РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика, учет и анализ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Экономика труда"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

программа академического бакалавриата

Экономика предприятий и организаций

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Риполь-Сарагоси Людмила Геннадьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Экономика труда" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Буряков Геннадий Александрович, профессор, кафедра "Экономика", ИСОиП (филиал ДГТУ).





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Экономика т_Б_38.03.01_во_5_ЭУА_п33753_35136.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экономика труда".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экономика труда" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Планирование на предприятии", "Экономика предприятия";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Стандартные задачи профессиональной деятельности

Умеет: применять основы экономических знаний для решения стандартных задач профессиональной деятельности

Имеет навыки: решать профессиональные задачи экономики труда

ОПК-1 - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Место дисциплины 1Б.Б "Экономика труда" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат, 4 года заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПЭБ, РЭБ, РЭэ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 58   58
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 58   58
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4 года заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 125   64 61
Контрольная работа (К) 12     12
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 113   64 49
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 10 68 76
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 125   64 61
Контрольная работа (К) 12     12
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 113   64 49
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 10 68 76
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Исходные теоретико-методологические положения экономики труда. (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Цель, задачи и основные положения дисциплины "Экономика труда".

1.2. Стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

2. Рынок труда: сущность, основные компоненты, виды и модели. (Компетенция/и ОПК-1)

2.1. Изучение рынка труда на основе информационной и библиографической культуры.

2.2. Основные компоненты современного рынка труда.

2.3. Виды рынков труда.

2.4. Основные модели рынка труда.

3. Факторы и резервы эффективного использования рабочей силы. (Компетенция/и ОПК-1)

3.1. Факторы эффективности использования рабочей силы.

3.2. Резервы эффективного использования рабочей силы.

3.3. Оценка эффективности использования рабочей силы с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

4. Производительность труда и заработная плата. (Компетенция/и ОПК-1)

4.1. Понятие производительности труда и ее виды.

4.2. Заработная плата: структура, основные элементы.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 4   16
2 10 2   16
3 10 4   14
4 10 6   12
Итого 32 16   58
В т.ч. по интерактивным формам 16      

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Трудовой потенциал 4
2 Особенности рынка труда 2
3 Управление трудом в современных условиях 2
Основные элементы организации труда 2
4 Основные показатели эффективности использования рабочей силы 2
Организация заработной платы 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Труд как основа жизнедеятельности человека 16
2 Динамика численности возрастного состава населения России Тенденции миграционных процессов История развития рынка труда Активная политика занятости в РФ Социально–экономические механизмы регулирования занятости в трудоизбыточном регионе Социологический анализ процессов стабилизации занятости населения Теневая занятость 16
3 Управление трудом – управление сферой социально-трудовых отношений Деформации в управлении трудом Общественная организация труда Положения человека в общественном производстве Проблемы общественной организации труда 14
4 Состояние производительности труда в РФ Институциональные условия эффективности труда Макроэкономические пропорции и динамика общественной производительности труда Оплата труда, как фактор динамики производительности труда Функциональное и личное распределение доходов населения Тенденции развития форм и систем оплаты труда 12

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4 года заочное бакалавриат составляет 113 час., по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 113 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Риполь-Сарагоси, Л.Г.Экономика труда: учебно-методическое пособие самостоятельного изучения учебного материала и выполнения контрольных работ / Л.Г. Риполь-Сарагоси; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 20 с. Электронно-библиотечная система РГУПС http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/components/com_irbis/ajax_provider.php?unit=ed_static&task=ed_download&bl_id=3&rec_id=1143283751&occ=1

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

предусмотренные учебным планом контрольные работы студентов заочной формы обучения выполняются в форме компьютерного тестирования. Фонды оценочных средств имеются в ЦМКО.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Сущность рынка труда
2)Особенности функционирования рынка труда
3)Компоненты рынка труда
4)Виды рынка труда
5)Модели рынка труда
6)Трудовые ресурсы и рабочая сила
7)Экономически активное и экономически неактивное население
8)Трудовой потенциал общества
9)Исторический опыт регулирования рынка труда
10)Уровни управления трудом
11)Необходимость управления трудом
12)Сущность управления трудом
13)Типы, формы управления трудом
14)Методы управления трудом
15)Понятие безработицы.
16)Классификация безработицы.
17)Сущность и содержание скрытых форм безработицы и занятости
18)Причины скрытой безработицы
19)Социальные последствия скрытой безработицы
20)Причины теневой занятости
21)Социальные последствия теневой занятости
22)Особенности безработицы в РФ.
23)Пути минимизации безработицы
24)Теории занятости населения
25)Функции занятости
26)Скрытая и теневая занятость
27)История развития рынка труда
28)Особенности рынка труда в сфере деятельности предприятий с иностранным капиталом
29)Государственная система управления трудовыми ресурсами
30)Институциональные условия эффективности труда

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Использовать правовую основу организации труда на предприятиях
2)Осуществлять социологический анализ процессов стабилизации занятости населения
3)Определять потребности в рабочих местах
4)Определять трудовой потенциал работника организации
5)Определять основные требования к организации и планировке рабочего места: границы восприятия световых сигналов на рабочем месте; поле зрения человека в горизонтальной плоскости; эргонометрические требования.
6)Анализировать условия труда на производстве: санитарно-гигиенические факторы
7)Анализировать условия труда на производстве: психофизиологические факторы
8)Анализировать условия труда на производстве: эстетические факторы и факторы, определяющие режим труда и отдыха.
9)Устанавливать этапы нормирования труда.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Использовать методы нормирования труда: аналитический метод.

2)Использовать методы нормирования труда: суммарный метод.

3)Применять виды норм затрат труда.

4)Определять сущность и значение эффективности производства и производительности труда.

5)Использовать методы измерения производительности труда.

6)Применять принципы оплаты труда.

7)Применять формы и системы оплаты труда.

8)Осуществлять стимулирование трудовой деятельности.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 5 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Экономика труда. В 2 ч., часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ И.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Юрайт», 2017. Электронно-библиотечная система "Юрайт" https://biblio-online.ru/viewer/F20EA8D8-6267-4BEF-BAC0-484768CE4B1E/ekonomika-truda-v-2-ch-chast-1#page/1
2 Экономика труда. В 2 ч., часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ И.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Юрайт», 2017. Электронно-библиотечная система "Юрайт" https://biblio-online.ru/viewer/A2117CFA-CA66-49B2-B64C-20F981005441/ekonomika-truda-v-2-ch-chast-2#page/1

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Одегов, Ю. Г. Экономика труда : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 387 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07329-4. https://biblio-online.ru/viewer/1D4F1554-9D2D-49BC-A50A-9C4AE0184D22/ekonomika-truda#page/1
2 Управление персоналом, журнал. 2015-2017гг.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Риполь-Сарагоси Л.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экономика труда". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Риполь-Сарагоси, Л.Г. Экономика труда: Учебно-методическое пособие для практических занятий / Л.Г. Риполь-Сарагоси; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 37 с. Электронно-библиотечная система РГУПС http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/components/com_irbis/ajax_provider.php?unit=ed_static&task=ed_download&bl_id=3&rec_id=2014238852&occ=1

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 Справочно-поисковая система "КонсультантПлюс"

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 35136.