РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Основы проектирования машин"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ОД "Метрология, стандартизация и сертификация"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация

№ 2 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование

Квалификация выпускника "Инженер "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Замыцкий Александр Алексеевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ОД "Метрология, стандартизация и сертификация" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Основы проектирования машин".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Хлебунов Анатолий Федорович, доцент кафедры "Управление качеством", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВОД_Метрология, с и с_С_23.05.01_во_6_ОПМ_п31127_36521.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Метрология, стандартизация и сертификация".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Испытания подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования", "Проектирование подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: теоретические и методические основы организации и планирования научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических работ

Умеет: пользоваться современными средствами измерений и научным оборудованием для проведения испытаний и обработки результатов

Имеет навыки: обеспечения взаимозаменяемости деталей и соблюдения единства измерений;

ОПК-6 - способностью самостоятельно или в составе группы осуществлять научную деятельность, реализуя специальные средства и методы получения нового знания

Знает: методы обработки результатов испытаний; физические величины, их определение, основные и производные единицы физических величин, шкалы физических величин, основы обеспечения единства измерений;

Умеет: пользоваться современными измерительными средствами технологических измерений;

Имеет навыки: проведения измерений линейных и угловых параметров деталей машин, обработки и интерпретирования результатов измерений

ПК-15 - способностью организовывать технический контроль при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических средств и их технологического оборудования

Знает: правила пользования стандартами, техническими регламентами и другой нормативной документацией

Умеет: готовить техническую документацию для выполнения процедур подтверждения соответствия; пользоваться стандартами, техническими регламентами, методическими рекомендациями, справочной литературой по направлению своей профессиональной деятельности;

Имеет навыки: использования инженерной терминологии при соствлении технической документации, обеспечивающей взаимозаменяемость деталей и соблюдение единства измерений

ПК-16 - способностью составлять планы, программы, графики работ, сметы, заказы, заявки, инструкции и другую техническую документацию

Комментарии кафедры:

Приведенные компетенции при освоении данной дисциплины формируются частично, в разрезе получения знаний, умений и практических навыков по основам взаимозаменяемости, научным, методическим и правовым основам метрологии, закономерностям формирования и алгоритмам обработки результатов измерений, основам стандартизации и сертификации, нормативно-правовым актам системы технического регулирования.


Место дисциплины 1С.В.ОД "Метрология, стандартизация и сертификация" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Детали машин и основы конструирования", "Математика", "Начертательная геометрия и инженерная графика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗДС, ТДВ, ТДС.

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 55 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 52 52 52
Лекции (Лек) 26 26 26
Лабораторные работы (Лаб) 13 13 13
Практические, семинары (Пр) 13 13 13
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 53   53
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР) 15   15
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 38   38
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 55 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 13 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 122   31 91
Контрольная работа (К)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 15     15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 107   31 76
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 13 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Основы взаимозаменяемости. (Компетенция/и ОПК-6, ПК-15)

1.1. Единая система допусков и посадок (ЕСДП): 1) Взаимозаменяемости и ее виды. 2) Основные определения: размеры (номинальный, действительный, предельные), понятия посадки, предельных отклонений, допуска размера. Схематическое изображение полей допусков. 3) ЕСДП, закономерности ее построения. 4) Характеристики и принципы выбора различных типов посадок для гладких элементов деталей машин.

1.2. Стандартизация допусков и посадок типовых соединений деталей машин: 1) Виды разъемных соединений в технике. Соединения для передачи крутящего момента. Их разновидности. 2) Нормирование показателей точности типовых разъемных соединений.

2. Физические величины (ФВ), шкалы, виды, методы и средства измерений (СИ). (Компетенция/и ПК-15)

2.1. Исторические и теоретические основы метрологии, взаимозаменяемости, стандартизации и сертификации: 1) Исторические аспекты развития взаимозаменяемости, метрологии, стандартизации и сертификации, их роль в обеспечении качества продукции. 2) Теоретические основы метрологии. Основные понятия, связанные с объектами измерения. 3) Физические величины и шкалы измерений. 4) Международная система единиц (SI).

2.2. Методы и средства измерений: 1) Основные понятия, связанные со средствами измерения. 2) Виды измерений. Методы измерений. 3) Классификация средств измерений. 4) Погрешности средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений. 5) Классы точности средств измерений. 6) Специальные средства контроля (калибры).

3. Погрешности измерений, обработка результатов, выбор СИ. (Компетенция/и ПК-15)

3.1. Закономерности формирования результата измерения: 1) Погрешности измерений и их классификации. Источники погрешностей. 2) Понятие однократного и многократного измерений. 3) Основные сведения по обработке результатов измерений.

3.2. Выбор СИ и анализ результатов разбраковки деталей: 1) Принципы построения СИ и контроля. 2) Организационно-технические формы контроля. 3) Принципы выбора СИ и анализ результатов разбраковки деталей. 4) Участие в выборе СИ конструкторской, технологической и метрологической служб предприятия.

4. Основы обеспечения единства измерений (ОЕИ). (Компетенция/и ПК-15)

4.1. Метрологическое обеспечение: 1) Понятие метрологического обеспечения. 2) Научно-методические основы ОЕИ. 3) Нормативно-правовые основы ОЕИ. 4) Технические основы ОЕИ.

4.2. Государственное регулирование в области ОЕИ: 1) Организационные основы ОЕИ. 2) Государственный метрологический контроль и надзор. 3) Структура и функции метрологической службы предприятия, организации, учреждения.

5. Основы стандартизации. (Компетенция/и ОПК-6, ПК-15, ПК-16)

5.1. Основы стандартизации и техническое регулирование: 1) Цели и принципы стандартизации в РФ. Документы в области стандартизации. 2) Правовые основы стандартизации. Закон РФ «О техническом регулировании». Основные положения национальной системы стандартизации. 3) Техническое регулирование. Технические регламенты. 4) Национальный орган РФ по стандартизации и технические комитеты. 5) Правила разработки и утверждения национальных стандартов и технических регламентов.

5.2. Теоретическая база и методология стандартизации: 1) Теоретическая база стандартизации. 2) Методы стандартизации (упорядочение объектов, параметрическая стандартизация, унификация, агрегатирование, комплексная и опережающая стандартизации). 3) Международная стандартизация.

6. Подтверждение соответствия. (Компетенция/и ПК-16)

6.1. Основные положения в области подтверждения соответствия и его правовое обеспечение: 1) Основные понятия, цели, принципы и объекты сертификации. 2) Правовое обеспечение сертификации. Закон РФ «О техническом регулировании». 3) Формы подтверждения соответствия (добровольное и обязательное) 4) Формы обязательного подтверждения соответствия. 5) Организация обязательной сертификации, ее участники, их права и обязанности. 6) Знаки соответствия и обращения на рынке.

6.2. Методология сертификации: 1) Схемы и системы сертификации. Сертификация услуг. Сертификация систем качества. 2) Правила, порядок и этапы сертификации. 3) Органы по сертификации и испытательные лаборатории. 4) Аккредитация органов по сертификации и измерительных лабораторий. 5) Развитие сертификации на международном, региональном и национальном уровнях.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 5   6
2 6 2 10 6
3 4 6 3 6
4 4     8
5 4     6
6 4     6
Итого 26 13 13 38
В т.ч. по интерактивным формам 16 8 8  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
2 Измерение деталей методом непосредственной оценки штангенинструментами 2
Измерение деталей методом непосредственной оценки приборами с микрометрическим винтом. 2
Относительные измерения дифференциальным методом рычажно-механическими приборами 2
Относительные измерения дифференциальным методом рычажно-оптическими приборами. 2
Дифференцированный (поэлементный) контроль норм точности зубчатых колес 2
3 Оценка точности результатов однородных неравноточных измерений. 3

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Определение предельных допускаемых размеров и оценка годности действительных размеров деталей. 2
Выбор посадок типовых сопряжений деталей машин и построение схем полей допусков по таблицам предельных отклонений 3
2 Расчет предельных и исполнительных размеров калибров 2
3 Обработка результатов однократных измерений. 2
Обработка результатов многократных измерений. 2
Выбор средств измерений и анализ результатов разбраковки для деталей заданного сопряжения 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Стандартизация допусков и посадок типовых соединений деталей подъемно-транспортных, строительно-дорожных машин 6
2 Исторические аспекты развития взаимозаменяемости, метрологии, стандартизации и сертификации, их роль в обеспечении качества продукции. Метрологические характеристики средств измерений. 6
3 Участие в выборе СИ конструкторской, технологической и метрологической служб предприятия. 6
4 Основные положения Федерального закона РФ "Об обеспечении единства измерений". Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений. Аккредитация в области обеспечения единства измерений. 8
5 Органы и службы стандартизации. Стандартизация на железнодорожном транспорте. Правила разработки и утверждения национальных стандартов и технических регламентов. Международная стандартизация. Международные организации по стандартизации и качеству продукции. 6
6 Схемы сертификации. Этапы сертификации. Сертификация на железнодорожном транспорте. Развитие сертификации на международном, региональном и национальном уровнях. Национальные системы сертификации зарубежных стран. 6

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 107 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Стандарт предприятия СТП РГУПС-2-07. Оформление учебной документации курсовых и дипломных проектов (работ) РГУПС.-Ростов н/Д,2007. -82 с. 200 экз.
2 Буракова М.А. Средства измерения и их метрологические характеристики : учеб. пособие/ М.А. Буракова, Н.А. Репешко; РГУПС. -Ростов н/Д, 2011. -63 с.:a-ил. 148 экз.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ОПК-6 +
ПК-15 +
ПК-16 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-6 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПК-15 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПК-16 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

назначение и анализ посадок для типовых сопряжений деталей машин, выбор средств измерений и разработка средств контроля.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Сущность стандартизации, сертификации, взаимозаменяемости и метрологии и их роль в современном машиностроении. Задачи повышения качества изделий машиностроения.
2)Исторические основы развития стандартизации, сертификации, взаимозаменяемости и метрологии
3) Метрология и ее разделы. Основные понятия, связанные с объектами измерений. Физическая величина. Размерность физических величин.
4) Свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира. Единицы физических величин и шкалы измерений.
5) Международная система единиц SI. Принципы ее построения. Основные, производные, дольные и кратные единицы.
6)Виды измерений.
7) Методы измерений.
8) Общие сведения о средствах измерений. Их классификация.
9) Метрологические характеристики и погрешности средств измерений.
10) Классы точности средств измерений.
11) Специальные методы и средства контроля. Основные требования, предъявляемые к калибрам. Маркировка калибров для гладких цилиндрических соединений.
12)Достоинства и недостатки калибров, их назначение и принципы использования. Классификации калибров для гладких цилиндрических соединений.
13)Допуски калибров для гладких цилиндрических соединений. Примерные схемы расположения полей допусков калибров-пробок.
14)Допуски калибров для гладких цилиндрических соединений. Примерные схемы расположения полей допусков калибров-скоб.
15)Закономерности формирования результата измерения. Погрешности измерений. Их классификация.
16) Погрешности измерения грубые, систематические и случайные. Исключение систематических погрешностей.
17) Обработка результатов наблюдений и оценка погрешностей измерений.
18) Выбор средств измерений линейных величин. Требования к выбору средств измерений.
19) Влияние погрешностей измерений на результаты разбраковки деталей. Варианты установления приемочных границ и их обоснование.
20) Основы обеспечения единства измерений. Основные положения Федерального закона РФ «Об обеспечении единства измерений».
21) Нормативно-правовые основы обеспечения единства измерений.
22) Технические основы обеспечения единства измерений.
23) Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений.
24) Поверка и калибровка средств измерений.
25) Методы поверки (калибровки)и поверочные схемы.
26) Аккредитация в области обеспечения единства измерений.
27) Государственный метрологический надзор и контроль.
28) Организационные основы обеспечения единства измерений.
29) Стандартизация в РФ. Правовые основы стандартизации. Федеральный Закон РФ “ О техническом регулировании”.
30) Цели и принципы стандартизации. Документы в области стандартизации. Виды стандартов. Правила разработки и утверждения национальных стандартов
31)Техническое регулирование. Технические регламенты. Правила разработки и утверждения технических регламентов.
32) Основные положения национальной системы стандартизации (ГСС). Национальный орган РФ по стандартизации и технические комитеты.
33) Теоретическая база стандартизации. Методы стандартизации. Упорядочение объектов (систематизация, селекция, симплификация, типизация объектов стандартизации) .
34) Параметрическая стандартизация. Выбор и обоснование параметрических рядов. Система предпочтительных чисел.
35) Унификация продукции. Уровни унификации, общие положения методики унификации.
36) Агрегатирование, комплексная и опережающая стандартизации.
37) Качество продукции. Методы оценки качества продукции. Управление качеством.
38) Международная стандартизация. Международные организации по стандартизации и качеству продукции: ИСО, МЭК, МОМВ, МОЗМ, СЕН, СЕНЭЛЕК и др. Международное сотрудничество РФ в области стандартизации.
39) Подтверждение соответствия. Основные понятия. Цели, принципы и правовые основы подтверждения соответствия.
40) Формы подтверждения соответствия. Знаки соответствия.
41) Обязательная сертификация. Декларирование соответствия. Организация обязательной сертификации. Участники процедуры сертификации. Права и обязанности заявителя.
42) Декларирование соответствия. Схемы декларирования соответствия. Требования к технической документации.
43) Добровольное подтверждение соответствия. Функции органа по сертификации в системе добровольной сертификации.
44) Структура взаимодействия участников системы сертификации. Национальные органы по сертификации и аккредитации. Совет по сертификации. Комиссия по апелляциям.
45) Схемы сертификации. Проверка производства и инспекционный контроль. Сертификация продовольственных товаров. Сертификация непродовольственных товаров. Сертификация работ и услуг.
46) Порядок проведения сертификации. Этапы сертификации. Сертификация систем качества.
47) Сертификация на железнодорожном транспорте. Сертификация персонала. Основные критерии. Отличие аттестации и сертификации. Обеспечение качества сертификации. Аккредитация и взаимное признание сертификации.
48) Органы по сертификации и испытательные лаборатории. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Критерии и порядок аккредитации.
49) Развитие сертификации на международном, региональном и национальном уровнях. Национальные системы сертификации зарубежных стран.
50) Сопряжения и сопрягаемые поверхности. Понятие о размерах (номинальный, действительный, предельные).
51) Основные понятия о сопряжениях и посадках. Предельные отклонения и допуски размеров. Зависимость между допуском посадки и допуском отверстия и вала.
52) ЕСДП. Диапазоны и интервалы размеров. Формула допуска и единица допуска. Нормирование точности. Основные отклонения.
53) ЕСДП. Принципы образования посадок. Система отверстия и система вала. Основные рекомендации по образованию посадок. Положение о нормальной температуре измерений.
54) Основные типы посадок. Методы расчета и выбора посадок для различных типов соединений.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) ЕСДП. Принципы образования посадок. Обозначение полей допусков и посадок для гладких сопряжений на чертежах.
2) Обозначение посадок типовых разъемных и неразъемных сопряжений деталей машин.
3) Расшифровать условное обозначение, построить схему полей допусков и определить характеристики посадки для сопряжения 125Н7/р6
4) Выбрать средство измерения для отверстия 100H8 и оценить результаты разбраковки деталей по результатам измерений.
5) Выбрать средство измерения для вала 40f8 и оценить результаты разбраковки деталей по результатам измерений.
6) Определить доверительные границы истинного значения длины с вероятностью Р=0,98 (t=3,143)по результатам многократного измерения штангенциркулем действительных значений диаметра вала в мм: 60,2; 60,0; 60,4; 59,7;60,3; 59,9; 60,2.
7) Определить доверительные границы для истинного значения усилия с вероятностью Р=0,9544 (t=2)по показаниям динамометра 150 Н (погрешность градуировки шкалы динамометра составляет 5 Н; среднеквадратическое отклонение равно 1Н).

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методы стандартизации. Упорядочение объектов (систематизация, селекция, симплификация, типизация объектов стандартизации).

2) Параметрическая стандартизация. Выбор и обоснование параметрических рядов. Система предпочтительных чисел.

3) Унификация продукции. Уровни унификации, общие положения методики унификации.

4) Агрегатирование, комплексная и опережающая стандартизации.

5) Органы и службы стандартизации. Стандартизация на железнодорожном транспорте. Задачи и цели. Службы стандартизации на железнодорожном транспорте.

6) Качество продукции. Методы оценки качества продукции. Управление качеством.

7) Обязательная сертификация. Декларирование соответствия. Организация обязательной сертификации. Участники процедуры сертификации. Права и обязанности заявителя.

8) Декларирование соответствия. Схемы декларирования соответствия. Требования к технической документации.

9) Добровольное подтверждение соответствия. Функции органа по сертификации в системе добровольной сертификации.

10) Структура взаимодействия участников системы сертификации. Национальные органы по сертификации и аккредитации. Совет по сертификации. Комиссия по апелляциям.

11) Схемы сертификации. Проверка производства и инспекционный контроль. Сертификация продовольственных товаров. Сертификация непродовольственных товаров. Сертификация работ и услуг.

12) Порядок проведения сертификации. Этапы сертификации. Сертификация систем качества.

13) Органы по сертификации и испытательные лаборатории. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Критерии и порядок аккредитации.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 6 1, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 5 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-15 6 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-16 6 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Иванов И.А., Урушев С.В. Основы метрологии, стандартизации, взаимозаменяемости и сертификации: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта, М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. -287 с.
2 Буракова М.А. Основы метрологии, стандартизации,сертификации и контроля качества: учеб. пособие / М.А. Буракова, Ю.А. Проскорякова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. -166 с. - Библиогр.:с.160.
3 Коротков В.С. Метрология, стандартизация и сертификация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.С. Коротков, А.И. Афонасов — Электрон. текстовые данные.— Тоиск: Томский политехнический университет, 2015.— 187c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34681.html - ЭБС "IPRbooks"

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник для вузов. 3-е изд. СПБ.: Питер, 2010.-463 с.
2 Метрология, стандартизация и сертификация : учеб. для вузов / ред. В.В. Алексеев. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. Библ.-25..
3 Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация : учеб. для бакалавров/ А. Г. Сергеев. -2-е изд., перераб. и доп.. -М.: Юрайт, 2013. -838 с.:a-граф.
4 Буракова М.А. Взаимозаменяемость резьбовых соединений : учеб.-метод. пособие/ М.А. Буракова, Г.С. Николаева, А.А. Замыцкий; РГУПС. -Ростов н/Д, 2008. -28 с.:a-ил. 148 экз.
5 Буракова М.А. Стандартизация точности шпоночных соединений. Допуски и посадки : учеб.-метод. пособие/ М.А. Буракова, Г.С. Николаева, А.А. Замыцкий; РГУПС. -2-е изд., перераб. и доп.. -Ростов н/Д, 2010. -22 с.:a-ил. 138 экз.
6 Афанасьев А.А. Взаимозаменяемость : учеб. для вузов/ А. А. Афанасьев, А. А. Погонин. -М.: Aкадемия, 2010. -352 с.:a-ил.
7 Вестник машиностроения
8 Курмаз Л.В. Конструирование узлов и деталей машин : справ. учеб.-метод. пособие / Л.В. Курмаз, О.Л. Курмаз. - 2007. - 455 с

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс
3 http://bankstandartov.ru/index.html/ .Информационный ресурс "Банк стандартов"
4 http://www.gost.ru/wps/portal/."РОССТАНДАРТ" - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
5 http://metrologyia.ru .Информационный ресурс "Метрология, измерения, средства измерений"

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Замыцкий А.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Замыцкий А.А. Контроль зубчатых колес. Измерение длины общей нормали зубчатого колеса : учеб.-метод. пособие/ А. А. Замыцкий, М. А. Буракова; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2012. -28 с.:a-табл. Заказ № 6964, 245 экз.
3 Проскорякова Ю. А. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений/ Ю. А. Проскорякова, М.А.Буракова. 2014
4 Измерение цилиндрической детали методом непосредственной оценки : метод. указ. по выполнению лаб. работ/ М.А. Буракова, Г.С. Николаева, А.А. Замыцкий, Н.А. Бондаренко; РГУПС. -Ростов н/Д, 2007. -32 с.:a-ил. 138 экз.
5 Николаева Г.С. Выбор измерительных средств: методические указания /Г.С. Николаева, М.А. Буракова, А.А. Замыцкий, -2-е изд., перераб. и доп. -Ростов н/Д, 2006. -20 с.:ил.
6 Замыцкий А.А. Контроль зубчатых колес. Измерение толщины зуба зубчатого колеса по постоянной хорде : учеб.-метод. пособие/ А. А. Замыцкий, М. А. Буракова; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2012. -25 с.:a-ил. Заказ № 6967, 246 экз.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 36521.