РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

09.08.2017 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Способы сооружения тоннелей"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 3 Мосты

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

 



 






Автор-составитель д.т.н., доц. Плешко Михаил Степанович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Способы сооружения тоннелей" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Прокопов Альберт Юрьевич, профессор, РГСУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Способы с т_С_23.05.06_во_8_ИПС_п19505_и27578.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Способы сооружения тоннелей".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Способы сооружения тоннелей" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Содержание и реконструкция мостов и тоннелей";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: нормативные требования к проектированию плана и продольного профиля тоннельного участка трассы; нормы и правила техники безопасности при строительстве и эксплуатации объектов транспортного строительства; основные понятия о транспорте, транспортных системах; принципы и методы изысканий, нормы и правила проектирования железных дорог, в том числе мостов,тоннелей и других искусственных сооружений; технологию строительства и технического обслуживания железнодорожного пути, мостов, тоннелей, водопропускных и других искусственных сооружений

Умеет: выполнять статические и прочностные расчеты транспортных сооружений; запроектировать план и продольный профиль тоннельного участка трассы

Имеет навыки: Методами обеспечения безопасности при строительстве железных дорог, мостов и транспортных тоннелей; методами оценки прочности и надежности транспортных сооружений; методами проведения изыскательских работ на тоннельном участке трассы

ПК-1 - способностью разрабатывать проекты и схемы технологических процессов строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации железнодорожного пути, мостов, тоннелей, метрополитенов, а также их обслуживания, с использованием последних достижений в области строительной науки

Знает: методы организации мониторинга и диагностики железнодорожного пути, его сооружений и обустройств сприменением современных технологий, контрольно-измерительных и диагностических средств, средств неразрушающего контроля; нормативные требования к проектированию плана и продольного профиля тоннельного участка трассы; нормы и правила техники безопасности при строительстве и эксплуатации объектов транспортного строительства; основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии и линейной алгебры, дифференциального и интегрального исчисления, гармонического анализа; особенности расчетов и проектирования элементов железнодорожного пути для различных условий эксплуатации

Умеет: выполнять статические и динамические расчеты конструкций транспортных сооружений; запроектировать план и продольный профиль тоннельного участка трассы; использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения; разрабатывать проекты производства работ по строительству объектов железнодорожного транспорта, железнодорожного пути и искусственных сооружений

Имеет навыки: методами и навыками планирования, организации и проведения работ по строительству и техническому обслуживанию железнодорожного пути и искусственных сооружений; методами и навыками планирования, организации и выполнения работ по текущему содержанию и ремонтам железнодорожного пути; методами и средствами обеспечения безопасной жизнедеятельности трудовых коллективов; методами математического анализа, современными средствами вычислительной техники и программного обеспечения при проектировании и расчетах транспортных сооружений

ПК-3 - способностью планировать, проводить и контролировать ход технологических процессов и качество строительных и ремонтных работ в рамках текущего содержания железнодорожного пути, мостов, тоннелей, других искусственных сооружений и метрополитенов

Знает: нормативные требования к проектированию плана и продольного профиля тоннельного участка трассы; нормы и правила техники безопасности при строительстве и эксплуатации объектов транспортного строительства; основные нормативные правовые документы

Умеет: запроектировать план и продольный профиль тоннельного участка трассы; использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения; использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности; ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов,регламентирующих сферу профессиональной деятельности; применять методы автоматизированного проектирования и расчетов; проводить измерения, обрабатывать и представлять результаты; Составлять документы

Имеет навыки: методами математического анализа, современными средствами вычислительной техники и программного обеспечения при проектировании и расчетах транспортных сооружений; Методами обеспечения безопасности при строительстве железных дорог, мостов и транспортных тоннелей; методами оценки прочности и надежности транспортных сооружений; методами проведения изыскательских работ на тоннельном участке трассы

ПК-6 - способностью разрабатывать методическую и нормативную документацию по правилам содержания и эксплуатации пути, путевого хозяйства, мостов, тоннелей и метрополитенов

Знает: методы, инженерно-технические средства и системы обеспечения транспортной безопасности,используемые на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта; нормативные требования к проектированию плана и продольного профиля тоннельного участка трассы; основные нормативные правовые документы; основные понятия о транспорте, транспортных системах; правила технической эксплуатации транспортных сооружений; принципы и методы изысканий, нормы и правила проектирования железных дорог, в том числе мостов,тоннелей и других искусственных сооружений

Умеет: выполнять инженерные изыскания и проектирование железных дорог, включая искусственные сооружения; выполнять статические и прочностные расчеты транспортных сооружений; запроектировать план и продольный профиль тоннельного участка трассы; Составлять документы

Имеет навыки: Методами обеспечения безопасности при строительстве железных дорог, мостов и транспортных тоннелей; методами оценки прочности и надежности транспортных сооружений; методами проведения изыскательских работ на тоннельном участке трассы; современной компьютерной техникой

ПК-7 - способностью обосновывать принимаемые инженерно-технологические решения

Место дисциплины 1С.Б "Способы сооружения тоннелей" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Инженерная геодезия и геоинформатика", "Материаловедение и технология конструкционных материалов", "Сопротивление материалов".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: СИВ, СИС.

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 75 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 72 72 72
Лекции (Лек) 36 36 36
Лабораторные работы (Лаб) 2 2 2
Практические, семинары (Пр) 34 34 34
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 33   33
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР) 10   10
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 23   23
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 75 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 8

1. Подготовительный период строительства тоннелей. (Компетенция/и ПК-1, ПК-3)

1.1. Изыскания при строительстве тоннелей: 1) Инженерно-геологические изыскания 2) Геофизические исследования 3) Геодезические работы 4) Инженерно-экологическое обеспечение строительства 5) Геотехнологический и экологический мониторинг.

1.2. Подготовка площадки строительства: 1) Расчистка, планировка территории строительства 2) Прокладка временных коммуникаций и дорог 3) Устройство временных бытовых, складских, административно-бытовых и других помещений.

1.3. Сооружение портальной выемки и врезка тоннеля: 1) Сооружение портальной выемки 2) Организация работ по врезке тоннеля.

1.4. Особенности подготовительного периода при строительстве метрополитенов: 1) Подготовка площадки строительства в условиях плотной городской застройки 2) Вскрытие трассы тоннеля вертикальными стволами.

2. Строительство тоннелей горным способом. (Компетенция/и ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-7)

2.1. Способы строительства тоннелей: 1) Классификация способов строительства тоннелей 2) Раскрытие фронта тоннельных работ 3) Способы раскрытия сечения тоннеля.

2.2. Буровзрывной способ строительства тоннелей: 1) Способы бурения шпуров и скважин 2) Взрывчатые вещества и средства взрывания 3) Конструкция заряда ВВ 4) Диаметр и глубина шпуров 5) Схемы расположения шпуров в забое, типы врубов 6) Паспорт буровзрывных работ 7) Показатели качества буровзрывных работ.

2.3. Механизированные технологии строительства тоннелей горным способом: 1) Машины и комплексы, применяемые при проходке тоннелей горным способом 2) Сооружение тоннелей с применением тоннельных экскаваторов 3) Сооружение тоннелей с применением горнопроходческих комбайнов.

2.4. Новоавстрийский способ строительства тоннелей (NATM): 1) Основные принципы и особенности NATM 2) Материалы и конструкции временных крепей при применении NATM.

3. Основные и вспомогательные проходческие процессы при сооружении тоннелей горным способом. (Компетенция/и ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-7)

3.1. Временное крепление тоннелей: 1) Анкерная крепь 2) Набрызгбетонная крепь 3) Металлическая арочная крепь 4) Опережающее крепление тоннелей экранами, трубами и др.

3.2. Уборка и транспортировка породы: 1) Организация уборки породы в призабойном пространстве тоннеля 2) Организация транспорта при строительстве тоннеля.

3.3. Возведение бетонных и железобетонных обделок: 1) Тоннельные опалубки 2) Оборудование для доставки и укладки бетона 3) Технология и организация работ по устройству гидроизоляции тоннеля 4) Монтаж арматурного каркаса обделки 5) Бетонирование обделки.

3.4. Вспомогательные процессы при строительства тоннелей: 1) Проветривание тоннелей в период проходки 2) Водоотлив 3) Организация пылеподавления в тоннеле 4) Обеспечение проходки электроэнергией и сжатым воздухом.

4. Щитовой способ строительства тоннелей. (Компетенция/и ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-7)

4.1. Современные технологии строительства тоннелей щитовыми тоннелепроходческими комплексами (ТПК): 1) Классификация щитовых ТПК 2) Частично механизированные щитовые ТПК 3) Щитовые ТПК с качающимся рабочим органом 4) Грипперный щитовой ТПК 5) Щитовой роторный ТПК 6) Двойной телескопический щитовой ТПК 7) Щитовой роторный ТПК с грунтовым пригрузом забоя 8) Щитовой ТПК с гидропригрузом забоя 9) Микротоннелепроходческие щиты 10) Сооружение тоннелей щитовым способом с монолитно-прессованной бетонной обделкой.

4.2. Возведение обделки при строительстве тоннелей щитовым способом: 1) Возведение сборной обделки из железобетонных блоков 2) Возведение сборной обделки из чугунных тюбингов 3) Нагнетание растворов за обделку при щитовом способе строительства.

5. Открытый способ строительства тоннелей. (Компетенция/и ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-7)

5.1. Котлованный способ строительства тоннелей: 1) Сущность котлованного способа строительства тоннелей 2) Временная крепь котлованов 3) Технология и организация работ при котлованном способе строительства тоннелей.

5.2. Открытый щитовой способ строительства тоннелей: 1) Сущность открытого щитового способа строительства тоннелей 2) Типы передвижных крепей 3) Технология и организация работ открытом щитовом способе строительства тоннелей.

5.3. Траншейный способ строительства тоннелей: 1) Сущность способа 2) оборудование для разработки траншей 3) Возведение «стен в грунте».

5.4. Технологии продавливания и экранирования при строительстве тоннелей открытым способом: 1) Технология продавливания при строительстве тоннелей открытым способом 2) Технология экранирования при строительстве тоннелей открытым способом.

6. Специальные способы строительства тоннелей. (Компетенция/и ПК-1, ПК-3, ПК-6, ПК-7)

6.1. Способы упрочнения горных пород и борьбы с большими водопротоками: 1) Инъекционное упрочнение горных пород 2) Искусственное водопонижение 3) Химическое закрепление (тампонирование) горных пород.

6.2. Способ опускных секций при строительстве тоннеля: 1) Сущность способа опускных секций 2) Изготовление секций 3) Подготовка основания 4) Погружение секций 5) Стыковка секций.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6     4
2 6 6   4
3 6 6 2 3
4 6 6   4
5 6 8   4
6 6 8   4
Итого 36 34 2 23
В т.ч. по интерактивным формам 36 34 2  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
3 Моделирование тоннеля методом эквивалентных материалов 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
2 Расчет паспорта буровзрывных работ 6
3 Проветривание тоннеля при проходке 6
4 Выбор проходческого оборудования для сооружения тоннелей (Щитовой способ) 6
5 Выбор проходческого оборудования для сооружения тоннелей (Открытый способ) 8
6 Выбор проходческого оборудования для сооружения тоннелей (Специальный способ) 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Подготовительный период строительства тоннелей 4
2 Строительство тоннелей горным способом 4
3 Основные и вспомогательные проходческие процессы 3
4 Щитовой способ строительства тоннелей 4
5 открытый способ строительства тоннелей 4
6 Специальные способы строительства 4

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Транспортные тоннели [Текст] : учеб. пособие / А. Ю. Прокопов, М. С. Плешко, М. В. Прокопова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017 - 153 с. ЭБС РГУПС.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ПК-1 +
ПК-3 +
ПК-6 +
ПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-1 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-3 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-6 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-7 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

1. Проект строительства однопутного железнодорожного тоннеля горным способом (по вариантам в зависимости от топографического плана местности и горно-геологических условий);

2. Проект строительства двухпутного железнодорожного тоннеля горным способом (по вариантам в зависимости от топографического плана местности и горно-геологических условий);

3. Проект строительства однопутного железнодорожного тоннеля щитовым способом (по вариантам в зависимости от топографического плана местности и горно-геологических условий);

4. Проект строительства двухпутного железнодорожного тоннеля щитовым способом (по вариантам в зависимости от топографического плана местности и горно-геологических условий).


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Виды инженерно-геологических изысканий при проектировании и строительстве тоннеля
2)Виды геофизических исследований при проектировании и строительстве тоннеля
3)Виды геодезических работ при проектировании и строительстве тоннеля
4)Инженерно-экологическое обеспечение строительства
5)Методы геотехнологического и экологического мониторинга
6)Работы по расчистке и планировке площадки строительства
7)Работы по прокладке временных коммуникаций и дорог при строительстве тоннеля
8)Устройство временных бытовых, складских, административно-бытовых и других помещений
9)Технологию сооружения портальной выемки
10)Организацию работ по врезке тоннеля
11)Особенности подготовительного периода при строительстве метрополитенов Технологию вскрытия трассы тоннеля вертикальными стволами
12)Классификацию способов строительства тоннелей
13)Последовательность раскрытия фронта тоннельных работ
14)Способы раскрытия сечения тоннеля
15)Способы бурения шпуров и скважин
16)Взрывчатые вещества и средства взрывания
17)Конструкцию заряда взрывчатого вещества
18)Схемы расположения шпуров в забое, типы врубов
19)Состав паспорта буровзрывных работ
20)Показатели качества буровзрывных работ
21)Машины и комплексы, применяемые при проходке тоннелей горным способом
22)Технологию сооружения тоннелей с применением тоннельных экскаваторов
23)Технологию сооружения тоннелей с применением горнопроходческих комбайнов
24)Основные принципы и особенности Новоавстрийского способа строительства тоннелей
25)Материалы и конструкции временных крепей при применении Новоавстрийского способа строительства тоннелей
26)Технологию и организацию работ при Новоавстрийском способе строительства тоннелей
27)Временные крепи тоннелей
28)Конструкции и технологии возведения анкерной крепи
29)Конструкции и технологии возведения набрызгбетонной крепи
30)Конструкции и технологии возведения металлической арочной крепи
31)Технологию опережающего крепления тоннелей экранами, трубами и др.
32)Организацию уборки породы в призабойном пространстве тоннеля
33)Организацию транспорта при строительстве тоннеля
34)Конструкции тоннельных опалубок
35)Оборудование для доставки и укладки бетона
36)Технологию и организацию работ по устройству гидроизоляции тоннеля
37)Технологию монтажа арматурного каркаса обделки
38)Технологию бетонирования обделки
39)Организацию проветривания тоннелей в период проходки
40)Организацию водоотлива при проходке тоннелей
41)Организацию пылеподавления в тоннеле
42)Организацию обеспечения проходки тоннеля электроэнергией и сжатым воздухом
43)Организацию освещения, связи, сигнализации в тоннеле
44)Современные технологии строительства тоннелей щитовыми тоннелепроходческими комплексами
45)Классификация щитовых ТПК
46)Конструкцию и принцип работы частично механизированных щитовых ТПК
47)Конструкцию и принцип работы щитовых ТПК с качающимся рабочим органом
48)Конструкцию и принцип работы грипперных щитовых ТПК
49)Конструкцию и принцип работы щитового роторного ТПК
50)Конструкцию и принцип работы двойного телескопического щитового ТПК
51)Конструкцию и принцип работы щитового роторного ТПК с грунтовым пригрузом забоя
52)Конструкцию и принцип работы щитового ТПК с гидропригрузом забоя
53)Конструкцию и принцип работы микротоннелепроходческих щитов
54)Технологию сооружения тоннелей щитовым способом с монолитно-прессованной бетонной обделкой
55)Технологию возведения сборной обделки из железобетонных блоков
56)Технологию возведения сборной обделки из чугунных тюбингов
57)Технологию нагнетания растворов за обделку при щитовом способе строительства
58)Контроль качества работ по возведению обделки
59)Сущность котлованного способа строительства тоннелей
60)Временную крепь котлованов
61)Технологию и организацию работ при котлованном способе строительства тоннелей
62)Сущность открытого щитового способа строительства тоннелей
63)Типы передвижных крепей при открытом щитовом способе строительства тоннелей Технологию и организацию работ открытом щитовом способе строительства тоннелей
64)Сущность траншейного способа строительства тоннелей
65)Оборудование для разработки траншей при траншейном способе строительства тоннелей
66)Технологию возведения «стен в грунте»
67)Технологию продавливания при строительстве тоннелей открытым способом
68)Технологию экранирования при строительстве тоннелей открытым способом
69)Технологии инъекционного упрочнение горных пород
70)Технологию искусственного водопонижения
71)Технологию химического закрепления (тампонирования) горных пород
72)Технологию искусственного замораживания горных пород
73)Сущность способа опускных секций при строительстве тоннеля
74)Технологию изготовления секций при строительстве тоннеля способом опускных секций
75)Технологию подготовка основания при строительстве тоннеля способом опускных секций
76)Технологию погружения секций при строительстве тоннеля способом опускных секций
77)Технологию стыковки секций при строительстве тоннеля способом опускных секций

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Выбирать способ строительства тоннеля в конкретных горно-геологических условиях
2)Выбирать способ раскрытия сечения тоннеля в конкретных горно-геологических условиях
3)Выбирать способ бурения шпуров и скважин при строительстве тоннеля буровзрывным способом в конкретных горно-геологических условиях
4)Выбирать взрывчатые вещества и средства взрывания при строительстве тоннеля буровзрывным способом в конкретных горно-геологических условиях
5)Определять диаметр шпуров
6)Определять глубину шпуров
7)Определять конструкцию заряда взрывчатого вещества при строительстве тоннеля буровзрывным способом в конкретных горно-геологических условиях
8)Разрабатывать схему расположения шпуров в забое при проходке тоннеля
9)Определять показатели качества буровзрывных работ
10)Выбирать машины и комплексы, применяемые при проходке тоннелей горным способом
11)Выбирать конструкцию временной крепи
12)Определять параметры анкерной крепи.
13)Определять параметры набрызгбетонной крепи
14)Определять параметры металлической арочной крепи
15)Выбирать конструкцию тоннельной опалубки
16)Выбирать оборудование для доставки и укладки бетона при возведении тоннельной обделки
17)Рассчитывать параметры организации бурения шпуров
18)Рассчитывать параметры организации уборки породы
19)Рассчитывать параметры организации бетонных работ
20)Производить выбор способа и вентилятора для проветривания тоннеля
21)Определять требуемый расход воздуха на проветривание тоннеля
22)Определять параметры проветривания тоннеля
23)Выбирать тип ТПК при щитовом способе проходки
24)Осуществлять выбор открытого способа строительства тоннеля в конкретных условиях
25)Осуществлять выбор специального способа строительства тоннеля в конкретных условиях

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Навыками определения состава инженерно-геологических изысканий при проектировании и строительстве тоннеля.

2)Навыками определения состава работ подготовительного периода строительства тоннеля.

3)Навыками разработки плана строительной площадки у портала тоннеля.

4)Навыками разработки паспорта буровзрывных работ на проходку тоннеля.

5)Навыками разработки организационно-технологических схем при проходке тоннеля буровзрывным способом.

6)Навыками разработки организационно-технологических схем при проходке тоннеля проходческим комбайном.

7)Основами проектирования водоотлива при строительстве тоннеля.

8)Основами проектирования пылеподавления при строительстве тоннеля.

9)Основами проектирования энергообеспечения строительства тоннеля.

10)Основами проектирования освещения, связи, сигнализации при строительстве тоннеля.

11)Навыками разработки организационно-технологических схем при проходке тоннеля щитовым ТПК.

12)Навыками разработки циклограммы проходки при буровзрывном способе строительства тоннеля.

13)Навыками разработки циклограммы проходки при строительстве тоннеля проходческим комбайном.

14)Навыками разработки циклограммы проходки при щитовом способе строительства тоннеля.

15)Навыками разработки календарного графика строительства тоннеля при горном способе строительства.

16)Навыками разработки календарного графика строительства тоннеля при щитовом способе строительства.

17)Навыками разработки организационно-технологических схем при проходке тоннеля открытым способом.

18)Основами проектирования специальных способов строительства тоннеля.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 8 1, 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 8 1, 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-6 8 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-7 8 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Содержание и реконструкция тоннелей: учеб. для вузов / Ю.С. Фролов, В.А. Гурский, В.С. Молчанов; ред. Ю.С. Фролов ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Пиар-Пресс, 2011. - 299 с. ЭБС "Консультант студента"
2 Карапетов Э.С., Мячин В.Н., Фролов Ю.С. Содержание и реконструкция городских транспортных сооружений [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Карапетов Э.С., Мячин В.Н., Фролов Ю.С. - М. : УМЦ ЖДТ, 2013. ЭБС "Консультант студента"
3 Транспортные тоннели [Текст] : учеб. пособие / А. Ю. Прокопов, М. С. Плешко, М. В. Прокопова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 153 с. НТБ РГУПС.

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Северо-Муйский тоннель - из XX в XXI век : [монография] / Н.М. Быкова, С.И. Шерман; ред. С.В. Елисеев ; Иркут. гос. ун-т путей сообщ. - Новосибирск : Наука, 2007. - 186 с.
2 Главатских В.А. Строительство метрополитенов : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп/ В.А. Главатских, В.С. Молчанов; ред. В.А. Главатских. -М.: Маршрут, 2006. -679 с.:a-ил.
3 Лыхин П.А. Практика тоннелестроения в XX веке : научное издание/ П.А. Лыхин; Рос. акад. наук. -Пермь: Пресстайм, 2009. -326 с.:a-ил.
4 Строительство уникальных объектов транспортной системы олимпийского Сочи : учебно-методический комплекс, Ч. III : Инновационно-технологические решения при проектировании и строительстве тоннелей и мостов олимпийской трассы: теория, практика, 2014
5 СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97. СПС Гарант
6 Содержание и реконструкция тоннелей: учеб. для вузов / Ю.С. Фролов, В.А. Гурский, В.С. Молчанов; ред. Ю.С. Фролов ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Пиар-Пресс, 2011. - 299 с.
7 Строительные работы и машины в мосто- и тоннелестроении: учебг. для вузов ж.-д. трансп.В 2 ч. Ч.2: Технология и механизация строительных процессов/В.Б.Бобриков; УМЦ по образованию на ж.д.транс.-М.:Маршрут, 2008.- 684с. ЭБС Консультант студента
8 Транспортное строительство [Текст] : научно-технический и производственный журнал/ учредители: АО Корпорация "Трансстрой", ОО "Научно-техническая ассоциация ученых и специалистов транспортного строительства" (РОС НТАУ и СТС"). - М. : ООО "Трансстройиздат". - ISSN 0131-4300. - Выходит ежемесячно

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 http://www.knigafund.ru/.Электронно-библиотечная система "Книгафонд"
4 http://www.studentlibrary.ru/.Электронно-библиотечная система "Консультант студента"
5 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
6 http://library.miit.ru/miitb.php.Электронно-библиотечная система МИИТ
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Плешко М.С., Насонов А.А. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Способы сооружения тоннелей» для студентов специальности 23.05.06 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2015. – 24 с.(ЭБС РГУПС)
2 Плешко М.С., Плешко М.В., Насонов А.А. Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине «Способы сооружения тоннелей» для студентов специальности «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2017. – 12 с.(ЭБС РГУПС)
3 Плешко М.С., Плешко М.В., Насонов А.А. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Способы сооружения тоннелей» для студентов специальности «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2017. – 25 с. – (ЭБС РГУПС)

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 MS Office
2 AutoCAD

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (проектор и др.);

Персональные компьютеры.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 27578.