РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

09.08.2017 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Надежность, грузоподъемность и усиление мостов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 3 Мосты

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

 



 






Автор-составитель Хамидуллина Наталья Викторовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Надежность, грузоподъемность и усиление мостов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Новожилов Антон Сергеевич, Начальник мостоиспытательной станции, Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры СКДИ - филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Надежность, г и у м_С_23.05.06_во_9_ИПС_п20651_и23058.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Надежность, грузоподъемность и усиление мостов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Надежность, грузоподъемность и усиление мостов" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Проектирование мостов", "Спецкурс по искусственным сооружениям", "Строительство мостов";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: особенности конструкций объектов ИССО; особенности мостовых конструкций и способов их сооружения; особенности проектирования плана и профиля мостов, путепроводов, эстакад

Умеет: определять усилия в конструктивных элементахмостов от сейсмического воздействия и прогнозировать степень надежности мостового сооружения; осуществлять техническое обслуживание железнодорожного пути и искусственных сооружений

Имеет навыки: приемами по обеспечению технического обслуживания эксплуатируемых мостов; современными методами расчета, проектирования и технологиями строительства и технического обслуживания железнодорожного пути и искусственных сооружений

ОПК-1 - способностью применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Знает: методы определения грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений; методы проверки несущей способности конструкций; особенности конструкций объектов ИССО

Умеет: выполнять статические и динамические расчеты мостовых конструкций; определять грузоподъемность эксплуатируемого моста

Имеет навыки: методами работы с современной измерительной аппаратурой; методами расчета и проектирования мостовых сооружений с использованием современных компьютерных средств; методикой определения грузоподъемности мостов

ПСК-3.8 - способностью выполнять расчеты по определению грузоподъемности и надежности эксплуатируемых мостовых сооружений и их усилению для дальнейшей эксплуатации

Место дисциплины 1С.Б "Надежность, грузоподъемность и усиление мостов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Материаловедение и технология конструкционных материалов", "Сопротивление материалов", "Теоретическая механика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: СИВ, СИС.

Дисциплина реализуется в 9 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц, или 180 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 67 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 77   77
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР) 10   10
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 67   67
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 67 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 9

1. Организация содержания искусственных сооружений. (Компетенция/и ПСК-3.8)

1.1. Основные задачи, особенности эксплуатации и текущего содержания искусственных сооружений: 1) Требования инструкции ЦП-628 2) Применение специализированных материалов.

1.2. Организация надзора за состоянием искусственных сооружений: 1) Постоянный технический надзор 2) Текущее осмотры ИССО 3) Периодические осмотры 4) Специальные обследования и испытания.

1.3. Организация содержания пути и ремонтных работ на мостахи в тоннелях: 1) Применение автоматизированных комплексов 2) Применение ручного инструмента.

1.4. Оценка технического состояния эксплуатируемых искусственных сооружений: 1) Категории неисправности 2) АСУ ИССО.

2. Эксплуатация и текущее содержание мостов. (Компетенция/и ОПК-1, ПСК-3.8)

2.1. Дефекты деревянных мостов и способы их устранения: 1) Классификация дефектов 2) Способы устранения дефектов.

2.2. Дефекты металлических мостов и способы их устранения: 1) Дефекты металлических мостов 2) Способы устранения дефектов.

2.3. Основные дефекты и повреждения железобетонных мостов: 1) Дефекты железобетонных мостов 2) Способы устранения дефектов.

2.4. Основные повреждения опор и их устранение: 1) Основные повреждения опор 2) Способы устранения дефектов.

3. Оценка грузоподъемности эксплуатируемых мостов и определение условий пропуска по ним поездов. (Компетенция/и ПСК-3.8)

3.1. Оценка грузоподъемности металлических пролетных строений методом классификации: 1) Принцип классификации и основные расчетные формулы 2) Класс элементов по прочности, устойчивости формы и выносливости 3) Оценка грузоподъемности балок со сплошной стенкой и элементов сквозных ферм.

3.2. Оценка грузоподъемности железобетонных пролетных строений методом классификации: 1) Возможные способы оценки грузоподъемности железобетонных пролетных строений методом классификации 2) Определение грузоподъемности главных балок и элементов балластного корыта 3) Учет влияния дефектов на грузоподъемность пролетного строения.

3.3. Определение возможности и условий пропуска поездов по железнодорожным мостам: 1) Классификация поездных нагрузок по воздействию их на мосты 2) Определение величины допускаемой скорости движения поездов по мостам, имеющим недостаточную несущую способность 3) Категория мостов по их грузоподъемности.

3.4. Оценка усталостной долговечности элементов металлических мостов: 1) Основные понятия и характеристики надежности 2) Критерии оценки усталостной долговечности элементов металлических мостов 3) Усталостная долговечность элементов пролетных строений.

4. Ремонт и усиление мостов. (Компетенция/и ПСК-3.8)

4.1. Ремонт мостов: 1) Текущий и капитальный ремонт мостового полотна 2) Ремонт и смена гидроизоляции балластного корыта 3) Механизация ремонта искусственных сооружений.

4.2. Усиление мостов: 1) Способы усиления металлических пролетных строений 2) Усиление каменных, бетонных и железобетонных мостов 3) Способы увеличения несущей способности оснований.

4.3. Реконструкция мостов: 1) Основные причины, вызывающие необходимость реконструкции мостов 2) Реконструкция с заменой пролетных строений моста 3) Замена малых мостов водопропускными трубами.

4.4. Требования безопасности при работах: 1) Требования безопасности для обходчиков 2) Требования безопасности на мостах.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   18
2 8 8   17
3 8 8   16
4 8 8   16
Итого 32 32   67
В т.ч. по интерактивным формам 32 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Классификация балки проезжей части 8
2 Классификация элементов главной фермы 8
3 Усиление балки проезжей части 8
4 Усиление элементов главной фермы 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Программа AutoCAD 18
2 Программа AutoCAD 17
3 Программы, применяемые для расчета мостовых конструкций 16
4 Программы, применяемые для расчета мостовых конструкций 16

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Копыленко В.А. Малые водопропускные сооружения на дорогах России : учеб. пособие для специалистов/ В. А. Копыленко; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп.. -М., 2013. -443 с.:a-ил.ЭБС"Консультант студента"

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
9
ОПК-1 +
ПСК-3.8 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПСК-3.8 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

классификация по грузоподъемности и усиление элементов стального пролетного строения железнодорожного моста.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

классификация по грузоподъемности и усиление элементов стального пролетного строения железнодорожного моста.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные задачи, особенности эксплуатации и текущего содержания искусственных сооружений
2) Требования инструкции ЦП-628
3) Текущее осмотры ИССО
4) Периодические осмотры
5) Специальные обследования и испытания
6) Применение автоматизированных комплексов
7) Применение ручного инструмента
8) Категории неисправности
9) АСУ ИССО
10) Классификацию дефектов
11) Способы устранения дефектов
12) Дефекты металлических мостов
13) Дефекты железобетонных мостов
14) Основные повреждения опор
15) Принцип классификации и основные расчетные формулы
16) Класс элементов по прочности, устойчивости формы и выносливости
17) Возможные способы оценки грузоподъемности железобетонных пролетных строений методом классификации
18) Определение грузоподъемности главных балок и элементов балластного корыта
19) Учет влияния дефектов на грузоподъемность пролетного строения
20) Классификация поездных нагрузок по воздействию их на мосты
21) Определение величины допускаемой скорости движения поездов по мостам, имеющим недостаточную несущую способность
22) Категорию мостов по их грузоподъемности
23) Критерии оценки усталостной долговечности элементов металлических мостов
24) Усталостную долговечность элементов пролетных строений
25) Основные ремонты мостов
26) Способы усиления металлических пролетных строений
27) Усиление каменных, бетонных и железобетонных мостов
28) Способы увеличения несущей способности оснований
29) Основные причины, вызывающие необходимость реконструкции мостов
30) Требования безопасности при работах

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять несущую способность заклепочного соединения
2) Определять несущую способность болтового соединения
3) Определять несущую способность сварного соединения
4) Определять несущую способность деревянного ездового полотна
5) Определять несущую способность железобетонного ездового полотна
6) Определять несущую способность ездового полотна с металлическим настилом
7) Строить лини влияния
8) Классифицировать дефекты
9) Оценивать грузоподъемность балок со сплошной стенкой
10) Оценивать грузоподъемность элементов сквозных ферм
11) Оценивать грузоподъемность железобетонных пролетных строений методом классификации

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методикой оценки несущей способности заклепочного соединения.

2) Методикой оценки несущей способности болтового соединения.

3) Методикой оценки несущей способности сварного соединения.

4) Методикой оценки несущей способности деревянного ездового полотна.

5) Методикой оценки несущей способности железобетонного ездового полотна.

6) Методикой оценки несущей способности ездового полотна с металлическим настилом.

7) Методикой построения линий влияния.

8) Методикой классификации дефектов.

9) Методикой оценки грузоподъемности балок со сплошной стенкой.

10) Методикой оценки грузоподъемности элементов сквозных ферм.

11) Методикой оценки грузоподъемности железобетонных пролетных строений методом классификации.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 9 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-3.8 9 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Копыленко В.А. Малые водопропускные сооружения на дорогах России : учеб. пособие для специалистов/ В. А. Копыленко; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп.. -М., 2013. -443 с.:a-ил.ЭБС"Консультант студента"
2 учебное пособие для лекционного курса по дисциплине «Надежность, грузоподъёмность и усиление мостов» / Н.В. Хамидуллина; А.А. Ревякин; Никитаева К.В. ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 95 с. (ЭБС РГУПС)

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 учебное пособие для лекционного курса по дисциплине «Надежность, грузоподъёмность и усиление мостов» / Н.В. Хамидуллина; А.А. Ревякин; Никитаева К.В. ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 95 с. (ЭБС РГУПС)

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 http://www.knigafund.ru/.Электронно-библиотечная система "Книгафонд"
4 http://www.studentlibrary.ru/.Электронно-библиотечная система "Консультант студента"
5 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
6 http://library.miit.ru/miitb.php.Электронно-библиотечная система МИИТ
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания к расчетно-графической работе по дисциплине «Надежность, грузоподъемность и усиление мостов».Н.В. Хамидуллина; А.А. Ревякин – Ростов н/Д: Рост.гос. ун-т путей сообщения, 2017. – 25с. (ЭБС РГУПС)
2 Учебно-методическое пособие для лабораторных занятий по дисциплине «Надежность, грузоподъемность и усиление мостов» / Н.В. Хамидуллина; А.А. Ревякин ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 32 с. (ЭБС РГУПС)
3 Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Надежность, грузоподъемность и усиление мостов». – Ростов н/Д: Рост.гос. ун-т путей сообщения, 2017. – 22с.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 AutoCAD

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (проектор и др.);

Лабораторное оборудование.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 23058.