РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Физика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Концепции современного естествознания"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

программа академического бакалавриата

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Экономика предприятий и организаций

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель д.ф-м.н., проф. Петров Иван Дмитриевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Концепции современного естествознания" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Физика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Богатин Александр Соломонович, профессор, кафедра «Общая физика», ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Концепции с е_Б_38.03.01_во_1_Физика_п22177_35814.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Концепции современного естествознания".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Концепции современного естествознания" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилями подготовки "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Экономика предприятий и организаций".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: историю развития естествознания, сущность основных методов и приёмов исследования, применяемых в естествознании для развития способности работать в коллективе

Умеет: с научно-мировоззренческих позиций оценивать информацию естественнонаучного характера, пользоваться справочной литературой по естественным наукам с целью толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий

Имеет навыки: критического анализа научно-философской и научно-популярной литературы, подготовки рефератов и устных сообщений по проблемам современного естествознания и особенностям социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий

ОК-5 - способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Знает: историю развития естествознания, сущность основных методов и приёмов исследования, применяемых в естествознании для развития способности к самоорганизации и самообразованию

Умеет: с научно-мировоззренческих позиций оценивать информацию естественнонаучного характера, пользоваться справочной литературой по естественным наукам с целью развития способности к самоорганизации и самообразованию

Имеет навыки: критического анализа научно-философской и научно-популярной литературы, подготовки рефератов и устных сообщений по проблемам современного естествознания и особенностям социальных, различных методов самоорганизации и самообразования

ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию

Знает: Историю развития естествознания, сущность основных методов и приёмов исследования, применяемых в естествознании для описания экономических процессов и явлений

Умеет: с научно-мировоззренческих позиций оценивать информацию естественнонаучного характера, пользоваться справочной литературой по естественным наукам с целью построения стандартных теоретических моделей

Имеет навыки: критического анализа научно-философской и научно-популярной литературы, подготовки рефератов и устных сообщений по проблемам современного естествознания, анализу и содержательной интерпретации полученных результатов

ПК-4 - способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

Комментарии кафедры:

Результаты изучения дисциплины соответствуют умениям по ФГОС частично:.

ПК-4 - на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические ... модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.


Место дисциплины 1Б.В.ОД "Концепции современного естествознания" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История", "Линейная алгебра", "Русский язык и культура речи".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПББ, ПЭБ, РББ, РЭБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 94   35 59
Контрольная работа (К) 6     6
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 88   35 53
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 10 39 69
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Использование методологии науки для формирования способности на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические модели. История естествознания как основа для формирования способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. (Компетенция/и ОК-5, ПК-4)

1.1. Естественно-научная и гуманитарная культуры. Научный метод: 1) Культура и наука. Методология науки 2) Естественные науки. Проблема двух культур 3) Натурфилософия. Корпускулярная и континуальная концепции.

1.2. История, панорама и тенденции развития современного естествознания: 1) Геоцентрическая система мира Птолемея 2) Наука в период Средневековья 3) Эпоха Возрождения. Гелиоцентрическая система мира Коперника.

2. Использование физических концепций мира для формирования способности к самоорганизации, самообразованию и анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты. (Компетенция/и ОК-7, ПК-4)

2.1. Физические концепции описания природы. Механическая картина мира: 1) Становление классической механики. Учение Галилея и Ньютона 2) Основные понятия и принципы механической картины мира.

2.2. Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие. Электромагнитная картина мира: 1) Формирование электромагнитной картины мира 2) Основные понятия и принципы электромагнитной картины мира 3) Специальная и общая теории относительности.

2.3. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Квантово-полевая картина мира: 1) Кризис классической физики. Корпускулярно-волновой дуализм материи 2) Основные понятия и принципы квантово-полевой картины мира 3) Структурные уровни организации материи.

2.4. Динамические и статистические закономерности. Современная эволюционная картина мира: 1) Статистическое и термодинамическое описание макросистем 2) Законы сохранения и симметрия 3) Процессы самоорганизации. Синергетика. Эволюционно-синергетическая парадигма.

3. Использование концепций химии, космологии, геологии для толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий и для построения стандартных теоретических и эконометрических моделей. (Компетенция/и ОК-5, ПК-4)

3.1. Химические концепции описания природы. Химические системы: 1) Уровни развития химических знаний 2) Химический элемент. Молекула. 3) Качественный и количественный состав вещества.

3.2. Химические процессы. Химическое равновесие: 1) Реакционная способность веществ. Энергия активации 2) Факторы, влияющие на реакционную способность веществ 3) Смещение химического равновесия. Принцип ле Шателье.

3.3. Мегамир. Концепции космологии: 1) Основные структуры мегамира: звёзды, планеты, галактики 2) Расстояния в мегамире. Пространственные масштабы Вселенной 3) Эволюция Вселенной. Космологическая модель Фридмана. Сингулярность.

3.4. Геологические концепции описания природы: 1) Эволюция Солнечной системы. 2) Космогонические теории эволюции Земли 3) Современные концепции развития геосферных оболочек.

4. Биологический уровень организации материи как основа знаний для толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий. (Компетенция/и ОК-5)

4.1. Биологические концепции описания природы: 1) Клетка - единица живого 2) Химический состав живых систем. 3) Молекулярные основы жизни, биополимеры.

4.2. Свойства живых систем: 1) Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК 2) Функции нуклеиновых кислот и процессы редупликации, транскрипции, трансляции 3) Генетический код. Свойства генетического кода.

4.3. Генетический код. Мутации: 1) Наследственность и изменчивость. Мутации 2) Принципы воспроизводства живых систем 3) Онтогенез, филогенез. Генотип, фенотип, генофонд.

4.4. Принципы эволюции: 1) Теории происхождения жизни 2) Научные и конфессиональные теории происхождения жизни 3) Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.

5. Использование знаний о человеке и природе для формирования способности работать в коллективе и способности к самоорганизации и самообразованию. (Компетенция/и ОК-5, ОК-7)

5.1. Человек: происхождение, физиология, здоровье: 1) Эволюция человека 2) Роль социальных и биологических факторов в эволюции человека 3) Особенности физиологии основных систем организма человека.

5.2. Проблемы самоорганизации материи и универсальный эволюционизм: 1) Биосфера. Живое вещество 2) Экосистемы. Проблемы экологии 3) Ноосфера 4) Универсальный эволюционизм. Эволюционно-синергетическая парадигма.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   11
2 8 4   10
3 8 4   8
4 8 4   8
5 4 2   12
Итого 32 16   49
В т.ч. по интерактивным формам 8 8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Культура и наука. Использование методов научного познания для формирования способности строить стандартные теоретические модели и использовать современные технические средства и информационные технологии. Корпускулярная и континуальная концепции. Наука в период Средневековья. Эпоха Возрождения и формирование способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия 2
2 Классическая механика Ньютона. Механическая картина мира – основа для формирования способности к самоорганизации и самообразованию. Развитие учения об электрических и магнитных явлениях. Электромагнитная картина мира – основа для анализа и содержательной интерпретации полученных результатов, а также для решения коммуникативных задач 2
Понятия пространства и времени в теории Эйнштейна. СТО и ОТО. Корпускулярно-волновой дуализм вещества. Квантово-полевая картина мира. Структурные уровни организации материи. Динамические и статистические закономерности в природе. 2
3 Химические системы. Уровни химического знания, этапы развития, теории. Построение стандартных теоретических и эконометрических моделей и решение коммуникативных задач. Химические процессы 2
Космология и космогония. Толерантное восприятие социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий в процессе изучения эволюции Вселенной. Современные концепции развития геосферных оболочек 2
4 Иерархия структурных уровней живой материи. Молекулярные основы жизни. Информационные макромолекулы наследственности. Основные понятия и законы генетики. 2
Гипотезы возникновения жизни. Эволюция органического мира и формирование толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий 2
5 Основные этапы эволюции человека и развитие способности работать в коллективе. Психофизиология человека и способность к самоорганизации и самообразованию. Биосфера. Биотическая структура экосистем. Экологические факторы. Ноосфера. Использование принципов универсального эволюционизма для решения коммуникативных задач с использованием современных технических средств и информационных технологий 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Дифференциация и интеграция наук. Геоцентрическая система мира Птолемея. 11
2 Гелиоцентрическая система мира Коперника. Учение Галилея. Шкала электромагнитных волн. Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Волновые свойства частиц. Гипотеза де Бройля. Элементарные частицы. Кварки. Энтропия как мера беспорядка. 10
3 Периодический закон Д. И. Менделеева. Катализаторы. Катализ и автокатализ. Вселенная. Метагалактика. Теория Большого взрыва. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. 8
4 Клетка – элементарная единица живой системы. Аминокислоты. Белки, структура белков. Нуклеиновые кислоты. Структура ДНК. Эры и периоды в развитии органической жизни на Земле. 8
5 Эволюционная теория Дарвина. Естественный отбор. Антропогенез. Движущие силы эволюции человека. Живое вещество, косное вещество. Человек, биосфера и космические циклы. Синергетика. Процессы самоорганизации. 12

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 88 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Концепции современного естествознания : учеб.-метод. пособие для практических занятий, самостоятельной работы студентов и подготовки к контрольным работам / Н. Б. Шевченко, М. Е. Васильева, И. Д. Петров [и др.]. - 2017. - 43 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-5 +
ОК-7 +
ПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-5 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-7 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-4 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятия: наука и культура, естественнонаучная и гуманитарная культуры, естествознание, естественные науки.
2) Понятия: свойства научного знания, эмпирические и рациональные методы научного познания.
3) Понятие: атомистическая исследовательская программа Демокрита и Эпикура.
4) Понятия: континуальная исследовательская программа Аристотеля, представления Аристотеля о материи, пространстве и времени, о движении и взаимодействии.
5) Понятия: аксиоматический метод Евклида, основные методологические идеи ученых античности.
6) Понятие: геоцентрическая система мира Птолемея.
7) Понятие: гелиоцентрическая система мира Коперника.
8) Основные понятия и принципы механической картины мира.
9) Основные понятия и принципы электромагнитной картины мира.
10) Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Инвариантные и относительные величины. Основные следствия СТО.
11) Понятия: корпускулярно-волновой дуализм света, корпускулярно-волновой дуализм как всеобщее свойство материи.
12) Основные понятия и принципы квантовой механики. Соотношение неопределенностей. Принцип дополнительности.
13) Понятия: микрочастицы, атом и атомное ядро, фермионы и бозоны, принцип Паули.
14) Понятия: энергия связи ядра, ядерные реакции: цепная реакция деления ядер, термоядерные реакции, естественная радиоактивность.
15) Понятия: фундаментальные взаимодействия, квантово-полевой механизм передачи взаимодействий.
16) Понятия: элементарные частицы, фундаментальные частицы, частицы и античастицы.
17) Статистический и термодинамический подходы к описанию макросистем. Понятие: энтропия как мера беспорядка.
18) Законы термодинамики. Понятия: изолированные и открытые системы, термодинамическое равновесие.
19) Динамические и статистические закономерности. Динамические и статистические теории.
20) Законы сохранения и симметрия пространства и времени. Методологическую роль законов сохранения в естествознании.
21) Объекты мегамира. Понятия: космология, Вселенная, Метагалактика.
22) Теорию Большого взрыва. Понятие: Сингулярность. Основные этапы эволюции Вселенной.
23) Эволюцию звёзд. Понятия: гравитационный коллапс, нейтронные звёзды, чёрные дыры, галактики.
24) Объекты Солнечной системы. Возраст Солнечной системы. Космогонические теории эволюции Солнечной системы.
25) Внутреннее строение Земли, методы исследования. Эволюцию земной коры: тектонику литосферных плит, её движущие силы. Понятие: Внешние геосферные оболочки.
26) Иерархическую систему уровней химического знания. Понятия: химический элемент, изотопы, периодический закон Д. И. Менделеева.
27) Понятия: молекула, химические связи, вещества: простые и сложные, качественный и количественный состав вещества.
28) Понятия: химический процесс, энергия активации, катализаторы, катализ и автокатализ, тепловые эффекты химических процессов: экзотермические и эндотермические реакции.
29) Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Химическое равновесие и условия его смещения: принцип Ле Шателье.
30) Понятие: живая система. Структурные уровни организации живой материи.
31) Понятие: клетка – элементарная единица живой системы. Химический состав клетки.
32) Понятие: биополимеры. Особенности органических биополимеров. Понятия: аминокислоты, белки, углеводы, липиды.
33) Понятие: нуклеиновые кислоты. Структуру ДНК. Основные функции ДНК. Понятия: ген, генетический код, кодон. Способность ДНК к самовоспроизведению.
34) Структуру РНК. Основные функции РНК. Процессы транскрипции и трансляции. Понятие: хиральность молекул живого.
35) Понятия: генетика, наследственность и изменчивость, хромосомы, аллели, геном, генотип, фенотип, генофонд.
36) Понятия: наследственная и модификационной изменчивость, Мутации и их свойства.
37) Концепции происхождения жизни на Земле. Теорию биохимической эволюции.
38) Эры и периоды в развитии органической жизни на Земле. Понятия: анаэробные и аэробные организмы, гетеротрофы и автотрофы.
39) Эволюционную теорию Дарвина. Три основные формы естественного отбора.
40) Синтетическую теорию эволюции. Понятия: макроэволюция и микроэволюция, элементарная единица эволюционного процесса. Основные методы исследования эволюции.
41) Понятия: Биосфера, живое вещество, биогенная миграция атомов.
42) Понятия: фототрофы и хемотрофы, фотосинтез и хемосинтез.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Сравнить роль концепций дискретности и непрерывности материи в механической и электромагнитной картинах мира.
2) Объяснить роль концепций дальнодействия и близкодействия в механической и электромагнитной картинах мира.
3) Объяснить связь атомно-молекулярного учения с основными концепциями строения материи.
4) Связать инерциальные и неинерциальные системы отсчета в общей теории относительности?
5) Проанализировать связь материи, пространства и времени в общей и специальной теориях относительности.
6) Оценить точность, с которой квантовая механика позволяет предсказать положение и скорость микрочастиц.
7) Проанализировать возможность распада свободного нейтрона на электрон и антипротон.
8) Оценить влияние изменения числа нуклонов на химические свойства атома.
9) Проанализировать связь симметрии пространства с законами сохранения.
10) Проанализировать сходство и различие свойств симметрии пространства и времени.
11) Объяснить наличие на Земле свинца с точки зрения космологии.
12) Объяснить роль живых организмов в формировании атмосферы Земли.
13) Ответить на вопрос: какова роль фотосинтеза в формировании озонового слоя в атмосфере Земли?
14) Ответить на вопрос: какое влияние оказывает стратосфера на биосферу Земли?
15) Ответить на вопрос: в чем состоит сущность человека с точки зрения принципа дополнительности Бора?
16) Ответить на вопрос: как связано производство бесшумного транспорта с решением проблемы загрязнения окружающей среды?

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Выполнить задания по истории естествознания: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

2) Выполнить задания по методологии науки: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

3) Выполнить задания по разделу: «Концепции дискретности и непрерывности материи в естествознании»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

4) Выполнить задания по разделу: «Динамические и статистические закономерности в природе»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

5) Выполнить задания по разделу: «Законы сохранения и принципы симметрии»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

6) Выполнить задания по разделу: «Специальная и общая теории относительности»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

7) Выполнить задания по разделу: «Концепции химии»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

8) Выполнить задания по разделу: «Концепции космологии и геологии»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

9) Выполнить задания по разделу: «Биологический уровень организации материи»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

10) Выполнить задания по разделу: «Человек и природа»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-5 1 1, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 1 2, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 1 1, 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания : учебное пособие для вузов / В. В. Свиридов, Е. И. Свиридова ; под ред. В. В. Свиридова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 348 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: Учебник/ Тулинов В.Ф., Тулинов К.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Дашков и К, 2014.- 483 c. ЭБС АйПиЭрБукс
2 Концепции современного естествознания : учебник для академического бакалавриата / С. А. Лебедев [и др.] ; под общ. ред. С. А. Лебедева. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 374 с. ЭБС Юрайт
3 Канке, В. А. Концепции современного естествознания : учебник для академического бакалавриата / В. А. Канке, Л. В. Лукашина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 338 с. ЭБС Юрайт

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Петров И.Д. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Концепции современного естествознания". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Явна С.А. Элементарные частицы [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие по курсу физики для студентов РГУПС / С.А. Явна, В.В. Тимошевская. - 2009. - 38 с. ЭБС РГУПС
3 Явна С.А. Релятивистская механика : учеб.-метод. пособие / С.А. Явна, А.М. Надолинский; ред. В.А. Явна. - 2011. - 48 с. ЭБС РГУПС
4 Концепции современного естествознания : учеб.-метод. пособие для практических занятий, самостоятельной работы студентов и подготовки к контрольным работам / Н. Б. Шевченко, М. Е. Васильева, И. Д. Петров [и др.]. - 2017. - 43 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 35814.