РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Информатика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация

№ 2 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование

Квалификация выпускника "Инженер "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.ф-м.н. Карсян Анжела Жозефовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Информатика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Информатика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Кудрявцев Олег Евгеньевич, профессор кафедры "Информатика и информационные таможенные технологии", Ростовский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Информатика_С_23.05.01_во_12_Инф_п23850_34692.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информатика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информатика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Компьютерные системы и сети", "Профессиональные информационные системы";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации; сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; область применения и возможности прикладного программного обеспечения; порядок работы с прикладными программами; ресурсы Интернета для поиска необходимой информации; основные требования информационной безопасности;

Умеет: Использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения;

Имеет навыки: Работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами;

ОПК-1 - способностью решать задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Знает: Основные принципы построения компьютерных сетей, основные типы сетевых архитектур, основные типы топологий, аппаратные компоненты компьютерных сетей, классификацию сетей, аппаратные компоненты компьютерных сетей, протоколы передачи данных, адресация в сетях, протоколы прикладного уровня, основные сервисы сети Интернет; основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

Умеет: Работать в компьютерных сетях;

Имеет навыки: Работы в компьютерных сетях;

ОПК-7 - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, способностью сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, способностью соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

Место дисциплины 1С.Б "Информатика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗДС, ТДВ, ТДС.

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц, или 216 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 101 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 32 32 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 64 64 32 32
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 70   49 21
Контрольная работа (К)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 70   49 21
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 216 101 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц, или 216 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 20 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 14 14 2 6 6
Лекции (Лек) 6 6 2 2 2
Лабораторные работы (Лаб) 8 8   4 4
Практические, семинары (Пр)          
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 1 3 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 183   33 97 53
Контрольная работа (К) 24     12 12
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 159   33 85 41
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 216 20 36 110 70
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Коммуникационные технологии обработки информации. Понятие информации и информационных процессов, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Основные понятия и методы теории информатики:: 1) Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации 2) Показатели качества информации 3) Формы представления информации. 4) Меры и единицы количества и объема информации 5) Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

1.2. Коммуникационные технологии обработки информации: обмен информацией, системы передачи информации. Каналы передачи информации:: 1) Количество информации. 2) Меры и единицы количества и объема информации 3) Обмен информацией, системы передачи информации. 4) Каналы передачи информации.

1.3. Позиционные системы счисления. Логические основы ЭВМ:: 1) Позиционные системы счисления, запись чисел в позиционных системах. Арифметические операции в позиционных системах счисления 2) Логические основы ЭВМ. Алгебра логики. Основные логические операции. Основные понятия формальной логики.

2. Технические и программные средства реализации информационных процессов, лежащие в основе информационно-коммуникационных технологий. (Компетенция/и ОПК-1)

2.1. История развития ЭВМ. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ:: 1) История развития ЭВМ. 2) Основные этапы развития вычислительной техники. 3) Архитектуры ЭВМ. 4) Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ.

2.2. Технические средства реализации информационных процессов. Принцип работы и устройство компьютера. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики:: 1) Принципы работы вычислительной системы 2) Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики 3) Центральный процессор. 4) Системные шины и слоты расширения 5) Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики 6) Устройства ввода/вывода данных, данных, их разновидности и основные характеристики.

3. Программные средства реализации информационных процессов, лежащие в основе информационно-коммуникационных технологий. (Компетенция/и ОПК-1)

3.1. Программные средства реализации информационных процессов. Операционные системы:: 1) Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. 2) Операционные системы 3) Навигация на ПК. Файловая структура операционных систем. Операции с файлами.

3.2. Программные средства реализации информационных процессов. Прикладное программное обеспечение:: 1) Инструмент для создания и обработки текстовых документов MS Word 2) Табличный процессор MS Excel. Формулы в MS Excel. Работа со списками в MS Excel 3) Технологии обработки графической информации 4) Основы машинной графики 5) Электронные презентации. Средства электронных презентаций MS Power Point 6) Основы баз данных.

4. Модели решения функциональных и вычислительных задач. (Компетенция/и ОПК-1)

4.1. Модели решения функциональных и вычислительных задач. Общие положения:: 1) Моделирование как метод познания 2) Классификация и формы представления моделей 3) Методы и технологии моделирования 4) Информационная модель объекта.

Семестр № 2

5. Алгоритмизация и программирование. (Компетенция/и ОПК-1)

5.1. Алгоритмизация:: 1) Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритма. Составление структурных схем типовых и сложных алгоритмов с помощью графических символов. 2) Линейная алгоритмическая структура 3) Разветвляющаяся алгоритмическая структура 4) Циклические алгоритмические структуры 5) Типовые алгоритмы 6) Рекурсивные алгоритмы.

6. Программное обеспечение и информационные технологии программирования. Программные средства информационных технологий: языки программирования высокого уровня. (Компетенция/и ОПК-1)

6.1. Программное обеспечение и информационные технологии программирования. Общие принципы:: 1) Этапы решения задач на компьютерах 2) Понятие о структурном программировании. Модульный принцип программирования. Подпрограммы. 3) Принципы проектирования программ сверху-вниз и снизу-вверх. 4) Объектно-ориентированное программирование.

6.2. Программные средства информационных технологий: языки программирования высокого уровня. Общие понятия:: 1) Эволюция и классификация языков программирования. Основные понятия языков программирования 2) Структуры и типы данных языка программирования 3) Трансляция, компиляция и интерпретация 4) Формальные грамматики.

6.3. Программирование на алгоритмическом языке высокого уровня Pascal. Общие положения::: 1) Лексическая структура 2) Структура программы 3) Библиотека стандартных модулей 4) Типы данных.

6.4. Программирование на алгоритмическом языке высокого уровня Pascal. Особенности программирования::: 1) Операторы ввода-вывода данных 2) Основные операторы ветвления 3) Операторы цикла с параметром, цикла с предусловием и цикла с постусловием 5) Массивы данных (одномерные, двумерные). Программирование задач обработки массивов данных.

7. Информационные технологии. Инструментарий информационных технологий: базы данных. Цифровая экономика. (Компетенция/и ОПК-1)

7.1. Инструментарий информационных технологий: базы данных. Общее понятие о базах данных:: 1) Общее понятие о базах данных.

7.2. Основные понятия систем управления базами данных и банками знаний:: 1) Основные понятия систем управления базами данных и банками знаний.

7.3. Модели данных в информационных системах. Реляционная модель базы данных СУБД. Объекты баз данных:: 1) Модели данных в информационных системах. 2) Реляционная модель базы данных СУБД MS Access. Объекты баз данных.

7.4. Цифровая экономика. Нейротехнологии и искусственный интеллект: Методология и принципы нейротехнологии и исскуственного интеллекта. Технологии нейротехнологии и исскуственного интеллекта и их характеристики. Информационная безопасность нейротехнологии и технологии исскуственного интеллекта.

8. Основные составляющие коммуникационных технологий: локальные и глобальные сети электронных вычислительных машин. Защита информации в сетях. Информационная безопасность. (Компетенция/и ОПК-7)

8.1. Компоненты вычислительных сетей. Принципы построения сетей:: 1) Локальные и глобальные сети ЭВМ. Компоненты вычислительных сетей. 2) Принципы построения сетей.

8.2. Сервисы Интернета. Средства использования сетевых сервисов:: 1) Сервисы Интернета. 2) Средства использования сетевых сервисов.

8.3. Информационная безопасность. Основные составляющие информационной безопасности. Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях. Электронная подпись:: 1) Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях. 2) Электронная подпись.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4     43
2 8   32 6
3 2      
4 2      
5 2     21
6 6   24  
7 4   8  
8 4      
Итого 32   64 70
В т.ч. по интерактивным формам 32   64  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
2 Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа №1. Разметка страницы. –Лабораторная работа №5. Отображение дополнительных элементов. 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа №6. Форматирование текста. – Лабораторная работа №9. Форматирование титульной страницы. 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа № 10. Работа с редактором формул. Лабораторная работа № 11. Колонтитулы. 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Лабораторная работа № 12. Использование таблиц в документах MS Word. 2
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Работа с изображениями. Лабораторная работа № 13. Вставка рисунка из файла. – Лабораторная работа № 17. Выбор формы рисунка. 4
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Работа с изображениями. Лабораторная работа № 18. – Лабораторная работа № 25. Группировка объектов. Изменение порядка размещения. 4
Инструмент для создания текстовых документов MS Word. Работа с изображениями. Лабораторная работа № 26. Разбивка текста на страницы. Колонки. – Лабораторная работа №28. Предварительный просмотр документа и подготовка к печати. 2
Начальное знакомство с табличным процессором MS Excel. Лабораторная работа № 1. Работа с ячейками. Обработка данных в среде MS Excel. Создание рабочей книги и рабочего листа. 2
Табличный процессор MS Excel. Лабораторная работа № 2. Работа с формулами. Определение формулы. Построение формул. Элементы формул (константы, ссылки, функции, операторы). 2
Лабораторная работа № 3. Работа с встроенными функциями. 2
Табличный процессор MS Excel. Лабораторная работа №4. Работа с диаграммами. 2
Работа с диаграммами. Лабораторная работа №5. Работа с графиками функций. Задание данных для построения диаграмм и графиков. 2
Лабораторная работа № 6. Работа с поверхностями. 2
Лабораторная работа № 7. Смешанная диаграмма. 2
Семестр № 2
6 Запуск среды Pascal. Основное меню. Работа в редакционном окне Сохранение программ.. Программирование типовых алгоритмов. Лабораторная работа №1. Линейный алгоритм. 2
Программирование типовых алгоритмов. Оператор присваивания. Операторы ввода-вывода данных. Лабораторная работа №2. Логические выражения. 2
Программирование типовых алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Вложение операторов условного перехода. Лабораторная работа №3. Разветвляющийся алгоритм. Лабораторная работа № 4. Решение квадратного уравнения. 2
Программирование типовых алгоритмов. Лабораторная работа № 5. Нахождение минимальных и максимальных значений. Лабораторная работа №6. Оператор варианта CASE. 2
Программирование типовых алгоритмов. Особенности программирования циклических алгоритмов. Лабораторная работа № 7. Оператор цикла For. 2
Программирование типовых алгоритмов. Цикл с параметром (FOR). Лабораторная работа № 8. Алгоритм накопления суммы и произведения, факториалов, среднего арифметического. 2
Лабораторная работа № 9. Алгоритм организации счетчика Лабораторная работа № 10. Поиск максимального и минимального значения в цикле. 2
Программирование типовых алгоритмов. Лабораторная работа № 11. Циклы с предусловием. 2
Программирование типовых алгоритмов. Лабораторная работа № 12. Циклы с постусловием. 2
Программирование задач обработки массивов данных. Лабораторная работа № 13. Одномерные и двумерные массивы. 2
Программирование задач обработки массивов данных. Лабораторная работа № 14. Поиск минимального и максимального элементов в массиве. 2
Программирование задач обработки массивов данных. Лабораторная работа № 15. Основные свойства элементов матриц. 2
7 Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №1. Создание таблиц базы данных и межтабличных связей. Схемы данных. Типы данных в ACCESS. 2
Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №2. Создание форм с помощью мастера и конструктора. Ввод и просмотр данных через форму. 2
Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №3. Запросы, создание запросов. Логические выражения в запросах, инструмент Построитель. Лабораторная работа №4. Создание отчетов на базе таблиц и запросов. 2
Работа с СУБД ACCESS. Лабораторная работа №5. Создание макросов. Лабораторная работа №6. Создание главной формы. Лабораторная работа №7.Переключение между объектами в БД. 2

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. 10
Арифметические операции в позиционных системах счисления. 10
Логические основы ЭВМ. Алгебра логики. Основные логические операции. 13
Количество информации. Формулы Хартли и Шеннона. 10
2 Навигация на ПК. Операции с файлами. 6
Семестр № 2
5 Способы записи алгоритма. Составление структурных схем типовых и сложных алгоритмов с помощью графических символов (блоков). 21

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 159 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Информатика: учебно-методические указания для практических и самостоятельных работ: учеб. - метод. пособие / А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 58 с.: ил. – Библиогр.: с. 58.+ ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОПК-1 + +
ОПК-7   +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-7 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Законы получения, передачи и использования информационных ресурсов, понятие сигнала, как средства передачи информации, носители информации, каналы связи, данные, передача, хранение, извлечение и отображение информации, характеристики информации, единицы измерения количества и объема информации
2) Кодирование, позиционные системы счисления, запись чисел в позиционных системах
3) Основные понятия формальной логики, высказывание и суждение, истинность и ложность высказываний, основные логические операции и формулы, логические основы работы ЭВМ
4) Историю развития ЭВМ, архитектура ЭВМ, принципы фон Неймана
5) Состав персонального компьютера, назначение и характеристики основных элементов персонального компьютера: центрального процессора и системных шин, системной памяти: ОЗУ, ПЗУ, кэш, назначение и характеристики микропроцессорных систем
6) Внешние и внутренние запоминающие устройства, основные характеристики запоминающих устройств
7) Разновидности устройств ввода/вывода, их назначение и основные характеристики: клавиатура, координатные устройства ввода, видео- и звуковые адаптеры, сканеры, принтеры, плоттеры, мониторы
8) Назначение и структуру системного программного обеспечения компьютера, характеристики составляющих его элементов, функции утилит, назначение, основные функции, классификацию операционных систем, базовые технологии работы в ОС
9) Понятия файловой системы и файловой структуры, операции над файлами и папками и основные приемы их выполнения
10) Классификацию компьютерных вирусов по различным признакам и способы защиты от них
11) Назначение и основные функции текстовых процессоров. Инструмент для создания и обработки текстовых документов MS Word, приемы ввода, редактирования и форматирования текста
12) Назначение, структуру и основные функции табличного процессора MS Excel, способы ввода данных, формул иих последующего редактирования, типы данных в ячейках, типы ссылок на ячейки и диапазоны, особенности работы со списками
13) Графические редакторы, способы представления и хранения графической информации, форматы графических файлов
14) Основные этапы создания презентаций, структуру презентаций MS Power Point
15) Основные возможности и особенности СУБД Access, назначение и основы применения баз данных и знаний, основные понятия реляционной модели данных
16) Понятие модели и назначение моделирования, классификацию моделей, формы представления моделей
17) Формы записи алгоритма, свойства алгоритма, основные элементы структурной схемы алгоритма
18) Знает методологию и принципы нейротехнологии и исскуственного интеллекта.
19) Знает классификацию технологий нейротехнологии и исскуственного интеллекта и их характеристики.
20) Знает требования в части информационной безопасности нейротехнологии и технологии исскуственного интеллекта.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Измерять информацию
2) Переводить числа из одной системы счисления в другую, выполнять основные арифметические операции в различных позиционных системах счисления;
3) Применять логические операции, представлять логические выражения в виде формул, определять истинность и ложность высказываний, строить простейших логические схемы
4) Использовать конфигурацию компьютера для организации информационно-вычислительных процессов
5) Использовать различные запоминающие устройства для хранения информации
6) Применять устройства для ввода/вывода информации различного вида
7) Использовать сервисные программы: форматирование диска, дефрагментация данных на диске, антивирусы, архиваторы, настраивать интерфейс пользователя операционной системы
8) Выполнять операции с файлами и папками
9) Вводить и редактировать текст MS Word, работать с текстовыми блоками, устанавливать основные параметры форматирования шрифтов, абзацев, страниц, таблиц
10) Организовывать структуры файла MS Excel, назначать типы данных ячеек, вводить и редактировать данных в ячейках, использовать формулы, осуществлять вычисления с использованием стандартных функций, строить диаграммы, работать со списками
11) Использовать графические редакторы, выполнять операции с графическими объектами
12) Организовывать структуры слайда, добавлять и удалять слайды, настраивать эффекты анимации, работать с различными режимами презентаций MS Power Point..
13) Создавать структуры таблиц баз данных, заполнять данными таблицы СУБД Access,; создавать запросы различных типов, формы для ввода данных, отчеты
14) Использовать модели хранения баз данных и знаний. Проектировать структуры таблиц баз данных; создавать связи между таблицами.
15) Различать виды и типы моделей
16) Выбирать формы моделей для решения конкретной задачи
17) Понимать суть решаемой задачи, разрабатывать алгоритм в виде структурной схемы
18) Различать и применять основные типы алгоритмических конструкций, использовать типовые алгоритмы для решения задач

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Техническими и программными средствами реализации информационных технологий.
2) Основами моделирования функциональных и вычислительных задач.
3) Основами алгоритмизации и программирования.
4) Имеет навыки разработки и описания методологии использования нейротехнологии и исскуственного интеллекта.

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные алгоритмические конструкции, типовые алгоритмы,
2) Организацию линейной структуры алгоритма, операторы ввода-вывода данных
3) Основные операторы ветвления, организация циклических вычислений на языке высокого уровня, основные операторы циклов
4) Основные этапы создания программных продуктов, основные принципы формализации задач, алгоритмизации и программирования, назначение интегрированных сред программирования, технология создания программ, методы отладки и тестирования
5) Технологию структурного программирования, подпрограммы
6) Технологию объектно-ориентированного программирования. Основные понятия объектно-ориентированного программирования: классы, объекты, свойства, методы, события, наследование, инкапсуляция, полиморфизм
7) Основные этапы развития языков программирования, типы языков программирования разных уровней, понятия трансляции, компиляции, интерпретации, их различие
8) Основные свойства, принципы построения и функционирования систем баз данных, возможности систем управления базами данных
9) Реляционные модели данных, основные реляционные операции, способы организации доступа к данным
10) Основные операции с данными в базе данных
11) Назначение и краткую характеристику основных компонентов вычислительных сетей, основные требования к вычислительным сетям, модели взаимодействия открытых систем
12) Топологию и архитектуру сетей, способы подключения компьютеров к сети, принципы адресации компьютеров, пользователей и ресурсов в сети Интернет, понятие протокола
13) Назначение и особенности использования службы имен доменов (DNS), удаленного управления компьютером (Telnet), списков рассылки (Maillist), телеконференций, электронной почты (e-mail), службы передачи файлов, ICQ-службы и IRC-сервиса, служб каталогов, поисковых служб, сетевые стандарты
14) Средства способов защиты информации в компьютерных сетях, основные методы шифрования данных, механизмы обеспечения безопасности, понятие об электронной подписи

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Составлять программы линейной структуры, записывать арифметические выражения
2) Организовывать структуры ветвлений в программах на языке высокого уровня, выделять циклы в программах на языке высокого уровня
3) Создавать программные продукты, формализовывать задачу для ее решения на компьютере, разрабатывать структурные схемы, составлять программы на языке высокого уровня
4) Разрабатывать небольшие программы с использованием технологии структурного программирования, подпрограммы
5) Отличать программы, разработанные с использованием технологии объектно-ориентированного программирования
6) Различать структуры и типы данных языков программирования
7) Выбирать СУБД для решения задач построения информационных систем
8) Выполнять основные реляционные операции
9) Создавать структуры таблиц баз данных, создавать связи между таблицами с обеспечением целостности данных, заполнять данными таблицы баз данных, создавать запросы различных типов, формы для ввода данных, отчеты
10) Организовывать доступ к данным, производить основные операции с данными в базе данных
11) Составлять запросы различных видов: осуществлять сортировки данных, организовывать отбор и поиск данных по различным условиям на языке запросов
12) Различать и расшифровывать IP-адреса, доменного имени компьютера, универсальный адрес ресурса
13) Использовать средства сетевых сервисов
14) Применять методы безопасного использования сервисов Интернета

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Современным программным обеспечением и технологиями программирования.

2) Современными языками программирования Pascal.

3) Базой данных Access.

4) Навыками работы в глобальных и локальных компьютерных сетях, принципами и методами защиты информации.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-7 2 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Прохорова О.В. Информатика [Электронный ресурс]: Учебник/ Прохорова О.В.— Электрон. текстовые данные.— Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 106 c. ЭБС IPRbooks
2 Информатика: учеб. пособие/ А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 113 с.: ил. – Библиогр.: с. 113. + ЭБС РГУПС
3 Информатика. Разработка и принципы проектирования моделей данных: учеб. пособие / А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – 2 изд., дополн. – Ростов н/Д, 2017. – 69 с.: ил. – Библиогр.: с. 69. + ЭБС РГУПС
4 Новые интернет-технологии: учебное пособие: учеб. пособие / А.Н. Цуриков, А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – 2-е изд. – Ростов н/Д, 2017. – 63 с.: ил. – Библиогр.: с. 61. +ЭБС РГУПС
5 Суханов А.В. Интеллектуальные информационные системы [Электронный ресурс]:учеб. пособие / А.В.Суханов, З.В. Лященко, ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : - 119 с. + ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Информатика: учебно-методические указания для практических и самостоятельных работ: учеб. - метод. пособие / А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 58 с.: ил. – Библиогр.: с. 58.+ ЭБС РГУПС
2 Журнал. Автоматика, связь, информатика.
3 Информатика. Работа в среде MS Office: учебное пособие / А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 187 с.: ил. – Библиогр.: с. 187. + ЭБС РГУПС
4 Информатика. Основы алгоритмизации и программирования: учеб. пособие / А.Ж. Карсян, А.Н. Цуриков; ФГБОУ ВО РГУПС. – 2-е изд. – Ростов н/Д, 2017. – 83 с.: ил. – Библиогр.: с. 80. + ЭБС РГУПС

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Карсян А.Ж. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информатика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Информатика: учебно – методические указания к выполнению контрольных работ: учеб. - метод. пособие / А.Ж. Карсян; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 33 с.: ил. – Библиогр.: с. 33. .+ ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 Операционная система Windows
3 MS Office

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 34692.