РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Информатика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Специализация

№ 1 Магистральный транспорт

№ 3 Грузовая и коммерческая работа

№ 4 Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта

№ 7 Транспортный бизнес и логистика

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Панасов Виктор Леонидович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Информатика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Информатика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Кудрявцев Олег Евгеньевич, профессор кафедры "Информатика и информационные таможенные технологии", Ростовский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Информатика_С_23.05.04_во_12_Инф_п29997_35471.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информатика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информатика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Математическое моделирование систем и процессов (часть I)";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные виды программного обеспечения

Умеет: использовать ПО для математических расчетов

Имеет навыки: настройки персонального компьютера

ОПК-3 - способностью приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии

Знает: основные виды информационных угроз

Умеет: настраивать работу антивирусных программ

Имеет навыки: безопасной работа в компьютерных сетях

ОПК-4 - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, готовностью соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов

Знает: виды прикладного ПО для математических расчетов

Умеет: разрабатывать алгоритмы для итерационных расчетов

Имеет навыки: написания программ на языке VBA

ОПК-5 - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией и автоматизированными системами управления базами данных

Знает: принципы поиска информации в сети Интернет

Умеет: использовать браузеры и электронную почту

Имеет навыки: решения задач логистического типа

ОПК-8 - готовностью к использованию основных прикладных программных средств, пользованию глобальными информационными ресурсами, современными средствами телекоммуникации при обеспечении функционирования транспортных систем

Место дисциплины 1С.Б "Информатика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДГС, ДЛС, ДМВ, ДМС, ДМэ, ДПС, Дэ, ЗГС, ЗДэ, ЗЛС, ЗМС, ЗПС.

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц, или 216 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 101 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 32 32 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 62 62 30 32
Практические, семинары (Пр) 2 2 2  
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 60   39 21
Контрольная работа (К)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 60   39 21
Контроль, всего и в т.ч. 55   19 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 19   19  
Общая трудоемкость, часы 216 101 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц, или 216 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 21 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 14 14 4 6 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2  
Лабораторные работы (Лаб) 6 6   2 4
Практические, семинары (Пр) 2 2   2  
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
7 7 2 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 182   50 60 72
Контрольная работа (К) 24     12 12
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 158   50 48 60
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 216 21 56 72 88
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Основные понятия информатики. (Компетенция/и ОПК-4)

1.1. Понятие об информации: 1) Информация; 2) Измерение количества информации; 3) Информационные процессы.

1.2. Представление информации в компьютере: 1) Кодирование чисел. Системы счисления; 2) Представление чисел; 3) Представление символьных данных; 4) Представление графической информации; 5) Цветовые модели.

2. Технические средства реализации информационных процессов. (Компетенция/и ОПК-5)

2.1. Устройство компьютера: 1) Логическая структура ПК; 2) Микропроцессор; 3) Внутренняя память; 4) Внешняя память; 5) Системная шина; 6) Внешние устройства. 2.2. Логические основы построения компьютера: 1) Логические операции; 2) Таблицы истинности; 3) Логические элементы компьютера.

2.2. Логические основы построения компьютера: 1) Логические операции; 2) Таблицы истинности; 3) Логические элементы компьютера.

3. Программные средства реализации информационных процессов. (Компетенция/и ОПК-5)

3.1. Программное обеспечение компьютера: 1) Системное программное обеспечение; 2) Прикладное программное обеспечение; 3) Инструментальное программное обеспечение.

3.2. Операционные системы: 1) Классификация операционных систем; 2) Управление процессами; 3) Управление памятью; 4) Управление устройствами ввода-вывода; 5) Файловая система.

4. Модели и базы данных. Цифровая экономика. (Компетенция/и ОПК-5)

4.1. Модели решения функциональных и вычислительных задач: 1) Классификация моделей; 2) Компьютерное моделирование.

4.2. Реляционные базы данных: 1) Ключи; 2) Целостность реляционных баз данных; 3) Нормальные формы.

4.3. Цифровая экономика. Нейротехнологии и искусственный интеллект: 1) Системы стандартизации в области нейротехнологий и искусственного интеллекта; 2) Методология построения ролевый моделей в области нейротехнологий и искусственного интеллекта; 3) Анализ текущих процессов, выделение основных операций и участков, требующих автоматизации и оптимизации.

Семестр № 2

5. Языки программирования высокого уровня. (Компетенция/и ОПК-3)

5.1. Алгоритмизация: 1) Типы данных; 2) Основные алгоритмические конструкции; 3) Запись арифметических выражений; 4) Операторы ввода-вывода; 5) Структура программы.

5.2. Алгоритмические конструкции: 1) Разветвляющийся алгоритм (условный оператор); 2) Циклический алгоритм; 3) Одномерные массивы (векторы); 4) Двумерные массивы (матрицы).

6. Алгоритмизация и программирование. (Компетенция/и ОПК-3)

6.1. Процедуры и функции: 1) Описание программ; 2) Вызовы программ; 3) Видимость переменных; 3) Декомпозиция программ.

6.2. Способы записи алгоритмов: 1) Вербальный; 2) Графический (блок-схемы); 3) Этапы разработки программ.

7. Технологии программирования. (Компетенция/и ОПК-5)

7.1. Технологии программирования: 1) Структурное программирование; 2) Объектно-ориентированное программирование.

7.2. Языки программирования высокого уровня: 1) Процедурные языки; 2) Декларативные языки; 3) Языки программирования для компьютерных сетей; 4) Структуры и типы данных языка программирования; 5) Трансляция, компиляция и интерпретация.

8. Локальные и глобальные сети ЭВМ. (Компетенция/и ОПК-8)

8.1. Компьютерные сети: 1) Классификация компьютерных сетей; 2) Организация ЛВС; 3) Топологии сети; 4) Режимы передачи данных; 5) Линии связи; 6) Коммуникационное оборудование; 6) Аппаратура передачи данных; 7) Модель взаимодействия открытых систем.

8.2. Глобальная сеть Интернет: 1) Протоколы Интернета; 2) Адресация в Интернете; 3) Система адресации URL; 4) Службы Интернета.

8.3. Защита информации: 1) Основные методы реализации угроз информационной безопасности; 2) Атаки на компьютерную систему; 3) Противодействие нарушению информационной безопасности; 4) Методы шифрования.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4     19
2 4     10
3 4   24 10
4 4 2 6  
5 4   20  
6 4      
7 4      
8 4   12 21
Итого 32 2 62 60
В т.ч. по интерактивным формам 32 2 62  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
3 Операционная система Windows. Архивация файлов 1
Форматирование документа в текстовом редакторе MS Word 1
Создание списков 1
Редактирование таблиц 2
Вставка колонтитулов 1
Редактор формул 2
Рисунки 1
Шаблоны 1
Учетная запись Windows Live 1
Форматирование ячеек в MS Excel 1
Формулы: относительный, абсолютный адрес 2
Вычисления с помощью мастера функций 2
Сортировка данных 2
Фильтрация данных 2
Вычисление промежуточных итогов 1
Диаграммы 1
Создание презентации в MS Power Point 1
Создание фотоальбома 1
4 Создание таблиц в СУБД Access 2
Создание запросов 2
Формы 2
Семестр № 2
5 Линейный алгоритм 2
Разветвляющийся алгоритм 2
Цикл с параметром 4
Цикл с условием 2
Одномерные массивы 4
Двумерные массивы 2
Работа со строками 2
Работа с файлами 2
8 СруктураWeb-страницы 1
Задание шрифта, размера и цвета текста 1
Задание вариантов начертания текста 1
Разбиение текста на абзацы, выравнивание, встроенные стили 1
Списки 1
Вставка картинок. Асболютные и относительные пути 1
Атрибуты картинки и взаимное расположение картинок и текста 1
Создание гиперссылок 1
Картинка в качестве ссылки, специальные ссылки 1
Таблицы 2
Объединение и настройка атрибутов ячеек 1

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
4 Система управления базами данных MS Access 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Уровни проблем передачи информации. Меры информации синтаксического уровня, семантического уровня, прагматического уровня. Качество информации 5
Представление числовой информации в цифровых автоматах. Выполнение арифметических операций над целыми числами. Прямой, обратный, дополнительный коды. Представление вещественных чисел и выполнение арифметических операций над ними в ЭВМ; погрешности представления числовой информации в ЭВМ. Представление графической и звуковой информации. 4
Логический синтез переключательных и вычислительных схем. Логические основы построения цифровых автоматов. Основы элементной базы цифровых автоматов: логические элементы; схемотехника логических элементов; элементы интегральных схем. 10
2 Поколения электронных вычислительных машин. Архитектуры ЭВМ, составляющие вычислительной системы, принципы работы вычислительных систем. 4
Функциональная и структурная организация процессорных устройств обработки информации; исполнение команд программы процессором. Устройства ввода-вывода информации. Процессоры и процессорные элементы вычислительных систем: микропроцессоры с расширенной и сокращенной системой команд; основные характеристики микропроцессоров, используемых в ПЭВМ; основные типы микропроцессоров, используемых в высокопроизводительных вычислительных системах. 3
Классификация запоминающих устройств. Конфигурация запоминающих устройств с прямым доступом; запоминающие элементы полупроводниковых ЗУ; основные типы памяти современных ПК. Контроль правильности работы запоминающих устройств. Внешние запоминающие устройства: накопители на жестких магнитных дисках; структура данных на магнитном диске. Накопители на оптических дисках. 3
3 Характеристика программного продукта. Классы программных продуктов. Системное программное обеспечение. История развития графической системной среды. Классификация операционных систем. Инструментарий технологии программирования. Пакеты прикладных программ 5
Сервисное программное обеспечение. Программы-архиваторы; программы обслуживания дисков; антивирусные программные средства 5
Семестр № 2
8 Общая схема системы передачи информации. Каналы передачи данных и их характеристики: кабельные линии связи; беспроводные линии связи; аппаратура линий связи. Информационные сети. Эталонная модель взаимодействия открытых систем; протоколы обмена; методы доступа к среде передачи данных. 11
Угрозы безопасности информации в автоматизированных системах: непреднамеренные, преднамеренные угрозы. Обеспечение достоверности, сохранности, конфиденциальности информации. Защита информации от утечки по техническим каналам; криптографическая защита информации. 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 158 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Пособие для самостоятельной работы по информатике : учебно-методическое пособие / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 136 с. + ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОПК-3   +
ОПК-4 +  
ОПК-5 + +
ОПК-8   +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-4 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
ОПК-5 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
ОПК-8 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

история и понятия науки Информатика;

вычисление сложных арифметических выражений. Программы для физических расчетов. Вычисления с условиями;

обзор аппаратных конфигураций ПК;

обзор системного ПО;

обзор прикладного ПО;

задачи поиска и сортировки в VBA;

простой интерфейс пользователя средствами VBA;

ведение таблиц и справочников средствами VBA;

разработка сайтов-визиток;

системы счисления. Булева алгебра;

понятия и принципы построения БД.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие о науке «Информатика», ее разделы.
2) Основные виды и свойства сигналов и данных.
3) Способы представления целых и вещественных чисел.
4) Способы представления символьной и звуковой информации.
5) Способы представления графической информации.
6) Принципы построения ЭВМ.
7) Логическую структуру ПК.
8) Системные устройства ПК, их назначение.
9) Основные периферийные устройства ПК, их назначение.
10) Типы и характеристики мониторов и принтеров.
11) Назначение и типы сетевых адаптеров и модемов.
12) Понятие и классификацию прикладного ПО.
13) Понятия и виды системного ПО.
14) Этапы компьютерного моделирования.
15) Модели представления данных и знаний.
16) Понятия системы управления базами данных (СУБД), ее состав.
17) Понятие нормальной формы в системах управления базами данных (СУБД). Нормализация и денормализация.
18) Понятие и назначение транзакций в системах управления базами данных (СУБД).
19) Цифровая экономика. Нейротехнологии и искусственный интеллект.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Операции булевой алгебры.
2) Перевод чисел между системами счисления.
3) Представление данных с помощью иерархической структуры.
4) Представление данных с помощью древовидной структуры.
5) Представление данных с помощью сетевой структуры.
6) Представление данных с помощью табличной структуры.
7) Связи между таблицами в системе управления базами данных (СУБД).
8) Выбор ключевых атрибутов в системе управления базами данных (СУБД).
9) Обеспечение целостности таблиц с помощью типов данных в СУБД.
10) Приведение базы данных к первой и второй нормальной форме.
11) Приведение базы данных к третьей нормальной форме и форме Бойса-Кодда.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Классификация и функции ОС.
2) Виды ОС семейства Windows. Этапы и виды начальной загрузки.
3) Файловые системы и их виды.
4) Предметная область систем управления базами данных (СУБД). Модели представления данных в СУБД.
5) Основные понятия реляционной базы данных.

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Отличие массивов от переменных. Назначение массивов и их описание.
2) Понятие и назначение пользовательских процедур и функций, их отличие друг от друга.
3) Этапы разработки программного обеспечения.
4) Назначение следующих этапов разработки программного обеспечения: проектирование, тестирование, документирование.
5) Назначение следующих этапов разработки программного обеспечения: анализ требований, кодирование, сопровождение.
6) Понятие алгоритма, его свойства.
7) Назначение трансляторов, их типы.
8) Состав трансляторов и интегрированных сред программирования.
9) Понятие нисходящего проектирования, его достоинства.
10) Понятие класса и объекта в объектно-ориентированном программировании. Иерархия классов.
11) Основные парадигмы объектно-ориентированного программирования.
12) Понятие компьютерной сети и ее топологии. Задачи, решаемые при построении сети.
13) Виды топологий компьютерных сетей, их достоинства и недостатки.
14) Модель взаимодействия открытых систем OSI. Пути прохождение потоков информации и взаимодействия между уровнями.
15) Назначение физического, канального и сетевого уровня взаимодействия в модели OSI.
16) Назначение транспортного, сеансового, представительного и прикладного уровней в модели OSI.
17) Способы передачи данных в локальных сетях.
18) Виды линий передачи данных, их достоинства и недостатки.
19) Назначение модемов, концентраторов, маршрутизаторов, мостов и шлюзов в компьютерных сетях.
20) Устройство витой пары, коаксиального и оптоволоконного кабеля.
21) Назначение и структуру IP-адреса.
22) Назначение и структуру адреса в доменной системе имен (DNS).
23) Этапы работы поисковых систем в Интернет, их характеристики.
24) Основные цели защиты информации, согласно законодательству.
25) Основные проблемы при передачи данных по открытым сетям. Принцип работы криптосистем с открытым ключем.
26) Виды алгоритмов шифрования. Назначение сертификатов и электронных подписей.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Операции присваивания и операторы ввода и вывода в языке Visual Basic for Applications.
2) Блок-схемы алгоритмов.
3) Функции работы со строковыми типами данных.
4) Преимущества от применения в программах процедур и функций.
5) Проектирование программы по методу «сверху-вниз».
6) Принципы структурного и модульного программирования.
7) Члены и методы в объектно-ориентированном программировании. Доступ к ним в языке Visual Basic for Applications.
8) Выбор между языками программирования низкого и высокого уровня.
9) Основные характеристики компьютерных сетей.
10) Межсетевые экраны.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Типы данных языка Visual Basic for Applications. Описание переменных.

2) Переменные и константы в языке Visual Basic for Applications. Правила составления имен переменных. Комментарии.

3) Математическе операции в языке Visual Basic for Applications. Приоритет операций.

4) Операции сравнения и логические операции в языке Visual Basic for Applications.

5) Математические функции и функции преобразования форматов в языке Visual Basic for Applications.

6) Оператор ветвления в языке Visual Basic for Applications: его формы.

7) Оператор цикла с параметром. Необходимые условия его применения и формы.

8) Операторы While-Wend и Do-Loop. Их формы.

9) Этапы работы с массивами. Виды массивов.

10) Основные понятия всемирной паутины: HTTP, HTML, URL. Структура URL.

11) E-mail. Основные поля электронного письма. Понятие спама.

12) Основные виды on-line-сервисов в Интернет. Назначение FTP-сервиса.

13) Основные понятия компьютерных сетей: кодирование, протокол, сетевой интерфейс, маршрутизация.

14) Способы подключения к Интернет.

15) Различные типы антивирусных программ.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 2 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 1 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 1 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 2 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Информатика. Теоретический курс [Текст] : учеб. пособие / В. В. Ильичева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 159 с. + ЭБС РГУПС
2 Информатика. Основы программирования : учеб. пособие / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 134 с. + ЭБС РГУПС
3 Суханов, А. В. Интеллектуальные информационные системы : учеб. пособие / А. В. Суханов, З. В. Лященко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : 2017. - 119 с. + ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Информатика. Общий курс [Текст] : учеб. для вузов / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов; ред. В.И. Колесников. - 4-е изд. - М. : ДАШКОВ и К° ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2011. - 399 с.
2 Основы алгоритмизации : учебно-методическое пособие / В.Л. Панасов, В.Н. Семенов; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2011. – 39 с. + ЭБС РГУПС
3 Техника web-программирования [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. Л. Панасов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 16 с. + ЭБС РГУПС

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Панасов В.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информатика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Разработка Web-страниц : учебно-методическое пособие / В.Л. Панасов; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2008. – 44 с. + ЭБС РГУПС
3 Информатика: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 78 с. + ЭБС РГУПС
4 Приемы построения и реализации базовых алгоритмов: учебно-методическое пособие / В.Л. Панасов, Т.М. Линденбаум; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 32 с. + ЭБС РГУПС
5 Информатика : учеб.-метод. пособие к выполнению контрол. работ / М.А. Бутакова, В.В. Ильичева, Т.В. Потанина ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 23 с. + ЭБС РГУПС
6 Информатика: учебно-методическое пособие к практическим работам / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 53 с. + ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 Операционная система Windows
3 Пакет Microsoft Office

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 35471.