РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Управление персоналом"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Специализация

№ 3 Грузовая и коммерческая работа

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Воронина Александра Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Управление персоналом" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., доц. Абазиева Камилла Григорьевна, профессор, ФГБОУ ВО РГЭУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Управление п_С_23.05.04_во_4_ТОУП_п32483_35286.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Управление персоналом".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Управление персоналом" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Экономика транспорта";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: организационные отношения в системе менеджмента

Умеет: анализировать социально значимые процессы и явления

Имеет навыки: пониманием социальной значимости своей будущей профессии; элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, проведения индивидуальной воспитательной работы, простейшими приемами психической саморегуляции

ОК-5 - способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести за них ответственность, владением навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, приемами психической саморегуляции

Знает: основные нормативные правовые документы

Умеет: использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности

Имеет навыки: пониманием социальной значимости своей будущей профессии

ОК-6 - готовностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности

Знает: управление человеком и управление группой

Умеет: разрешать конфликтные ситуации, оценивать качества личности

Имеет навыки: навыком кооперации с коллегами, работе в коллективе на общий результат, способностью к личностному развитию и повышению профессионального мастерства

ОК-7 - готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе на общий результат, способностью к личностному развитию и повышению профессионального мастерства, умением разрешать конфликтные ситуации, оценивать качества личности и работника, проводить социальные эксперименты и обрабатывать их результаты, учиться на собственном опыте и опыте других

Знает: основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;

Умеет: использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач

Имеет навыки: способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;

ОК-11 - способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач

Место дисциплины 1С.Б "Управление персоналом" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Правоведение".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДГС, ЗГС.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 85   85
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 85   85
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 132   60 72
Контрольная работа (К) 6     6
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 126   60 66
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 8 63 81
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Основные организационно-управленческие решения. (Компетенция/и ОК-5)

1.1. Алгоритмы решения организационно-управленческих задач.

1.2. Анализ учебно-воспитательных ситуаций, приемы психической саморегуляции.

2. Нормативно-правовые акты в профессиональной деятельности. (Компетенция/и ОК-6)

2.1. Нормативные правовые акты при выполнении функций управления персоналом.

2.2. Кадровое делопроизводство.

3. Принципы кооперации с коллегами, работы в коллективе. (Компетенция/и ОК-7)

3.1. Конфликтные ситуации, оценка качества личности и работника.

3.2. Социальные эксперименты.

4. Основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере управления персоналом. (Компетенция/и ОК-11)

4.1. Методы социальных и гуманитарных наук.

4.2. Методы экономических наук при решении профессиональных задач.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 4   22
2 8 4   22
3 8 4   21
4 8 4   20
Итого 32 16   85
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Основные организационно-управленческие решения в управлении персоналом. Решения в нестандартных ситуациях. 4
2 Административно-документационное обеспечение управления персоналом. Оформление документов по кадровому делопроизводству. 4
3 Методы личностного развития и повышения профессионального мастерства. Обучение на собственном опыте и опыте других. Анкетирование и обработка статистических данных. 4
4 Основные методы макро- и микроэкономики. Оценка организационной культуры организации. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Изучение опыта организационно-управленческих решений в различных организациях и отраслях. Тестирование знаний. 22
2 Изучение основных положений Трудового кодекса, основ административного права, уголовного права в сфере трудовых отношений. Тестирование знаний. 22
3 Изучение опыта разрешения конфликтных ситуаций в коллективе. Анализ методик социальных экспериментов. Тестирование знаний. 21
4 Опыт развития организационной культуры организации. Тестирование знаний. 20

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 126 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Воронина А.В. "Управление персоналом": учеб.-метод. пособие /ФГБОУ ВО РГУПС А.В. Воронина, О. Г. Сорокина. - 2017.- 90 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОК-5 +
ОК-6 +
ОК-7 +
ОК-11 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-5 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-6 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-7 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-11 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

основные организационно-управленческие решения;

нормативно-правовые акты в профессиональной деятельности;

принципы кооперации с коллегами, работы в коллективе;

основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач в сфере управления персоналом.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основы философии и концепция управления персоналом.
2) Принципы и методы управления персоналом.
3) Методы построения системы управления персоналом.
4) Методы личностного развития и повышения профессионального мастерства.
5) Обучение на собственном опыте и опыте других.
6) Анкетирование и обработка статистических данных.
7) Компетентностный подход к разработке требований к должности.
8) Понятия "компетенция" и "компетентность", виды компетенций.
9) Построение модели (карты) компетенций.
10) Теории поведения личности.
11) Процесс формирования и развития личности.
12) Установки: понятие, компоненты, функции и изменения. Когнитивный диссонанс.
13) Формальные и неформальные группы, их взаимодействие в организации.
14) Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе.
15) Команды в современных организациях.
16) Корпоративную культура и поведение организации.
17) Управление конфликтами.
18) Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе.
19) Виды философии управления персоналом: американская, японская, европейская, российская.
20) Основные организационно-управленческие решения в управлении персоналом.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Описать организационную культуру предприятия (на примере).
2) Вести учет кадрового делопроизводства при привлечении, отборе и адаптации персонала.
3) Создавать команды профессионалов и эффективной работы в командах (на примере).
4) Отстаивать свои позиции, убеждения, находить компромиссные и альтернативные решения (на примере защиты презентации).
5) Описать методы социальных и гуманитарных наук.
6) Описать методы экономических наук при решении профессиональных задач.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методы разработки и реализации программ в управлении персоналом.

2) Современные технологии управления персоналом организации.

3) Современные технологии управления поведением персонала (формирования и поддержания морально-психологического климата в организации, управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью организации и ее персонала, управления дисциплинарными отношениями).

4) Найти в сети Интернет источники и информацию о факторах эффективной групповой работы.

5) Найти в сети Интернет источники и информацию о принципах управления поведением индивидов внутри организации.

6) Нормативные правовые акты при выполнении функций управления персоналом.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-5 4 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-6 4 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 4 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-11 4 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Михайлина Г. И. Управление персоналом [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Михайлина Г. И. - Москва : Дашков и К, 2016. - 280 с. ЭБС IPRbooks
2 Блинов А. О. Управленческое консультирование [Текст] : Учебник для магистров / Блинов А. О. - Москва : Дашков и К, 2016. - 212 с. ЭБС «IPRbooks»

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Дейнека А. В. Современные тенденции в управлении персоналом [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Дейнека А. В. - Москва : Академия Естествознания, Южный институт менеджмента, 2012. - 403 с. ЭБС IPRbooks
2 Зеленков М. Ю. Конфликтология [Текст] : Учебник / Зеленков М. Ю. - Москва : Дашков и К, 2015. - 324 с. ЭБС IPRbooks
3 Моисеева Е. Г. Управление персоналом. Современные методы и технологии [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Моисеева Е. Г. - Саратов : Вузовское образование, 2017. - 139 с. ЭБС IPRbooks

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Воронина А.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Управление персоналом". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Воронина А.В. "Управление персоналом": учеб.-метод. пособие /ФГБОУ ВО РГУПС А.В. Воронина, О. Г. Сорокина. - 2017.- 90 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 35286.