РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Русский язык и культура речи"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

программа академического бакалавриата

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.фил.н. Покотыло Михаил Валерьевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Русский язык и культура речи" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.и.н., доц. Шишова Наталья Васильевна, зав. кафедрой "Культурология и реклама", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Русский я и к р_Б_09.03.01_во_1_МКПЛ_п22334_35415.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Русский язык и культура речи".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Русский язык и культура речи" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Иностранный язык";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: особенности функциональных стилей, нормы соременного русского литературного языка, способствующие коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

Умеет: составлять научные тексты и оформлять служебные документы, необходимые для коммуникации при решении задач межличностного и межкультурного взаимодейтсвия

Имеет навыки: подготовки и проведения публичных выступлений на выбранную тему

ОК-5 - способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

Комментарии кафедры:

ОК-5 в редакции: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.


Место дисциплины 1Б.Б "Русский язык и культура речи" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Иностранный язык".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: АВБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 54 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 6
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 45   45
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 45   45
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 54 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Язык как важнейший компонент национальной культуры. Понятие «культуры речи». (Компетенция/и ОК-5)

1.1. Русский язык как способ существования русского национального.

1.2. Русский язык конца ХХ века.

1.3. Новые явления в русском языке.

2. Нормативная база современного русского литературного языка . (Компетенция/и ОК-5)

2.1. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

2.2. Способы нормирования русского литературного языка. Виды норм. Территориальные и социальные разновидности языка.

3. Навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики. (Компетенция/и ОК-5)

3.1. Особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

3.2. Навыки критического восприятия информации, практического анализа логики раз.

4. Речь и язык. Формы существования языка. (Компетенция/и ОК-5)

4.1. Язык и речь.

4.2. Устная и письменная разновидность литературного языка.

4.3. Монолог и диалог (полилог).

4.4. Условия успешного общения.

5. Конструктивные и языковые особенности стилей литературного языка. (Компетенция/и ОК-5)

5.1. Стили современного русского литературного языка.

5.2. Функциональные стили. Взаимодействие стилей.

6. Научный стиль речи. (Компетенция/и ОК-5)

6.1. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

6.2. Конструктивные и языковые особенности научного стиля.

6.3. Планы, тезисы, конспекты, аннотации, рецензии, рефераты, отчёты, квалификационные.

7. Официально-деловой стиль речи. (Компетенция/и ОК-5)

7.1. Конструктивные и языковые особенности официально-делового стиля речи (на примере текстов профессиональной направленности).

7.2. Сфера функционирования.

7.3. Лингвистические особенности. Важнейшие жанры официально-делового стиля речи.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   5
2 2 6   8
3 2 6   8
4 2 4   6
5 2 2   6
6 2 6   6
7 4 6   6
Итого 16 32   45
В т.ч. по интерактивным формам 4 8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Определение понятия « современный русский литературный язык». Понятие «культура речи». Правильность речи. Проверка остаточного уровня знаний по русскому языку. Упражнения на совершенствование орфографической и пунктуационной норм. 2
2 Языковая норма. Вариативные нормы. Типы языковых норм. Нормы словоупотребления. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Упражнения на совершенствование орфографической и пунктуационной норм. 6
3 Выступление с докладом (речью)на выбранную тему с последующим анализом по предложенной схеме. Орфоэпический тренинг. Упражнения на совершенствование орфографической и пунктуационной норм. 6
4 Формы существования языка. Основная классификация разновидностей речи. Речь и количество участников общения. Стиль языка и стиль речи.Упражнения на совершенствование орфографической и пунктуационной норм. 4
5 Жанровое разнообразие функциональных стилей. Конструктивные и языковые особенности стилей. Функционально-смысловые типы речи. 2
6 Стилевые и жанровые особенности научного стиля. Элементы различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Конспекты тезисы, рефераты, аннотация как жанр научного стиля речи.Сокращение слов на русском языке.Орфоэпический тренинг. Упражнения на совершенствование орфографической и пунктуационной норм. 6
7 Сфера функционирования официально-делового стиля речи. Лингвистические особенности официально-делового стиля. Языковые формулы официального документа. Приемы унификации языка служебных документов. Классификация документов. Язык и стиль документов.Реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе. Упражнения на совершенствование орфографической и пунктуационной норм. 6

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Русский язык в современном мире; русский язык как национальный и государственный; диалекты, просторечие, арго. 5
2 Совершенствование орфоэпических, акцентологических, орфографических, пунктуационных и других видов норм. 8
3 Выбор темы доклада или реферата, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность, выразительность публичной речи. Экстралингвистические факторы публичного выступления. 8
4 Аспекты речи: нормативный, коммуникативный, этический. Функционально-смысловые типы речи. 6
5 Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. 6
6 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности: грамматический аспект. Составление конспектов, рефератов, подготовка докладов. 6
7 Язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль конструктивно-методических документов. 6

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Покотыло М.В. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие для освоения дисциплины обучающимися по техническим специальностям. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2017.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-5 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие «современный русский литературный язык». Становление и развитие русского языка. Русский язык конца ХХ – начала XXI века: новые явления в нем и перспективы его развития.
2) Понятие языковой нормы и ее реализация в системе уровней современного русского литературного языка.
3) Язык как знаковая система, важнейшее средство коммуникации и система систем.
4) Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.
5) Аспекты речи: нормативный, коммуникативный, этический. Условия успешного общения.
6) Речь и количество участников общения. Диалог, монолог и полилог.
7) Функционально-смысловые типы речи и их особенности.
8) Стиль языка и стиль речи. Функционально-стилистическая дифференциация СРЛЯ. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие жанровых разновидностей функциональных стилей.
9) Стилевые (языковые) особенности научного стиля. Жанровые особенности научного стиля.
10) Официально-деловой стиль: сфера функционирования, языковые особенности.
11) Формы существования русского языка.
12) Художественный стиль речи и его особенности.
13) Язык и речь. Понятие «культура речи».
14) Устная и письменная разновидности литературного языка и их реализация в различных функциональных стилях речи.
15) Приемы унификации языка служебных документов.
16) Информативность и точность речи: лаконичность и сжатость (многословие, плеоназм и тавтология); предметная и понятийная точность речи (многозначность); словесная игра (каламбур и парадокс); синонимы и антонимы, паронимы.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Речевой этикет. Реализация норм речевого этикета в официально-деловом стиле речи.
2) Язык и стиль инструктивно-методических документов.
3) Язык и стиль информационно-справочных и справочно-аналитических документов.
4) Композиция речи, методы изложения материала, приемы ведения речи.
5) Документы: определение, функции, свойства. Правила оформления документов. Реквизиты, языковые формулы и стиль изложения материала.
6) Подготовка речи: определение темы и цели речи. Составление плана, поиск и подбор материала, работа с литературой, текст выступления, конспект, тезисы.
7) Ясность и понимание речи: эмпатия и логичность; психолого-риторические средства; общеупот-ребительная и необщеупотребительная лексика, иноязычная лексика; приемы объяснения слов.
8) Публичное выступление: оратор, аудитория, обстановка речи. Словесное оформление публичного выступления.
9) Выразительность речи. Выразительно-изобразительные средства языка: тропы и фигуры речи.
10) Публицистический стиль в устной публичной речи: ораторская речь и риторика. Разновидности публичных выступлений в зависимости от цели.
11) Убедительность речи. Виды аргументов. Логические ошибки. Аргументы логические и психологические.
12) Качества хорошей речи.
13) Речевой этикет. Реализация норм речевого этикета в официально-деловом стиле речи.
14) Публицистический стиль: жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.
15) Разговорная речь как особая функциональная разновидность русского литературного языка: роль внеязыковых факторов. Общая характеристика разговорного стиля.
16) Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.
17) Позитивный коммуникационный климат.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Нормами устной и письменной речи (орфографическими, пунктуационными, акцентологическими, орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими).

2) Навыками подготовки публичного выступления (агитационной, торжественной, информационной речи, речи-рассуждения) на заданную тему.

3) Навыками составления различных документов (обиходно-деловой подстиль официально-делового стиля).

4) Навыками написания научных текстов различных жанров, формулирования научных определений.

5) Навыками анализа текстов в различных функциональных стилях речи.

6) Навыками написания заметок, эссе, очерков, рецензий (публицистический стиль речи).


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-5 1 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] : Учебное пособие для студентов вузов / Штрекер Н. Ю. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 351 с. - ЭБС IPRbooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Титов, О. А. Русский язык и культура речи. Практикум по орфографии : учебное пособие для академического бакалавриата / О. А. Титов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 164 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04480-5. ЭБС «Юрайт». Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/47379F4D-EB56-412E-B1A1-847523626E62
2 Покотыло М.В. Русский язык и основы редактировани: учеб. пособие / М.В. Покотыло; ФГБОУ ВПО РГУПС. - 2-е изд., стер.- Ростов н/Д, 2017. - 108 с. - Библиогр. : с. 95.- ЭБС РГУПС
3 Покотыло, М. В. Основы риторики и мастерства публичного выступления [Текст] : учеб. пособие / М. В. Покотыло ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 159 с. - ЭБС РГУПС
4 Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2018. - №1(34).

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Покотыло М.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Русский язык и культура речи". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Абоносимов, Г. Л. Контрольные работы по русскому языку и культуре речи для студентов заочного факультета РГУПС : практикум / Г.Л. Абоносимов, Л.В. Уманцева, Л.Ю. Свиридова ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2008.
3 Свиридова, Л. Ю. Нормативные аспекты культуры речи : метод. указ. для практических занятий по курсу "Русский язык и культура речи" / Л.Ю. Свиридова, С.М. Гаргацова ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2003.
4 Витковская Ж.В., Черкасова Л.Н., Черкасова М.Н., Абоносимов Г.Л. Русский язык и культура речи. Методические указания для практических работ. Часть I. Ростов-на-Дону, 2000. (Электронный ресурс.)
5 Витковская Ж.В., Черкасова Л.Н., Черкасова М.Н., Абоносимов Г.Л. Русский язык и культура речи. Методические указания для практических работ. Часть 2. – Ростов-на-Дону, 2000. (Электронный ресурс.)

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 35415.