РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Физика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Физика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация

№ 2 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование

Квалификация выпускника "Инженер "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель д.ф-м.н., проф. Кочур Андрей Григорьевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Физика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Физика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Бугаев Лусеген Арменакович, Зав. кафедрой теоретической и вычислительной физики, ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Физика_С_23.05.01_во_123_Физика_п23252_36464.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Физика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Физика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Безопасность жизнедеятельности", "Метрология, стандартизация и сертификация", "Электротехника, электроника и электропривод";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы фундаментальных естественнонаучных дисциплин, основные физические законы, методы научного познания

Умеет: анализировать физические закономерности, основываясь на абстрактном мышлении и методах анализа и синтеза

Имеет навыки: применения абстрактного мышления, методов анализа и синтеза к решению конкретных научно-производственных задач

ОК-1 - способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

Знает: основные приемы технического контроля при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации технологического оборудования

Умеет: применять полученные знания для организации технического контроля при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации технологического оборудования

Имеет навыки: организации и проведения технического контроля при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации технологического оборудования

ПК-15 - способностью организовывать технический контроль при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации наземных транспортно-технологических средств и их технологического оборудования

Место дисциплины 1С.Б "Физика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗДС, ТДВ, ТДС.

Дисциплина реализуется в 1, 2, 3 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 11 зачетных единиц, или 396 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 166 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 160 160 64 48 48
Лекции (Лек) 96 96 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 48 48 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16    
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 149   42 49 58
Контрольная работа (К)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 149   42 49 58
Контроль, всего и в т.ч. 81   36 9 36
Экзамен (Экз) 72   36   36
Зачет (За) 9     9  
Общая трудоемкость, часы 396 166 144 108 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 11   4 3 4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 11 зачетных единиц, или 396 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 44 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2 3 4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 36 36 2 12 4 2 16
Лекции (Лек) 12 12 2 4   2 4
Лабораторные работы (Лаб) 12 12   4 2   6
Практические, семинары (Пр) 12 12   4 2   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
8 8   2 2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 330   50 50 81 70 79
Контрольная работа (К) 24       12   12
Расчетно-графическая работа (РГР)              
Курсовая работа (КР)              
Курсовой проект (КП)              
Самоподготовка 306   50 50 69 70 67
Контроль, всего и в т.ч. 22     9 4   9
Экзамен (Экз) 18     9     9
Зачет (За) 4       4    
Общая трудоемкость, часы 396 44 52 73 91 74 106
Зачетные единицы (ЗЕТ) 11            

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Кинематика и динамика материальной точки. (Компетенция/и ОК-1)

1.1. Кинематика поступательного и вращательного движения: 1) Система отсчета. 2) Траектория, путь, перемещение. 3) Скорость и ускорение. 4) Относительность движения. 5) Тангенциальное и нормальное ускорения. 6) Угловая скорость и угловое ускорение. 7) Связь угловых скорости и ускорения с линейными скоростью и ускорениями.

1.2. Законы динамики материальной точки: 1) Инерциальная система отсчёта 2) Законы классической механики Ньютона 3) Фундаментальные и производные взаимодействия 4) Силы тяготения, трения, упругости.

1.3. Силы инерции: 1) Неинерциальная система отсчёта 2) Сила инерции в прямолинейно ускоренных системах отсчета 3) Силы инерции во вращающихся системах отсчета 4) Сила Кориолиса.

1.4. Законы сохранения импульса и энергии в механике: 1) Тело как система материальных точек. Центр масс. 2) Импульс тела, импульс силы 3) Закон сохранения импульса 4) Работа и энергия 5) Виды механической энергии. Закон сохранения энергии 6) Консервативные и неконсервативные силы.

1.5. Основы релятивистской механики (СТО): 1) Опыт Майкельсона 2) Принцип относительности 3) Преобразования Галилея и Лоренца 4) Постулаты СТО 5) Следствия СТО 6) Релятивистский импульс. Энергия покоя.

2. Динамика твердого тела. (Компетенция/и ОК-1, ПК-15)

2.1. Динамика вращательного движения: 1) Момент силы 2) Основное уравнение динамики вращательного движения материальной точки 3) Момент инерции материальной точки 4) Основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела 5) Момент инерции твердого тела.

2.2. Расчет моментов инерции симметричных тел: 1) Момент инерции симметричных твердых тел. 2) Теорема Штейнера 3) Кинетическая энергия вращения тела.

2.3. Момента импульса вращающегося твердого тела: 1) Момент импульса материальной точки 2) Собственный и орбитальный моменты импульса твердого тела 3) Полный момент импульса 4) Изменение и сохранение моментов импульса твердого тела.

3. Механические колебания и волны. (Компетенция/и ОК-1, ПК-15)

3.1. Свободные колебания: 1) Общие сведения о колебаниях 2) Кинематика гармонических колебаний 3)Математический маятник 4) Пружинный маятник 5) Физический маятник. 6) Энергия гармонических колебаний.

3.2. Затухающие и вынужденные колебания: 1) Уравнение затухающих колебаний 2) Логарифмический декремент затухания 3) Добротность колебательной системы 4) Уравнение вынужденных колебаний 5) Явление резонанса.

3.3. Упругие волны: 1) Уравнение волны. Скорость упругих волн 2) Энергия упругой волны 3) Стоячие волны 4) Звуковые волны 5) Эффект Доплера.

4. Молекулярная физика и термодинамика. (Компетенция/и ОК-1)

4.1. Закономерности хаотического движения: 1) Свойства статистических ансамблей 2) Броуновское движение 3) Микро- и макропараметры 4) Функции распределения частиц по скоростям и координатам. 5) Распределение Максвелла.

4.2. Основные положения молекулярно–кинетической теории газов: 1) Модель идеального газа 2) Давление газа. Абсолютная температура. 3) Основное уравнение МКТ 4) Уравнение состояния идеального газа. Смеси газов. 5) Изопроцессы.

4.3. Первый закон термодинамики: 1) Внутренняя энергия идеального газа 2) Работа газа 3) Теплообмен 4) Теплоемкость 5) Адиабатический процесс.

4.4. Второй и третий законы термодинамики: 1) Обратимые и необратимые процессы 2) Тепловая машина 3) Цикл Карно и его КПД 4) Энтропия.

4.5. Явления переноса: 1) Явления переноса: диффузия, теплопроводность, внутреннее трение. 2) Эмпирические уравнения переноса. 3) Длина свободного пробега молекул идеального газа.

Семестр № 2

5. Электростатика. (Компетенция/и ОК-1, ПК-15)

5.1. Электростатическое поле в вакууме: 1) Закон Кулона 2) Напряженность электрического поля 3) Принцип суперпозиции полей 4) Потенциал электрического поля 5) Разность потенциалов 6) Связь напряженности и разности потенциалов.

5.2. Теорема Остроградского - Гаусса: 1) Теорема Остроградского - Гаусса в интегральной форме 2) Примеры применения теоремы для расчета электростатических полей заряженных проводников различной формы.

5.3. Проводники в электростатическом поле: 1) Равновесие зарядов в проводнике 2) Электроемкость проводника 3) Конденсаторы 4) Соединения конденсаторов 5) Энергия заряженного конденсатора 6) Объемная плотность энергии электростатического поля.

5.4. Диэлектрики в электростатическом поле: 1) Электрическое поле диполя 2) Поляризация диэлектриков 3) Ориентационный и деформационный механизм поляризации 4) Вектор электрического смещения 5) Диэлектрическая проницаемость вещества 6) Энергия электрического поля в диэлектрике 7) Сегнетоэлектрики.

6. Постоянный электрический ток. (Компетенция/и ОК-1, ПК-15)

6.1. Основные положения классической теории электропроводности металлов: 1) Сила и плотность тока 2) Закон Ома для однородного участка цепи в дифференциальной и интегральной форме 3) Сопротивление проводника.

6.2. Законы постоянного тока: 1) ЭДС источника тока 2) Закон Ома для полной цепи 3) Закон Джоуля - Ленца 4) Сверхпроводимость.

6.3. Расчёт электрических цепей постоянного тока, не содержащих источники тока: 1) Соединения проводников 2) Разветвленные цепи 3) Нахождение точек равных потенциалов.

6.4. Расчёт электрических цепей постоянного тока, содержащих источники тока: 1) Правила Кирхгофа 2) Метод Кирхгофа 3) Метод контурных токов.

7. Магнитостатика. (Компетенция/и ОК-1, ПК-15)

7.1. Магнитное поле в вакууме: 1) Сила Лоренца 2) Магнитная индукция 3) Магнитное поле движущегося заряда 4) Принцип суперпозиции полей 5) Закон Био – Савара - Лапласа 6) Магнитное поле бесконечно длинного прямого тока 7) Магнитное поле кругового тока.

7.2. Проводник с током в магнитном поле, магнитное поле системы токов: 1) Сила Ампера 2) Эффект Холла 3) Магнитный момент кругового тока. 4) Циркуляция вестора магнитной индукции 5) Теорема о циркуляции вектора магнитной индукции 6) Магнитное поле соленоида 7) Магнитное поле тороида.

7.3. Магнитное поле в веществе: 1) Описание поля в веществе. 2) Напряженность магнитного поля. 3) Магнитная проницаемость и магнитная восприимчивость вещества. 4) Виды магнетиков: диамагнетики, парамагнетики, ферромагнетики.

8. Электродинамика. (Компетенция/и ОК-1, ПК-15)

8.1. Электромагнитная индукция. Энергия магнитного поля: 1) Магнитный поток. 2) Закон Фарадея. 3) Вихревое электрическое поле. 4) ЭДС индукции. 4) Правило Ленца.

8.2. Самоиндукция: 1) Явление самоиндукции 2) Индуктивность соленоида 3)Энергия магнитного поля 4) Ток при замыкании и размыкании цепи.

8.3. Теория Максвелла: 1) Ток смещения 2) Полная формулировка теоремы о циркуляции вектора магнитной индукции 2) Система уравнений Максвелла.

8.4. Электромагнитные колебания: 1) Собственные колебания в электрическом колебательном контуре 2) Затухающие колебания в электрическом контуре 3) Вынужденные колебания в электрическом контуре.

8.5. Электромагнитные волны: 1) Уравнения плоской электромагнитной волны 2) Скорость электромагнитной волны 3) Энергия и импульс электромагнитной волны 4) Шкала электромагнитных волн 5) Интенсивность электромагнитной волны.

Семестр № 3

9. Волновая оптика. (Компетенция/и ОК-1)

9.1. Дисперсия света: 1) Отражение и преломление света на границе диэлектриков 2) Абсолютный показатель преломления 3) Нормальная и аномальная дисперсии света 4) Световое давление.

9.2. Поляризация света: 1) Поляризованное и неполяризованное излучение 2) Виды поляризации 3) Поляризация при отражении и преломлении 4) Поляризаторы 5) Закон Малюса 6) Применение поляризации 7)Двойное лучепреломление.

9.3. Интерференция света: 1) Интерференция световых волн 2) Когерентность 3) Условия наблюдения интерференционной картины 4) Условие минимумов и максимумов интерференции, выраженные через сдвиг фаз и через разность хода волн 5) Интерференция света в тонких плёнках 6) Кольца Ньютона 7) Применение интерференции.

9.4. Дифракция Френеля: 1) Принцип Гюйгенса - Френеля 2) Метод зон Френеля 3) Дифракция Френеля на круглом отверстии и диске.

9.5. Дифракция Фраунгофера: 1) Дифракция Фраунгофера от щели 2) Условие минимумов и максимумов дифракции на одной щели 3) Дифракционная решетка 4) Условие главных максимумов на дифракционной решетке 5) Дифракционная решетка как спектральный прибор 6) Дифракция рентгеновских лучей 7) Применение дифракции.

10. Квантовая оптика. (Компетенция/и ОК-1)

10.1. Квантовые свойства электромагнитного излучения: 1) Тепловое излучение - вид электромагнитного излучения 2) Эмпирические законы теплового излучения 3) Излучение абсолютно черного тела 4) Попытки создания классической теории теплового излучения. «Ультрафиолетовая катастрофа». 5) Гипотеза Планка. Квантовый механизм испускания электромагнитного излучения.

10.2. Фотоэффект. Эффект Комптона: 1) Экспери ментальные законы фотоэффекта. 2) Уравнение Эйнштейна. 3) Работа выхода. Красная граница фотоэффекта. 4) Схема эксперимента Комптона. Комптоновское смещение. 5) Импульс фотона.

10.3. Корпускулярно-волновой дуализм света и микрочастиц: 1) Фотон как квант электромагнитного излучения. 2) Световое давление. 3) Двойственная природа света. 4) Гипотеза де-Бройля. 5) Дифракция электронов на щелях. 6) Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

11. Квантовая механика. Физика атома и молекулы. (Компетенция/и ОК-1)

11.1. Основы квантовой механики: 1) Состояние частицы в квантовой механике. 2) Стационарные состояния 3) Уравнение Шредингера для стационарного состояния.

11.2. Решение уравнения Шредингера для простейших систем: 1) Свободная частица, 2) Частица в бесконечно глубокой потенциальной яме, 3) Потенциальные барьеры 4) Туннельный эффект.

11.3. Физика атома: 1) Модель атома Бора. 2) Атом водорода. Атомные спектры 3) Многоэлектронные атомы. 3) Квантовые числа. Спин электрона 3) Принцип Паули. Бозоны и фермионы 4) Заполнение электронных оболочек многоэлектронного атома 5) Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. 6) Испускание и поглощение света. Правило отбора при излучении и поглощении света атомами.

11.4. Молекулярная физика: 1) Молекула как система взаимодействующих атомов. 2) Химическая связь. 3) Ионная связь. 4) Ковалентная связь. 5) Металлическая связь.

12. Элементы ядерной физики и физики элементарных частиц. (Компетенция/и ОК-1)

12.1. Физика атомного ядра: 1) Состав и структура атомного ядра. 2) Внутриядерное или сильное взаимодействие, его свойства 3) Ядерные реакции 4) Законы сохранения при ядерных реакциях.

12.2. Радиоактивность: 1) Радиоактивность. 2) Основные типы радиоактивности. 3) Закон радиоактивного распада. 4) Период полураспада 5) Активность радиоактивного элемента.

12.3. Ядерная энергетика: 1) Масса и энергия связи ядра. 2) Удельная энергия связи ядра 3) Реакция распада урана. 4) Ядерная энергетика. 5) Термоядерные реакции.

12.4. Основные представления физики элементарных частиц: 1) Систематика элементарных частиц 2) Адроны и лептоны 3) Частицы и античастицы 4) Законы сохранения в реакциях элементарных частиц 5) Кварки и кварковая модель адронов. 6) Стандартная модель.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 10 4 4 10
2 6 4 4 12
3 6 4 4 10
4 10 4 4 10
5 8   4 12
6 8   4 12
7 8   4 13
8 8   4 12
9 10   8 14
10 6   4 14
11 8   4 16
12 8     14
Итого 96 16 48 149
В т.ч. по интерактивным формам 36 6    

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Обработка результатов физических измерений 2
Изучение законов динамики поступательного движения тел 2
2 Изучение закона динамики вращательного движения с помощью маятника Обербека 2
Определение момента инерции тела, скатывающегося с наклонной поверхности 2
3 Определение ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника 2
Изучение затухающих колебаний 2
4 Определение коэффициента Пуассона методом адиабатического расширения воздуха 2
Определение коэффициента внутреннего трения жидкости методом Стокса 2
Семестр № 2
5 Исследование электростатического поля методом моделирования 2
Определение электроемкости конденсатора с помощью гальванометра 2
6 Проверка правил Кирхгофа 2
Определение сопротивления проводника с помощью моста Уитстона 2
7 Определение горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли 2
Изучение зависимости индукции магнитного поля соленоида от силы тока в нём 2
8 Снятие кривой намагничивания и петли гистерезиса 2
Изучение резонанса в колебательном контуре 2
Семестр № 3
9 Определение фокусного расстояния собирающей линзы методом Бесселя 2
Определение показателя преломления стекла с помощью микроскопа 2
Определение радиуса кривизны линзы методом колец Ньютона 2
Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки 2
10 Измерение высоких температур оптическим пирометром с исчезающей нитью и определение постоянной Больцмана 2
Изучение внешнего фотоэффекта 2
11 Изучение устройства, принципа действия и свойств излучения газового лазера непрерывного действия 2
Изучение сериальных закономерностей в спектрах изолированных атомов. Определение постоянной Ридберга и постоянной Планка 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Кинематика и динамика материальной точки 4
2 Основное уравнение динамики вращательного движения 2
Законы сохранения в механике 2
3 Механические колебания и волны 4
4 Молекулярная физика 2
Термодинамика 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Относительность движения. Опыт Майкельсона 10
2 Нахождение моментов инерции тел симметричной формы 12
3 Маятники: математический, пружинный. Звуковые волны. Эффект Доплера. 10
4 Явления переноса 10
Семестр № 2
5 Применение теоремы Остроградского-Гаусса для расчета электростатических полей. Сегнетоэлектрики 12
6 Связь между плотностью тока и скоростью направленного движения свободных носителей заряда 12
7 Магнитное поле тороида. ЭДС индукции в проводнике, движущемся в магнитном поле 13
8 Электрический колебательный контур 12
Семестр № 3
9 Полное отражение. Виды поляризации. Оптически активные вещества. Применение интерференции. Просветление оптики. Зонная пластинка. Дифракция рентгеновских лучей. 14
10 Эффект Комптона и его корпускулярное объяснение. 14
11 Условие нормировки волновой функции. Одномерное уравнение Шрёдингера для стационарных состояний. Потенциальная энергия частицы в бесконечно глубокой одномерной потенциальной яме шириной L 16
12 Модели атомного ядра. Законы сохранения в ядерных реакциях. Атомная энергетика. 14

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 306 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Явна С.А. Релятивистская механика : учеб.-метод. пособие / С.А. Явна, А.М. Надолинский; ред. В.А. Явна. - 2011. - 48 с. ЭБС РГУПС
2 Шевченко, Н. Б. Механические колебания и волны. Молекулярная физика. Термодинамика. Свойства жидкостей и твердых тел : учеб.-метод. пособие по физике для подготовки к тестированию / Н.Б. Шевченко, И.Д. Петров, Е.Б. Митькина; ред. В.А. Явна ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2010. - 55 с. ЭБС РГУПС
3 Шевченко, Н.Б. Механика : учеб.-метод. пособие по физике для подготовки к тестированию / Н.Б. Шевченко, И.Д. Петров, Е.Б. Митькина; ред. В.А. Явна. - 2009. - 53 с. ЭБС РГУПС
4 Тимошевская, В.В. Основы волновой оптики и квантовой физики : учеб.-метод. пособие по физике для подгот. к тестированию / В.В. Тимошевская, С.А. Явна, А.С. Каспржицкий; ред. В.А. Явна. - 2010. - 65 с. ЭБС РГУПС
5 Шевченко, Н.Б. Электричество и магнетизм: учебно-методическое пособие по физике для подготовки к тестированию. / Н.Б. Шевченко, Б.М. Лагутин, Е.Б. Митькина, М.Е. Васильева; под ред. В.А. Явна; Рост. гос. ун-т путей сообщения. — Ростов н/Д, 2010. – 80 с. ЭБС РГУПС
6 Тимошевская, В.В. Основы физики атома и элементарных частиц : учебно-методическое пособие / В.В. Тимошевская, С.А. Явна, А.С. Каспржицкий; под ред. В.А. Явна. – Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2010. – 50 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2 3
ОК-1 + + +
ПК-15 + +  

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-15 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

кинематика и динамика материальной точки;

импульс, работа, энергия;

динамика твёрдого тела;

количество вещества; уравнение состояния идеального газа;

внутренняя энергия идеального газа; первый закон термодинамики;

тепловые машины; КПД тепловой машины;

напряженность электрического поля; теорема Остроградского-Гаусса;

потенциал электростатического поля; разность потенциалов;

электроёмкость; конденсаторы; энергия электрического поля;

законы постоянного тока; электрическое сопротивление;

правила Кирхгофа; расчёт разветвлённых электрических цепей;

движение заряженных частиц в магнитном поле;

индукция магнитного поля; принцип суперпозиции полей;

явление электромагнитной индукции;

энергия магнитного поля;

интерференция света;

дифракция света; дифракционная решётка;

поляризация света; закон Малюса;

законы теплового излучения;

внешний фотоэффект;

фотоны; эффект Комптона;

спектры излучения атомарного водорода;

волна де Бройля; соотношение неопределённостей;

радиоактивность; закон радиоактивного распада;

ядерные реакции; элементарные частицы.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Радиус-вектор. Траектория, путь, перемещение. Средняя и мгновенная скорость. Абсолютная и относительная скорости.
2) Среднее и мгновенное ускорение. Ускорение при криволинейном движении. Нормальное и касательное ускорения.
3) Угловая скорость, угловое ускорение. Связь линейных и угловых характеристик движения.
4) Законы Hьютона. Сила. Масса. Импульс тела. Импульс силы. Фундаментальные и производные взаимодействия. Сила упругости. Сила трения.
5) Работа результирующей силы и кинетическая энергия. Потенциальное поле сил. Потенциальная энергия. Консервативные и диссипативные силы. Закон сохранения механической энергии.
6) Неинерциальные системы отсчета. Прямолинейно ускоренная система отсчета. Сила инерции. Центробежная сила инерции. Сила Кориолиса.
7) Момент массы материальной точки и системы точек. Центр масс. Уравнение движения центра масс. Импульс системы тел. Закон сохранения импульса.
8) Принцип относительности. Постулаты специальной теории относительности. Следствия СТО. Взаимосвязь массы и энергии. Энергия покоя.
9) Момент инерции материальной точки и твердого тела. Теорема Штейнера.
10) Моменты инерции однородных тел правильной геометрической формы (стержень, полый и сплошной цилиндр или диск, шар)
11) Момент силы. Уравнение динамики вращательного движения твердого тела.
12) Кинетическая энергия вращающегося тела. Работа и кинетическая энергия вращательного движения.
13) Кинетическая энергия тела при плоском движении (качение диска, цилиндра, шара)
14) Момент импульса материальной точки. Момент импульса твердого тела.
15) Собственный и орбитальный моменты импульса твердого тела. Полный момент импульса.
16) Механические колебания. Гармонические колебания. Дифференциальное уравнение гармонических колебаний и его решения.
17) Пружинный маятник, математический маятник, физический маятник. Энергия гармонических колебаний.
18) Затухающие колебания. Зависимость амплитуды затухающих колебаний от времени. Частота затухающих колебаний. Логарифмический декремент затухания.
19) Вынужденные колебания. Зависимость амплитуды и фазы вынужденных колебаний от частоты вынуждающей силы. Резонанс. Добротность колебательной системы.
20) Уравнение бегущей волны. Длина волны. Волновое число. Скорость распространения поперечных и продольных волн. Волновое уравнение.
21) Волновой фронт. Волновая поверхность. Плоские и сферические волны.
22) Энергия в бегущей волне. Поток энергии. Плотность потока энергии.
23) Модель идеального газа. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Абсолютная температура – мера средней кинетической энергии молекул.
24) Средние тепловые скорости движения молекул. Функции распределения частиц по скоростям и координатам.
25) Число степеней свободы молекул. Закон равнораспределения энергии. Внутренняя энергия идеального газа.
26) Изменение внутренней энергии. Работа газа. Теплообмен. Теплоёмкость газа, молярная и удельная теплоёмкости. Первый закон термодинамики.
27) Изопроцессы. Адиабатический процесс.
28) Равновесные и неравновесные процессы. Циклические процессы. К. п. д. тепловой машины. Цикл Карно. К.п.д. цикла Карно.
29) Энтропия. Принцип возрастания энтропии. Второе и третье начала термодинамики.
30) Явления переноса: теплопроводность, внутреннее трение, диффузия.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Задача: преобразования кинематических уравнений поступательного и вращательного движения.
2) Задача: применение законов классической динамики и законов сохранения энергии, импульса, момента импульса.
3) Задача: применение основного уравнения вращательного движения, определение моментов инерции тел правильной формы, теорема Штейнера, определение кинетической энергии вращательного движения.
4) Задача: применение дифференциального уравнения гармонических колебания к расчету периодов колебаний маятников.
5) Задача: расчет кинематических, динамических и энергетических характеристик колебательного и волнового движения.
6) Задача: применение основного уравнение МКТ, уравнения состояния идеального газа, законов идеального газа.
7) Задача: применение законов термодинамики, определение КПД идеальной тепловой машины, определение изменения энтропии при различных процессах.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Приведите примеры прямых измерений. Опишите метод нахождения абсолютных и относительных погрешностей прямых измерений.
2) Приведите примеры косвенных измерений. Опишите метод нахождения абсолютных и относительных погрешностей косвенных измерений.
3) Опишите методику экспериментальной проверки второго закона Ньютона с помощью машины Атвуда. Опишите метод нахождения массы системы по графику зависимости F(m).
4) Опишите метод экспериментального определения момента инерции тела произвольной формы.
5) Опишите методику экспериментальной проверки свойства аддитивности момента инерции с помощью маятника Обербека.
6) Опишите методику определения ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника.
7) Опишите методику определения коэффициента вязкости жидкости (метод Стокса).
8) Опишите методику определения коэффициента Пуассона для воздуха.

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Hапряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей.
2) Силовые линии электростатического поля. Поток силовых линий. Теорема Остроградского-Гаусса и её применение.
3) Потенциальность электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь напряженности и разности потенциалов.
4) Потенциал поля точечного заряда. Потенциал поля заряженного металлического шара или сферы.
5) Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Соединения конденсаторов.
6) Потенциальная энергия системы заряженных частиц. Энергия электрического поля. Энергия заряженного конденсатора.
7) Электрический диполь. Диполь во внешнем поле. Полярные и неполярные диэлектрики. Сегнетоэлектрики.
8) Поляризация диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость вещества. Энергия электрического поля в диэлектрике.
9) Постоянный электрический ток. Сила тока и плотность тока.
10) Электрическое сопротивление и электрическая проводимость. Зависимость сопротивления проводника от температуры.
11) Последовательное, параллельное и смешанное соединение проводников.
12) Закон Ома для однородного участка цепи в дифференциальной и интегральной форме.
13) Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца.
14) Источники тока. ЭДС источника. Закон Ома для замкнутой цепи.
15) Правила Кирхгофа и их физическое обоснование.
16) Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Элемент тока. Закон Био – Савара - Лапласа. Силовые линии магнитного поля. Магнитный поток.
17) Теорема о циркуляции вектора магнитной индукции. Магнитное поле соленоида.
18) Сила Лоренца. Магнитное взаимодействие токов. Сила Ампера.
19) Магнитный момент контура с током. Контур с током в однородном магнитном поле.
20) Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея. Индукционный ток. Правило Ленца. ЭДС индукции в проводнике, движущемся в магнитном поле.
21) Индуктивность контура. Индуктивность соленоида. Явление самоиндукции. Токи при замыкании и размыкании цепи.
22) Энергия магнитного поля. Уравнения Максвелла.
23) Магнетики. Диамагнетизм и парамагнетизм. Ферромагнетики.
24) Собственные колебания в электрическом колебательном контуре. Затухающие колебания в электрическом контуре. Вынужденные колебания в электрическом контуре.
25) Уравнения электромагнитных волн. Скорость распространения волн. Свойства электромагнитных волн. Излучение электромагнитных волн ускоренно движущимся зарядом. Шкала электромагнитных волн. Интенсивность электромагнитной волны.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Задача: применение теоремы Остроградского-Гаусса для расчёта напряженности электрических полей различной конфигурации.
2) Задача: нахождение электроемкости сложной цепи конденсаторов, энергии и плотности энергии электростатического поля.
3) Задача: применение законов постоянного тока для расчёта различных характеристик разветвленных цепей постоянного тока.
4) Задача: нахождение величины и направления магнитных сил, действующих на движущиеся заряды и электрические токи в вакууме.
5) Задача: расчет индукции магнитных полей проводников с токами различной конфигурации
6) Задача: применение закона Фарадея, правила Ленца.
7) Задача: расчет электрических и магнитных характеристик колебательного контура и плоской электромагнитной волны.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Опишите метод определения емкости конденсатора и батарей конденсаторов с помощью баллистического гальванометра.
2) Опишите метод определения неизвестного сопротивления с помощью мостовой схемы Уитстона.
3) Опишите методику определения горизонтальной составляющей магнитного поля Земли с помощью тангенс-гальванометра.
4) Опишите методику получения петли гистерезиса, построения кривой намагниченности ферромагнетика и зависимости магнитной проницаемости ферромагнетика от магнитной индукции внешнего поля.
5) Опишите методику изучения закономерностей затухающих и вынужденных колебаний в электромагнитном колебательном контуре.

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Отражение волн на границе диэлектриков. Коэффициенты отражения и пропускания. Законы отражения и преломления света. Абсолютный и относительный показатели преломления. Явление полного внутреннего отражения.
2) Дисперсия света. Нормальная и аномальная дисперсии света.
3) Поляризация света. Поляризаторы. Закон Малюса. Поляризация при рассеянии света. Поляризация при отражении света. Закон Брюстера.
4) Двойное лучепреломление. Оптическая ось кристалла. Оптически активные вещества. Вращение плоскости поляризации.
5) Когерентные волны. Интерференция волн. Условия интерференционных максимумов и минимумов.
6) Кольца Ньютона. Интерференция в тонких плёнках. Просветление оптики. Применения интерференции световых волн.
7) Дифракция. Механизм формирования дифракционной картины. Принцип Гюйгенса-Френеля. Зоны Френеля. Дифракция на круглом отверстии и круглом диске.
8) Дифракционная решетка. Разрешающая способность дифракционной решетки. Дифракция рентгеновских лучей. Применения дифракции.
9) Тепловое излучение. Излучение абсолютно черного тела. Закон Кирхгофа. Закон Стефана-Больцмана. Закон смещения Вина.
10) Гипотеза Планка. Фотоны как кванты света. Энергия фотона. Эффект Комптона. Импульс фотона. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм света.
11) Внешний фотоэффект. Законы внешнего фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта
12) Гипотеза де-Бройля. Длина волны де-Бройля. Принцип неопределенности Гейзенберга.
Квантовая механика. Состояние частиц в квантовой механике.
13) Уравнение Шрёдингера для стационарных состояний. Волновая функция. Квантование состояний микросистем.
14) Решение уравнения Шрёдингера для частицы, находящейся в бесконечно глубокой одномерной потенциальной яме. Решение уравнения Шредингера для гармонического осциллятора.
15) Квантовая теория атома водорода. Спин частицы. Фермионы и бозоны. Принцип запрета Паули.
16) Многоэлектронные атомы. Заполнение электронных оболочек многоэлектронного атома.
17) Спонтанное и вынужденное излучение. Лазеры.
18) Основные характеристики атомных ядер. Ядерные силы. Особенности ядерных сил.
19) Радиоактивность. Основные виды радиоактивного распада ядер.
20) Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Активность радиоактивного вещества.
21) Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Реакция деления тяжелых ядер. Цепная реакция. Реакция синтеза легких ядер. Ядерная энергетика.
22) Классификация элементарных частиц. Фундаментальные взаимодействия. Частицы и античастицы. Аннигиляция.
23) Лептоны. Лептонный заряд. Участие лептонов в фундаментальных взаимодействиях.
24) Адроны. Мезоны и барионы. Барионный заряд. Участие адронов в фундаментальных взаимодействиях. Кварки и антикварки. Кварковая модель адронов.
25) Фундаментальные взаимодействия. Частицы – переносчики фундаментальных взаимодействий. Стандартная модель.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Задача: расчёт условий возникновения максимумов и минимумов интерференционной картины
2) Задача: расчет дифракционных картин при дифракции на круглом отверстии, дифракции на щели и дифракции на дифракционной решетке.
3) Задача: расчет характеристик теплового излучения абсолютно черного тела.
4) Задача: применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта, расчёт величины светового давления.
5) Задача: применение закона радиоактивного распада, применение законов сохранения массы, энергии и электрического заряда при рассмотрении ядерных реакций.
6) Задача: применение законов сохранения массы, электрического, барионного и лептонного зарядов при рассмотрении взаимодействий элементарных частиц.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Опишите устройство поляризационной призмы. Опишите способ применения таких призм для изучения поляризованного излучения.

2) Опишите устройство и принцип работы поляриметра. Опишите метод определения концентрации сахарного раствора с помощью поляриметра.

3) Опишите метод измерения показателя преломления стекла и определения скорости света в стекле с помощью микроскопа.

4) Опишите способ определения длин волн видимого излучения с помощью дифракционной решетки.

5) Опишите принципиальную схему экспериментальной установки для изучения внешнего фотоэффекта. Опишите методику изучения закономерностей фотоэффекта с помощью этой установки.

6) Опишите методику градуировки спектрометра с помощью спектра излучения атомарного водорода и методику спектрального определения химического состава газа.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-1 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
3 9, 10, 11, 12 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
9, 10, 11, 12 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
9, 10, 11 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-15 1 2, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Дмитриева, Е. И. Физика для инженерных специальностей [Электронный ресурс] : учебное пособие / Дмитриева Е. И. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2012. - 142 с. ЭБС IPRbooks.

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Савельев, И. В. Сборник вопросов и задач по общей физике [Текст] = A Collection of Tasks and Exercises in General Physics : учеб. пособие для вузов / И.В. Савельев. - 5-е изд., стер. - СПб. ; М. ; Краснодар : Лань, 2007. - 288 с. НТБ РГУПС
2 Молекулярная физика [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. Ф. Демехин, Н. Б. Шевченко, А. М. Надолинский [и др.]. ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2013. - 38 с. ЭБС РГУПС
3 Демехин,В.Ф. Электричество : учеб.-метод. пособие по физике. Ч. 1 / В.Ф. Демехин, Н.Б. Шевченко, А.М. Надолинский, В.А. Явна. - 2011. - 30 с. ЭБС РГУПС
4 Демехин, В.Ф. Электричество : учеб.-метод. пособие : В 3 ч. Ч. 2 / В. Ф. Демехин, Н. Б. Шевченко, А. М. Надолинский [и др.]. - 2012. - 30 с. ЭБС РГУПС
5 Демехин, В.Ф. Электричество: учеб.-метод. пособие : В 3 ч. Ч. 3 / В. Ф. Демехин, Н. Б. Шевченко, А. М. Надолинский [и др.]. - 2013. - 39 с. ЭБС РГУПС
6 Демехин, В.Ф. Механика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие по физике. Ч. 1 / В.Ф. Демехин, Н.Б. Шевченко, Н.В. Демехина, В.А. Явна. - 2011. - 39 с. ЭБС РГУПС
7 Демехин, В.Ф. Механика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие по физике. Ч. 2 / В.Ф. Демехин, Н.Б. Шевченко, Н.В. Демехина, В.А. Явна. - 2011. - 45 с. ЭБС РГУПС
8 Кочур, А.Г. Оптика. Атом, атомное ядро и элементарные частицы : учеб.-метод. пособие для самостоят. изучения курса физики / А. Г. Кочур, И. Д. Петров, В. В. Тимошевская [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 47 с. ЭБС РГУПС
9 Демёхин, В.Ф. Волны. Уч.-метод. пособие / Демёхин В.Ф., Надолинский А.М., Шевченко Н.Б., Явна В.А.; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. – 20 с. ЭБС РГУПС
10 Справочник для студентов: Высшая математика. Физика. Теоретическая механика. Сопротивление материалов [Текст] / А.Д. Полянин, В.Д. Полянин, В.А. Попов и др. - М. : Астрель : АСТ, 2000. - 480 с. НТБ РГУПС
11 Демехин, В.Ф. Колебания: учебно-методическое пособие / В.Ф. Демехин, А.М. Надолинский, Н.Б. Шевченко, В.А. Явна; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. – 20 с. ЭБС РГУПС
12 Явна, С. А. Элементарные частицы [Текст] : учеб.-метод. пособие по курсу физики для студентов РГУПС / С.А. Явна, В.В. Тимошевская ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2009. - 38 с. ЭБС РГУПС
13 Демёхин, В.Ф. Атомная физика: учебно-методическое пособие. В 3 ч. Ч. 1 / В.Ф. Демёхин, Б.М. Лагутин, Н.В. Демёхина, В.А. Явна; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 28 с. ЭБС РГУПС
14 Демёхин, В.Ф. Атомная физика: учебно-методическое пособие. В 3 ч. Ч. 2 / В.Ф. Демёхин, Б.М. Лагутин, Н.В. Демёхина, В.А. Явна; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 28 с. ЭБС РГУПС

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Кочур А.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Физика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Дуденко, А.И. Оптика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к лабораторному практикуму / А. И. Дуденко, А. С. Каспржицкий, А. Г. Кочур [и др.]. - 2012. - 39 с. ЭБС РГУПС
3 Кочур А.Г. Электричество и магнетизм [Электронный ресурс] : лаб. практикум / А.Г. Кочур, М.Э. Магомедов, М.М. Башкиров. - 2009. - 73 с. ЭБС РГУПС
4 Васильева, М.Е. Лабораторный практикум по физике. Часть 1. Механика / М.Е. Васильева, Б.М. Лагутин, Е.П. Ладакина, и др. ; под ред. проф. В.А. Явна; Рост. гос. ун-т путей сообщения.- Ростов н/Д, 2009.- 46 с.
5 Петров, И.Д. Вязкость жидкостей и газов. Уч.-метод. пособие к лабораторным работам №20 и 24 / Петров И.Д., Попов В.А.; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2014. – 16 с. ЭБС РГУПС
6 Петров, И.Д. Термодинамические процессы в газе : учебно-методическое пособие к лабораторным работам №21 и № 25 / И.Д. Петров, В.А. Попов, А.С. Каспржицкий; ФГБОУ ВО РГУПС. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д, 2015. – 16 с. ЭБС РГУПС
7 Надолинский, А.М. Электричество: учебно-методическое пособие к лабораторному практикуму по физике. В 2 ч. Ч.1 / А.М. Надолинский, А.В. Морозов, Я.В. Латоха; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 18 с. ЭБС РГУПС
8 Надолинский, А.М. Магнетизм: учебно-методическое пособие к лабораторному практикуму по физике. В 2 ч. Ч. 1 / А.М. Надолинский, Н.В. Демёхина, А.С. Каспржицкий; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. – 14 с. ЭБС РГУПС
9 Надолинский, А.М. Магнетизм: учебно-методическое пособие к лабораторному практикуму по физике. В 2 ч. Ч. 2 / А.М. Надолинский, А.В. Морозов, Е.Б. Митькина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 21 с. ЭБС РГУПС
10 Лагутин, Б.М. Изучение затухающих колебаний: учебно-методическое пособие / Б.М. Лагутин, В.А. Попов; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2012. – 12 с. ЭБС РГУПС
11 Дуденко, А.И. Работа № 54(1) Изучение резонанса в колебательном контуре: учебно-методическое пособие / А.И. Дуденко, М.Э. Магомедов, Е.Б. Митькина; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2014. – 12 с. ЭБС РГУПС
12 Лагутин, Б.М. Геометрическая оптика: учебно-методическое пособие к лабораторным работам № 60, № 62, № 63 / Б.М. Лагутин, М.Е. Васильева, Ю.Н. Ладакин; ФГБОУ ВПО РГУПС - Ростов н/Д, 2014. 16 с. ЭБС РГУПС
13 Лагутин, Б.М. Волновая оптика: учебно-методическое пособие к лабораторным работам № 66, № 67, № 68 / Б.М. Лагутин, И.Д. Петров, М.Е. Васильева, Н.Б. Шевченко; ФГБОУ ВО РГУПС - Ростов н/Д, 2015. 18 с. ЭБС РГУПС
14 Лагутин, Б.М. Квантовая оптика: учебно-методическое пособие к лабораторным работам № 71, № 72 / Б.М. Лагутин, И.Д. Петров, Е.Б. Митькина; ФГБОУ ВО РГУПС - Ростов н/Д, 2015. 16 с. ЭБС РГУПС
15 Лагутин, Б.М. Атомная физика: учебно-методическое пособие к лабораторным работам № 74, № 75 / Б.М. Лагутин, И.Д. Петров, Е.Б. Митькина, В. А. Попов, ФГБОУ ВО РГУПС - Ростов н/Д, 2015. 23 с. ЭБС РГУПС
16 Надолинский, А.М. Магнетизм: учебно–методическое пособие для подготовки к защите лабораторного практикума по физике / А.М. Надолинский, В.В. Тимошевская, А.В. Морозов; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. – 29 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 36464.