механизма выбора модели прогнозирования на базе управленческой отчетности.

16) Описания механизма ретроспективного прогнозирования: принципы и применение.

17) Описания модели инверсной верификации: принципы и применение.

18) Перечисления и описания процедуры базисного алгоритма построения системы управленческого учета и финансовой отчетности в ТНК.

19) Владения методологией интеграции данных финансового учета.

20) Владения методами и инструментами визуализации данных финансового учет.

21) Описания механизма моделирования консолидированного отчета о движении денежных средств в разных валютах.

22) Перечисления сделок, требующих постановки компании на учет в Росфинмониторинг (ст. 6 Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ).

23) Перечисления сделок, требующих постановки компании на учет в Росфинмониторинг (Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (с изменениями и дополнениями)).

24) Описания алгоритма постановки компании на учет в Росфинмониторинг и механизм обеспечения внутреннего финансового контроля.

25) Описания механизма формирования отчетности иностранных дочерних компаний.

26) Описания процедуры обеспечения автоматизации анализа и выявления контролируемых сделок.

27) Определения метода формирования отчета о контрагентах в интересах управления дебиторской задолженностью.

28) Описания процедуры и действия в рамках ведения реестра и контроля дебиторской задолженности.

29) Описания процедуры и алгоритма формирования интерактивной панели данных финансовой отчетности.

30) Описания процедуры автоматизации соблюдения ковенантов по кредитным договорам.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 6 2, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-7 6 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Андреева, О.В. Финансы транснациональных корпораций: учебное пособие / Ростов-н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС. 2017. 180 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Ключников, И. К. Финансы. Сценарии развития : учебник для вузов / И. К. Ключников, О. А. Молчанова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. ЭБС Юрайт

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Андреева О.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Финансы транснациональных корпораций". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Андреева, О. В. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Финансы транснациональных корпораций" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / О. В. Андреева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 28 с. - Библиогр. - Б. ц. Режим доступа: http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/components/com_irbis/ajax_provider.php?unit=ed_static&task=ed_download&bl_id=3&rec_id=115967105&occ=1

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 ОС Microsoft Windows (Open Value Subscription / подписка Microsoft) 19.12.2016 – 31.12.2019 V6220107/Договор № 01/18/223-Р от 01.02.2018 г.
3 Офисное программное обеспечение Microsoft Office (Open Value Subscription / подписка Microsoft) 19.12.2016 – 31.12.2019 V6220107/Договор № 01/18/223-Р от 01.02.2018 г
4 Программа архивации файлов и сжатия данных 7-zip - свободно распространяемое (бессрочно); Пакет программ Acrobat Reader - свободно распространяемое (бессрочно)
5 Антивирусная программа Антивирус Касперского (Kaspersky Endpoint Security для Windows) 26.09.2017 – 26.09.2019 Договор № 06/17/012-ЭА от 4 сентября 2017 г
6 Система Консультант Плюс Договор от 09.01.2018 № 10/17/016-ЭА на оказание информационных услуг по сопровождению справочно-правовых систем Консультант Плюс с 09.01.2018 по 31.12.2018

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Мультимедийный проектор Nec UM330W.

Интерактивная система eBeam Edge for Business Progection (USB).

Компьютеры (26 шт.) с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 36648.