РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

09.08.2017 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Гидравлика и гидрология"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 3 Мосты

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Лебедева Инна Васильевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Гидравлика и гидрология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, заведующий кафедрой "Производственная безопасность", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Гидравлика и г_С_23.05.06_во_5_БЖД _п19436_и22152.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Гидравлика и гидрология".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Гидравлика и гидрология" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Железнодорожный путь", "Строительные конструкции и архитектура транспортных сооружений";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные законы электротехники, гидравлики и инженерной гидрологии

Умеет: производить геодезическую съемку, инженерно-геологические и гидрологические изыскания на объекте строительства

Имеет навыки: методами инженерно-геологических изысканий, выбора оптимальных вариантов строительства, особенно в сложных инженерно-геологических условиях, и методами защиты и рационального использования окружающей среды

ОПК-7 - способностью применять методы расчета и оценки прочности сооружений и конструкций на основе знаний законов статики и динамики твердых тел, о системах сил, напряжениях и деформациях твердых и жидких тел

Место дисциплины 1С.Б "Гидравлика и гидрология" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Сопротивление материалов", "Строительная механика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: СИВ, СИС.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 57   57
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 57   57
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 51 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Основы гидростатики. (Компетенция/и ОПК-7)

1.1. Основные понятия и определения: Краткий обзор развития гидравлики, гидрологии и гидрометрии, их значение в строительстве железных дорог.

1.2. Основные физические свойства жидкостей: Понятие и виды жидкостей, их основные характеристики. Модель невязкой (идеальной) жидкости.

1.3. Гидростатика: Гидростатическое давление и его свойства. Основное уравнение гидростатики. Приборы для измерения давления воды.

2. Основы гидродинамики. (Компетенция/и ОПК-7)

2.1. Кинематические элементы потока: Линия тока, трубка тока, элементарная струйка, поток.

2.2. Виды движения жидкости: Установившееся и неустановившееся, напорное и безнапорное, равномерное и неравномерное.

2.3. Уравнение неразрывности движения жидкости: Гидравлические элементы потока. Понятие расхода и средней скорости. Уравнение постоянства расхода.

2.4. Уравнение Д.Бернулли: Уравнение Д.Бернулли для элементарной струйки идеальной жидкости и потока реальной (вязкой) жидкости. Интерпретация уравнения Д.Бернулли и его практическое применение.

3. Гидравлические сопротивления. (Компетенция/и ОПК-7)

3.1. Режимы движения жидкости: Основное уравнение равномерного движения жидкости. Критерий Рейнольдса, ламинарный и турбулентный режим.

3.2. Понятие о гидравлических сопротивлениях и потерях напора: Профили скоростей, формулы для расчета потерь напора в трубах. Путевые и местные гидравлические сопротивления. Формула Дарси и формула Вейсбаха.

4. Истечение жидкости через отверстия, насадки, водосливы, гидравлический прыжок и сопряжение бьефов. (Компетенция/и ОПК-7)

4.1. Истечение жидкости через отверстия и насадки: Классификация отверстий. Истечение жидкости через малое отверстие в тонкой стенке в атмосферу. Опытное определение коэффициентов расхода, скорости, сжатия и сопротивления из отверстий и насадок. Понятие инверсии струи. Виды насадок.

4.2. Водосливы: Классификация водосливов. Гидравлический расчет водосливов.

4.3. Гидравлический прыжок и сопряжение бьефов: Условия образования гидравлического прыжка. Основное уравнение гидравлического прыжка. График прыжковой функции.

5. Гидравлика дорожных водопропускных труб и малых мостов. (Компетенция/и ОПК-7)

5.1. Дорожные водопропускные сооружения: Гидравлическая классификация дорожных труб. Гидравлический расчет отверстий дорожных труб и малых мостов.

5.2. Гидравлика больших мостов: Русловые процессы. Основные принципы расчета отверстий больших мостов.

6. Основы инженерной гидрологии. (Компетенция/и ОПК-7)

6.1. Общая гидрология суши: Круговорот воды в природе. Уравнение водного баланса.

6.2. Основы речной гидрометрии: Измерение уровней и глубин воды. Измерение скоростей течения воды. Определение расходов воды речных потоков.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 4 2 4
2 4 4 4 4
3 2   6 10
4 4 2 4 14
5 2 4   14
6 2 2   11
Итого 16 16 16 57
В т.ч. по интерактивным формам 4 4 2  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Приборы для измерения гидростатического давления и их поверка. 2
2 Опытная проверка уравнения Д.Бернулли. 2
Л.р. №9 Тарировка расходомера. 2
3 Изучение режимов движения жидкости. 2
Определение коэффициента гидравлического сопротивления на прямом участке. 2
Определение коэффициента местного сопротивления. 2
4 Истечение жидкости через водослив. 2
Исследование гидравлического прыжка. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Решение задач на тему: «Основные физические свойства жидкостей». 2
Решение задач на тему: «Основное уравнение гидростатики». 2
2 Решение задач с использованием уравнения Д.Бернулли. 4
4 Решение задач на тему: «Истечение жидкостей из отверстий и насадок». 2
5 Гидравлический расчет дорожных водопропускных труб. 4
6 Решение задач на тему: «Основы речной гидрометрии». 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Краткая история развития гидравлики и гидрологии. Законы Паскаля и Архимеда. Уникальные свойства воды. Сила давления на плоские и криволинейные поверхности. 4
2 Гидравлические элементы потока. Основное уравнение равномерного движения жидкости. 4
3 Природа турбулентного режима движения реальной жидкости. Понятие о шероховатости труб. Зоны гидравлических сопротивлений. Формула Альтшуля. Гидродинамическое подобие. Движение жидкости в напорных трубопроводах. 10
4 Общие сведения о сопряжении бьефов. Водобойный колодец. Движение грунтовых вод. Основные понятия и определения теории фильтрации. Основное уравнение неравномерного движения грунтовых вод. 14
5 Гидравлика больших мостов. Основные принципы расчета отверстий больших мостов. Гидрологические расчеты при проектировании мостовых переходов и дорожных водопропускных труб. 14
6 Питание и водный режим рек. Ледовые явления на реках и наледи. Движение наносов. Русловые процессы. 11

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Гарин В.М. Гидравлика и гидравлические машины: учеб. пособие / В.М.Гарин, В.И.Сапрыкин, А.И.Озерский, И.В.Лебедева; Рост.гос. ун-т путей сообщения. –Ростов н/Д, 2009. -116 с. ЭБС РГУПС.
2 Лебедева, И.В. Гидравлика и гидравлические машины: учеб. пособие / И.В. Лебедева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 120 с.: ил. – Библиогр.: с. 119–120. ISBN 978-5-88814-507-4 2017. НТБ РГУПС.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-7 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие и виды жидкостей, их основные характеристики.
2) Модель невязкой (идеальной) жидкости.
3) Понятие плотности и удельного веса.
4) Понятие гидростатического давления и его свойства.
5) Приборы, измеряющие давление. Единицы измерения давления.
6) Основное уравнение гидростатики.
7) Силы, действующие в жидкости.
8) Основные кинематические элементы.
9) Понятие расхода жидкости. Уравнение постоянства расхода.
10) Уравнение Д. Бернулли для реальной жидкости.
11) Уравнение Д.Бернулли для идеальной жидкости.
12) Интерпретация уравнения Д.Бернулли.
13) Два режима движения жидкости.
14) Виды движения жидкости.
15) Гидравлические сопротивления. Формулы Дарси и Вейсбаха.
16) Профили скоростей при ламинарном и турбулентном режиме.
17) Определение потери напора по длине трубопровода.
18) Понятие о шероховатости труб.
19) Зоны гидравлических сопротивлений.
20) Виды насадок. Области их применения.
21) Понятие инверсии струи.
22) Классификация водосливов.
23) Формула для определения коэффициента расхода прямоугольного водослива
24) Формула для определения коэффициента расхода треугольного водослива
25)Основное уравнение гидравлического прыжка.
26) График прыжковой функции.
27) Классификация дорожных водопропускных сооружений.
28) Круговорот воды в природе.
29) Уравнение водного баланса.
30) Гидравлическая классификация дорожных труб.
31) Ледовые явления на реках и наледи.
32) Понятие питания и водного режима рек.
33) Понятие движения наносов и русловых процессов.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Измерять избыточное давление на приборах.
2) Применять основное уравнение гидростатики для решения задач.
3) Применять уравнение Д. Бернулли для решения практических задач.
4) Решать задачи с применением основного уравнения гидростатики.
5) Определять режим движения жидкости.
6) Определять потери напора на прямом участке.
7) Определять коэффициент путевых потерь.
8) Определять коэффициент местных сопротивлений.
9) Определять коэффициенты при истечении жидкости из отверстий при постоянном напоре.
10) Определить коэффициенты при истечении жидкости из насадок при постоянном напоре.
11) Выполнять гидравлический расчет водосливов.
12) Производить гидравлический расчет отверстий дорожных труб.
13) Измерять уровни и глубины воды в открытых руслах.
14) Измерять скорости течения воды в открытых руслах .
15) Определять расход воды речных потоков.
16) Рассчитывать расход жидкости с использованием трубчатого водомера Вентури.
17) Рассчитывать скорости потока жидкости с использованием трубчатого водомера Вентури.
18) Определять гидравлический укон на участке трубы.
19) Определять диаметр трубы, необходимый для пропуска заданного расхода воды.
20) Рассчитывать коэффициенты приистечении жидкости из отверстий и насадок.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Проведения поверки приборов для измерения давления.

2) Расчета абсолютной погрешности манометра (вакууметра).

3) Расчета относительной погрешности манометра (вакууметра).

4) Определения годности прибора (манометра, вакууметра).

5) Расчета плотности и удельного веса жидкости.

6) Определения средней плотности жидкости, полученной смешением двух жидкостей.

7) Определения объемного и массового расходов жидкости.

8) Определения средней скорости в трубопроводе.

9) Определения числа Рейнольдса.

10) Определения расхода с использованием уравнения постоянства расхода.

11) Определения потерь напора на трение по длине потока.

12) Построения пьезометрической линии в трубопроводе переменного сечения.

13) Построения линии полной удельной энергии в трубопроводе переменного сечения.

14) Определения диаметра самотечного трубопровода, подающего воду из реки в береговой колодец.

15) Расчета всасывающего трубопровода.

16) Расчета напорного трубопровода.

17) Определения коэффициент фильтрации.

18) Использования уравнения неравномерного движения грунтовых вод.

19) Использования графика прыжковой функции.

20) Определения сопряженных глубин гидравлического прыжка.

21) Проведения гидрологического расчета при проектировании мостовых переходов.

22) Проведения гидрологического расчета при проектировании дорожных водопропускных труб.

23) Определения удельной энергии сечения потока.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-7 5 1, 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Лебедева, И.В. Гидравлика и гидравлические машины: учеб. пособие / И.В. Лебедева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 120 с.: ил. – Библиогр.: с. 119–120. ISBN 978-5-88814-507-4 2017. НТБ РГУПС.

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Копыленко В.А. Малые водопропускные сооружения на дорогах России [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.А. Копыленко. - М. : УМЦ ЖДТ, 2013. НТБ РГУПС.
2 Гидравлика, гидромашины и гидропневмопривод: учеб. пособие для вузов / Т.В. Артемьева, Т.М. Лысенко, А.Н. Румянцева, С.П. Стесин; ред. С.П. Стесин. -3-е изд., стер. -М.: Академия, 2007. -336 с. НТБ РГУПС.
3 Практикум по гидравлике, гидрологии, гидропневмоприводу и гидрогазодинамике: учеб. пособие / И.В. Лебедева, А.В. Коновалов, Д.А. Рудиков, Л.В. Дергачева, Е.В. Наливкина,; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 120 с.: ил. – Библиогр.: с. 119–120. ЭБС РГУПС.
4 Журнал Вестник машиностроения [Текст] : научно-технический и производственный журнал/ учредитель: А. И. Савкин. - М. : Инновационное машиностроение. - ISSN 0042-4633. НТБ РГУПС.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 http://www.knigafund.ru/.Электронно-библиотечная система "Книгафонд"
4 http://www.studentlibrary.ru/.Электронно-библиотечная система "Консультант студента"
5 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
6 http://library.miit.ru/miitb.php.Электронно-библиотечная система МИИТ
7 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Практикум по гидравлике, гидравлическим машинам и гидропнемоприводу: учебное пособие для проведения лабораторных работ по гидравлике / В.М. Гарин, Л.В. Громова, И.В. Лебедева, А.И. Озерский. –Рост. гос. ун-т путей сообщения, Ростов н/Д, 2006. –132 с. НТБ РГУПС.
2 Лебедева И.В. Инженерная гидрология: учеб. пособие для выполнения практических и контрольных работ по гидрологии / И.В. Лебедева, Т.А. Минина, Р.И. Сулименко; РГУПС. -Ростов н/Д, 2011. -58 с. НТБ РГУПС.
3 Гарин В.М. Расчеты равновесия и движения капельной жидкости: учеб. пособие для выполнения практических и контрольных работ по гидравлике / В.М. Гарин, М.К. Лобанова; ред. В.М. Гарин; РГУПС. -Ростов н/Д, 2010. -41 с. НТБ РГУПС.
4 Лебедева, И.В.Гидравлика и гидрология: учебно-методическое пособие к практическим занятиям / И.В. Лебедева, М.К. Лобанова; ФГБОУ ВО РГУПС.-Ростов н/Д, 2017.- 71 с. ил.- 19. Библиогр.: с. 69. НТБ РГУПС.
5 Практикум по гидравлике, гидравлическим машинам: учебное пособие для выполнения лабораторных работ по гидравлике, Коновалов А.В., Гарин В.М. Коновалов М.А., Новиков В.И., Баскаков В.Н., Ростов н/Д, РГУПС, Ч.II, 2013. - 66 с. ЭБС РГУПС.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

Не предусмотрено.


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (проектор и др.);

Лабораторное оборудование.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 22152.