РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Физика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Практикум по естественнонаучным дисциплинам"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

программа академического бакалавриата

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Экономика предприятий и организаций

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель д.ф-м.н., проф. Петров Иван Дмитриевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Практикум по естественнонаучным дисциплинам" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Физика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Богатин Александр Соломонович, профессор, кафедра «Общая физика», ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Практикум п е д_Б_38.03.01_во_2_Физика_п26638_35993.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Практикум по естественнонаучным дисциплинам".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Практикум по естественнонаучным дисциплинам" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилями подготовки "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Экономика предприятий и организаций".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Безопасность жизнедеятельности", "Психология", "Философия";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: историю развития естествознания, сущность основных методов и приёмов исследования, применяемых в естествознании для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей

Умеет: с научно-мировоззренческих позиций оценивать информацию естественнонаучного характера, пользоваться справочной литературой по естественным наукам с целью анализа результатов расчетов и обоснования полученных выводов

Имеет навыки: критического анализа научно-философской и научно-популярной литературы, подготовки рефератов и устных сообщений по проблемам современного естествознания, выбора инструментальных средства для обработки экономических данных и анализа результатов расчетов

ОПК-3 - способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

Знает: историю развития естествознания, сущность основных методов и приёмов исследования, применяемых в естествознании для описания экономических процессов и явлений

Умеет: с научно-мировоззренческих позиций оценивать информацию естественнонаучного характера, пользоваться справочной литературой по естественным наукам с целью построения стандартных теоретических моделей

Имеет навыки: критического анализа научно-философской и научно-популярной литературы, подготовки рефератов и устных сообщений по проблемам современного естествознания, анализу и содержательной интерпретации полученных результатов

ПК-4 - способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

Комментарии кафедры:

Компетенция ПК-4 раскрывается в части "способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические … модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты".


Место дисциплины 1Б.В.ОД "Практикум по естественнонаучным дисциплинам" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История", "Линейная алгебра", "Математический анализ".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПББ, ПЭБ, РББ, РЭБ.

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 35 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек)      
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 64   64
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 64   64
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 35 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек)        
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6 2 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 94   35 59
Контрольная работа (К) 6     6
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 88   35 53
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 10 39 69
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Использование методологии науки для формирования способности выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей и способности на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические модели. История естествознания как основа для формирования способности проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы. (Компетенция/и ПК-4)

1.1. Культура и наука. Методы обработки экономических и естественнонаучных данных. Построение стандартных теоретических и эконометрических моделей.

1.2. Зарождение науки. Атомистика Демокрита и Эпикура. Основные черты учения Аристотеля.

1.3. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Учение Галилея.

2. Использование физических концепций мира для формирования способности выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных и способности анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Становление классической механики. Детерминизм Лапласа.

2.2. Принципы дальнодействия и близкодействия. Поле как форма существования материи. Создание теории электромагнитного поля. Электромагнитные волны.

2.3. Пространство и время в теории относительности. Преобразования Лоренца и следствия из них. Общая теория относительности.

2.4. Гипотезы Планка и де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей. Бозоны и фермионы. Принцип Паули.

2.5. Атомное ядро. Нуклоны. Ядерные силы. Энергия связи. Радиоактивность. Ядерные реакции. Элементарные частицы. Кварки.

3. Использование концепций химии, космологии, геологии для формирования способности проанализировать результаты расчетов, обосновать полученные выводы и для построения стандартных теоретических и эконометрических моделей. (Компетенция/и ПК-4)

3.1. Реакционная способность веществ. Энергетика химических реакций. Принцип возрастания энтропии.

3.2. Структура Вселенной. Единство материи Вселенной. Эволюция звезд. Эволюция Солнечной системы.

4. Биологический уровень организации материи как основа для формирования способности выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей. (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Биология. Особенности биологического уровня организации материи. Биохимия. Клеточная теория.

4.2. Основные понятия и законы генетики. Структура ДНК и ее функции.

4.3. Происхождение жизни. Многообразие биологических видов. Принцип эволюции.

5. Использование знаний о человеке и природе для формирования способности на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты. (Компетенция/и ПК-4)

5.1. Особенности физиологии основных систем организма человека. Психология. Здоровье, работоспособность, эмоции, творчество.

5.2. Биосфера. Ноосфера. Информационные и экономические модели экосистем.

5.3. Принципы синергетики. Необратимость времени. Проблемы коэволюции сложных природных и социальных систем.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1   6   12
2   10   16
3   4   12
4   6   12
5   6   12
Итого   32   64
В т.ч. по интерактивным формам   10    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Научный метод. Использование методов научного познания для описания экономических процессов и явлений. Культура и наука. Панорама современного естествознания 2
Зарождение науки. Атомистика Демокрита и Эпикура. Основные черты учения Аристотеля 2
Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Учение Галилея 2
2 Становление классической механики. Детерминизм Лапласа. 2
Принципы дальнодействия и близкодействия. Поле как форма существования материи. Создание теории электромагнитного поля. Использование электромагнитного поля в инструментальных средствах для обработки экономических данных. Электромагнитные волны 2
Пространство и время в теории относительности. Преобразования Лоренца и следствия из них. Общая теория относительности 2
Гипотезы Планка и де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей. Бозоны и фермионы. Принцип Паули. 2
Атомное ядро. Нуклоны. Ядерные силы. Энергия связи. Радиоактивность. Ядерные реакции. Элементарные частицы. Кварки 2
3 Реакционная способность веществ. Энергетика химических реакций. Учет принципа возрастания энтропии при построения стандартных теоретических моделей 2
Структура Вселенной. Единство материи Вселенной. Эволюция звезд. Эволюция Солнечной системы 2
4 Биология. Особенности биологического уровня организации материи. Биохимия. Клеточная теория 2
Основные понятия и законы генетики. Структура ДНК и ее функции 2
Происхождение жизни. Многообразие биологических видов. Использование принципа эволюции при выборе инструментальных средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей 2
5 Особенности физиологии основных систем организма человека. Психология. Здоровье, работоспособность, эмоции, творчество 2
Биосфера и космические циклы. Экология. Биоэтика. Ноосфера 2
Принципы синергетики при анализе и содержательной интерпретации полученных результатов. Необратимость времени. Проблемы коэволюции сложных природных и социальных систем 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Дифференциация и интеграция наук. Геоцентрическая система мира Птолемея. 12
2 Гелиоцентрическая система мира Коперника. Учение Галилея. Шкала электромагнитных волн. Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Волновые свойства частиц. Гипотеза де Бройля. Элементарные частицы. Кварки. Энтропия как мера беспорядка. 16
3 Периодический закон Д. И. Менделеева. Катализаторы. Катализ и автокатализ. Вселенная. Метагалактика. Теория Большого взрыва. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. 12
4 Клетка – элементарная единица живой системы. Аминокислоты. Белки, структура белков. Нуклеиновые кислоты. Структура ДНК. Эры и периоды в развитии органической жизни на Земле. 12
5 Эволюционная теория Дарвина. Естественный отбор. Антропогенез. Движущие силы эволюции человека. Живое вещество, косное вещество. Человек, биосфера и космические циклы. Синергетика. Процессы самоорганизации. 12

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 88 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Практикум по естественнонаучным дисциплинам: учебно-методическое пособие для практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и подготовки к контрольным работам / Н.Б. Шевченко, М.Е. Васильева, И.Д. Петров, В.А. Явна; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 45 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОПК-3 +
ПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-4 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятия: естественнонаучная и гуманитарная культуры, естествознание, естественные науки.
2) Понятия: эмпирические и рациональные методы научного познания.
3) Понятие: атомистическая исследовательская программа Демокрита и Эпикура.
4) Понятия: континуальная исследовательская программа Аристотеля, представления Аристотеля о материи, пространстве и времени, о движении и взаимодействии.
5) Понятия: аксиоматический метод Евклида, основные методологические идеи ученых античности.
6) Понятие: геоцентрическая система мира Птолемея.
7) Понятие: гелиоцентрическая система мира Коперника.
8) Основные понятия и принципы механической картины мира.
9) Основные понятия и принципы электромагнитной картины мира.
10) Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Инвариантные и относительные величины. Основные следствия СТО.
11) Понятия: корпускулярно-волновой дуализм света, корпускулярно-волновой дуализм как всеобщее свойство материи.
12) Основные понятия и принципы квантовой механики. Соотношение неопределенностей. Принцип дополнительности.
13) Понятия: микрочастицы, атом и атомное ядро, фермионы и бозоны, принцип Паули.
14) Понятия: энергия связи ядра, ядерные реакции: цепная реакция деления ядер, термоядерные реакции, естественная радиоактивность.
15) Понятия: фундаментальные взаимодействия, квантово-полевой механизм передачи взаимодействий.
16) Понятия: элементарные частицы, фундаментальные частицы, частицы и античастицы.
17) Статистический и термодинамический подходы к описанию макросистем. Понятие: энтропия как мера беспорядка.
18) Законы термодинамики. Понятия: изолированные и открытые системы, термодинамическое равновесие.
19) Динамические и статистические закономерности. Динамические и статистические теории.
20) Законы сохранения и симметрия пространства и времени. Методологическую роль законов сохранения в естествознании.
21) Объекты мегамира. Понятия: космология, Вселенная, Метагалактика.
22) Теорию Большого взрыва. Понятие: Сингулярность. Основные этапы эволюции Вселенной.
23) Эволюцию звёзд. Понятия: гравитационный коллапс, нейтронные звёзды, чёрные дыры, галактики.
24) Объекты Солнечной системы. Возраст Солнечной системы. Космогонические теории эволюции Солнечной системы.
25) Внутреннее строение Земли, методы исследования. Эволюцию земной коры: тектонику литосферных плит, её движущие силы. Понятие: Внешние геосферные оболочки.
26) Иерархическую систему уровней химического знания. Понятия: химический элемент, изотопы, периодический закон Д. И. Менделеева.
27) Понятия: молекула, химические связи, вещества: простые и сложные, качественный и количественный состав вещества.
28) Понятия: химический процесс, энергия активации, катализаторы, катализ и автокатализ, тепловые эффекты химических процессов: экзотермические и эндотермические реакции.
29) Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Химическое равновесие и условия его смещения: принцип Ле Шателье.
30) Понятие: живая система. Структурные уровни организации живой материи.
31) Понятие: клетка – элементарная единица живой системы. Химический состав клетки.
32) Понятие: биополимеры. Особенности органических биополимеров. Понятия: аминокислоты, белки, углеводы, липиды.
33) Понятие: нуклеиновые кислоты. Структуру ДНК. Основные функции ДНК. Понятия: ген, генетический код, кодон. Способность ДНК к самовоспроизведению.
34) Структуру РНК. Основные функции РНК. Процессы транскрипции и трансляции. Понятие: хиральность молекул живого.
35) Понятия: генетика, наследственность и изменчивость, хромосомы, аллели, геном, генотип, фенотип, генофонд.
36) Понятия: наследственная и модификационной изменчивость, Мутации и их свойства.
37) Концепции происхождения жизни на Земле. Теорию биохимической эволюции.
38) Эры и периоды в развитии органической жизни на Земле. Понятия: анаэробные и аэробные организмы, гетеротрофы и автотрофы.
39) Эволюционную теорию Дарвина. Три основные формы естественного отбора.
40) Синтетическую теорию эволюции. Понятия: макроэволюция и микроэволюция, элементарная единица эволюционного процесса. Основные методы исследования эволюции.
41) Понятия: Биосфера, живое вещество, биогенная миграция атомов.
42) Понятия: фототрофы и хемотрофы, фотосинтез и хемосинтез.
43) Понятия: антропогенез, Неолитическая революция.
44) Понятия: экология, коэволюция сложных природных и социальных систем, ноосфера.
45) Понятия: синергетика, процессы самоорганизации, диссипативные структуры, точка бифуркации.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Сравнить роль двух культур – естественнонаучной и гуманитарной.
2) Объяснить роль концепций дальнодействия и близкодействия в механической и электромагнитной картинах мира.
3) Объяснить связь энтропии и проблемы тепловой смерти Вселенной.
4) Связать понятия массы и энергии в специальной теории относительности.
5) Проанализировать связь материи, пространства и времени в общей и специальной теориях относительности.
6) Оценить точность, с которой квантовая механика позволяет предсказать положение и скорость микрочастиц.
7) Проанализировать возможность распада свободного нейтрона на электрон и антипротон.
8) Оценить влияние изменения числа нуклонов на химические свойства атома.
9) Проанализировать связь симметрии пространства с законами сохранения.
10) Проанализировать сходство и различие свойств симметрии пространства и времени.
11) Объяснить наличие на Земле свинца с точки зрения космологии.
12) Объяснить роль живых организмов в формировании атмосферы Земли.
13) Ответить на вопрос: какова роль фотосинтеза в формировании озонового слоя в атмосфере Земли?
14) Ответить на вопрос: какое влияние оказывает стратосфера на биосферу Земли?
15) Ответить на вопрос: в чем состоит сущность человека с точки зрения принципа дополнительности Бора?
16) Ответить на вопрос: как связано биоразнообразие с устойчивостью живых систем?

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Выполнить задания по теме «Естествознание как фундаментальная основа технологий»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

2) Выполнить задания по методологии и методам естественнонаучного познания: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

3) Выполнить задания по разделу: «Концепции дискретности и непрерывности материи в естествознании»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

4) Выполнить задания по разделу: «Динамические и статистические закономерности в природе»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

5) Выполнить задания по разделу: «Законы сохранения и принципы симметрии»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

6) Выполнить задания по разделу: «Специальная и общая теории относительности»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

7) Выполнить задания по разделу: «Концепции химии»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

8) Выполнить задания по разделу: «Концепции космологии и геологии»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

9) Выполнить задания по разделу: «Биологический уровень организации материи»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

10) Выполнить задания по современным проблемам экологии: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 2 2, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 2 1, 3, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Валянский, С. И. Концепции современного естествознания : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. И. Валянский. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 367 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 ТулиновВ.Ф. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: Учебник / Тулинов В.Ф., Тулинов К.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2014. - 483 с. ЭБС АйПиЭрБукс
2 Горелов, А. А. Концепции современного естествознания : учебное пособие для академического бакалавриата / А. А. Горелов. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 355 с. ЭБС Юрайт
3 Бордовский, Г. А. Физические основы естествознания : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. А. Бордовский. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 226 с. ЭБС Юрайт

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Петров И.Д. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Практикум по естественнонаучным дисциплинам". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Явна С.А. Релятивистская механика : учеб.-метод. пособие / С.А. Явна, А.М. Надолинский; ред. В.А. Явна. - 2011. - 48 с. ЭБС РГУПС
3 Явна С.А. Элементарные частицы [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие по курсу физики для студентов РГУПС / С.А. Явна, В.В. Тимошевская. - 2009. - 38 с. ЭБС РГУПС
4 Практикум по естественнонаучным дисциплинам: учебно-методическое пособие для практических занятий, самостоятельной работы обучающихся и подготовки к контрольным работам / Н.Б. Шевченко, М.Е. Васильева, И.Д. Петров, В.А. Явна; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 45 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 35993.