РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Информатика и программирование"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

программа академического бакалавриата

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Игнатьева Олеся Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Информатика и программирование" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н. Рыбалко И. П., доцент каф. "ПОВТ и АС", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Информатика и п_Б_09.03.01_во_123_ВТиАСУ_п21784_35066.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информатика и программирование".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информатика и программирование" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных, дополнительных профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Объектно-ориентированное программирование", "Прикладное программирование и базы данных", "Технологии программирования";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: - технические и программные средства реализации информационных процессов; - методы инсталляции и настройки параметров программного обеспечения для информационных и автоматизированных систем.

Умеет: - осуществлять выбор программных средств для реализации алгоритмов; - инсталлировать, тестировать, испытывать и использовать программно-аппаратные средства информационных и автоматизированных систем.

Имеет навыки: - применения методов инсталляции и настройки программных средств; - навыками разработки и отладки программ не менее чем на одном из языков программирования высокого уровня.

ОПК-1 - способностью инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем

Знает: - введение в теорию алгоритмов и программирования, технологию разработки алгоритмов и программ, - этапы разработки программных средств, синтаксис и семантику языков высокого уровня, основные структуры данных и способы их реализации, принципы построения алгоритмов, структурного и объектно-ориентированного программирования.

Умеет: - ставить задачу и разрабатывать алгоритм ее решения, использовать прикладные системы программирования - использовать программные средства для решения практических задач

Имеет навыки: -разработки программ на языках процедурного и объектно-ориентированного программирования, отладки и тестирования программ, - использования интегрированными средами разработки для создания программных продуктов.

ОПК-2 - способностью осваивать методики использования программных средств для решения практических задач

Знает: - современные тенденции развития информатики и вычислительной техники, компьютерных технологий; - принципы, базовые концепции технологий программирования; - технологию разработки алгоритмов и программ, методы отладки и решения задач на ЭВМ в различных режимах;

Умеет: - разрабатывать, согласовывать и выпускать все виды проектной документации. - применять информационные технологии при проектировании информационных систем.

Имеет навыки: - обоснования принимаемых решений, отладки и тестирования программ, анализа программ, проверке программ на корректность и эффективность.

ПК-3 - способностью обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности

Знает: - принципы построения алгоритмов, структурного и объектно-ориентированного программирования.

Умеет: - инсталлировать, тестировать, испытывать и использовать программные компоненты информационных систем, в том числе и средства в составе интеллектуальных систем управления безопасных АСУ ТП.

Имеет навыки: - инсталлирования и сопряжения аппаратных и программных средств в составе информационных систем, в том числе и средства в составе интеллектуальных систем управления безопасных АСУ ТП.

ДПК-2 - способностью инсталлировать и сопрягать аппаратные и программные средства в составе интеллектуальных систем управления безопасных АСУ ТП

Место дисциплины 1Б.Б "Информатика и программирование" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретические основы информационных и компьютерных технологий".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: АВБ.

Дисциплина реализуется в 1, 2, 3 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 14 зачетных единиц, или 504 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 225 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 208 208 80 64 64
Лекции (Лек) 96 96 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 64 64 32 32  
Практические, семинары (Пр) 48 48 16   32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
17 17 4 5 8
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 198   60 75 63
Контрольная работа (К)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 198   60 75 63
Контроль, всего и в т.ч. 81   36 36 9
Экзамен (Экз) 72   36 36  
Зачет (За) 9       9
Общая трудоемкость, часы 504 225 180 180 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 14   5 5 4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Основные понятия и методы теории информации и кодирования. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ДПК-2)

1.1. Кодирование данных в ЭВМ: 1) Меры и единицы количества и объема информации 2) Позиционные системы счисления 3) Арифметические операции в двоичной, восмеричной и шестнадцатеричной ситемах счисления 4) Дополнительный код.

1.2. Логические основы ЭВМ: 1) Основные понятия алгебры логики.

2. Технические средства реализации информационных процессов. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ДПК-2)

2.1. Технические средства реализации информационных процессов: 1) Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. Принципы работы вычислительной системы. 2) Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики. 3) Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики.

3. Программные средства реализации информационных процессов. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ДПК-2)

3.1. Программные средства реализации информационных процессов: 1) Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения и их характеристики. 2) Понятие системного программного обеспечения. Операционные системы.

3.2. Программное обеспечение для управления документооборотом: 1) Технологии обработки текстовой информации. 2) Электронные таблицы. Вычисления в электронных таблицах. 3) Электронные презентации.

3.3. Основы баз данных: 1) Общее понятие о базах данных. Основные понятия систем управления базами данных. Модели данных. 2). Основные понятия реляционных баз данных.

4. Алгоритмизация и программирование. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ДПК-2)

4.1. Основы алгоритмизации и программирование: 1) Понятие алгоритма и его свойства. Методы разработки алгоритмов. Способы записи алгоритма. 2) Основные понятия языков программирования. Эволюция и классификация языков программирования. 3) Парадигмы и технологии программирования. 4) Обзор интегрированных сред программирования. 5). Программа, порядок ее исполнения и подготовки. Этапы решения задач на компьютерах. Трансляция, компиляция и интерпретация.

4.2. Базовые операторы языка программирования С++: 1) Синтаксис и семантика языка С++. 2) Типы данных 3) Идентификаторы и переменные 4) Квалификаторы 5) Спецификаторы хранения 6) Константы 7) Операторы языка. 8) Выражения.

4.3. Условные операторы: 1) Условный оператор if. Вложенные условные операторы. 2) Условное выражение. 3) Логические операции. Отличительные особенности логических (булевских) переменных в языке С++. 4) Оператор выбора switch.

4.4. Операторы цикла: 1) Оператор цикла с параметром и его отличительные особенности в языке С++. 2) Оператор цикла с условием while. 3) Оператор цикла do…while.

4.5. Массивы в С++: 1) Описание массива, как особого вида данных. 2) Способы работы с элементами массива. 3) Одномерные массивы. 4) Двухмерные массивы. 5) Многомерные массивы. 6). Сортировка одномерных и двумерных массивов.

Семестр № 2

5. Реализация функций в языке С++. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ДПК-2)

5.1. Базовые сведения о функциях в языке С++: 1) Понятие функции как отдельной подпрограммы. 2) Объявление и описание функции, прототипы функций 3) Формальные и фактические параметры функции. 4) Передача параметров по значению, по указателю и по ссылке. 5) Оператор return. 6). Рекурсивные функции.

5.2. Расширенные сведения о функциях: 1) Функции и массивы. 2) Функции и указатели. 3) Функция типа void. 4) Функции возвращающие массив. 5) Параметры функции со спецификатором const. 6) Функции с списком параметров переменной длины. 7) Перегрузка функций. 8) Указатель на функцию.

6. Указатели и динамические массивы. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ДПК-2)

6.1. Указатели в С++: 1) Понятие указателя и адреса. 2) Объявление и инициализация указателя 3) Операция раскрытия адреса. 4) Операции для работы с указателями. 5) Выражения, содержащие указатели. 6) Косвенная адресация. 7) Передача параметра по ссылке. 8) Указатель на указатель.

6.2. Выделение памяти для динамических переменных: 1) Встроенные функции для выделения памяти для динамических переменных. 2) Стандартные операции для выделения и освобождения динамической памяти.

6.3. Динамические массивы: 1) Определение динамических массивов. 2) Связь между массивами и указателями 3) Операции динамического распределения памяти. 4) Создание динамических двумерных массивов. 5). Массивы указателей.

7. Символы и строки. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ДПК-2)

7.1. Символьные переменные: 1) Код ASCII. 2) Сравнение символов. 3)Преобразование символов.

7.2. Определение строк в языке С: 1) Строка как массив символов. Строка как указатель на char. Строка как элемент массива строк. 2) Форматированный ввод и вывод. 3) Операции со строками: инициализация строк, ввод-вывод строк, копирование строк. 4) Функции для работ с С-строками.

7.3. Определение строк в языке С++: 1) Определение строки в С++. Класс String. 2) Стандартные функции для работы со строками С++.

8. Структуры и пользовательские типы данных. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ДПК-2)

8.1. Структурный тип данных: 1) Обработка структур в программах. 2) Массивы структур: Способ обращения к полям в структурных массивах. 3) Структуры как аргументы функций, и функции, возвращающие структуры. 4) Указатели на структуры. 5) Вложенные структуры.

8.2. Объединения, операции с битами и перечисления: 1) Битовые поля. 2) Объединения. 3) Перечислимые типы.

9. Работа с потоками в С++. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ДПК-2)

9.1. Общие сведения о стандартной библиотеке ввода-вывода языка С++: 1) Структура стандартной библиотеки ввода-вывода С++ 2) Модель потока ввода-вывода. 3) Поток ostream. Основные методы класса ostream. 4) Поток istream. Основные методы класса istream.

9.2. Общие принципы работы с файловыми потоками: 1) Понятие логического и физического файлов. Полный адрес файла и относительный адрес файла. 2) Открытие файла. Режимы открытия. 3) Двунаправленные файловые потоки. 4) Работа с текстовыми файлами в С++ 5) Работа с бинарными файлами в С++ 6) Обработка ошибок ввода-вывода.

9.3. Операторы ввода-вывода, определенные пользователем и форматированный ввод-вывод: 1) Операторы вывода, определенные пользователем. 2) Оператор ввода, определенные пользователем. 3). Чтение и запись структурированных данных. 4). Основные форматирующие функции-элементы 5) Флаги форматирования 6) Форматирование с помощью манипуляторов.

9.4. Подпрограммы-процедуры. Функции типа void: Принципы использования функций типа void в программах. Передача параметров по ссылке и по указателю. Вызов процедур на исполнение.

9.5. Построение многомодульных программ средствами языка высокого уровня: Модули: Построение многомодульных программ средствами языка высокого уровня. Модули в языке: назначение, структура, трансляция, тестирование. Особенности использования модулей.

10. Динамические структуры данных. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ДПК-2)

10.1. Списки: 1) Определение динамической структуры данных. 2) Связанный список. 3) Описание однонаправленного списка. Операции однонаправленного списка. 4) Двусвязные списки. Операции с двусвязными списками. 5) Циклические списки.

10.2. Стеки, очереди и деки: 1) Определение стека. Реализация стека с помощью списка. Операции с стеками. 2) Очереди. Операции с очередями. 3) Деки.

10.3. Деревья: 1) Определение дерева. 2) Реализация двоичных деревьев в языке С++. 3) Поиск в дереве. Операции над деревьями.

Семестр № 3

11. Объектно-ориентированное программирование. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ДПК-2)

11.1. Объектно-ориентированное программирование: 1). Краткий обзор основных парадигм программирования. 2). Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм 3). Абстрактные типы данных.

11.2. Классы и объекты С++: 1) Синтаксис описания класса 2). Управление доступом к элементам класса 3). Классы и структуры С++ 4). Манипуляции с состоянием объекта 5). Класс как область видимости 6). Объявление и определение методов класса. Спецификатор inline 7). Указатель this .

11.3. Конструкторы и деструкторы: 1). Конструктор умолчания 2). Конструктор преобразования и конструкторы с двумя и более параметрами 3). Конструктор копирования 4). Спецификатор explicit 5). Конструктор копирования и операция присваивания 6). Автоматическая генерация конструкторов и деструкторов 7). Список инициализации 8). Порядок вызова конструкторов и деструкторов.

12. Наследование и полиморфизм. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ДПК-2)

12.1. Статический полиморфизм. Друзья классов: 1) Описание друзей классов. 2). Перегрузка бинарных операций 3). Перегрузка унарных операций 4). Перегрузка функций 5). Алгоритм поиска оптимально отождествляемой функции для одного параметра.

12.2. Виды отношений между классами: 1). Одиночное наследование 2). Правила наследования 3). Преобразования указателей 4). Правила видимости при наследовании 5). Закрытое (private) наследование 6). Перекрытие имен 7). Наследование и повторное использование кода.

12.3. Динамический полиморфизм, механизм виртуальных функций: 1). Виртуальные деструкторы 2). Реализация виртуальных функций 3). Абстрактные классы и чистые виртуальные функции.

12.4. Множественное наследование, интерфейсы: 1). Видимость при множественном наследовании 2). Виртуальные базовые классы 3). Интерфейсы.

12.5. Параметрический полиморфизм: 1). Параметры шаблона 2). Шаблоны функций 3). Специализация шаблонной функции 4). Алгоритм поиска оптимально отождествляемой функции (с учетом шаблонов) 5). Шаблонные классы.

13. Библиотека стандартных шаблонов (STL). (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ДПК-2)

13.1. Стандартная библиотека шаблонов: 1) Общее понятие о контейнере 2) Группы контейнеров. 3) Итераторы. Категории итераторов. 4) Основные и вспомогательные итераторы. 5). Операции с итераторами.

13.2. Контейнеры последовательностей: 1) Контейнер последовательностей Vector - векторы. 2) Класс List – двухсвязные списки 3) Класс Deque – очереди . 4). Массивы значений в С++.

13.3. Ассоциативные контейнеры: 1) Ассоциативный контейнер multiset (мультимножество). 2) Ассоциативный контейнер set (множество). 3) Ассоциативный контейнер multimap. 4) Ассоциативный контейнер map.

13.4. Адаптеры контейнеров: 1) Адаптер stack. 2) Адаптер queue. 3) Адаптер priority_queue.

13.5. Алгоритмы: 1) Стандартные алгоритмы 2) Алгоритмы сортировки 3) Алгоритмы поиска 4) Алгоритмы для заполнения определенным значением некоторого диапазона 5) Алгоритмы для сравнения на равенство последовательностей значений 6) Математические алгоритмы 7) Алгоритмы работы с множествами.

14. Основы визуального программирования. Введение в язык С#. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, ДПК-2)

14.1. Основные понятия платформы .NET: 1) Состав платформы .NET. 2) Общеязыковая исполняющая среда. 3) Новый тип программ – сборки. 4). Библиотека классов .NET.

14.2. Обзор языка программирования C#: 1) Структура приложений на языке С#. 2). Основные понятия языка C#.

14.3. Знакомство со средой визуальной разработки приложений: 1) Настройка интегрированной среды. Система окон разработки. 2) Проект. Характеристика проекта. 3) Система меню и его составляющие. 4) Компиляция и выполнение программы. 5) Использование визуальных компонентов и их свойства.

14.4. Обработка текстовой и числовой информации среды визуального программирования: 1) Стандартные визуальные компоненты для отображения данных и для ввода исходных данных пользователем. Компоненты для отображения текста.2) Обзор элементов управления. 3) Проектирование визуальных приложений по обработке информации в таблицах и формах. 4) Стандартные диалоговые окна. 5) Организация проекта с многостраничными формами.

14.5. Графические возможности среды визуального программирования: 1) Построения графиков и диаграмм. 2) Загрузка изображений. Настройка свойств загружаемого изображения. 3) Поверхность рисования. Графический образ. Рисование при выполнении программы. Графический инструментарий (кисть, карандаш). Рисование контурных и закрашенных фигур. 4) Управление объектами с помощью движения мыши. 5) Анимация. Организация анимации с помощью таймера.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 8   8
2 2   2 8
3 2   4 8
4 26 8 26 36
5 6   10 8
6 4   4 8
7 4   6 8
8 4   2 8
9 6   4 12
10 8   6 31
11 8 4   12
12 8 10   14
13 8 2   10
14 8 16   27
Итого 96 48 64 198
В т.ч. по интерактивным формам 96 48 64  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
2 Операционная система Windows. Изучение стандартных программ ОС. 2
3 Основы работы в MS Office: обработка текстовых данных. Электронные таблицы. Электронные презентации. Базы данных 4
4 Язык программирования С++. Интегрированная среда разработчика. Создание программ на языке С++. Линейные алгоритмы 2
Разработка программ, реализующих вычисление математических выражений и использования символьных переменных 2
Условные конструкции 2
Составной условный оператор и оператор выбора 2
Циклические конструкции. Циклы с параметром. Алгоритмы накопления сумм и произведений 2
Циклы с условием 2
Символьная обработка данных 2
Одномерные массивы 2
Анализ одномерных массивов 2
Двумерные массивы 2
Обработка матриц. Диагонали и треугольная часть матрицы 2
Сортировка одномерных массивов 2
Сортировка двухмерных массивов 2
Семестр № 2
5 Функции, определенные пользователем 2
Функции и массивы 2
Функции типа Void 2
Функции, возвращающие массивы 2
Рекурсия 2
6 Указатели, адреса и ссылки в С++ 2
Динамические массивы 2
7 Стандартный класс С++ String 2
Обработка строк 2
Массивы строк 2
8 Создание структур 2
9 Файловые потоки ввода-вывода 2
Обработка текстовых файлов 2
10 Односвязные динамические списки 2
Динамические двухсвязные списки 2
Стэки и очереди 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Основные понятия и методы теории информации и кодирования. Системы счисления. Правила перевода. 2
Арифметические операции над двоичными числами. Представление чисел в компьютере. Дополнительный код. 4
Алгебра логики 2
4 Введение в теорию алгоритмов. Понятие алгоритма. Структурные схемы алгоритмов. 2
Составление блок-схем с линейными алгоритмами. Составление блок-схем с разветвляющимися алгоритмами. Составление блок-схем с циклическими алгоритмами. 4
Алгоритмический язык программирования 2
Семестр № 3
11 Классы и объекты 2
Композиция классов. Создание дружественных функций. Сцепленный вызов функций 2
12 Шаблоны функций 2
Перегрузка операций 2
Реализация механизмов наследования 2
Множественное наследование 2
Реализация механизмов полиморфизма 2
13 Шаблоны классов 2
14 Среда визуального программирования и ее составляющие 2
Обработка текстовой и числовой информации 2
Использование визуальных компонентов и настройка их свойств 2
Обработка событий для форматирования текста в многострочном поле ввода 2
Проектирование приложений по обработке информации в таблицах и формах 4
Создание графики и анимации 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 История создания информатики и теории информации. Позиционные и непозиционные системы счисления. Кодирование информации. Логические основы информации 8
2 Аппаратное обеспечение персональных компьютеров. 8
3 Программные средства реализации информационных процессов. Классификация программного обеспечения. 8
4 Эволюция и классификация языков программирования. Обзор инструментальных средств разработки программ. 6
Парадигмы программирования: структурное, модульное и объектно-ориентированное. 6
Введение в язык программирования С++, типы данных, условные и циклические операторы, массивы. 24
Семестр № 2
5 Реализация функций в языке С++ 8
6 Указатели и динамические массивы 8
7 Особенности работы с символьными переменными и строками в языках С и С++. 8
8 Структурный тип данных, объединения, операции с битами и перечисления 8
9 Общие сведения о стандартной библиотеке ввода-вывода языка С++. Принципы работы с файловыми потоками 12
10 Динамические структуры данных 31
Семестр № 3
11 Классы и объекты С++ 12
12 Статический полиморфизм. Виды отношений между классами. Динамический полиморфизм. Одиночное и множественное наследование. Параметрический полиморфизм. 14
13 Стандартная библиотека шаблонов STL 10
14 Основы визуального программирования 27

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Ведерникова О.Г. Программирование на языке С/С++ : учеб. пособие для студентов специальности 23.02.01/ О.Г. Ведерникова; РГУПС. -Ростов н/Д, 2008. -50 с. 88 экз. +ЭБС РГУПС
2 Игнатьева, О.В. Информатика и программирование. Подготовка к тестам [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы/ О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 10 с. ЭБС РГУПС
3 Игнатьева, О.В. Информатика и программирование [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы/ О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 47 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2 3
ОПК-1 + + +
ОПК-2 + + +
ПК-3 + + +
ДПК-2 + + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-2 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-3 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ДПК-2 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие информации. Формы, свойства, показатели качества информации. Характер информации.
2) Меры и единицы представления, измерения и хранения информации. Формулы Хартли и Шеннона.
3) Представление чисел в ЭВМ. Машинная арифметика. Представление чисел в плавающей, нормализованной форме.
4) Позиционные системы счисления. Правила перевода чисел из 2, 8 и 16-ричной системы счисления в десятичную систему счисления. Правило перевода для целых чисел и чисел с дробной частью. Привести примеры.
5) Позиционные системы счисления. Правила перевода чисел из десятичной системы счисления в 2, 8 и 16-ричную систему счисления. Правила перевода десятичных чисел с дробной частью. Привести примеры.
6) Позиционные системы счисления. Правила перевода из 2-ной в 8-ную и наоборот, из 2-ной в 16-ную и наоборот, из 8-ной в 16-ную и обратно (таблица перевода триад и тетрад). Привести примеры.
7) Арифметические операции в двоичной системе счисления. Сложение, вычитание, умножение, деление. (Правила и примеры к ним, не менее чем для 5-значных чисел). Привести примеры.
8) Прямой, обратный и дополнительный код. Сложение чисел с разными знаками в дополнительном коде. Перевод результата в прямой код. (Правила и примеры к ним в 8 разрядной сетке).
9) Основные понятия алгебры логики. Основные бинарные логические операции и связки. Таблицы истинности основных логических операций.
10) Логические основы ЭВМ. Электронные схемы и таблицы истинности И, ИЛИ, НЕ, И—НЕ, ИЛИ—НЕ.
11) Алгоритм и его свойства. Способы описания алгоритмов. Блок-схемы линейных, условных и циклических алгоритмов. Привести примеры.
12) Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения и их характеристики.
13) Понятие системного программного обеспечения. Операционные системы.
14) Основы баз данных. Общее понятие о базах данных. Основные понятия систем управления базами данных.
15) Основные понятия реляционных баз данных. Модели данных.
16) Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. Принципы работы вычислительной системы. Архитектура Фон-Неймана.
17) Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики.
18) Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики.
19) Система программирования. Компилятор. Интерпретатор. Транслятор.
20) Структурная схема ПК. Принцип Фон-Неймана. Основные устройства и периферийные.
21) Классификация языков программирования. Системы программирования.
22) Реляционные базы данных. Типы связей. Типы ключей
23) Основные характеристики ПК. Аппаратное обеспечение ПК.
24) Понятие информации. Формы, свойства, показатели качества информации. Характер информации.
25) Меры и единицы представления, измерения и хранения информации. Формулы Хартли и Шеннона.
26) Представление чисел в ЭВМ. Машинная арифметика. Представление чисел в плавающей, нормализованной форме.
27) Позиционные системы счисления. Правила перевода чисел из 2, 8 и 16-ричной системы счисления в десятичную систему счисления. Правило перевода для целых чисел и чисел с дробной частью. Привести примеры.
28) Позиционные системы счисления. Правила перевода чисел из десятичной системы счисления в 2, 8 и 16-ричную систему счисления. Правила перевода десятичных чисел с дробной частью. Привести примеры.
29) Позиционные системы счисления. Правила перевода из 2-ной в 8-ную и наоборот, из 2-ной в 16-ную и наоборот, из 8-ной в 16-ную и обратно (таблица перевода триад и тетрад). Привести примеры.
30) Арифметические операции в двоичной системе счисления. Сложение, вычитание, умножение, деление. (Правила и примеры к ним, не менее чем для 5-значных чисел). Привести примеры.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Алгоритм сортировки одномерного массива (метод перестановки). Привести примеры.
2) Алгоритм сортировки одномерного массива (метод «пузырька»). Привести примеры.
3) Алгоритм сортировки одномерного массива (метод прямого выбора). Привести примеры.
4) Основы языка Си. Типы данных. Переменные и константы. Комментарии. Операции в Си. Операторы ввода-вывода. Функции ввода-вывода. Привести примеры.
5) Основы создания программ на языке Си. Программа main: особенности. Заголовочные файлы. Типы данных. Привести примеры.
6) Условные операторы в Си. Синтаксис оператора if..else. Сокращенный, полный и вложенный условный оператор. Логические отношения и операции, таблицы истинности. Привести примеры.
7) Условное выражение. Синтаксис оператора выбора switch. Условия заданные графически. Привести примеры.
8) Понятие массива, как особый вид данных. Способы работы с элементами массива. Описание массива. Инициализация массива. Ввод и вывод массивов. Генерация элементов массива случайными числами. Привести примеры.
9) Одномерные массивы. Алгоритмы поиска, замены, перестановки и сдвига элементов в массиве. Привести примеры.
10) Двумерные массивы. Алгоритмы накопления сумм, произведений, наибольшего и наименьшего значений по строкам и столбцам матрицы. Привести примеры.
11) Двумерные массивы. Алгоритмы сортировок и перестановок в двумерных массивах. Привести примеры.
12) Одномерные массивы в Си. Алгоритмы обработки одномерных массивов. Привести примеры.
13) Многомерные массивы. Описание массива. Инициализация элементов многомерного массива. Ввод и вывод массивов. Генерация элементов массива случайными числами. Привести примеры.
14) Алгоритмы накопления сумм, количества и произведений для конечных и бесконечных последовательностей. Привести примеры.
15) Двумерные массивы. Алгоритмы обработки диагоналей – главной и побочной. Алгоритмы накопления сумм, произведений, наибольшего и наименьшего значений на диагоналях матрицы. Привести примеры.
16) Алгоритмы накопления сумм, количества и произведений для конечных и бесконечных последовательностей. Привести примеры.
17) Алгоритм сортировки одномерного массива (метод прямого выбора). Привести примеры.
18) Циклы в Си. Циклы с условием do..while. Основные составляющие и особенности циклического алгоритма. Привести примеры.
19) Алгоритм сортировки одномерного массива (метод «пузырька»). Привести примеры.
20) Алгоритм сортировки одномерного массива (метод перестановки). Привести примеры.
21) Цикл с условием while. Основные составляющие и особенности циклического алгоритма. Привести примеры.
22) Алгоритмы накопления сумм, количества и произведений для конечных и бесконечных последовательностей.
23) Двумерные массивы. Алгоритмы обработки диагоналей – главной и побочной. Алгоритмы накопления сумм, произведений, наибольшего и наименьшего значений на диагоналях матрицы. Привести примеры.
24) Символьные переменные. Таблица ASCII. Стандартные функции для работы с символьными переменными.
25) Циклы в Си. Циклы с параметром for. Основные составляющие и особенности циклического алгоритма. Алгоритм для вычисления и вывода элементов последовательностей.
26) Циклы в Си. Циклы с условием do..while. Основные составляющие и особенности циклического алгоритма. Привести примеры.
27) Двумерные массивы. Алгоритмы сортировок и перестановок в двумерных массивах. Привести примеры.
28) Двумерные массивы. Алгоритмы накопления сумм, произведений, наибольшего и наименьшего значений по строкам и столбцам матрицы. Привести примеры.
29) Одномерные массивы. Алгоритмы поиска, замены, перестановки и сдвига элементов в массиве. Привести примеры.
30) Условные операторы в Си. Синтаксис оператора if..else. Сокращенный, полный и вложенный условный оператор. Логические отношения и операции, таблицы истинности. Привести примеры.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами разработки программ на языке С++ по теме «Алгоритмизация и основы программирования».

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Базовые сведения о функциях в языке С++. Объявление и описание функции. Прототипы функций. Формальные и фактические параметры функции. Привести примеры программ.
2) Объявление и описание функции. Передача параметров в функцию по значению и по ссылке. Оператор return. Привести примеры программ.
3) Рекурсивные функции. Привести примеры программ.
4) Функции и массивы. Функции, возвращающие массив. Привести примеры программ.
5) Функция типа void. Параметры функции со спецификатором const. Привести примеры программ.
6) Функции со списком параметров переменной длины. Привести примеры программ.
7) Перегрузка функций. Привести примеры программ.
8) Указатель на функцию. Привести примеры программ.
9) Указатели в С++. Понятие указателя и адреса. Объявление и инициализация указателя. Операция раскрытия адреса. Операции для работы с указателями. Привести примеры программ.
10) Выражения, содержащие указатели. Косвенная адресация. Передача параметра по ссылке. Указатель на указатель. Привести примеры программ.
11) Выделение памяти для динамических переменных. Встроенные функции для выделения памяти для динамических переменных. Стандартные операции для выделения и освобождения динамической памяти. Привести примеры программ.
12) Определение динамических массивов. Связь между массивами и указателями Операции динамического распределения памяти. Привести примеры программ.
13) Создание динамических одномерных массивов. Привести примеры программ.
14) Создание динамических двумерных массивов. Привести примеры программ.
15) Символьные переменные. Таблица кодов ASCII. Сравнение символов. Преобразование символов. Привести примеры программ.
16) Определение строк языка С. Строка, как массив символов. Строка как указатель на char. Строка как элемент массива строк. Привести примеры программ.
17) С-строки. Форматированный ввод и вывод. Операции со строками: инициализация строк, ввод-вывод строк, копирование строк. Функции для работ с С-строками. Привести примеры программ.
18) Определение строк языка С++. Класс String. Стандартные функции для работы со строками С++. Привести примеры программ.
19) Структурный тип данных. Обработка структур в программах. Привести примеры программ.
20) Массивы структур. Способ обращения к полям в структурных массивах. Привести примеры программ.
21) Структуры, как аргументы функций. Функции, возвращающие структуры. Указатели на структуры. Привести примеры программ.
22) Вложенные структуры. Привести примеры программ.
23) Битовые поля. Привести примеры программ.
24) Объединения. Привести примеры программ.
25) Перечислимые типы. Привести примеры программ.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Описывать общие сведения о стандартной библиотеке ввода-вывода языка С++, структуру стандартной библиотеки ввода-вывода С++ , модель потока ввода-вывода. Приводить примеры программ.
2) Описывать поток ostream, основные методы класса ostream. Приводить примеры программ.
3) Описывать поток istream, основные методы класса istream. Приводить примеры программ.
4) Описывать общие принципы работы с файловыми потоками, понятие логического и физического файлов, полный адрес файла и относительный адрес файла. Открытие файла. Режимы открытия. Двунаправленные файловые потоки. Приводить примеры программ.
5) Работать с текстовыми файлами в С++. Приводить примеры программ.
6) Работать с бинарными файлами в С++. Приводить примеры программ.
7) Обрабатывать ошибки ввода-вывода файловых потоков. Приводить примеры программ.
8) Описывать операторы вывода, определенные пользователем. Приводить примеры программ.
9) Описывать операторы ввода, определенные пользователем. Приводить примеры программ.
10) Выполнять чтение и запись структурированных данных. Приводить примеры программ.
11) Выполнять форматированный ввод и вывод. Приводить основные форматирующие функции-элементы, флаги форматирования Выполнять форматирование с помощью манипуляторов. Приводить примеры программ.
12) Создавать однонаправленные динамические списки. Создавать элемент списка. Добавлять узел в начало списка. Приводить примеры программ.
13) Создавать однонаправленные динамические списки. Добавлять узел после заданного. Добавлять узел перед заданным. Приводить примеры программ.
14) Создавать однонаправленный динамический список. Добавлять узел в конец списка. Выполнять проход по списку. Приводить примеры программ.
15) Создавать однонаправленный динамический список. Выполнять поиск узла в списке. Удалять узла в списке. Приводить примеры программ.
16) Создавать двусвязные динамические списки. Создавать циклические списки. Приводить примеры программ.
17) Создавать двусвязные динамические списки. Создавать элемент списка. Добавлять узел в начало списка. Приводить примеры программ.
18) Создавать двусвязные динамические списки. Добавлять узел после заданного. Добавлять узел перед заданным. Приводить примеры программ.
19) Создавать двусвязные динамические списки. Добавлять узел в конец списка. Выполнять проход по списку. Приводить примеры программ.
20) Создавать двусвязные динамические списки. Выполнять поиск узла в списке. Удалять узел в списке. Приводить примеры программ.
21) Создавать стек с помощью списка. Добавлять элемент на вершину стека. Получать (удалять) верхний элемент с вершины стека. Приводить примеры программ.
22) Создавать очередь с помощью списка. Добавлять элемент в конец очереди. Получать (удалять) элемент с конца очереди. Приводить примеры программ.
23) Создавать дек. Добавлять элемент в начало. Добавлять элемент в конец. Удалять элемент с начала. Удалять элемент с конца. Приводить примеры программ.
24) Выполнять определение дерева, приводить основные понятия, рекурсивное определение. Приводить примеры программ.
25) Создавать двоичные деревья в языке С++. Описание вершины. Деревья минимальной высоты. Приводить примеры программ.
26) Создавать двоичные деревья в языке С++. Выполнять обход дерева. Приводить примеры программ.
27) Создавать двоичные деревья в языке С++. Строить деревья поиска. Выполнять поиск по дереву. Приводить примеры программ.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами разработки программ на языке С++ по теме «Структурное программирование».
2) Методами разработки программ, с использованием динамических структур данных.

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Краткий обзор основных парадигм программирования. Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Привести примеры программ.
2) Абстрактные типы данных в С++. Привести примеры программ.
3) Синтаксис описания класса. Управление доступом к элементам класса. Классы и структуры С++. Привести примеры программ.
4) Объявление и определение методов класса. Манипуляции с состоянием объекта. Класс как область видимости. Спецификатор inline. Указатель this . Привести примеры программ.
5) Конструктор умолчания. Конструктор преобразования. Конструкторы с двумя и более параметрами. Привести примеры программ.
6) Конструктор копирования и операция присваивания. Список инициализации. Привести примеры программ.
7) Деструкторы. Порядок вызова конструкторов и деструкторов. Привести примеры программ.
8) Статический полиморфизм. Описание друзей классов. Привести примеры программ.
9) Перегрузка бинарных операций. Перегрузка унарных операций. Привести примеры программ.
10) Перегрузка функций. Алгоритм поиска оптимально отождествляемой функции для одного параметра. Привести примеры программ.
11) Виды отношений между классами. Одиночное наследование. Правила наследования Преобразования указателей. Привести примеры программ.
12) Правила видимости при наследовании. Открытое (public) наследование. Привести примеры программ.
13) Правила видимости при наследовании. Закрытое (private) наследование. Привести примеры программ.
14) Правила видимости при наследовании. Защищенное (protected) наследование. Привести примеры программ.
15) Наследование. Перекрытие имен. Наследование и повторное использование кода. Привести примеры программ.
16) Динамический полиморфизм, механизм виртуальных функций. Привести примеры программ.
17) Виртуальные деструкторы. Реализация виртуальных функций. Привести примеры программ.
18) Абстрактные классы и чистые виртуальные функции. Привести примеры программ.
19) Множественное наследование. Видимость при множественном наследовании. Виртуальные базовые классы. Привести примеры программ.
20) Интерфейсы. Привести примеры программ.
21) Параметрический полиморфизм. Параметры шаблона. Шаблоны функций Специализация шаблонной функции. Алгоритм поиска оптимально отождествляемой функции (с учетом шаблонов). Привести примеры программ.
22) Параметрический полиморфизм. Шаблонные классы. Привести примеры программ.
23) Стандартная библиотека шаблонов. Общее понятие о контейнере. Группы контейнеров. Привести примеры программ.
24) Итераторы. Категории итераторов. Основные и вспомогательные итераторы. Привести примеры программ.
25) Итераторы. Операции с итераторами. Привести примеры программ.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Разрабатывать программы с использованием контейнера последовательностей Vector - векторы. Приводить примеры программ.
2) Разрабатывать программы с использованием класса List – двухсвязных списков. Приводить примеры программ.
3) Разрабатывать программы с использованием класса Deque – очередей. Приводить примеры программ.
4) Разрабатывать программы с использованием массивов значений в С++. Приводить примеры программ.
5) Разрабатывать программы с использованием ассоциативного контейнера multiset (мультимножество). Приводить примеры программ.
6) Разрабатывать программы с использованием ассоциативного контейнера set (множество). Приводить примеры программ.
7) Разрабатывать программы с использованием ассоциативного контейнера multimap. Приводить примеры программ.
8) Разрабатывать программы с использованием ассоциативного контейнера map. Приводить примеры программ.
9) Разрабатывать программы с использованием адаптера контейнеров stack. Приводить примеры программ.
10) Разрабатывать программы с использованием адаптера queue. Приводить примеры программ.
11) Разрабатывать программы с использованием адаптера priority_queue. Приводить примеры программ.
12) Разрабатывать программы с использованием стандартных алгоритмов библиотеки STL. Приводить примеры программ.
13) Разрабатывать программы с использованием алгоритмов сортировки библиотеки STL. Приводить примеры программ.
14) Разрабатывать программы с использованием алгоритмов поиска библиотеки STL. Приводить примеры программ.
15) Разрабатывать программы с использованием алгоритмов для заполнения определенным значением некоторого диапазона библиотеки STL. Приводить примеры программ.
16) Разрабатывать программы с использованием алгоритмов для сравнения на равенство последовательностей значений библиотеки STL. Приводить примеры программ.
17) Разрабатывать программы с использованием математических алгоритмов библиотеки STL. Приводить примеры программ.
18) Разрабатывать программы с использованием алгоритмов для работы с множествами библиотеки STL. Приводить примеры программ.
19) Работать в инструментальной среде визуальной разработки приложений. Настраивать интегрированную среду. Компилировать и выполнять программы. Использовать визуальные компоненты и их свойства.
20) Обрабатывать текстовую и числовую информацию в среде визуального программирования.
21) Применять стандартные визуальные компоненты для отображения данных и для ввода исходных данных пользователем.
22) Проектировать визуальные приложения по обработке информации в таблицах и формах.
23) Проектировать визуальные приложения с использованием стандартных диалоговых окон.
24) Проектировать визуальные приложения и использовать графические возможности среды визуального программирования.
25) Проектировать визуальные приложения для отображения графиков и диаграмм.
26) Проектировать визуальные приложения для отображения изображений.
27) Проектировать визуальные приложения с использованием анимации.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами решения задач по теме "Объектно-ориентированное программирование".

2) Методами решения задач по теме "Стандартная библиотека шаблонов STL".

3) Методами решения задач по теме "Визуальные компоненты среды программирования".


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Методические рекомендации по составлению и апробации фондов оценочных средств по дисциплинам направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования в рамках проведения компьютерного тестирования [Текст] : методические рекомендации / М. С. Тимофеева, В. Н. Семенов, Л. М. Кирсанова [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 78 с.
3 Игнатьева, О.В. Информатика и программирование. Подготовка к тестам [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы/ О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 10 с. ЭБС РГУПС

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8, 9, 10 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8, 9, 10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8, 9, 10 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
3 11, 12, 13, 14 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
11, 12, 13, 14 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
11, 12, 13, 14 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8, 9, 10 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8, 9, 10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8, 9, 10 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
3 11, 12, 13, 14 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
11, 12, 13, 14 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
11, 12, 13, 14 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8, 9, 10 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8, 9, 10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8, 9, 10 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
3 11, 12, 13, 14 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
11, 12, 13, 14 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
11, 12, 13, 14 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ДПК-2 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8, 9, 10 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8, 9, 10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8, 9, 10 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
3 11, 12, 13, 14 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
11, 12, 13, 14 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
11, 12, 13, 14 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Информатика. Общий курс : учеб. для вузов/ А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов; ред. В.И. Колесников. -4-е изд.. -М.: Дашков и К°; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2011. -399 с.:a-ил.
2 Огнева, М. В. Программирование на языке с++: практический курс : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / М. В. Огнева, Е. В. Кудрина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 335 с. — (Серия : Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-05123-0. ЭБС ЮРАЙТ https://biblio-online.ru/viewer/7670D7EC-AC37-4675-8EAE-DD671BC6D0E4/programmirovanie-na-yazyke-s-prakticheskiy-kurs#page/1
3 Тузовский А.Ф. Объектно-ориентированное программирование : учебн. пособие. – М. : Изд-во Юрайт, 2017. – 206 с. ЭБС «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/viewer/BDEEFB2D-532D-4306-829E-5869F6BDA5F9

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Журнал «Автоматика, связь, информатика» : научно-теоретический и производственно-технический журнал/ учредитель: ОАО "Российские железные дороги". - М. : Редакция. - ISSN 0005-2329. - Выходит ежемесячно (2010-2016)
2 Чубейко, С. В. Теоретические основы информатики. Практикум [Текст] : учеб. пособие / С. В. Чубейко, Е. В. Климанская, А. Н. Цуриков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 86 с. +ЭБС РГУПС
3 Карсян, А. Ж. Информатика [Текст] : практикум / А. Ж. Карсян ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 42 с.+ЭБС РГУПС
4 Ведерникова О.Г. Программирование на языке С/С++ : учеб. пособие для студентов специальности 23.02.01/ О.Г. Ведерникова; РГУПС. -Ростов н/Д, 2008. -50 с. 88 экз.+ЭБС РГУПС
5 Грицык, В. И. Словарь аббревиатур. Транспорт, строительство, экономика, менеджмент, маркетинг, системотехника, информатика, геоинформатика [Текст] : словарь / В.И. Грицык, В.В. Космин; ред. В.И. Грицык ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Маршрут, 2009. - 277 с.
6 Дергачева, И. В. Компьютерные технологии и информатика [Текст] : практикум / И. В. Дергачева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 75 с.+ЭБС РГУПС
7 Карсян, А. Ж. Информатика. Теоретические основы [Текст] : учеб. пособие / А. Ж. Карсян ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 50 с. + ЭБС РГУПС
8 Ильичева, В. В. Информатика. Теоретический курс [Текст] : учеб. пособие / В. В. Ильичева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 159 с. + ЭБС РГУПС
9 Казанский, А. А. Программирование на visual c# 2013 : учебное пособие для прикладного бакалавриата / А. А. Казанский. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 191 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-00592-9. ЭБС ЮРАЙТ https://biblio-online.ru/viewer/95E1CB2C-3044-46D4-A89B-F4FB2E4275DE/programmirovanie-na-visual-c-2013#page/2
10 Гниденко, И.Г. Технологии и методы программирования: учеб.пособие для прикладного бакалавриата / И.Г. Гниденко, Ф.Ф. Павлов, Д.Ю. Федоров. – М.: Изд-во Юрайт, 2017 . – 235 с. ЭБС «Юрайт» https://biblio-online.ru/viewer/E0A213EF-E61B-4F8B-A4E5-D75FD4E72E10
11 Черпаков, И.В. Теоретические основы информатики: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М. : Изд-во Юрайт, 2017. – 353 с. ЭБС «Юрайт» https://biblio-online.ru/viewer/78AD1E84-B91E-4ABA-9F16-5C4786292A2E

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Игнатьева О.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информатика и программирование". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Игнатьева, О.В. Информатика и программирование: в 2-х ч. Ч.1 [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие по выполнению лабораторных работ / О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 205 с. ЭБС РГУПС
3 Игнатьева, О.В. Информатика и программирование: в 2-х ч. Ч.2 [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для выполнения лабораторных работ / О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 181 с. ЭБС РГУПС
4 Ведерникова, О. Г. Информатика и программирование. В 3-х ч. Ч3 [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для выполнения практических занятий / О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 98 с. ЭБС РГУПС
5 Игнатьева, О.В. Информатика и программирование. В 3-х ч. Ч1 [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для выполнения практических занятий / О.В. Игнатьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 102 с. ЭБС РГУПС
6 Игнатьева, О.В. Информатика и программирование. В 3-х ч. Ч.2 [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для выполнения практических занятий / О.В. Игна-тьева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 76 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 DEV C++(для лабораторных и практических занятий)
3 MS Office (для выполнения лабораторных работ)
4 Visual Studio (для лабораторных и практических занятий)

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 35066.