РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Системное программное обеспечение вычислительной техники"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

программа академического бакалавриата

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Жуков Вячеслав Васильевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Системное программное обеспечение вычислительной техники" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н. Рыбалко И. П., доцент. каф. "ПОВТ и АС", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Системное п о в т_Б_09.03.01_во_56_ВТиАСУ_п21819_35130.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Системное программное обеспечение вычислительной техники".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Системное программное обеспечение вычислительной техники" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Интеллектуальные информационные системы на транспорте", "Разработка и конструирование микропроцессорных устройств", "Технологии программирования";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: - основы системного программирования

Умеет: - инсталлировать, тестировать,испытывать и использовать программно-аппаратные средства вычислительных и информационных систем; - работать с современными системами программирования, включая объектно-ориентированные.

Имеет навыки: - владения языками процедурного и объектно-ориентированного программирования, навыками разработки и отладки программ не менее чем на одном из алгоритмических процедурных языков программирования высокого уровня

ОПК-2 - способностью осваивать методики использования программных средств для решения практических задач

Знает: - основы системного программирования.

Умеет: - инсталлировать, тестировать,испытывать и использовать программно-аппаратные средства вычислительных и информационных систем; - работать с современными системами программирования, включая объектно-ориентированные.

Имеет навыки: - владения языками процедурного и объектно-ориентированного программирования, навыками разработки и отладки программ не менее чем на одном из алгоритмических процедурных языков программирования высокого уровня

ПК-3 - способностью обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Системное программное обеспечение вычислительной техники" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика и программирование", "Объектно-ориентированное программирование", "Операционные системы".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: АВБ.

Дисциплина реализуется в 5, 6 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц, или 324 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 133 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 120 120 64 56
Лекции (Лек) 60 60 32 28
Лабораторные работы (Лаб) 60 60 32 28
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
13 13 5 8
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 146   75 71
Контрольная работа (К)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 40     40
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 106   75 31
Контроль, всего и в т.ч. 45   36 9
Экзамен (Экз) 36   36  
Зачет (За) 9     9
Общая трудоемкость, часы 324 133 180 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9   5 4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Основные принципы построения трансляторов. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-3)

1.1. Трансляторы, компиляторы и интерпретаторы – общая схема работы: 1) Формальное определение транслятора.2) Этапы трансляции. Общая схема работы транслятора.

1.2. Анализ исходной программы: 1) Лексический анализ2) Синтаксический анализ3) Семантический анализ.

2. Формальные языки и грамматики. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-3)

2.1. Формальные языки и грамматики: 1) Цепочки символов и операции над ними. 2) Понятие языка. 3) Формальное определение языка и операции над языками.

2.2. Формальные грамматики: 1) Формальное определение грамматики.2) Способы описания грамматик. Формулы Бэкуса-Наура.3) Принцип рекурсии в правилах грамматики.4) Классификация грамматик. Четыре типа грамматик по Хомскому.

2.3. Распознаватели: 1) Общая схема распознавателя.2) Распознаватели для различных видов грамматик.

2.4. Цепочки вывода. Сентенциальная форма: 1) Вывод. Цепочки вывода.2) Левосторонний и правосторонний вывод.3) Сентенциальная форма грамматики. Язык, заданный грамматикой.

2.5. Проблемы однозначности и эквивалентности грамматик: 1) Дерево вывода. Методы построения дерева вывода.2) Однозначные и неоднозначные грамматики.3) Проверка однозначности и эквивалентности грамматик.

3. Лексические анализаторы. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-3)

3.1. Регулярные языки и грамматики: 1) Регулярные грамматики.2) Автоматные грамматики.3) Конечный автомат, как распознаватель автоматных языков.

3.2. Роль и построение лексических анализаторов: 1) Задачи лексического анализа.2) Токены, шаблоны, лексемы.3) Диаграммы переходов и их реализация.4) Генераторы лексических анализаторов.

4. Синтаксический анализ. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-3)

4.1. Основные принципы работы синтаксических анализаторов: 1) Определение синтаксического анализатора.2) Автоматы с магазинной памятью.3) Построение синтаксических анализаторов.

4.2. Проблемы синтаксического анализа и преобразование КС-грамматик: 1) Преобразование грамматик.2) Определение левой рекурсии, её устранение.3) Проблема выбора правила грамматики. Синтаксические распознаватели с возвратом.

4.3. Левосторонний разбор по методу рекурсивного спуска: 1) Синтаксический разбор для LL(1)-грамматик.2) Практическая реализация синтаксического анализатора для разбора арифметического выражения и простейших операторов.

4.4. Восходящие распознаватели КС-языков без возвратов: 1) Синтаксический разбор для LR(1)-грамматик.2) Распознаватель на основе алгоритма «сдвиг-свёртка».3) Практическая реализация синтаксического анализатора для разбора арифметического выражения и простейших операторов.

4.5. Нерекурсивный предиктивный синтаксический анализатор: 1) Понятие предиктивного синтаксического анализатора.2) Общая схема распознавателя.3) Построение таблицы распознавателя.4) Множества FIRST и FOLLOW.

4.6. Операторные грамматики. Грамматики операторного предшествования: 1) Отношения предшествования.2) Приоритет операторов.3) Нахождение и использование отношений приоритетов операторов.

5. Синтаксически управляемая трансляция. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-3)

5.1. Синтаксически управляемые определения: 1) Понятие атрибута.2) Аннотированное дерево вывода.3) Синтезируемые атрибуты.4) Наследуемые атрибуты.

6. Схемы трансляции. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-3)

6.1. Понятия схем и их реализация: 1) Понятие схем трансляции2) Включение семантических действий в правила грамматики.3) Практическая реализация схем трансляции для арифметического выражения и простейших операторов.

Семестр № 6

7. Проверка типов. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-3)

7.1. Системы типов: 1) Выражения типов. 2) Системы типов. 3) Статическая и динамическая проверка типов. Восстановление после ошибки.

7.2. Спецификация простой программы проверки типов: 1) Простой язык. 2) Проверка типов выражений. 3) Проверка типов инструкций. 4) Проверка типов функций.

7.3. Преобразования типов: 1) Неявное преобразование типов.

8. Среды времени исполнения. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-3)

8.1. Вопросы исходного языка: 1) Процедуры. 2) Деревья активации. 3) Стеки управления. 4) Область видимости объявления. 5) Организация памяти и связывание имен.

8.2. Организация памяти: 1) Классификация памяти времени выполнения. 2) Записи активаций.

9. Генерация и оптимизация кода. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-3)

9.1. Понятия, связанные с генерацией кода: 1) Распределение памяти.2) Методы генерации кода.2) Генерация кода на языке ассемблера.

9.2. Генерация кода для основных операторов: 1) Генерация кода для основных операторов.

10. Современные системы программирования. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-3)

10.1. Понятие и структура системы программирования: 1) Понятие о системе программирования. 2) Возникновение систем программирования. 3) Появление интегрированных сред разработки.

10.2. Структура современной системы программирования: 1) Принципы функционирования систем программирования. 2) Компилятор как составная часть системы программирования. 3) Функции текстовых редакторов в системах программирования.

10.3. Библиотеки подпрограмм как составная часть систем программирования: 1) Статические библиотеки подпрограмм. 2) Динамические библиотеки подпрограмм.

10.4. Разработка приложений в архитектуре “клиент-сервер”: 1) Разработка приложений в архитектуре “клиент-сервер”.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4   4 12
2 8   4 12
3 4   6 21
4 10   6 10
5 4   6 10
6 2   6 10
7 6   6 8
8 6   6 8
9 8   8 8
10 8   8 7
Итого 60   60 106
В т.ч. по интерактивным формам 60   60  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Организация таблиц идентификаторов по методу бинарного дерева 4
2 Программирование конечного автомата. 4
3 Разработка лексического анализатора. 6
4 Метод рекурсивного спуска. 6
5 Синтаксический анализ выражения методом рекурсивного спуска. 6
6 Синтаксический анализ выражения восходящим методом. 6
Семестр № 6
7 Разработка программ на ассемблере 6
8 Генерация кода для арифметического выражения. 6
9 Генерация кода для секции объявления. 8
10 Генерация кода для оператора цикла и условного оператора. 4
Генерация кода для операторов ввода-вывода. 4

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Вывод предложений языка на основе контекстно-свободной крамматики. 12
2 Построение дерева вывода 12
3 Распознавание идентификаторов и ключевых слов 12
Интерфейс к лексическому анализатору 9
4 Разработка грамматики 10
5 Построение процедур рекурсивного спуска для анализа секции объявлений в Паскале 10
6 Автоматизация построения синтаксических анализаторов (программа YACC) 10
Семестр № 6
7 Построение таблиц идентификаторов по методу бинарного дерева Хэш-функции и хэш-адресация 8
8 Макроязыки и макрогенерация 8
9 Генерация кода на языке Ассемблера в процедурах рекурсивного спуска 8
10 Разработка приложений в архитектуре “клиент-сервер” 7

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Учебно-методическая документация и материалы, обеспечивающие реализацию образовательной технологии по дисциплине 1Б.В.ОД.06 Системное программное обеспечение информационных систем: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся / В.В. Жуков. РГУПС: - Ростов н/Д, 2017.
2 Ломаш Д.А. Объектно-ориентированное программирование. Разработка через тестирование. Библиотека JUNIT : учеб.-метод. пособие/ Д.А. Ломаш, Д.Е. Демидов; РГУПС. -Ростов н/Д, 2009. -30 с.:a-ил.
3 Ломаш Д. А. Объектно ориентированное программирование. Интегрированная среда разработки ECLIPSE. Разработка программ на JAVA : учеб.-метод. пособие/ Д. А. Ломаш, Г. Д. Даглдиян; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2014. -15 с.:
4 Лященко З.В. Системное программное обеспечение: [Электронный ресурс ] учебно-методическое пособие для самостоятельной работы /Лященко З.В., Палагута В.С.; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 27 с. Э.Р. НТБ РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5 6
ОПК-2 + +
ПК-3 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-3 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

разработка простейшего компилятора с языка подобного Паскалю. (вариативное задание).


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Общую схему трансляции.
2) Регулярные множества, языки и выражения.
3) Общие положения синтаксического анализа.
4) Проблемы нисходящего разбора.
5) Проблемы левосторонней рекурсии.
6) Проблему возвратов при нисходящем разборе
7) Синтаксически управляемый перевод.
8) Синтаксические анализаторы.
9) Принципы построения лексических анализаторов
10) Алгоритм разбора для LL(1)-грамматик Распознаватель на основе алгоритма «сдвиг-свертка»
11) Определение LL(K)-грамматики
12) Левосторонний разбор по методу рекурсивного спуска
13) Нисходящие распознаватели КС-языков без возвратов
14) Принципы работы распознавателей с возвратом
15) Распознаватели КС-языков с возвратом
16) Детерминированные МП-автоматы
17) Распознаватели КС-языков. Автоматы с магазинной памятью
18) Алгоритм преобразования регулярной грамматики к автоматному виду.
19) Леволинейные и праволинейные грамматики. Автоматные грамматики.
20) Регулярные языки и грамматики
21) Постановку задачи разбора
22) Классификацию распознавателей по типам языков
23) Виды распознавателей
24) Общую схему распознавателя
25) Языки и цепочки символов. Способы задания языков

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Применять регулярные множества и регулярные выражения
2) Применять детерминированные и недетерминированные конечные автоматы
3) Использовать токены и лексемы
4) Применять лексический анализ
5) Использовать связь регулярной грамматики с конечным автоматом.
9) Использовать регулярные выражения. Свойства регулярных выражений
10) Использовать правила, задающие неоднозначность в грамматиках
11) Использовать эквивалентность и преобразование грамматик
12) Использовать однозначные и неоднозначные грамматики
13) Использовать проблемы однозначности и эквивалентности грамматик
14) Применять дерево вывода. Методы построения дерева вывода
15) Применять сентенциальную форму грамматики. Язык, заданный грамматикой
16) Использовать вывод. Цепочки вывода
17) Применять классификацию языков
18) Применять классификацию грамматик. Четыре типа грамматик по Хомскому
19) Использовать способы задания грамматик
20) Использовать принцип рекурсии в правилах грамматики
21) Применять определение грамматики. Форма Бэкуса—Наура
22) Использовать особенности языков программирования
23) Применять синтаксис и семантику языка
24) Применять способы задания языков
25) Применять понятие языка. Формальное определение языка
26) Применять цепочки символов. Операции над цепочками символов

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Программированием лексического анализатора.
2) Программированием синтаксического анализа при рекурсивном спуске.
3) Программированием конечного автомата.
4) Программированием синтаксического анализа для блока объявлений.
5) Программированием синтаксического анализа арифметического выражения
6) Программированием синтаксического анализа логического выражения
7) Программированием синтаксического анализа оператора присваивания
8) Программированием синтаксического анализа оператора ввода
9) Программированием синтаксического анализа оператора вывода
10) Программированием синтаксического анализа условного оператора
11) Программированием синтаксического анализа оператора цикла
12) Программированием синтаксического анализа блока операторов
13) Алгоритмом сдвиг-свертка при восходящем синтаксическом анализе
14) Построением функции FIRST для LL(1) грамматик
15) Построением функции FOLLOW для LL(1) грамматик
16) Построением таблиц предиктивного анализа
17) Алгоритмом предиктивного анализа
18) Использованием отношений предшествования
19) Использованием генератора синтаксических анализаторов YACC
20) Созданием лексического анализатора в YACC с использованием LEX

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные понятия генерации и оптимизации кода
2) Семантический анализ и подготовку к генерации кода
3) Назначение семантического анализа
4) Этапы семантического анализа
5) Распределение памяти. Принципы распределения памяти
6) Дисплей памяти процедуры (функции).
7) Стековая организация дисплея памяти
8) Память для типов данных (RTTI-информация)
9) Генерация кода. Методы генерации кода
10) Общие принципы генерации кода.
11) Синтаксически управляемый перевод
12) Способы внутреннего представления программ
13) Схемы СУ-перевода
14) Вопросы исходного языка при организации среды времени выполнения.
15) Деревья активации
16) Стеки управления
17) Область видимости объявления
18) Организация памяти и связывание имен
19) Оптимизация кода. Основные методы оптимизации
20) Классификация памяти времени выполнения
21) Размещение локальных данных в процессе компиляции
22) Возможности языков по динамическому выделению памяти
23) Технологии динамического распределения памяти
24) Понятие и структура системы программирования
25) История возникновения систем программирования
26) Структура современной системы программирования
27) Принципы функционирования систем программирования
28) Общие принципы оптимизации кода

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Использовать обратную польскую запись операций
2) Использовать оптимизацию линейных участков программы
3) Применять методы оптимизации программ
4) Использовать машинно-зависимые методы оптимизации
5) Использовать выражения типов
6) Использовать системы типов
7) Использовать статическую и динамическую проверку типов
8) Использовать восстановление после ошибки
9) Использовать спецификацию простой программы проверки типов
10) Применять проверку типов для простого языка
11) Использовать проверку типов выражений
12) Использовать проверку типов инструкций
13) Использовать проверку типов функций
14) Использовать записи активаций
15) Использовать стратегии выделения памяти
16) Использовать статическое распределение памяти
17) Использовать стековое распределение памяти
18) Устранять висячие ссылки
19) Использовать распределение памяти в куче
20) Использовать доступ к нелокальным именам
21) Использовать лексическую область видимости без вложенных процедур
22) Использовать лексическую область видимости при наличии вложенных процедур
23) Использовать дисплеи
24) Использовать динамическую область видимости
25) Использовать передачу параметров в процедуры

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Передачей параметров по значению .

2) Передачей параметров по ссылке .

3) Передачей параметров по методу копирование-восстановление .

4) Передача параметров по имени .

5) Организацией таблиц символов .

6) Созданием записей таблиц символов .

7) Использованием списков для представления таблицы символов .

8) Созданием Хеш-таблицы .

9) Явным выделением блоков фиксированного размера .

10) Явным выделением блоков переменного размера .

11) Основными источниками оптимизации .

12) Выделением общих подвыражений при оптимизации кода .

13) Удалением бесполезного кода при оптимизации .

14) Оптимизацией циклов .

15) Функциями текстовых редакторов в системах программирования.

16) Компилятором как составной частью системы программирования .

17) Генерацией программы на Ассемблере.

18) Программированием генерации команд для оператора вывода.

19) Программированием генерации команд для оператора ввода.

20) Программированием генерации команд для оператора присваивания.

21) Программированием генерации команд для условного оператора.

22) Программированием генерации команд для оператора цикла.

23) Программированием генерации команд для блока объявлений.

24) Программированием генерации команд для логического выражения.

25) Программированием генерации команд для арифметического выражения.

26) Программированием перевода выражений из инфиксной записи в польскую.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Методические рекомендации по составлению и апробации фондов оценочных средств по дисциплинам направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования в рамках проведения компьютерного тестирования [Текст] : методические рекомендации / М. С. Тимофеева, В. Н. Семенов, Л. М. Кирсанова [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 78 с.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 5 1, 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 7, 8, 9, 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7, 8, 9, 10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7, 8, 9, 10 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7, 8, 9, 10 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 5 1, 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6 7, 8, 9, 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7, 8, 9, 10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7, 8, 9, 10 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7, 8, 9, 10 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Малявко А. А. Системное программное обеспечение. Формальные языки и методы трансляции. Часть 1 / Малявко А. А. - 2010. - 104 с. ЭБС IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/45017.html
2 Малявко А. А. Системное программное обеспечение. Формальные языки и методы трансляции. Часть 2 / Малявко А. А. - 2011. - 160 с. ЭБС IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/45018.html
3 Малявко А. А. Системное программное обеспечение. Формальные языки и методы трансляции. Часть 3 / Малявко А. А. - 2012. - 120 с. ЭБС IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/45019.html

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Васильев А.Н. Java. Объектно-ориентированное программирование для магистров и бакалавров : базовый курс по объектно-ориентир. программированию : учеб. пособие/ А. Н. Васильев. -М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2013. -396 с.:a-ил.
2 Журнал «Автоматика, связь, информатика»
3 Ведерникова О.Г. Программирование на языке С/С++ : учеб. пособие для студентов специальности 23.02.01/ О.Г. Ведерникова; РГУПС. -Ростов н/Д, 2008. -50 с. +Э.Р. НТБ РГУПС http://rgups.ru:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/
4 Грицык, В. И. Словарь аббревиатур. Транспорт, строительство, экономика, менеджмент, маркетинг, системотехника, информатика, геоинформатика [Текст] : словарь / В.И. Грицык, В.В. Космин; ред. В.И. Грицык ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Маршрут, 2009. - 277 с.
5 Дергачев, В. В. Основы программирования в среде Embarcadero Delphi 2010 : учеб. пособие / В.В. Дергачев ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2010. - 69 с. + Э.Р. НТБ РГУПС http://rgups.ru:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/
6 Бутакова, М. А. Программирование в среде Lazarus [Текст] : учеб. пособие / М. А. Бутакова, Н. М. Нечитайло, В. В. Ильичева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 231 с. + Э.Р. НТБ РГУПС http://rgups.ru:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/
7 Огнева, М. В. Программирование на языке с++: практический курс : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / М. В. Огнева, Е. В. Кудрина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 335 с. — (Серия : Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-05123-0. ЭБС ЮРАЙТ https://biblio-online.ru/viewer/7670D7EC-AC37-4675-8EAE-DD671BC6D0E4/programmirovanie-na-yazyke-s-prakticheskiy-kurs#page/1

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Жуков В.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Системное программное обеспечение вычислительной техники". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Жуков, В. В. Системное программное обеспечение [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие по выполнению курсовой работы / В. В. Жуков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 13 с. Э.Р. НТБ РГУПС http://rgups.ru:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/
3 Системное программное обеспечение: учебно-методическое пособие для выполнения лабораторных и практических работ/ В.В. Жуков ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 64 с. Э.Р. НТБ РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 Visual Studio (для выполнения лабораторных работ)

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 35130.