РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Прикладное программирование и базы данных"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

программа академического бакалавриата

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Игнатьева Олеся Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Прикладное программирование и базы данных" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Рыбалко И. П., доцент. каф. "ПОВТ и АС", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Прикладное п и б д_Б_09.03.01_во_56_ВТиАСУ_п21881_35106.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Прикладное программирование и базы данных".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Прикладное программирование и базы данных" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Объектно-ориентированное программирование", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных, дополнительных профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Интеллектуальные информационные системы на транспорте", "Технологии программирования";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: - назначение и структуру баз данных и системы управления базами данных для информационных систем различного назначения, основные понятия в области баз данных и их особенности; - теоретические основы, методы проектирования баз данных и создания приложений на их основе; - современные тенденции развития баз данных и информационных систем; - основы объектно-ориентированного программирования; - технологию разработки прикладных программ баз данных.

Умеет: - разрабатывать базы данных для информационных и автоматизированных систем различного назначения; - работать с современными системами программирования, включая объектно-ориентированные. - инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем с базами данных.

Имеет навыки: - разработки приложений на основе систем управления базами данных для информационных систем различного назначения; - технологией разработки приложений на языке высокого уровня, использующих для хранения информации в базу данных; - языками объектно-ориентированного программирования.

ОПК-1 - способностью инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем

Знает: - теоретические основы предпроектного обследования объекта проектирования, системного анализа предметной области, их взаимосвязей. - основные принципы проектирования, логическую и физическую структуру баз данных. - методы организации данных на уровне проектирования и методы разработки приложений с базами данных.

Умеет: - анализировать информационные процессы предметной области и обосновывать проектные решения по структуре базы данных и ее компонентам. - проектировать базы данных для конкретных предметных областей.- работать с современными системами управления базами данных. - использовать принципы, методики и процессы проектирования пользовательских приложений баз данных.

Имеет навыки: - анализа требований пользователей и определения всех значимых объектов предметной области базы данных. - технологиями моделирования, проектирования и реализации базы данных. - навыками тестирования, отладки и верификации программ в среде системы управления базами данных.

ПК-3 - способностью обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности

Знает: - базы данных и системы управления базами данных для информационных систем различного назначения. - основы объектно-ориентированного подхода к программированию; - теоретические основы обеспечения безопасности и целостности данных информационных систем и технологий.

Умеет: - работать с современными системами программирования, включая объектно-ориентированные. - инсталлировать и сопрягать аппаратные и программные средства с базами данных .

Имеет навыки: - разработки приложений на основе систем управления базами данных для информационных систем различного назначения. - инсталлировать и сопрягать аппаратные и программные средства с базами данных в составе интеллектуальных систем управления безопасных АСУ ТП.

ДПК-2 - способностью инсталлировать и сопрягать аппаратные и программные средства в составе интеллектуальных систем управления безопасных АСУ ТП

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Прикладное программирование и базы данных" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика и программирование", "Объектно-ориентированное программирование", "Теоретические основы информационных и компьютерных технологий".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: АВБ.

Дисциплина реализуется в 5, 6 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц, или 252 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 115 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 106 106 64 42
Лекции (Лек) 60 60 32 28
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 46 46 32 14
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 3 6
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 92   41 51
Контрольная работа (К)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 92   41 51
Контроль, всего и в т.ч. 45   36 9
Экзамен (Экз) 36   36  
Зачет (За) 9     9
Общая трудоемкость, часы 252 115 144 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   4 3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Основы баз данных и систем управления базами данных. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-3, ДПК-2)

1.1. Введение в базы данных и СУБД: 1) Понятие базы данных 2) Традиционные файловые системы 3) Понятие Системы управления базами данных 4) Основные функции 5) Языки баз данных СУБД: DDL, DML, процедурные и непроцедурные языки запросов, языки 4GL 6) Обобщенная архитектура СУБД и основные компоненты СУБД 7) Достоинства и недостатки СУБД.

1.2. Трехуровневая архитектура систем баз данных ANSY/SPARK: 1) Уровни представления данных 2) Схемы, отображения и экземпляры 3) Независимость от данных.

1.3. Архитектура многопользовательских СУБД: 1) Телеобработка 2) Файловый сервер 3) Технология «клиент/сервер» 4) Многозвенные архитектуры 5) Распределенная база данных и СУРБД.

2. Модели данных. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-3, ДПК-2)

2.1. Обзор моделей данных: 1) Определение и назначение модели данных. 2) Классификация моделей данных.

2.2. Даталогические модели данных: 1) Даталогическая модель данных. Типы связей: «один-к-одному», «один-ко-многим», «многие-ко-многим» 2) Реляционная модель данных 3) Иерархическая модель данных 4) Сетевая модель данных 5) Сравнительная характеристика даталогических моделей данных.

2.3. Инфологические модели данных: 1) Средства создания инфологической модели. Язык ER-диаграмм 2) Язык инфологического моделирования и семантические сети 3) Концепции ER-модели: сущности, атрибуты, ключи, типы связей. 4) Структурные ограничения. 5). Проблемы ER-моделирования 6) EER-модель.

3. Реляционная модель данных. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-3, ДПК-2)

3.1. Реляционная модель данных: 1) Используемая терминология 2) Структура реляционных данных 3) Отношения в базе данных 4) Свойства отношений 5) Реляционные ключи 6) Представление схем в реляционной базе данных 7) Реляционная целостность: определитель NULL, целостность сущностей, ссылочная целостность, корпоративные ограничения целостности.

3.2. Реляционные языки: 1) Теоретические языки запросов 2) Реляционная алгебра 3) Реляционное исчисление 4) Понятие реляционной полноты 5) Основные операции реляционной алгебры: Выборка, Проекция, Декартово произведение, Объединение, Пересечение, Разность, Деление, Операции соединения.

3.3. Нормализация реляционных баз данных: 1) Понятие нормализации отношений реляционной модели 2) Избыточность данных и аномалии вставки, удаления и обновления 3) Понятие функциональной зависимости 4) Процесс нормализации 5) 1 нормальная форма 6) 2 нормальная форма 7) 3 нормальная форма 8) Нормальная форма Бойса-Кодда 9) Высшие нормальные формы.

4. Язык структурированных запросов SQL. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-3, ДПК-2)

4.1. Запросы на языке SQL: 1) Подъязыки языка запросов SQL 2) Структура запроса на языке SQL 3) Формы использования SQL 3) Основы языка Transact-SQL 4) Запросы на создание, изменение и удаление структур данных CREATE, ALTER, DROP 5) Синтаксис оператора выборки данных SELECT. Многотабличные запросы. 6) Группировка и сортировка данных GROUP BY, ORDER BY 7) Запросы на добавление, изменение и удаление записей INSERT, UPDATE, DELETE 8) Транзакции.

4.2. Программируемые объекты БД и процедурное расширение языка: 1) Основы синтаксиса языка запросов PSQL. Переменные и временные таблицы. Операторы проверки условий и управления порядком выполнения программы. 2) Управление данными с помощью курсоров 3) Создание пользовательских функций FUNCTION 4) Создание хранимых процедур PROCEDURE 5) Создание триггеров TRIGGER.

Семестр № 6

5. Администрирование и эксплуатация баз данных. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-3, ДПК-2)

5.1. Обзор современных СУБД: 1). Обзор современных серверов баз данных, описание и сравнительная характеристика. 2). Классификация СУБД. Обзор настольных СУБД. Многопользовательские СУБД. 3). Особенности использования сервера Microsoft SQL Server. Утилиты и приложения сервера. Структура СУБД Microsoft SQL Server. 4). Сервер Oracle Multimedia Server. Утилиты и приложения сервера. Структура Oracle Server. 5). Сервер DB2 IBM. Утилиты и приложения сервера. Структура сервера. 6). СУБД для веб-разработки.

5.2. Администрирование баз данных и обеспечение безопасности: 1) Администрирование сервера баз данных 2) Резервное копирование и восстановление. 3) Управление транзакциями. 3) Защита базы данных. Типы опасностей. Авторизация пользователей. Безопасность баз данных и привилегии. Системные и объектные привилегии. 4) Управление пользователями базы данных. Типы пользователей. Управление доступом пользователей к базе данных. 5) Шифрование. Меры обеспечения безопасности и планирование защиты от непредвиденных обстоятельств. 6) Журнализация изменений баз данных. 7) Настройка производительности. 8). Параллельная обработка. 9). Распределенная обработка.

6. Технологии и интерфейсы доступа к данным. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-3, ДПК-2)

6.1. Технологии и интерфейсы доступа к данным: 1) Назначение технологий доступа к данным. 2). Протоколы согласованной работы. Межсетевые интерфейсы и драйверы. Стандартные методы совместного доступа к базам данных и программам в сложных информационных системах. 3). Обзор и сравнительная характеристика технологий доступа к данным (ODBC, DAO, ADO, ADO.NET и другие).

6.2. Объектная модель ADO.NET: 1). Источник данных DataSet. 2). Таблицы и поля (объекты DataTable и DataColumn). 3). Объекты DataRelation. 4) Строки (объект DataRow). 5) DataAdapter. 6) Объекты DBConnection и DBCommand.

6.3. Соединение с базой данных ADO.NET: 1) Командная строка соединения ConnectionString. 2) Управление соединением. Объект Connection. 3) События объекта Connection. 4) Обработка исключений. 5) Работа с пулом соединений.

6.4. Обработка запросов ADO.NET: 1) Стандартные запросы к БД. Простые запросы к БД. 2) Параметризованные запросы к БД. 3) Командная строка SQL-запроса CommandText. Объект Command. Свойства CommandType и CommandText. 4) Метод ExecuteNonQuery. Метод ExecuteScalar. Метод ExecuteReader. 5) Параметризированные запросы с использованием методов ExecuteNonQuery, ExecuteScalar, ExecuteReader.

6.5. Работа с таблицами данных и анализ данных ADO.NET: 1) Объекты DataSet, DataTable и DataColumn. 2) Свойство PrimaryKey. Ограничения UniqueConstraint и ForeignKeyConstraint. 3) Отслеживание изменений в базе данных. Обработка исключений. 4) Объект DataRow. Программное создание и изменение записей таблицы данных. 5) События объекта DataTable.6) Объект DataView. 7) Фильтрация данных .8) Сортировка данных. 9) Поиск данных.

7. Использование современных инструментальных средств и технологий объектно-ориентированного программирования для разработки программных комплексов для баз данных. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-3, ДПК-2)

7.1. Разработка приложений для управления базами данных на основе объектно-ориентированного программирования: 1) Обзор возможностей современных систем программирования. Работа с базами данных с помощью Visual Studio, Java, Delphi. 2) Средства поддержания интерфейса с различными категориями пользователей. 3) Языки четвертого поколения 4GL. 4) Средства реализации диалогового интерфейса и подготовки отчетов.

7.2. Основы создания клиентских приложений для баз данных Visual Studio .NET: 1) Построение Windows-приложений с доступом к данным через ADO.NET. Доступ к данным в Windows-формах с использованием элемента управления DataGrid. 2) Создание набора данных DataSet. 3) Доступ к данным в Windows-формах с использованием текстовых полей. Связывание элементов TextBox с набором данных. 4) Выборка и сортировка данных через запросы с параметрами. 5) Создание и конфигурирование объектов DataConnection и DataAdapter. 6) Создание набора данных. Добавление навигации по записям. 7) Работа со связанными таблицами в Windows-формах.

7.3. Построение ASP-приложений с доступом к данным через ADO .NET: 1) Структура Web-формы. Добавление элементов управления и текста. Редактирование информации на уровне источника данных из Web-форм. 2) Создание Web-приложения с доступом к данным через компонент пользователя. 3) Фильтрация данных в Web-форме. 4) Структура и назначение Web-сервисов. Создание проекта XML Web Service. 5) Доступ к Web-сервису из клиентского приложения. Создание приложения клиента Web-сервиса.

8. Современные направления развития баз данных. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-3, ДПК-2)

8.1. Виды современных направлений развития баз данных: 1) Распределенные базы и системы управления распределенными базами данных. 2) Параллельные базы данных. 3) Объектно-ориентированные базы данных. 4) Гипертекстовые и мультимедийные БД.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   10
2 6 2   10
3 6 2   10
4 16 26   11
5 8     16
6 6 4   10
7 8 10   12
8 6     13
Итого 60 46   92
В т.ч. по интерактивным формам 60 46    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Описание предметной области базы данных. Проектирование базы данных. 2
2 Установка соединения с сервером Microsoft Sql Server и принципы создания баз данных. 2
3 Создание таблиц и ограничений 2
4 Введение в язык SQL. Создание таблиц и ограничений на SQL в СУБД SQL Server Management Studio. 2
Создание запросов на выборку данных, отбор строк по условию. 2
Создание многотабличных запросов. Запросы на соединение таблиц. 2
Создание запросов на группировку и сортировку данных. Запросы на изменение. Использование встроенных функций в запросах. 2
Создание и управление представлениями 2
Основы программирования с помощью процедурного расширения языка Transact-SQL в Microsoft Sql Server 2
Создание, изменение, применение и удаление функций и хранимых процедур 2
Создание, программирование и управление триггерами 2
Создание и управление транзакциями 2
Создание, применение и управление курсорами 2
Система безопасности SQL Server 2
Администрирование сервера баз данных MS SQL Server 4
Семестр № 6
6 Программирование баз данных с использованием среды Visual Studio и языка С#. Технология ADO.NET. Соединение с базой данных. 2
Программное подключение к БД в Visual Studio C#. Создание запросов. 2
7 Управление событиями в программировании БД 2
Определение класса для подключения к базе данных. Создание многооконного интерфейса в Visual Studio C#. 2
Параметризированные запросы на C# ADO.NET. 2
Поиск и фильтрация данных в базе данных на C# ADO.NET. 2
Создание отчетных форм в клиентских приложениях в Visual Studio C#. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Введение в базы данных и системы управления базами данных 10
2 Анализ моделей данных 10
3 Введение в реляционную модель данных 10
4 Основы языка структурированных запросов SQL 11
Семестр № 6
5 Администрирование и защита баз данных. 16
6 Обзор технологий и интерфейсы доступа к данным между клиентом и сервером 10
7 Анализ инструментальных средств и технологий программирования для разработки программных комплексов для баз данных 12
8 Исследование современных направлений развития баз данных. 13

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Игнатьева, О.В. Прикладное программирование и базы данных. Подготовка к тестам: [Электронный ресурс] учебно-методическое пособие для самостоятельной работы/ О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 14 с. ЭБС РГУПС
2 Игнатьева, О.В. Прикладное программирование и базы данных [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы/ О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 41 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5 6
ОПК-1 + +
ПК-3 + +
ДПК-2 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-3 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ДПК-2 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

провести анализ предметной области;

построить инфологическую модель проекта базы данных предприятия;

устранить возможные ловушки соединения;

произвести обоснованный выбор СУБД;

построить даталогическую модель проекта базы данных;

произвести нормализацию полученной модели до нормальной формы не ниже 3НФ;

построить физическую модель проекта базы данных предприятия;

создать клиентское приложение проекта базы данных предприятия.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Введение в базы данных: понятие базы данных, традиционные файловые системы.
2) Определение системы управления базами данных. Основные возможности СУБД.
3) Языки баз данных СУБД: DDL, DML, процедурные и непроцедурные языки запросов, языки 4GL.
4) Обобщенная архитектура СУБД и основные компоненты СУБД.
5) Достоинства и недостатки СУБД. Функции СУБД.
6) Архитектура многопользовательских СУБД: телеобработка.
7) Архитектура многопользовательских СУБД: файловый сервер.
8) Двухуровневая архитектура «клиент-сервер». Модификации двухзвенной архитектуры «клиент – сервер».
9) Трехуровневая архитектуры «клиент-сервер». Различные модели технологии «Клиент – сервер» (FS, RDA, DBS, AS).
10) Архитектура «клиент-сервер» для сетей Internet и Intranet.
11) Трехуровневая архитектура ANSY/SPARK: уровни представления данных, схемы, отображения и экземпляры, независимость от данных.
12) Определение и назначение моделей данных. Классификация моделей данных
13) Даталогическая модель данных. Классификация даталогической модели данных.
14) Типы связей: «один-к-одному», «один-ко-многим», «многие-ко-многим». Примеры использования типов связей.
15) Реляционная модель данных. Описание, свойства, достоинства и недостатки. Привести пример.
16) Иерархическая модель данных. Описание, свойства, достоинства и недостатки. Привести пример.
17) Сетевая модель данных. Описание, свойства, достоинства и недостатки. Привести пример.
18) Инфологические модели данных: средства создания инфологической модели, ER-диаграмма, концепции ER-модели: сущности, атрибуты, ключи, типы связей. Примеры ER-моделирования.
19) Инфологические модели данных: структурные ограничения, проблемы ER-моделирования. Примеры.
20) Реляционная модель данных: используемая терминология, структура реляционных данных.
21) Реляционная модель данных: отношения в базе данных, свойства отношений, реляционные ключи, представление схем в реляционной базе данных.
22) Реляционная модель данных: реляционная целостность: определитель NULL, целостность сущностей, ссылочная целостность, корпоративные ограничения целостности.
23) Реляционные языки. Реляционная алгебра. Реляционное исчисление. Понятие реляционной полноты. Правила определения реляционных СУБД.
24) Основные операции реляционной алгебры: выборка, проекция, декартово произведение. Примеры операций.
25) Основные операции реляционной алгебры: объединение, пересечение, разность. Примеры операций.
26) Основные операции реляционной алгебры: деление, операции соединения. Примеры операций.
27) Понятие нормализации отношений реляционной модели. Избыточность данных и аномалии вставки, удаления и обновления.
28) Нормализация отношений: понятие функциональной зависимости. Процесс нормализации. 1 нормальная форма. Пример 1НФ.
29) Нормализация отношений: 2 нормальная форма и 3 нормальная форма. Примеры 2НФ и 3НФ.
30) Нормализация отношений: нормальная форма Бойса-Кодда; высшие нормальные формы. Примеры НФБК и 4НФ.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Использовать язык структурированных запросов SQL. Описывать подъязыки языка запросов SQL.
2) Описывать структуру запроса на языке SQL, формы использования.
3) Описывать основы языка Transact-SQL: синтаксис, операторы и выражения, управляющие структуры.
4) Описывать основные типы данных в Transact-SQL.
5) Разрабатывать запросы на создание базы данных CREATE DATABASE. Приводить примеры запросов.
6) Разрабатывать запросы на изменение и удаление базы данных ALTER, DROP. Приводить примеры запросов.
7) Разрабатывать запросы на создание таблиц CREATE TABLE. Приводить примеры запросов.
8) Разрабатывать запросы на изменение и удаление таблиц ALTER, DROP. Приводить примеры запросов.
9) Описывать синтаксис оператора выборки данных SELECT, однотабличные запросы. Создавать запросы с использованием простейших условий, логических операторов и выражений. Приводить примеры запросов.
10) Описывать оператор выборки данных SELECT, однотабличные запросы. Создавать запросы с использованием специальных операторов: принадлежность множеству; принадлежность диапазону; соответствие шаблону; соответствие регулярному выражению; неопределенное значение. Приводить примеры запросов.
11) Описывать синтаксис оператора выборки данных SELECT, многотабличные запросы. Применять декартовое произведение, условие отбора, синонимы таблиц, соединение по равенству ключевых полей, соединение по неравенству. Приводить примеры запросов.
12) Описывать синтаксис оператора выборки данных SELECT, многотабличные запросы по двум и более таблиц. Применять самосоединение таблиц. Приводить примеры запросов.
13) Описывать виды запросов на соединение JOIN, внешние соединения. Работать с левыми внешними соединениями. Работать с правыми внешними соединениями. Выполнять внешнее соединение и условие отбора. Приводить примеры запросов.
14) Работать с полными внешними соединениями. Использовать перекрестные соединения, внешнее соединение трех и более таблиц, соединения с использованием фразы FROM, внутреннее соединение. Приводить примеры запросов.
15) Создавать запросы с использованием агрегатных функций (Transact-SQL), выражения с использованием агрегатных функций. Приводить примеры запросов.
16) Создавать запросы с использованием строковых функций (Transact-SQL). Приводить примеры запросов.
17) Создавать запросы с использованием числовых функций над числами (Transact-SQL), временных функций (Transact-SQL). Приводить примеры запросов.
18) Группировать данные GROUP BY по одному столбцу, по нескольким столбцам, использовать выражения в группировке, вложение агрегатных функций в группировку. Приводить примеры запросов.
19) Группировать данные GROUP BY с условием отбора групп, использованием фразы HAVING, использованием столбцов группировки во фразе HAVING, фраза HAVING без фразы GROUP BY. Приводить примеры запросов.
20) Сортировать данные ORDER BY: сортировка по столбцу или выражению,направление сортировки, сортировка по несольким столбцам, сортировка и группировка. Приводить примеры запросов.
21) Разрабатывать запросы на добавление записей INSERT: вставка отдельных строк, указание вставляемых столбцов, поддержка ограничений целостности, использование выражений, результат запроса в качестве вставляемого значения, вставка значений по умолчанию. Приводить примеры запросов.
22) Разрабатывать запросы на изменение UPDATE: обновление существующих данных, обновление всех строк, обновление по условию, подзапросы во фразе WHERE, подзапросы во фразе SET, обновление нескольких таблиц. Приводить примеры запросов.
23) Разрабатывать запросы на удаление записей DELETE: удаление существующих строк, удаление всех строк таблицы, удаление по условию, удаление одной строки, использование запросов, поддержка целостности при манипулировании данными. Приводить примеры запросов.
24) Описывать синтаксис оператора выборки данных SELECT, многотабличные запросы, декартовое произведение, условие отбора, синонимы таблиц, соединение по равенству ключевых полей, соединение по неравенству. Приводить примеры запросов.
25) Описывать виды запросов на соединение: внешние соединения. Работать с левыми внешними соединениями. Работать с правыми внешними соединениями. Применять внешнее соединение и условие отбора. Приводить примеры запросов.
26) Описывать синтаксис оператора выборки данных SELECT, многотабличные запросы по двум и более таблиц, самосоединение таблиц. Приводить примеры запросов.
27) Описывать основы синтаксиса процедурного расширения языка запросов PSQL, типы данных PL/SQL, структура блока PL/SQL, раздел объявлений DECLARE, выполняемый раздел, условные предложения. Приводить примеры запросов.
28) Описывать основы синтаксиса процедурного расширения языка запросов PSQL, итеративное управление (циклы), раздел исключений, выдача сообщений пользователю. Приводить примеры запросов.
29) Описывать основы синтаксиса процедурного расширения языка запросов PSQL, использование фраз FOR UPDATE и CURRENT OF, фраза INTO предложения SELECT. Приводить примеры запросов.
30) Применять управление данными с помощью курсоров: курсоры в стандарте SQL, определение курсора, открытие курсора, поиск с помощью курсора, закрытие курсора, использование подзапросов в определении курсора. Приводить примеры запросов.
31) Создавать пользовательские функции FUNCTION. Применять типы хранимых функций. Создавать, изменять и удалять хранимые функции. Создавать скалярную определяемую пользователем функцию. Создавать пользовательскую функцию с табличным значением. Приводить примеры запросов.
32) Создавать хранимые процедуры PROCEDURE. Использовать типы хранимых процедур. Создавать, изменять и удалять хранимые процедуры. Выполнять хранимые процедуры. Использовать RETURN в хранимой процедуре. Создавать процедуры без параметров, процедуры c входными параметрами. Приводить примеры запросов.
33) Создавать триггеры TRIGGER. Реализовывать триггеры в среде MS SQL Server. Создавать, изменять и удалять триггеры. Использовать типы триггеров: INSERT TRIGGER , UPDATE TRIGGER, DELETE TRIGGER. Применять события триггера. Приводить примеры запросов.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами логического проектирования базы данных в заданной предметной области (по вариантам) и физического проектирования базы данных с помощью языка Transact-SQL.

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Обзор современных серверов баз данных, описание и сравнительная характеристика.
2) Классификация СУБД. Обзор настольных СУБД.
3) Многопользовательские СУБД. Обзор, особенности, назначение, область применения.
4) Особенности использования сервера Microsoft SQL Server. Утилиты и приложения сервера. Структура СУБД Microsoft SQL Server.
5) Сервер Oracle Multimedia Server. Утилиты и приложения сервера. Структура Oracle Server.
6) Сервер DB2 IBM. Утилиты и приложения сервера. Структура сервера.
7) СУБД для веб-разработки.
8) Назначение технологий доступа к данным. Стандартные методы совместного доступа к базам данных и программам в сложных информационных системах.
9) Обзор и сравнительная характеристика технологий доступа к данным (ODBC, DAO, ADO, ADO.NET и другие).
10) Одноплатформенные технологии доступа к данным.
11) Многоплатформенные технологии.
12) Технологии для создания web–приложений.
13) Технология доступа к данным ADO.NET. Описание, назначение, область применения. Объектная модель ADO.NET.
14) Объектная модель ADO.NET: Источник данных DataSet. Таблицы и поля (объекты DataTable и DataColumn). Объекты DataRelation. Строки (объект DataRow). DataAdapter. Объекты DBConnection и DBCommand.
15) Объектная модель ADO.NET: соединение с базой данных, командная строка соединения ConnectionString, объект Connection, события объекта Connection, работа с пулом соединений.
16) ADO.NET и обработка запросов: стандартные запросы к БД, параметризованные запросы к БД. Объект Command. Командная строка SQL-запроса CommandText. Свойства CommandType и CommandText. Параметризированные запросы с использованием методов ExecuteNonQuery, ExecuteScalar, ExecuteReader.
17) ADO.NET и работа с таблицами данных: объекты DataSet, DataTable и DataColumn. Свойство PrimaryKey. Ограничения UniqueConstraint и ForeignKeyConstraint. Отслеживание изменений в базе данныхОбъект DataRow. Программное создание и изменение записей таблицы данных. События объекта DataTable.
18) ADO.NET и обработка данных: объект DataView. Выполнение фильтрации данных, сортировки данных и поиск данных.
19) Архитектура распределенных баз данных. Система управления распределенными базами данных СУРБД.
20) Параллельные базы данных. Параллельные СУБД.
21). Объектно-ориентированные СУБД. Принципы работы. Основные определения. Обзор объектно-ориентированных СУБД.
22) Администрирование сервера баз данных на примере Microsoft SQL Server.
23) Резервное копирование и восстановлением.
24) Управление транзакциями.
25) Защита базы данных. Типы опасностей. Авторизация пользователей. Безопасность баз данных и привилегии. Системные и объектные привилегии.
26) Управление пользователями базы данных. Типы пользователей. Управление доступом пользователей к базе данных.
27) Меры обеспечения безопасности и планирование защиты от непредвиденных обстоятельств. Шифрование.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Разрабатывать приложения для управления базами данных на основе объектно-ориентированного программирования. Описывать основные возможности современных систем программирования.
2) Описывать принципы работы с базами данных с помощью сред программирования Visual Studio, Java, Delphi, особенности и сравнительную характеристику.
3) Описывать средства поддержания интерфейса с различными категориями пользователей; языки четвертого поколения 4GL; средства реализации диалогового интерфейса и подготовки отчетов.
4) Описывать основы создания клиентских приложений для баз данных Visual Studio .NET. Строить windows-приложения с доступом к данным через ADO.NET. Осуществлять доступ к данным в windows-формах с использованием элемента управления DataGrid. Создавать набор данных DataSet. Заполнять элемент управления DataGrid данными.
5) Описывать основы создания клиентских приложений для баз данных Visual Studio .NET: Обновлять информацию в базе данных. Осуществлять доступ к данным в Windows-формах с использованием текстовых полей. Связывать элементы TextBox с набором данных.
6) Выполнять выборку и сортировку данных через запросы с параметрами для баз данных в Visual Studio .NET.
7) Создавать объекты DataConnection и DataAdapter. Создавать наборы данных. Добавлять навигацию по записям. Работать со связанными таблицами в Windows-формах.
8) Создавать реляционные связи между таблицами набора данных. Выполнять представление связанных таблиц в элементе управления DataGrid. Добавлять, удалять и обновлять записи в Windows-формах.
9) Выполнять построение ASP-приложений с доступом к данным через ADO .NET: Конструировать структуру Web-формы. Добавлять элементы управления и текста. Создавать обработчики событий. Работать с данными в Web-формах.
10) Выполнять построение ASP-приложений с доступом к данным через ADO .NET. Осуществлять фильтрацию данных в Web-форме. Описывать структуру и назначение Web-сервисов. Создавать простейший Web-сервис. Создвать проекта XML Web Service. Формировать программный код Web-сервиса.
11) Выполнять построение ASP-приложений с доступом к данным через ADO .NET. Осуществлять доступ к Web-сервису из клиентского приложения. Создавать приложение клиента Web-сервиса. Использовать общедоступные Web-сервисы через сеть Интернет.
12) Выполнять построение ASP-приложений с доступом к данным через ADO .NET. Осуществлять доступ к базам данных через Web-сервисы как к распределенным приложениям. Описывать этапы создания распределенных приложений. Реализовывать бизнес-логику распределенных приложений на основе Web-сервиса. Описывать виды приложений-клиентов Web-сервисов.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами прикладного программирования создания клиентских приложений для баз данных в заданной предметной области (по вариантам) с помощью языка C# и технологии ADO.NET.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Методические рекомендации по составлению и апробации фондов оценочных средств по дисциплинам направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования в рамках проведения компьютерного тестирования [Текст] : методические рекомендации / М. С. Тимофеева, В. Н. Семенов, Л. М. Кирсанова [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 78 с.
3 Игнатьева, О.В. Прикладное программирование и базы данных. Подготовка к тестам: [Электронный ресурс] учебно-методическое пособие для самостоятельной работы/ О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 14 с. ЭБС РГУПС

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 5 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 5 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ДПК-2 5 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Нестеров, С.А. Базы данных: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.А. Нестеров. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 230 с. ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/viewer/B790110B-BAB8-47C1-B4AD-BB5B1F43FDA0
2 Гордеев, С.И. Организация баз данных. В 2 ч. Часть 1. : учебник для вузов. – 2-е изд. – М. Изд-во Юрайт, 2017 . – 310 с. ЭБС «Юрайт» https://biblio-online.ru/viewer/12FD990B-F1EF-4589-9C58-A0357E4F948A
3 Гордеев, С.И. Организация баз данных. В 2 ч. Часть 2. : учебник для вузов. – 2-е изд. – М. Изд-во Юрайт, 2017 . – 513 с. ЭБС «Юрайт» https://biblio-online.ru/viewer/147C5E3B-5A01-4497-A236-880D5AE53874
4 Кариев Ч. А. Технология Microsoft ADO .NET [Электронный ресурс] : учебное пособие / Кариев Ч. А. - Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. - 665 с. ЭБС IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/73734.html

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Грицык, В. И. Словарь аббревиатур. Транспорт, строительство, экономика, менеджмент, маркетинг, системотехника, информатика, геоинформатика [Текст] : словарь / В.И. Грицык, В.В. Космин; ред. В.И. Грицык ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Маршрут, 2009. - 277 с.
2 Журнал «Автоматика, связь, информатика» : научно-теоретический и производственно-технический журнал/ учредитель: ОАО "Российские железные дороги". - М. : Редакция. - ISSN 0005-2329. - Выходит ежемесячно (2010-2017)
3 Кузин, А.В. Базы данных : учеб. пособие для вузов/ А. В. Кузин, С. В. Левонисова. -5-е изд., испр.. -М.: Академия, 2012. -315 с.
4 Евдокимов, А. В. Системы управления реляционными базами данных [Текст] : учебное пособие / А. В. Евдокимов, Н.М. Нечитайло; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов-на-Дону: [Б. м. : б. и.], 2013. – 165 с. +ЭБС РГУПС
5 Бурков, А. В.Проектирование информационных систем в Microsoft SQL Server 2008 и Visual Studio 2008 : курс лекций / Бурков А. В. - 2016. - 310 с. ЭБС IPRbooks. http://www.iprbookshop.ru/52166.html
6 Стружкин, Н.П. Базы данных: проектирование. Практикум: учеб.пособие для академического бакалавриата. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 291 с. ЭБС "ЮРАЙТ" https://biblio-online.ru/viewer/3CC6CD3E-3BE4-4591-8BE8-A8226AB5E1D3
7 Стасышин, В.М. Базы данных: технологии доступа: учеб. пособие для академического бакалавриата / В.М. Стасышин, Т.Л. Стасышина. – 2-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2017, - 178 с. ЭБС «Юрайт» https://biblio-online.ru/viewer/B08C90C9-DD3E-44C1-BB85-FF2105BF1EA7
8 Маркин, А. В. Программирование на sql в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Маркин. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 362 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8900-7. https://biblio-online.ru/book/65D478FB-E9CC-444C-9015-237C4ECB0AA1/programmirovanie-na-sql-v-2-ch-chast-1
9 Маркин, А. В. Программирование на sql в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Маркин. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 292 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8902-1. https://biblio-online.ru/book/BCC5FE83-9878-4ED2-AB2A-DFC7E60C3847/programmirovanie-na-sql-v-2-ch-chast-2

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Игнатьева О.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Прикладное программирование и базы данных". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Игнатьева, О. В.Прикладное программирование и базы данных [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие по выполнению практических работ / О. В. Игнатьева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 205 с. ЭБС «РГУПС»
3 Игнатьева, О. В.Прикладное программирование и базы данных [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практич. занятий / О. В. Игнатьева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 96 с. ЭБС «РГУПС»

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 MS Office (для выполнения лабораторных и практических работ)
3 Microsoft Visual Studio (для выполнения лабораторных и практических работ)
4 Microsoft SQL (для выполнения лабораторных работ)

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 35106.