РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

09.08.2017 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика, учет и анализ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Экономика строительства и путевого хозяйства"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 3 Мосты

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Жигунова Анна Викторовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Экономика строительства и путевого хозяйства" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Буряков Геннадий Александрович, профессор кафедры "Экономика и менеджмент", ИСОиП (филиал) ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Экономика с и п х_С_23.05.06_во_9_ЭУА_п19319_и22824.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экономика строительства и путевого хозяйства".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экономика строительства и путевого хозяйства" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Междисциплинарный курс", "Строительство мостов";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: принципы и методы планирования, ресурсного обеспечения деятельности предприятия, разработки оперативных планов работы производственных подразделений

Умеет: использовать основные экономические категории и экономическую терминологию

Имеет навыки: оценивать эффективность использования ресурсов

ОК-9 - способностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности

Знает: методы планирования и организации труда на объектах строительства железнодорожного транспорта

Умеет: выполнить технико- экономическое сравнение различных вариантов мостовых переходов и составить смету на строительство моста по принятому варианту

Имеет навыки: разработки производственных программ и плановых заданий и анализа их выполнения

ОК-11 - способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач

Знает: методы планирования и организации работ в мостостроительных организациях

Умеет: выполнить технико- экономическое сравнение различных вариантов мостовых переходов и составить смету на строительство моста по принятому варианту

Имеет навыки: технико-экономического анализа прогрессивных конструкций мостов и пути

ПК-3 - способностью планировать, проводить и контролировать ход технологических процессов и качество строительных и ремонтных работ в рамках текущего содержания железнодорожного пути, мостов, тоннелей, других искусственных сооружений и метрополитенов

Знает: основные принципы и функции менеджмента, принципы построения организационных структур ираспределения функций управления

Умеет: определить стоимость по различным вариантам работ по обеспечению надежной эксплуатации пути и провести технико- экономическое сравнение предложенных решений

Имеет навыки: выполнять сметно-экономические расчеты

ПК-6 - способностью разрабатывать методическую и нормативную документацию по правилам содержания и эксплуатации пути, путевого хозяйства, мостов, тоннелей и метрополитенов

Комментарии кафедры:

Компетенция ОК-9 реализуется в части "способностью понимать и анализировать экономические проблемы ..., быть активным субъектом экономической деятельности".

Компетенция ОК-11 реализуется в части "способностью использовать основные положения и методы ... экономических наук при решении профессиональных задач".

Компетенция ПК-3 реализуется в части "способностью планировать... и контролировать ход технологических процессов...в рамках текущего содержания... мостов".

Компетенция ПК-6 реализуется в части "способностью разрабатывать методическую ... документацию по правилам ... эксплуатации... мостов".


Место дисциплины 1С.Б "Экономика строительства и путевого хозяйства" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Метрология, стандартизация и сертификация".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: СИВ, СИС.

Дисциплина реализуется в 9 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 85   85
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 85   85
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 9

1. Прединвестиционная подготовка к строительству и экономика проектирования. (Компетенция/и ОК-9)

1.1. Экономические отношения участников строительства.

1.2. Финансирование строительства и инвестирование.

1.3. Экономическая эффективность инвестиций.

2. Сметная стоимость строительства. (Компетенция/и ПК-3, ПК-6)

2.1. Структура сметной стоимости.

2.2. Определение сметной стоимости строительства.

2.3. Сметно-нормативные базы и комплексы.

3. Экономика строительного производства. (Компетенция/и ОК-9, ОК-11)

3.1. Договоры в инвестиционной сфере.

3.2. Экономические основы производственной деятельности в строительстве.

3.3. Технические ресурсы и основные средствав строительстве.

3.4. Материальные ресурсы и оборотные средства.

3.5. Трудовые ресурсы и заработная плата в строительстве.

3.6. Системы оплаты труда в строительстве.

4. Коммерческая деятельность строительных организаций. (Компетенция/и ОК-11)

4.1. Налогообложение строительных организаций.

4.2. Аренда и лизинг.

4.3. Анализ производственной и коммерческой деятельности.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 4   25
2 6 4   20
3 14 4   20
4 6 4   20
Итого 32 16   85
В т.ч. по интерактивным формам   2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Экономическая эффективность инвестиций 4
2 Определение сметной стоимости строительства 4
3 Оценка технических и материальных ресурсов предприятия 2
Оценка трудовых ресурсов и определение заработной платы 2
4 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Экономические отношения в сфере финансирования и оценки инвестиций в строительстве 25
2 Сметная стоимость строительства 20
3 Экономика строительного производства 20
4 Коммерческие аспекты деятельности строительных организаций 20

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Жигунова, А.В. Экономика строительства : учебно-методическое пособие для практической и самостоятельной работы / А.В. Жигунова. - ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, 2017 (ЭБС РГУПС)

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
9
ОК-9 +
ОК-11 +
ПК-3 +
ПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-9 9 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-11 9 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-3 9 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-6 9 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

экономическая эффективность новой техники (по вариантам).


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Организационно-правовые формы участников строительства
2) Виды и направления инвестиций
3) Участников инвестиционной деятельности
4) Классификацию инвестиций
5) Капитал и его воспроизводство
6) Основные источники финансирования
7) Особенности бюджетного финансирования
8) Экономические особенности выбора земельного участка
9) Сметную стоимость строительства и ее значение
10) Принципы составления локальных сметных расчетов (смет)
11) Структуру сметной стоимости строительства
12)Структуру стоимости строительно-монтажных работ
13)Структуру сметной стоимости оборудования
14)Развитие сметно-нормативных баз и комплексов
15)Основные виды договоров в строительстве
16)Структуру себестоимости строительных работ
17)Виды используемых ресурсов
15)Классификацию и показатели использования технических ресурсов
16)Состав оборотных средств и показатели их использования
17)Трудовые ресурсы в строительстве
18)Трудовые отношения в строительных организациях
19)Системы оплаты труда
20)Дополнительные виды оплаты труда
21)Стимулирующие выплаты к заработной плате
22)Налоговую систему РФ
23)Виды арендных отношений
24)Лизинг
25)Задачи и методы анализа
26)Виды заработной платы
27)Понятие себестоимости строительных работ
28)Рентабельность строительной организации и факторы, ее определяющие
29)Производительности труда в строительной организации

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Осуществить хозяйственный способ ведения строительства
2) Осуществить подрядный способ ведения строительства
3) Определять пути улучшения использования оборотных средств
4) Рассчитывать эффективность использования оборотных средств строительных организации
5) Дисконтировать стоимость
6) Применить методы определения сметной стоимости
7) Применять государственный сметно-нормативный комплекс 2001 года
8) Определить выручку от реализации строительной продукции
9) Определить прибыль строительных предприятий
10)Определить рентабельность
11)Рассчитать износ, амортизацию и пополнение основных средств
12)Осуществлять первичный учет материалов
13)Определить заработную плату работников в строительстве
14) Определить НДС

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Формировать комплексные контракты.

2)Осуществлять выбор инвестиционного решения.

3)Определить показатели экономической эффективности.

4)Определить сметную стоимость эксплуатации строительных машин.

5)Реализовать ресурсные и базисные методы определения сметной стоимости.

6)Сформировать сметную документацию.

7)Оценить экономию от сокращения продолжительности строительства.

8) Оптимизировать производственную мощность строительной организации.

9) Осуществить выбор технических ресурсов для строительства.

10) Определить потребность в материалах.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-9 9 1, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-11 9 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 9 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-6 9 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Павлов А.С. ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - Научная школа: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г.Москва), 2017 (ЭБС "Юрайт")
2 Павлов А.С. ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - Научная школа: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г.Москва), 2017 (ЭБС "Юрайт")

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Гусакова Е.А., Павлов А.С. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - Научная школа: Московский государственный строительный университет — национальный исследовательский университет (г.Москва), 2017(ЭБС "Юрайт")
2 Гусакова Е.А., Павлов А.С. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - Научная школа: Московский государственный строительный университет — национальный исследовательский университет (г.Москва), 2017(ЭБС "Юрайт")

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 http://www.knigafund.ru/.Электронно-библиотечная система "Книгафонд"
4 http://www.studentlibrary.ru/.Электронно-библиотечная система "Консультант студента"
5 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
6 http://library.miit.ru/miitb.php.Электронно-библиотечная система МИИТ
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Экономическая эффективность новой техники : учебно-методическое пособие / И.Р. Кирищиева, А.В. Жигунова, Н.О. Шевкунов, В.И. Кирищиева; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2012. - 24 с.
2 Жигунова, А.В. Экономика строительства : учебно-методическое пособие для практической и самостоятельной работы / А.В. Жигунова. - ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, 2017 (ЭБС РГУПС)
3 Жигунова, А.В. Экономика строительства : учебно-методическое пособие для контрольной работы / А.В. Жигунова. - ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, 2017 (ЭБС РГУПС)

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 не предусмотрено

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (проектор и др.).


"____" _________________20___г.


Код РПД: 22824.