РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

09.08.2017 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ДВ "Спецкурс по искусственным сооружениям"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 3 Мосты

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Ревякин Алексей Анатольевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ДВ "Спецкурс по искусственным сооружениям" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Новожилов Антон Сергеевич, Начальник мостоиспытательной станции, Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры СКДИ - филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВДВ_Спецкурс п и с_С_23.05.06_во_10_ИПС_п30206_и30254.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Спецкурс по искусственным сооружениям".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Спецкурс по искусственным сооружениям" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Мосты".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Инновационные технологии в мосто- и тоннелестроении", "Междисциплинарный курс";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: особенности конструкций объектов ИССО; особенности мостовых конструкций и способов их сооружения; особенности проектирования плана и профиля мостов, путепроводов, эстакад

Умеет: организовать техническое обслуживание мостового сооружения; разрабатывать проекты конструкций железнодорожного пути, искусственных сооружений

Имеет навыки: методикой определения грузоподъемности мостов; приемами выполнения различных технологических операций по сооружению, ремонту и реконструкции мостов; современной методикой определения влияния сейсмических воздействий на мостовые сооружения и современными методами расчета мостов на сейсмические воздействия

ПК-7 - способностью обосновывать принимаемые инженерно-технологические решения

Знает: методы определения грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений; особенности конструкций объектов ИССО; особенности мостовых конструкций и способов их сооружения

Умеет: запроектировать план и профиль мостового перехода; обеспечить безопасность движения поездов по мостовому сооружению; определять грузоподъемность эксплуатируемого моста

Имеет навыки: методами и навыками планирования, организации и проведения работ по строительству и техническому обслуживанию железнодорожного пути и искусственных сооружений; методами работы с геодезическим оборудованием при проектировании плана и профиля мостового сооружения на месте строительства

ПСК-3.4 - владением методами расчета и конструирования несущих элементов мостовых конструкций и других инженерных сооружений мостового перехода

Место дисциплины 1С.В.ДВ "Спецкурс по искусственным сооружениям" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Мосты, тоннели и трубы на железных дорогах", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: СИВ, СИС.

Дисциплина реализуется в 10 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц, или 288 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 40 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
10
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 40 40 40
Лекции (Лек) 20 20 20
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 20 20 20
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
     
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 239   239
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 239   239
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 288 40 288
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   8

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 10

1. Основные понятия о металлических мостах. (Компетенция/и ПК-7, ПСК-3.4)

1.1. Краткие сведения о металле, используемом в мостостроении.

1.2. Сортамент металла, используемого в мостостроении.

1.3. Физико-механические свойства металла.

1.4. Системы металлических мостов.

2. Конструкции пролетных строений в металлических мостах. (Компетенция/и ПК-7, ПСК-3.4)

2.1. Виды соединений в металлических мостах.

2.2. Ездовое полотно металлических мостов.

2.3. Конструкция балок.

2.4. Конструкция разрезных пролетных строений со сплошностенчатыми балками.

3. Основные расчеты металлических пролетных строений. (Компетенция/и ПК-7, ПСК-3.4)

3.1. Неразрезные и консольные балочные сплошностенчатые металлические пролетные строения.

3.2. Монтажные стыки сплошностенчатых балочных металлических пролетных.

4. Пролетные строения со стальными балками, объединенными в совместную работу с железобетонной плитой проезжей части. (Компетенция/и ПСК-3.4)

4.1. Пролетные строения со стальными балками, объединенными в совместную работу с железобетонной плитой проезжей части.

4.2. Стадийность работы сталежелезобетонных пролетных строений.

4.3. Основные положения расчета сталежелезобетонных пролетных строений.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 6   50
2 6 6   50
3 4 4   50
4 4 4   89
Итого 20 20   239
В т.ч. по интерактивным формам 20 20    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 10
1 Металлические мостыосновные виды 6
2 Металлические пролетные строения 6
3 Принцип расчета металлических пролетных строний 4
4 Расчет пролетного строения 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 10
1 металлические мосты 50
2 пролетные строения металлических мостов 50
3 расчеты металлических мостов 50
4 стальные пролетные пролетные строения 89

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Копыленко В.А. Малые водопропускные сооружения на дорогах России: учебн. пособие для специалистов/В.А. Копыленко; Учебн. -метод. центр по образованию на ж.д. транспорте. - М., 2013. -433с.:а-ил

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
10
ПК-7 +
ПСК-3.4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-7 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПСК-3.4 10 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрены.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

не предусмотрены.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 10

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Исходные данные для разработки проекта
2) Нормы проектирования плана пути
3) Нормы сопряжения смежных элементов продольного профиля пути
4) Формирование схемы моста
5) Эскизное проектирование опор мостов
6) Виды промежуточных опор
7) Виды концевых опор
8) Общие положения о проектировании мостовых переходов
9) Что приводится в проектной документации
10) Какие системы проектирования существуют в настоящее время РФ
11) С какой целью и кто составляет проект организации строительства (ПОС)
12) С какой целью и кто разрабатывает проект производства работ (ППР)
13) Что такое габионы и с какой целью их применяют
14) Постоянные нагрузки
15) Прочие временные нагрузки
16) Нормативные и расчетные нагрузки
17) Основные конструктивные элементы пролетного строения со сквозными фермами
18) Исходные данные для разработки проекта
19) Нормы проектирования плана пути
20) Нормы сопряжения смежных элементов продольного профиля пути
21) Формирование схемы моста
22) Эскизное проектирование опор мостов
23) Виды промежуточных опор
24) Виды концевых опор
25) Общие положения о проектировании мостовых переходов
26) Что приводится в проектной документации
27) Какие системы проектирования существуют в настоящее время РФ
28) С какой целью и кто составляет проект организации строительства (ПОС)
29) С какой целью и кто разрабатывает проект производства работ (ППР)
30) Что такое габионы и с какой целью их применяют
31) Постоянные нагрузки
32) Нормативные и расчетные нагрузки
33) Нормы проектирования плана пути
34) Нормы сопряжения смежных элементов продольного профиля пути
35) Основные задачи, особенности эксплуатации и текущего содержания искусственных сооружений
36) Требования инструкции ЦП-628
37) Текущее осмотры ИССО
38) Периодические осмотры
39) Специальные обследования и испытания
40) Применение автоматизированных комплексов
41) Применение ручного инструмента
42) Категории неисправности
43) АСУ ИССО
44) Классификацию дефектов
45) Способы устранения дефектов
46) Дефекты металлических мостов
47) Дефекты железобетонных мостов
48) Основные повреждения опор
49) Принцип классификации и основные расчетные формулы
50) Класс элементов по прочности, устойчивости формы и выносливости

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассчитать струенаправляющие дамбы
2) Определить высоту ветрового нагона воды
3) Определить высоту наката волны на откос подходной насыпи
4) Определить расчетный судоходный уровень
5) Определить назначение вариантов отверстия и размещение его на поперечном профиле водотока
6) Какие факты необходимо учитывать при проектировании профиля мостового перехода
7) Рассчитать отверстие моста
8)Определить рабочию высоту балки
9) Определить строительную высоту пролетногог строения
10)определить нормативные нагрузки
11)Определить требуемую площадь сечения арматуры
12)Расчитать момент в четверти пролета
13)Определить вертикальную нагрузку от провежного состава
14)Определить количество и положение продольной арматуры
15)Определить количество свай
16) Рассчитать струенаправляющие дамбы
17) Определить высоту ветрового нагона воды
18) Определить высоту наката волны на откос подходной насыпи
19) Определить расчетный судоходный уровень
20) Определить назначение вариантов отверстия и размещение его на поперечном профиле водотока
21) Какие факты необходимо учитывать при проектировании профиля мостового перехода
22) Рассчитать отверстие моста
23) Построить план и профиль перевального тоннеля
24) Построить план и профиль спирального тоннеля для развития линии
25) Определить отметки подошвы тоннеля и мест порталов
26) Определить направление и длины оси подземного сооружения
27) Построить продольный профиль и поперечное сечение выработки
28) Определить горное давление и его прогноз
29) Построить схему образования естественного разгружающего свода

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расчета глубины местного размыва дна у промежуточных опор моста.

2) Основных параметров типовых пролетных строений железнодорожного моста.

3) Размещения траверсов у подходных пойменных насыпей.

4) Расчета воды перед мостовым переходом.

5) Выбора места пересечения водотока, направления трассы и ограничивающего уклона железнодорожной линии.

6) Определения основных размеров устоев моста.

7) Определения размеров подферменной плиты.

8) Задача.

9) Определения нормативных и расчетных нагрузок и воздействия.

10) Расчета по предельным состояниям первой и второй группы.

11) Определения условий пропуска временной подвижной нагрузки по эксплуатируемым мостам.

12) Сущности расчета конструкций по предельным состояниям.

13) Сущность классификации пролетных строений по грузоподъемности.

14) Определять нормативные и расчетные нагрузками и воздействия.

15) Пользования расчетом по предельным состояниям первой и второй группы.

16) Определения условий пропуска временной подвижной нагрузки по эксплуатируемым мостам.

17) Владения расчетом конструкций по предельным состояниям.

18) Классификации пролетных строений по грузоподъемности.

19) Владения методикой оценки несущей способности заклепочного соединения.

20) Владения методикой оценки несущей способности болтового соединения.

21) Владения методикой оценки несущей способности сварного соединения.

22) Владения методикой оценки несущей способности деревянного ездового полотна.

23) Владения методикой оценки несущей способности железобетонного ездового полотна.

24) Владения методикой оценки несущей способности ездового полотна с металлическим настилом.

25) Владения методикой построения линий влияния.

26) Владения методикой классификации дефектов.

27) Владения методикой оценки грузоподъемности балок со сплошной стенкой.

28) Владения методикой оценки грузоподъемности элементов сквозных ферм.

29) Владения методикой оценки грузоподъемности железобетонных пролетных строений методом классификации.

30) Работы с результатами инженерно-геодезических изысканий.

31) Работы с результатами инженерно-геологических исследований.

32) Проектирования тоннельной обделки.

33) Проектирования инженерных сооружений.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-7 10 1, 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-3.4 10 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Копыленко В.А. Малые водопропускные сооружения на дорогах России: учебн. пособие для специалистов/В.А. Копыленко; Учебн. -метод. центр по образованию на ж.д. транспорте. - М., 2013. -433с.:а-ил.
2 Учебно-методическое пособие для практических работ по дисциплине «Спецкурс по искусственным сооружениям» / Н.В. Хамидуллина, А.А. Ревякин ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 48 с. (ЭБС РГУПС)

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Копыленко В.А. Малые водопропускные сооружения на дорогах России: учебн. пособие для специалистов/В.А. Копыленко; Учебн. -метод. центр по образованию на ж.д. транспорте. - М., 2013. -433с.:а-ил

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 http://www.knigafund.ru/.Электронно-библиотечная система "Книгафонд"
4 http://www.studentlibrary.ru/.Электронно-библиотечная система "Консультант студента"
5 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
6 http://library.miit.ru/miitb.php.Электронно-библиотечная система МИИТ
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 учебно-методическое пособие для практических занятий / Н.В. Хамидуллина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 19 с.(ЭБС РГУПС)

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 AutoCAD

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 30254.